• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Исторические битвы


Осада монастыря Исияма Хонгандзи

 

1570-80 гг.
Провинция Сэтцу
Ода Нобунага, ок 30 тыс. воинов
против
сектантов икко-икки (командир Симоцума Райрэн
), ок 15 тыс. воинов

 

В истории Японии осада цитадели икко-икки Исияма Хонгандзи считается самой длительной подобной операцией — она продолжалась целых 11 лет.


Автор идейной основы движения икко-икки и первосвященник буддийской секты Дзёдосинсю, монах Рэннё (1415–1499) в 1496 году удалился в сельский район устья реки Ёдо, где построил уединенное убежище. В результате современных археологических исследований выяснилось, что Рэннё выбрал место среди руин императорского дворца древней столицы Нанива. Эта область была известна как «осака» («большой склон»). Небольшая обитель быстро выросла в полноценный храм и начала заполняться многочисленными сторонниками. Уже ко времени смерти Рэннё этот комплекс зданий был известен как монастырь Исияма Хонгандзи, который в итоге стал крупнейшим укрепленным монастырем в японской истории. После разгрома храма Ямасина Мидо в Кито в 1532 г. к Исияма Хонгандзи перешло звание главной цитадели движения икко-икки.

 

Что же делало этот монастырь неприступной крепостью? Прежде всего, сочетание удачного местоположения, природных факторов, фортификационных сооружений, наличия значительного гарнизона и тактически грамотного руководства обороной.


Отличное понимание расположения Исияма Хонгандзи дает карта, которая, как считается, была изготовлена вскоре после завершения осады.

 


Карта монастыря Исияма Хонгандзи и окрестностей, XVI в. Кликабельно


На карте (ориентация на ней на восток) видно, что цитадель располагалась на россыпи островов с выходом к устью реки Ёдо на западе и неплохой естественной защитой в виде хребта на севере. Протоки между островами играли роль природных рвов, через которые были перекинуты многочисленные мосты. В случае опасности мосты можно было быстро демонтировать. Местность вокруг островов была довольно разнообразной, включала в себя рисовые заливные поля, плато, леса и болота. Прихрамовый город дзинаймати (аналог призамкового ёкамати) со временем разросся вокруг храмовых построек.


К моменту противостояния с Ода Нобунага монастырь имел, если оперировать современными терминами, глубоко эшелонированную оборону. Причем мощность укреплений повышалась при движении с окраин к центру цитадели.

 

Внешние рубежи обороны были оборудованы земляными валами доруй с деревянным частоколом, небольшими рвами хори, воротами типа кораимон и простыми деревянными наблюдательными вышками. Дзинаймати, как и в случае с самурайскими замками, также являлся своеобразным рубежом обороны. Он был разделен на кварталы, которые отделялись друг от друга рвами и глинобитными стенами добэй. Разительно отличались от этой картины укрепления центрального острова, где располагались основные постройки монастыря. Тут фортификационные сооружения уже включали каменные стены исигаки и глинобитные стены добэй, двухэтажные башни ягура и мощные ворота типа ягурамон. Эта
часть монастыря практически ничем не отличалась от современных ему наиболее развитых самурайских замков.

 

Укрепления монастыря Исияма Хонгандзи. Рисунок Peter Dennis

 

Вместо донжона в самом центре крепости находились два огромных зала — Амидадо («зал будды Амиды») и Гоэйдо («зал основателя»), соединенные коридором. В современных храмах секты Дзёдосинсю также эти два зала являются основными и архитектурой мало отличаются от своих предшественников.



Залы Амидадо и Гоэйдо в храме Ниси Хонгандзи в Киото


Как ни странно, значительная часть укреплений была возведена в период с 1570 по 1576 год, то есть уже в условиях осады войсками Нобунага.


Постоянный гарнизон монастыря состоял примерно из сотни монахов, но мог быть многократно усилен по сигналу колокола за счет проживавших в окрестностях т.н. «последователей» - монто. Перед столкновением с Нобунага в монастырь начали стекаться сторонники икко-икки как из близлежащих поселений, так и из провинций Кага и Этидзэн. В пику Нобунага сектантов поддерживали враждебные ему кланы. Особенно активен в этом отношении был клан Мори, его традиционно сильный флот наладил бесперебойное морское снабжение мятежной цитадели. Легендарные даймё Уэсуги Кэнсин и Такэда Сингэн на северо-западе оттягивали на себя значительные силы Нобунага, что тоже играло на руку икко-икки. Кроме того, подкрепления в монастырь прислали монахи храма Нэгородзи.

 

В монастыре Исияма Хонгандзи. Рисунок Wayne Reynolds


В августе 1570 г. Ода Нобунага выдвинулся из своей ставки в Гифу с 30-тысячным войском и приказал строить форты вокруг Исияма Хонгандзи, осада началась. В сентябре икко-икки и монахи-воины сохэй из Нэгородзи внезапно ночью атаковали войска Нобунага в фортах Кавагути и Такадоно, заставив их покинуть укрепления. Как уже упоминалось, икко-икки были весьма искусны в обращении с аркебузами и строили тактику боя на основе плотного ружейного огня. В нападении на форты Нобунага участвовало около трех тысяч стрелков, ими был применен примитивный поточно-залповый огонь. Эту тактику взял на вооружение Нобунага, доработал и применил пять лет спустя против войск клана Такэда в знаменитой битве при Нагасино.

