• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

Ассоциация


Мероприятия


Посещение Японии

 

День шестой.

 

С вечера предыдущего дня, то усиливаясь, то ослабевая, Дзёю мучили приступы амфибиотропной асфиксии. Т.е., удушья, вызванного жабой. Потому как поездка, запланированная на сегодняшний день, выходила удручающе дорогой.

 

Тем не менее, как настоящий самурай, он не склонился перед трудностями. Напротив, поднялся пораньше утром, разбудил Сандзиро, и мы отправились по уже привычному для нас утреннему маршруту забегаловка - станция.

 

Брали билеты долго - ехать предстояло в другую провинцию, железная дорога в тех местах сильно ветвилась и служащему JR (японских железных дорог) пришлось даже сверяться со справочником. Нам предложили на выбор два варианта - прямой поезд, подороже, и с пересадкой, подешевле. В очередной раз вспомнив про жабу, решили остановиться на более дорогом варианте, дабы побыстрее преодолеть путь и побольше времени посвятить осмотру цели нашей сегодняшней поездки - парк развлечений "Сэнгоку бунка мура", в которой, согласно имеющейся у нас информации, был воссоздан замок Адзути.

 

Купив билет, пошли к путям. Дзёю поинтересовался у служащего JR, стерегущего турникеты, когда и с какого пути отправляется поезд до нашей станции - Футаминоура (г.Футами). Оказалось что через две минуты. Так что остаток пути преодолели бегом. На бегу мы терзались сомнениями, на тему, что даже в Японии поезда дальнего следования вряд ли ходят каждые пять минут…

 

Заскочили в поезд, поехали. В пути выяснилось, что нам не с чем свериться, в правильном ли мы направлении движемся, и вообще, довезет ли нас поезд, в котором мы уже ехали, до нужной нам станции. Такая уж система железнодорожного транспорта у японцев - купив билет, ты можешь сесть в любой поезд. Но выйти в город по приезду сможешь только на той станции, поездку до которой оплатил.

 

Дзёю отправился допросить проводника. Оказалось, что поезд до нужной нам станции не идет. Открытие было не очень приятным, правда, некоторый позитив вносило то, что мы движемся все же в верном направлении. Проводник предложил нам выйти на одной из следующих станция и пересесть на правильный поезд. Так мы и сделали - вышли на станции Ёккаити и, следуя указателям, перешли на платформу с поездами, идущими по нужной нам ветке. Там уже стоял поезд.

Но, когда мы подошли к нему, оказалось, что весь поезд состоял из одного вагона. Машинист (или вагоновожатый?) сказал, что его поезд непосредственно до Футаминоура не идет, однако через пятнадцать минут придет нужный нам поезд. Подумав, решили не ждать пятнадцать минут, а прокатится на таком интересном поезде - когда-то еще доведется!?

 

Полчаса поездки в компании японцев изрядно скрасило разглядывание аистов, гуляющих по аккуратным рисовым полям - и вот мы стоим на перроне в городе Цу. Афиши на стене сообщают, что в городе находится замок, то же самое сообщает и книжка Дзёю. Заманчиво. Тем не менее, от посещения местного замка мы воздержались, решив придерживаться первоначально запланированного маршрута.

 

Наконец-то подошел поезд, который доставит нас до требуемой точки. Заходим в вагон, на сиденье позади пара гайдзинов. Что они тут забыли? Некоторое время, проведенное за разглядыванием рисовых полей за окном из окна комфортабельного сиденья, и мы сходим на маленькой станции. Гайдзины поехали дальше. А на горе сияла золотом крыша замка.

