• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Исторические битвы


Осада замка Одавара

 

Провинция Сагами, 1590 г.
Тоётоми Хидэёси (ок. 210 тыс. воинов)

против

Ходзё Удзимаса (ок. 50 тыс. воинов)

 

 

Осада цитадели клана Ходзё — замка Одавара — стала окончательной точкой в многолетней кампании Тоётоми Хидэёси по объединению страны. Мелкие стычки продолжались до 1591 года, но серьезных врагов после падения Одавара у Хидэёси уже не осталось.


Провинции региона Канто на севере-востоке страны всегда оставались на периферии политической жизни. С XV в. это была вотчина клана Ходзё, или, как их еще называли, Гоходзё (поздние Ходзё), чтобы отличать от клана Ходзё эпохи Камакура. Основателем клана был Ходзё Нагаудзи (Соун). Благодаря удачной женитьбе и политическим интригам он смог стать полновластным хозяином провинций Суруга, Идзу и Сагами. Искусная внешняя политика и хорошо обученная армия помогли наследникам Нагаудзи победить могущественный клан Уэсуги, двести лет владевший Канто, и к середине XVI в. расширить свои владения до восьми провинций.


После победы над кланом Симадзу в 1587 г. и присоединения к своим владениям острова Кюсю у Хидэёси остался фактически один сильный противник на пути к полному объединению страны — клан Ходзё. Для нападения на Канто Хидэёси нужен был формальный повод, и вскоре он нашелся. В 1589 г. Хидэёси играл роль арбитра в споре кланов Ходзё и Санада по поводу принадлежности замка Нумата и долины Адзума в провинции Кодзукэ. Спор был большей частью решен в пользу Ходзё, но за Санада оставался район Адзума и замок Нагуруми. Однако через четыре месяца после оглашения решения войска Ходзё из замка Нумата атаковали Нагуруми и убили его коменданта. Хидэёси тут же провозгласил действия Ходзё «неприемлемыми», объявил им войну и на следующий год вторгся в регион Канто.


По масштабам планирования эта кампания была сопоставима с недавним вторжением на остров Кюсю. Приготовления, касавшиеся снаряжения и провизии, были доверены Накацука Масаиэ, который организовал перевозку 200 тысяч коку (около 30 тысяч тонн) риса морем из Осака вдоль побережья. Сверх всего этого 10 тысяч больших золотых монет было потрачено на покупку риса в провинциях вдоль тракта Токайдо. Хидэёси повелел своим вассалам выделить для похода от сорока до семидесяти процентов их войск, в зависимости от близости к району боевых действий. Основное бремя, таким образом, ложилось на Токугава Иэясу, чьи владения граничили с землями Ходзё и который смог в свое время увильнуть от участия в завоевании Кюсю под предлогом их удаленности от острова. Ему было приказано вместе с Гамо Удзисато и Ода Нобуо наступать на восток по тракту Токайдо, в то время как Уэсуги Кагэкацу, Санада Масаюки и Маэда Тосииэ в составе 35-тысячного корпуса должны были атаковать земли Ходзё с севера.


Провинции Иэясу были растянуты вдоль Токайдо, в рамках подготовки к кампании он начал спешно приводить в порядок эту одну из самых главных дорог Японии. Вдоль тракта строились постоялые дворы, ремонтировались старые форты. Для удобства переброски войск через реку Фудзи был построен понтонный мост.


Даймё клана Ходзё на момент вторжения был Ходзё Удзимаса, правнук основателя рода.

 

Ходзё Удзимаса, рисунок Тоса Мицуоки 1670 г.

 

В своих провинциях Ходзё построили большое количество замков, которые прикрывали подходы к главной цитадели клана — крепости Одавара. Среди них были несколько довольно крупных для своего времени, это, например, замки Яманака, Симода, Итигада, Мацуида, Оси, Ивацуки, Хатиодзи и другие. Кампания против Ходзё началась в марте 1590 г. с атаки этих вспомогательных фортов сидзё силами авангарда под командованием Токугава Иэясу и северного корпуса триумвирата Уэсуги, Маэда и Санада. Основные силы Хидэёси в это время двигались по тракту Токайдо. Общая численность армии союзников описывается историками в 210 тысяч воинов, в то время как Ходзё могли противопоставить им только около 50 тысяч бойцов.


Некоторые малые замки доблестно оборонялись и продержались фактически до конца кампании, а некоторые сдавались после непродолжительной осады либо даже первого штурма. Сперва Удзимаса планировал дать генеральное сражение в поле, но передумал и с большинством своих войск отступил за стены Одавара. Он рассчитывал, что проблемы снабжения не дадут Хидэёси провести долговременную осаду, а запасов в крепости должно было хватить на несколько месяцев.

 

Удзимаса, в силу своей оторванности от политической жизни страны, не предполагал, какие силы и средства способен аккумулировать для своих кампаний этой талантливый стратег, претендующий на роль правителя всей Японии. К маю передовые части армии вторжения вышли к главной цитадели клана Ходзё, чуть позже подошли основные силы Хидэёси, началась осада замка Одавара.