 

Аркебузиры икко-икки

 

Следующие шесть лет осада продолжалась в вялотекущем режиме. Нобунага был занят штурмом другой крепости икко-иккиНагасима и войной с кланом Такэда. Оставленные под Исияма Хонгандзи войска пытались блокировать поставки продовольствия и вооружения, а также предпринимали периодические беспокоящие атаки на внешние укрепления. Однако блокада не имела успеха, так как море контролировалось флотом Мори, и осажденные продолжали получать все необходимое морским путем.


В 1574 г. пал Нагасима, а в 1575 г. объединенные силы Ода и Токугава нанесли сокрушительное поражение клану Такэда в битве при Нагасино. Появилась возможность уделить больше внимания осаде Исияма Хонгандзи. В апреле 1576 г. боевые действия начались с атаки отрядов под командованием генералов Акэти Мицухидэ и Араки Мурасигэ. Однако этот штурм был, скорей всего, своеобразной разведкой боем, так как три тысячи атакующих ничего бы не смогли сделать с 15-тысячным гарнизоном защитников. Атака в итоге была с легкостью отбита.


Уяснив, что силы защитников возросли, а рубежи значительно укреплены, Нобунага решил перейти к тактике изолирования монастыря и лишения его поддержки сторонников. Нобунага атаковал форты икко-икки в провинции Кии, а Тоётоми Хидэёси по его приказу выступил против храма Нэгородзи. Храм Хидэёси взять не удалось, но монахи понесли значительные потери и выбыли из дальнейшей игры. Нобунага вновь, как и при осаде Нагасима, призвал на помощь флотоводца Куки Ёситака. Однако Ёситака не смог установить морскую блокаду, он столкнулся с флотом клана Мори, превосходящим его как численно, так и тактически, и потерпел поражение в битве при Кидзугавагути.

 

Корабли типа атакабунэ и сэкибунэ в первой битве при Кидзугавагути

Рисунок Wayne Reynolds


Несмотря на поддержку клана Мори, икко-икки начали терять поддержку среди местного населения. Этому способствовали в том числе победы Нобунага на других направлениях. Настоятель Коса выпустил воззвание к жителям, но на его призыв практически никто не откликнулся. К 1578 г. Исияма Хонгандзи ощущал серьезную нехватку живой силы, именно этот момент выбрал Нобунага, чтобы нанести новый удар.


В первую очередь требовалось разбить флот Мори, для этой задачи флотилии Ёситака были приданы новые корабли, включая шесть огромных оатакабунэ. Они были в несколько раз крупнее и так не маленьких обычных атакабунэ. Очевидцы называли эти громадные корабли тэссэн, что означает «железный корабль». Это дает некоторое право Нобунага претендовать на звание создателя первых в мире броненосцев. На самом деле, конечно, корабли не были построены из железа и даже не обшивались полностью железной броней. Скорей всего, металлические пластинки усиливали борта оатакабунэ для защиты от ядер и пуль противника.

 

Сравнение размеров кораблей атакабунэ (внутри) и оатакабунэ

 

Оатакабунэ, как и их предшественник атакабунэ, по сути представляли собой плавучую платформу практически прямоугольной формы. Мореходные качества таких кораблей были крайне низкими, они годились в основном для прибрежных операций. Артиллерия флотилии была весьма скудной и маломощной, что частично компенсировалось большим количеством стрелков-аркебузиров. Флот клана Мори под командованием Мураками Такэёси был разбит во второй битве при Кидзугавагути. Замкнулось кольцо блокады вокруг Исияма Хонгандзи.

 

Корабли тэссэн во второй битве при Кидзугавагути

 

В том же 1578 г. умер Уэсуги Кэнсин, который оттягивал значительную часть войск Нобунага на севере. Обороной монастыря к этому моменту руководил Симоцума Райрэн (1537–1626). Амбициозный лидер, Райрэн планировал поход на Киото с целью смены сёгуна. Однако на пламенный манифест, где Райрэн призывал даймё других провинций разбить Нобунага и присоединиться к кампании против сёгуна, не ответил ни один клан. Изоляция Исияма Хонгандзи, задуманная Нобунага, с блеском удалась.


Войска Нобунага начали постепенно захватывать внешние рубежи обороны. Практически каждый день происходили атаки на разных участках линии укреплений. К 1580 г. у осажденных подошли к концу запасы провизии и боеприпасов. Нобунага был полон решимости уморить непокорный монастырь голодом или взять штурмом, когда защитники полностью ослабнут. Однако в апреле гонец от императора доставил в крепость письмо, где предлагалась почетная капитуляция. Нобунага очень не нравился такой исход кампании, но в итоге он на него согласился, и в августе 1580 г. монастырь окончательно сдался. По условиям капитуляции защитников крепости оставили в живых, а вот все постройки и укрепления были сожжены дотла.


Удачное положение Исияма Хонгандзи настолько понравилось Тоётоми Хидэёси, что, придя к власти, в 1583 г. на месте монастыря он начал строительство своей главной цитадели — замка Осака.

 

Памятный знак о монастыре Исияма Хонгандзи в замке Осака

 

Цитируется по книге "Осадное искусство феодальной Японии"