 

Пожилой японец, видя нас, подсказывает куда идти, благодарим, проходим через городок и оказываемся на трассе, ведущей к горе. У дороги натыкаемся на статуи… жаб! Еще три поджидали нас у входа в тоннель, который вел через гору. За все предыдущие дни, что мы тут провели, жаб мы не встречали. Но лишь стоило про них вспомнить - и они тут как тут! Япония - страна богов…

 

 

Миновали тоннель, свернули с дороги, подъем, и перед нами высятся деревянные укрепления Сэнгоку бунка мура. На самом деле, мы оказываемся на большой (по японским меркам уж точно) автостоянке, упирающейся в деревянные стены воссозданной крепости (и в ряды вендинг машин, спрятанных в деревянные коробки из досок, куда же без них!). На стенах стоят в разных позах самураи и асигару, отражая атаку противника (по всему выходит, что туристов). У кого-то в руках лук, у кого-то копье, некоторые с аркебузами. Интересно, хотя цвета некоторых фигур смущают.

 

 

 

 

Фотографируем, идем к кассе, расположенной в нижней части стены. Называют ценник, снова вспоминаем жабу, но платим. Получаем билет, с которого нам ехидно улыбается зеленая жаба. Уже не удивляемся, проходим в парк. Парк красив, изнутри видно асигару, лежащего на башне. Снаружи его не видать. Видно, поймал пулю из аркебузы. Зачет скульпторам!

 

Сама деревня разочаровывает. Хотя все, конечно, красиво, вспоминается другое название этого парка (на самом деле, их несколько) - Эдо Вандерлэнд, страна чудес эпохи Эдо. Так у американдзинов принято называть детские парки. Похоже, это оно и есть. В первом же павильоне, куда Сандзиро заглядывает, оказывается откровенно детский тир. Предлагают пострелять по самураям, ниндзя и каким-то лесным зверям из чего-то, даже отдаленно не похожего на тэппо. Следующие павильоны не намного веселей, часть вовсе закрыта. Лезть на стены не дают.

 

Павильон Iga Magic - пол, стены и предметы в комнатах наклонены под разными углами к вертикали. Ощущения странные. В последней комнате вода бежит по желобу с водой в бочку - из-за зрительных искажений кажется, что она течет снизу вверх. Проходим комнату с ужасами (реально понравилась лишь группа крестьян-богомолов, собравшихся на кладбище), фотографируемся с фигуркой, сидящей в доме, очень смахивающего на японский вариант учителя Шифу из кунг-фу панды, съедаем мороженное, и деревня оказывается рассмотренной.

 

 

 

 

Дзёю очевидно огорчен, садится у пруда медитировать. Его последняя надежда - замок, сияющий нам со склона горы над нами. Но перед замком решили посетить представление (всего их 4, идут по хитрому графику в разных частях парка), обещающее жабу в 3-D. Ничего толкового уже не ждем, но заплачено же!

 

 

Вопреки ожиданиям, представление понравилось и изрядно подняло настроение, хотя ничего серьезного там и не показывали. По нехитрому сюжету, разыгранному частично актерами в зале, частично теми же актерами (либо актерами в тех же костюмах, кто же их там разберет?), но уже на экране, злой ниндзя по заданию такой же недоброй химэ, крадет из замка простодушной жабы (бгг) здоровенную "золотую" фигурку манэкинэко, кошки, приносящей удачу. Жаба отправляется на поиски (обнаруживается, что она с хвостом). Ниндзя и химэ зловеще, но весело хохочут, тут приходит жаба, они глумятся над ней, после чего ниндзя начинает убегать от жабы по разным частям парка.

 

Происходящее изрядно доставляло. То ниндзя, пробегая мимо торговца газировкой (мы десять минут назад тоже проходили мимо его лавочки) получает предложение сыграть в камень-ножницы-бумагу, выигрывает газировку и довольный бежит дальше; жаба (в целом позитивный персонаж) в ответ на предложение сыграть без разговоров бьет торговцу зеленым кулаком в челюсть. То ниндзя ловко проскальзывает через вращающуюся дверь, а у жабы там застревает ее широченная зеленая физиономия. То посетители по-разному показывают жабе путь, которым побежал ниндзя. Апофеозом действа стал момент, когда ниндзя ехал на автобусе и увидел жабу переходящей дорогу. К нашему великому удовлетворению, жаба была раздавлена до состояния блина. То, что ее потом надули насосом, и она таки забрала свою нэко, уже не могло омрачить нашего праздника, настроение улучшилось, и покидали мы представление, широко улыбаясь.

