Святилище Ицукусима-дзиндзя
Местонахождение:
остров Миядзима (Ицукусима), префектура Хиросима.
Постройки со статусом: "национальное сокровище", "важная
культурная собственность"
Вид красных ворот тории синтоистского святилища Ицукусима
является одной из визитных карточек Страны восходящего солнца.
Благодаря японскому философу Хаяси Радзан с 1643 г. этот вид также
входит в число так называемых «трех знаменитых пейзажей Японии».
Ворота тории святилища Ицукусима-дзиндзя
Небольшой остров Ицукусима (Миядзима) находится в западной части
Внутреннего моря Сэто (Сэтонайкай), между двумя основными японскими
островами Хонсю и Сикоку, и благодаря расположению на его территории
самой высокой горы в этом районе (Мисэн, высота 530 м) с древних
времен являлся объектом поклонения местных жителей. Благоговение
перед священным местом было настолько велико, что ступать на остров
было строжайше запрещено: сперва молитвы божествам возносились
издалека, с острова Хонсю, а затем был принят компромиссный вариант
— построить храм на воде и тем самым быть ближе к объекту поклонения,
не оскверняя священную землю прикосновением. Запрет посещения
острова был снят к XV в., однако и в наше время на острове запрещено
производить захоронения и принимать роды.
Святилище
Ицукусима-дзиндзя
Считается, что храм Ицукусима был основан в 593 г., однако никаких
письменных подтверждений его существования до 811 г. не обнаружено.
Расцвет храма приходится на XII в. и связан с именем Тайра Киёмори
(1118–1181 гг.). Киёмори был первым военачальником, который возвысил
самурайское сословие и путем военных действий и политических интриг
смог получить реальную власть в стране. Киёмори верил, что божество
Ицукусима являлось покровителем рода Хэйкэ (Тайра) и что именно
ему он обязан своими военными победами в смутах
годов Хогэн (1156 г.) и Хэйдзи
(1160 г.), а также успешной политической карьерой.
Памятник
Тайра Киёмори на острове Ицукусима
При
Киёмори на нужды храма были выделены значительные средства, и
основные работы по грандиозной реконструкции всех построек были
завершены к 1168 г. Дизайн храма сформировался под влиянием архитектуры
аристократических вилл столицы Киото. После серии разрушений от
огня и наводнений храм был реконструирован в 1241 г., большинство
строений, дошедших до наших дней, датируются именно этим периодом.
Со временем синтоистский храм обрастал дополнительными строениями,
в том числе, следуя в русле религиозного синкретизма, некоторыми
буддистскими храмами.
Двадцать построек двух храмовых комплексов и сопутствующих сооружений
не только находятся под протекторатом ЮНЕСКО, но и охраняются
японским законом 1950 г. «О защите культурного достояния». Все
постройки в зависимости от аутентичности и
важности имеют либо высший статус культурного наследия — национальное
сокровище, либо являются важной культурной собственностью.
Национальные сокровища
Национальным сокровищем признаны шесть построек в основном храмовом
комплексе (Хонся) и четыре в малом храмовом комплексе Сэсся Мародо-дзиндзя.
Главный зал Хондэн основного комплекса Хонся был специально
построен для хранения изображений основных почитаемых в храме
божеств — трех дочерей Такэхая Сусаноо-но-микото, синтоистского
бога ветра, морей и штормов, брата богини солнца Аматэрасу, верховного
божества императорской семьи. Последний раз постройку реконструировали
в 1571 г. К главному залу примыкает зал подношений Хэйдэн.
Молитвенный зал Хайдэн не изменялся со времен перестройки
1241 г.
Залы Хондэн
и Хайдэн
Зал
Харайдэн предназначен для очистительных церемоний участников
религиозных фестивалей, также сохранился с 1241 г. Постройки основного
храмового комплекса соединяются с землей на северо-востоке и западе
при помощи крытых коридоров Хигасикайро и Нисикайро. Эти
галереи сохранились со времен реконструкции второй половины XVI
в.
Крытые
коридоры
Сцена
Такабутай используется для придворных танцев в честь почитаемых
божеств. Широкая площадка Хирабутай перед залом Харайдэн вмещает
большое количество зрителейи участников церемоний.
Площадка
Хирабутай
Малый храмовый комплекс Сэсся Мародо-дзиндзя последний раз подвергался
серьезному ремонту в 1433 г. Главный зал Хондэн посвящен
пяти ками, братьям божеств, почитаемых в основном комплексе
Хонся. Назначение остальных построек — залов Хайдэн, Харайдэн
и Хэйдэн — совершенно то же, что и у аналогичных построек
основного комплекса Хонся.
Зал
Харайдэн малого храмового комплекса Сэсся Мародо-дзиндзя
Важная культурная собственность
Большие ворота тории (Отории) были построены в 1168
г., однако современный вид приобрели со времен последней реконструкции
1875 г. Они выполнены из камфорного дерева, в высоту достигают
16 м и весят примерно 60 т. Ранее паломники, прибывающие в храм
на лодках, должны были проплывать под воротами.
Уникальность тории храма Ицукусима состоит в том, что во время
отлива к ним можно пройти пешком по обнажающемуся дну бухты, а
в часы прилива ворота оказываются в воде, как бы скользя над заливом.
Ворота
тории во время отлива
Сцена Нобутай основного храмового комплекса Хонся была
построена в 1680 г. и предназначалась для представлений японского
национального театра Но, посвященных почитаемым божествам. Это
единственная в Японии театральная сцена на воде, ее нынешний
вид сохранился со времен реконструкции 1827 г. С помещением
Ногакуя, где актеры отдыхали и готовились к выступлению,
сцену соединяет крытый мост Хасигакари.
Сцена
Нобутай
Небольшой
зал Асадзая используется для сбора священников перед началом
церемоний. На юге крытые галереи соединяют с землей мосты Агэмидзухаси
и Нагахаси.
Самый живописный мост храма носит название Сорибаси (Арочный),
нынешний вид приобрел в 1557 г., когда он был реконструирован
стараниями лидеров клана Мори — отца и сына, Мотонари и Такамото.
Мост также встречается в документах под именем Тёкусибаси, то
есть мост Императорских Вестников: через него прибывали в главный
храм гонцы от императора во время важных религиозных праздников.
Мост Сорибаси
Малые храмы Сэсся Дайкоку-дзиндзя, Сэсся Тэндзин-ся и Сэсся Омото-дзиндзя
относятся к постройкам XVI в. и посвящены божествам Дайкоку, Тэндзин
и Оямадзуми соответственно.
|