История замка уходит корнями в эпоху Камакура, когда на месте будущего Одавара свою укрепленную резиденцию выстроил клан Кобаякава. В результате восстания Уэсуги Дзэнсю 1416 г. Одавара попал под контроль клана Омори из провинции Суруга. Ходзё Соун захватил замок в 1494 г. Соун и его потомки значительно перестроили и расширили крепость, в период Муромати это был один из самых хорошо укрепленных замков Японии. Он располагался на холме, имел несколько рубежей обороны, рвы с водой мидзубори и сухие рвы карабори. Каменные стены исигаки были одними из самых мощных в регионе.


План замка Одавара. Рисунок периода Эдо

 

Реконструированный в 1960 г. донжон замка Одавара.

Донжон возведен на новом месте и не повторяет главную башню ни времен Ходзё, ни более позднего замка периода Эдо

 

Реконструированный барбаканный комплекс масугата ворот Акаганэ замка Одавара


Проверку на прочность замок с честью выдержал дважды — в 1561 г. замок атаковали войска легендарного полководца Уэсуги Кэнсин, а в 1569 г. замок осадил уже Такэда Сингэн. Оба раза осаждающим взять замок не удалось.


Однако Хидэёси и не собирался брать замок штурмом, он считал Одавара совершенным в плане обороны. Была выбрана тактика тотальной блокады. Крепость была обнесена несколькими кольцами палисадов, есть упоминание, что в блокаде участвовало три больших корабля, с которых вели беспокоящий огонь из пушек. Кстати, считается, что на вооружении осажденных также было некоторое количество орудий. Насчет их эффективного применения, однако, никаких сведений не сохранилось. В любом случае наличие артиллерии у защитников никак не сказалось на итогах кампании.


Огромное войско осаждающих было рассредоточено вокруг замка, заняв все подходы и господствующие высоты. Также на соседнем с Одавара холме был выстроен осадный лагерь, вошедший в анналы истории как уникальный пример цукэдзиро, мощного, но одноразового укрепления. Для строительства лагеря Хидэёси привлек огромные силы. Кроме собственных рабочих были рекрутированы мастера из близлежащих городов. Согласно сохранившимся записям, каждый город обязали обеспечить десять дней работ, при пропуске одного дня следовало наказание в дополнительные пять дней. В результате осадный лагерь в немыслимо короткие по тем временам сроки обзавелся каменными стенами, рвами, башнями и даже собственным донжоном. Современников так поразило наличие каменных стен исигаки у временного по сути лагеря, что его нарекли Исикагидзё, «Замок каменных стен».


Строительство цукэдзиро кроме создания комфортных условий для осаждающих преследовало еще одну очевидную цель. Замок строили около 80 дней в тайне от осажденных, под прикрытием густого леса. Когда строительство было завершено, лес со стороны Одавара вырубили, и осажденные решили, что крепость возникла буквально за одну ночь. Столь убедительная демонстрация силы и возможностей Хидэёси довольно сильно сказалась на моральном состоянии защитников.

 

Вид замка Одавара с места бывшего замка Исигакидзё


Блокада не подразумевала каких-либо активных действий со стороны осаждающих, незанятые в военных действиях самураи предпочли строгой гарнизонной дисциплине развлечения и отдых. Воины Хидэёси играли в шашки, пили сакэ, устраивали поэтические турниры и чайные церемонии, приглашали актеров и танцоров. Хидэёси привез в лагерь свою наложницу Ёдо и личного мастера чайной церемонии Сэн-но-Рикю, пышно принимал императорского посланника. Многие командиры также вызвали своих жен и наложниц и проводили с ними время в комфорте и тепле. Обстановка вокруг лагеря была насквозь мирной, и к Исигакидзё потянулись местные жители, почувствовавшие, что на самураях можно неплохо заработать. Вокруг лагеря вырос целый небольшой городок со своей ярмаркой, кабаками и огородами для выращивания овощей.


В этой ситуации эпизодические атаки на укрепления замка проводили только для того, чтобы развеять скуку, пресытившись другими развлечениями. Единственный настоящий штурм за все время осады был предпринят войсками Токугава. Иэясу после присоединения земель клана Такэда достались подразделения саперов канаборисю. Он привез их из провинции Каи для участия в кампании. В один из дней рудокопы осуществили удачный подкоп под участок замковой стены. Когда каменная кладка стены рухнула, в пролом бросились «красные демоны» Ии Наомаса (элитный отряд Токугава, отличавшийся красным цветом доспеха), завязалась схватка с защитниками крепости. Однако столь малым числом крепость, конечно, было не взять, и воины Наомаса отошли на исходные позиции.


Осада замка продолжалась около ста дней, и в итоге Удзимаса решил сдаться. По условиям капитуляции он совершил самоубийство, другим членам клана жизнь сохранили, но они лишились своих владений.

 

Могила Ходзё Удзимаса и Удзитэру

 

Регион Канто был передан во владение Токугава Иэясу, как внесшему наибольший вклад в кампанию. Хидэёси посоветовал Иэясу новую ставку организовать не в Одавара, а рассмотреть маленькую рыбацкую деревушку Эдо. Иэясу согласился, переехал в Эдо и раздал земли вокруг нее своим вассалам. О судьбоносности этого решения говорит тот факт, что ныне Эдо известна под именем Токио, самого большого мегаполиса планеты.

Цитируется по книге "Осадное искусство феодальной Японии"