 

Следующее представление по плану было в замке, путь туда лежит через эскалатор и деревню ниндзя. Деревня ниндзя выглядит интересно (хотя асфальтовых дорожек никто не отменял), но осматривать ее пока некогда, садимся на паланкиновый автобус (ну, так он называется, и стилизован под паланкин, в которых раньше бодрые носильщики катали важных особ). Едем в замок.

 

К 1575 г. Ода Нобунага, победив ближайших соседей, стал самым могущественным даймё в Японии. В целях демонстрации свой власти он задумал строительство замка нового типа. До этого момента замки в основном были небольшими фортами, предназначенными больше для наблюдения за местностью, чем для обороны.

 

В 1576 г. Нобунага отдал приказ о строительстве замка Адзути в стратегическом месте, позволявшем контролировать основные дороги Токайдо и Накасэндо, а также любой трафик по озеру Бива. Замок располагался на холме высотой около 110 м. и находился всего примерно в 55 км. от столицы Японии г. Киото. Это расстояние можно было покрыть за один день.


Для строительства были приглашены лучшие специалисты из Киото, Осака и Нара, также есть свидетельства, что в планировании принимал участие европейский инженер. Замок был закончен к 1579 г. Постройка Адзути произвела переворот в военной архитектуре. Он должен был поражать не только своей мощью, но и богатством внутреннего устройства. Адзути, спроектированный Нива Нагахидэ, одним из военачальников Нобунага, со всеми своими задачами справлялся. Недаром имя замка вошло составной частью в название новой эпохи - Адзути-Момояма.

 

По иронии судьбы, символ могущества Ода просуществовал всего три года и погиб в одно время с хозяином. В 1582 г. Акэти Мицухидэ поднял мятеж, в результате которого Ода Нобунага совершил сэппуку в окруженном войсками Акэти храме Хоннодзи. Из Хоннодзи Акэти двинулся в Адзути, в ожесточенной схватке со вторым сыном Нобунага - Нобукацу - замок был захвачен и разрушен. Замок никогда больше не был восстановлен. Ныне от него остались только развалины стен и каменная лестница.

 

Цитируется по книге "Цитадели Самураев"

В наше время, уже в совсем в другом районе Японии, в г.Футами возведена реконструкция замка Адзути.

 

Замок оказался красив. Ворота, парк, красиво все. При этом сам замок весьма радует глаз, видно, что воссоздавали его очень тщательно. И, хотя то, насколько он соответствует прототипу - замку Адзути, построенному Ода Нобунага, проверить за давностью лет и отсутствием изобразительных источников сложно, замок внешне похож на модель возможного вида замка, выставленную в музее г.Адзути. Традиции японского замкостроительства соблюдены, откровенной клюквы в виде бетонных блоков (как, например, в Осака) не видать. За замок - респект!

 

 

 

Заходим внутрь - и видим целую толпу фигур самураев в полный рост, облаченных в доспехи! Доспехи, конечно, новоделы, но правильно исполненные, комплекты различаются, различается и оружие. На сасимоно гербы, опознанные нами как мон клана Имагава.

 

 

Озадаченные (ведь замок строил Ода Нобунага, причем тут Имагава?!), проходим на самый нижний этаж замка. Вот оно что! Перед нами открывается сцена сражения при Окэхадзама, когда Нобунага разгромил лагерь вторгшегося в его земли Имагава Ёсимото. Самураи Имагава охраняют ставку, самураи Нобунага стремительно атакуют. Много фигур, правильны доспехи, оружие, реалистичное исполнение. Картина очень порадовала!

