• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

Ассоциация


Мероприятия


Посещение иркутского художественного музея.

Экспозиция "Искусство стран Востока XII-XX вв."

 

Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева в очередной раз приоткрывает завесу таинственной культуры Востока, на этот раз экспозицией под названием "Искусство стран Востока XII-XX вв.". Из коллекции музея, одной из крупнейших в России и составляющей около 2,5 тыс. произведений восточного искусства различных стран, в экспозицию попали изделия из Японии, Китая и Монголии.


Выставку открывают монгольские свитки "танка" - буддистские ритуальные изображения, выполненные на ткани. Ткань для монгольских танка грунтовалась специальной смесью, расписывалась красками на основе различных минералов и золотом, после чего вшивалась в обрамляющее полотно. Большинство танка были отреставрированы специально для этой экспозиции, но по обрамляющей ткани можно догадаться об их настоящем возрасте - всем им уже более 100 лет. Главными объектами изображения на танка являются будды и бодисаттвы, находящиеся в умиротворении и покое, и яростные жестокие дармапалы. Представленные танка различаются как многообразием божеств, так и размером: не только стандартные для XIX в., но и миниатюрные "карманные" изображения, выполненные тем не менее с не меньшим мастерством.


Китай в экспозиции художественного музея представлен коллекцией изделий, охватывающих семь столетий, с XIII по XX в. Различные семейные портреты поражают своей строгостью и симметрией композиции, а батальные полотна - живостью изображения. В отличие от монгольской коллекции здесь можно увидеть не только произведения изобразительного искусства, но и многое другое: ритуальную керамику, фарфор, изображения даосских божеств-покровителей, изготовленные из дерева и прекрасно вписанные в естественные формы материала. Керамику можно назвать визитной карточкой Китая вполне справедливо, так как этот вид искусства появился здесь намного раньше других стран. В экспозиции представлены различные направления: от огромных ваз, выполненных в технике многоцветной надглазурной росписи, и сосудов поменьше, расписанных синей кобальтовой краской, до вообще не раскрашенных фарфоровых статуэток богов и керамических ритуальных изделий (курительниц, чаш и пр).

Также можно увидеть китайскую вышивку XIX в. и элементы традиционной одежды.


Особенно интересной для нас является коллекция из Японии, составленная в основном из прекрасных образцов национальной скульптуры и изобразительного искусства, датируемых XIX в. Коллекция фарфора и фаянса представляет множество керамических центров Японии. На выставке можно увидеть огромную вазу, расписанную по глазури сложными узорами и сюжетами светской жизни. К этой же теме обращаются и авторы отпечатанных изображений: девушки за игрой на национальных инструментах, самурай и дама, ритуал в синтоистском храме. Также на стенах выставочного зала разместились изображения сердитого Будды и битвы двух воинов.

 

 

 

 

 

 

Стеллажи выставки заполнены керамическими изделиями различного вида и назначения. Во-первых, это несколько комплектов чайных сервизов традиционных округлых форм и два необычных, имеющих форму многогранника. Все они покрыты тонкой и изящной национальной росписью.


В экспозиции можно увидеть также декоративный фарфор: искусно расписанные блюда, статуэтки божеств различного размера - высотой от нескольких дюймов до более чем полуметровых.

 

 

Особого внимания заслуживает миниатюрная японская скульптура - нэцке. Несмотря на небольшие размеры, они отличаются завершенностью композиции, скрупулезностью и тщательностью отделки. Необычайно выразительны миниатюры "Мальчик с масками" и "Эбису - бог удачи, богатства и рыболовства".


Помимо керамики в художественном музее представлены и такие необычные изделия, как фигурки из кости. Следует отметить, что вырезаны они с ювелирной точностью и мельчайшими подробностями - вплоть до тонко разделенных слоев косодэ и узоров на нем. Приятным дополнением к этой коллекции стали несколько круглых вееров, украшенных вышивкой - природные мотивы и аисты.


Для углубления знаний по истории Японии эта выставка вряд ли полезна, но через произведения искусства можно сравнить светские и религиозные культуры различных стран Востока.

текст - Санада Юкико

редактура/корректура - Фрадкина Виктория