 

Поднимаемся обратно на первый этаж, тут как раз начинается экскурсия по замку. Ведет ее молодой японец в костюме, стилизованном под Сэнгоку. Вновь оказываемся на самом нижнем этаже, слушаем рассказ про Окэхадхама, и про Нобунагу. Т.к. рассказ на японском, Сандзиро кроме постоянно повторяющихся имен собственных ничего не понял, а Дзёю узнал из рассказа, что Нобунага первым в Японии стал есть мясо и молоко. И фрукты. Насчет последнего есть сомнения, но, тем не менее, поместили информацию в копилку фактов.

 

Поднимаемся выше. Тут, не менее масштабно, изображена схватка войск Нобунаги и рода Сайто за обладание замком Инабаяма (ныне Гифу). Впрочем, поскольку в Гифу мы были буквально вчера, и выяснили там, что незадолго до штурма Сайто передали замок другому самураю, историчность данной сцены поставлена под сомнение. Тем не менее, с родом Сайто Нобунага действительно воевал, замок действительно брал, посмотреть приятно.

 

Еще один этаж. Снова батальная сцена! В этот раз изображен конец коалиции противников Нобунага. Его войска штурмуют замок Одани, резиденцию Асаи Нагамаса. Нагамаса был женат на сестре Нобунага, красавице Оити, и перед последним штурмом отправил ее к брату вместе с детьми. Одна из его дочерей впоследствии стала наложницей Тоётоми Хидэёси и родила ему наследника, Хидэёри, другая вышла замуж за Токугава Хидэтада, и стала матерью третьего сёгуна династии Токугава - Иэмицу. Именно момент выхода Оити с детьми из замка во время штурма и был воссоздан в этой сцене. А из черепа Асаи Нагамасы, по слухам, Нобунага сделал золотую чашу. Так тогда было принято.

 

 

 

 

 

На последнем этаже, куда привел нас наш экскурсовод, был воссоздан "инцидент у Хоннодзи" - предательское нападение войск Акэти Мицухидэ на собственного сюзерена. Застигнутый врасплох, Нобунага, одетый в один лишь дзюбан, отстреливается из юми от нападающих врагов. Сцена опять же исключительно хорошо выполнена. Тут экскурсия заканчивается.

 

 

Мы ненадолго поднимаемся на смотровую площадку. Говорят, что отсюда видно Фудзи-сан. Ее мы, к сожалению, не увидели из-за дымки, но океаном наконец-то полюбовались. Впрочем, красивые виды открывались со всех сторон донжона.

 

 

Но времени было не очень много - нас ждало выступление ниндзя, а мы еще не отсняли все фигуры. Возвращаемся в замок, по дороге натыкаемся на комнатку, в которой Нобунага ведет переговоры с южными варварами. На заднем плане стоит… негр! Неужели легенда о черном самурае Нобунага небеспочвенна?

 

 

Когда мы выходим из замка, до представления ниндзя остается пять минут. Ровно столько же до прибытия паланкин-баса. Решаем отправиться вниз пешком. Склон довольно крутой, ускорятся легко, и вскоре мы уже весело бежим. На шоу прибыли вовремя, даже пришлось немного подождать.

 

Само шоу нам понравилось, хотя было, конечно же, сугубо театральным. Тем не менее, некоторые трюки реальных ниндзя (а заодно и кучу трюков ниндзя киношных) нам показали. Ниндзя спускались с потолка, исчезали в клубах дыма, появлялись из ниоткуда и много-много дрались на мечах, прыгали, перекатывались, крутили фляки. В конце, выполнив сценку, ниндзя вдвоем вышли на сцену и стали обучать почтеннейшую публику своим знаменитым "пальцовкам" - кудзи-ин. При этом один из них - "менее опытный ниндзя" - забавно ошибался, за что получал от "более опытного коллеги" нагоняи, а то и подзатыльники. В конце нам продемонстрировали стрельбу из духовой трубки. При этом было сказано, что стрелки духовой трубки обычно смазывались ядом. После чего один из ниндзя "случайно" чиркнул стрелкой по ладони другого. Через пять секунд тот свалился, как бы замертво.

 

Затем из зала выбрали добровольцев (сначала трех, но потом, после настойчивых просьб зрителей - пятерых, одним из которых стал Дзёю) и дали по разу выстрелить из духовой трубки им тоже. Расстояние было меньше того, с которого стрелял ниндзя, но не намного. Удивила одна японка преклонных лет, которая уверенно и мощно вогнала стрелку в самый центр мишени. Больше так ни у кого не вышло, включая и актера, изображавшего ниндзя. Заподозрили, что бабушка то тренированная!

 

Дзёю, впрочем, тоже не ударил в грязь лицом, так что после стрельбы и он, и синобибабушка получили сертификаты. Что там написано, мы пока не расшифровали, впрочем, наверняка это сертификат мастера ниндзюцу с правом открывать собственную школу.

 

 

 

После представления мы сходили в Храм Мстительного Призрака (еще одна комната ужасов), поплутали в лабиринтах ниндзевского лабиринта (научившись мастерски открывать скрытые двери всех мастей) и отправились к выходу из деревни.

 

 

По дороге заглянули еще в магазин сувениров. И Дзёю успел взглянуть на домик, где наряжали в одежки Сэнгоку (ну, якобы). Тамошние расценки заставляли вспомнить жабу, так что ничего надевать мы не стали, решив вместо этого вернутся пораньше в Футами и дойти, наконец, до океана.

 

Вердикт по Сэнгокумура выносим следующий - "самурайский диснейлэнд" посещать не стоит, делать там абсолютно нечего, и, пропустив выступления, вы тоже потеряете немного. А вот в реконструкции замка Адзути побывать стоит, сцены сражений действительно производят впечатление и вдохновляют.

 

В Футами Дзёю заметил афишу - две скалы с натянутой между ними веревкой, о чем неосторожно и поведал Сандзиро, добавив, что картинка весьма известная. Понятное дело, что после таких слов Сандзиро загорелась туда сходить. А поскольку до поезда оставалось очень немного времени, то путь пришлось проделывать весьма поспешно.

Скалы оказались знаменитым Мэото-ива, что переводится как скалы-супруги. Представляют они собой группу скал, торчащих из океана неподалеку от берега, две из которых существенно выше прочих. Та, что побольше, называется Оттока-ива, и считается мужем. Меньшая, соответственно, жена, и носит имя Оннэ-ива. Они связанны между собой рисовой веревкой симэнава изрядной толщины (по некоторым данным, больше тонны весом!), символизирующей их супружество. А подразумевают собой они ни много, ни мало Идзанами и Идзанаги, первую супружескую пару японской мифологии, создавшую, по большому счету, всю Японию, не исключая и большую часть ее богов!

 

 

Помимо внушительной мифологической подоплеки, скалы и все окружающее смотрится очень красиво. Что, впрочем, само уже стало мифом - по легенде названием местность обязана Яматохимэ-но-микото, которой так понравились здешние места, что, покидая их, она оглянулась два раза. Вот местность и стали называть Футами, что значит "два взгляда".

 

С таким прошлым нет ничего странного в том, что на берегу возле Мэото-ива находится синтоистское святилище Окитама-дзиндзя, посвященное древней богине продовольствия Микэцу-но-ками. А теперь попробуйте угадать, кого мы увидели в святилище этой достопочтенной богини? Целую кучу жаб! Как выяснилось, Окитама-дзиндзя так же носит название Лягушачьего святилища. Как связана богиня продовольствия и жабы мы, к сожалению, выяснить не успели.

 


До отхода поезда времени почти не оставалось, и покидали мы Футами практически бегом. Успели, слава ками!

Вот такое нежданное приключение.

Ивакири Дзёю, Санада Сандзиро

июль 2011