• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

Культура


Буддистские храмы и синтоистские святилища


Святилище Ицукусима-дзиндзя

 

Местонахождение: остров Миядзима (Ицукусима), префектура Хиросима.
Постройки со статусом: "национальное сокровище", "важная культурная собственность"


Вид красных ворот тории синтоистского святилища Ицукусима является одной из визитных карточек Страны восходящего солнца. Благодаря японскому философу Хаяси Радзан с 1643 г. этот вид также входит в число так называемых «трех знаменитых пейзажей Японии».


Ворота тории святилища Ицукусима-дзиндзя


Небольшой остров Ицукусима (Миядзима) находится в западной части Внутреннего моря Сэто (Сэтонайкай), между двумя основными японскими островами Хонсю и Сикоку, и благодаря расположению на его территории самой высокой горы в этом районе (Мисэн, высота 530 м) с древних времен являлся объектом поклонения местных жителей. Благоговение перед священным местом было настолько велико, что ступать на остров было строжайше запрещено: сперва молитвы божествам возносились издалека, с острова Хонсю, а затем был принят компромиссный вариант — построить храм на воде и тем самым быть ближе к объекту поклонения, не оскверняя священную землю прикосновением. Запрет посещения острова был снят к XV в., однако и в наше время на острове запрещено производить захоронения и принимать роды.


Святилище Ицукусима-дзиндзя


Считается, что храм Ицукусима был основан в 593 г., однако никаких письменных подтверждений его существования до 811 г. не обнаружено. Расцвет храма приходится на XII в. и связан с именем Тайра Киёмори (1118–1181 гг.). Киёмори был первым военачальником, который возвысил самурайское сословие и путем военных действий и политических интриг смог получить реальную власть в стране. Киёмори верил, что божество Ицукусима являлось покровителем рода Хэйкэ (Тайра) и что именно ему он обязан своими военными победами в смутах годов Хогэн (1156 г.) и Хэйдзи (1160 г.), а также успешной политической карьерой.

 

Памятник Тайра Киёмори на острове Ицукусима

 

При Киёмори на нужды храма были выделены значительные средства, и основные работы по грандиозной реконструкции всех построек были завершены к 1168 г. Дизайн храма сформировался под влиянием архитектуры аристократических вилл столицы Киото. После серии разрушений от огня и наводнений храм был реконструирован в 1241 г., большинство строений, дошедших до наших дней, датируются именно этим периодом.


Со временем синтоистский храм обрастал дополнительными строениями, в том числе, следуя в русле религиозного синкретизма, некоторыми буддистскими храмами.


Двадцать построек двух храмовых комплексов и сопутствующих сооружений не только находятся под протекторатом ЮНЕСКО, но и охраняются японским законом 1950 г. «О защите культурного достояния». Все постройки в зависимости от аутентичности и
важности имеют либо высший статус культурного наследия — национальное сокровище, либо являются важной культурной собственностью.


Национальные сокровища


Национальным сокровищем признаны шесть построек в основном храмовом комплексе (Хонся) и четыре в малом храмовом комплексе Сэсся Мародо-дзиндзя.


Главный зал Хондэн основного комплекса Хонся был специально построен для хранения изображений основных почитаемых в храме божеств — трех дочерей Такэхая Сусаноо-но-микото, синтоистского бога ветра, морей и штормов, брата богини солнца Аматэрасу, верховного божества императорской семьи. Последний раз постройку реконструировали в 1571 г. К главному залу примыкает зал подношений Хэйдэн. Молитвенный зал Хайдэн не изменялся со времен перестройки 1241 г.

 

Залы Хондэн и Хайдэн

 

Зал Харайдэн предназначен для очистительных церемоний участников религиозных фестивалей, также сохранился с 1241 г. Постройки основного храмового комплекса соединяются с землей на северо-востоке и западе при помощи крытых коридоров Хигасикайро и Нисикайро. Эти галереи сохранились со времен реконструкции второй половины XVI в.

 

Крытые коридоры

 

Сцена Такабутай используется для придворных танцев в честь почитаемых божеств. Широкая площадка Хирабутай перед залом Харайдэн вмещает большое количество зрителейи участников церемоний.

 

Площадка Хирабутай


Малый храмовый комплекс Сэсся Мародо-дзиндзя последний раз подвергался серьезному ремонту в 1433 г. Главный зал Хондэн посвящен пяти ками, братьям божеств, почитаемых в основном комплексе Хонся. Назначение остальных построек — залов Хайдэн, Харайдэн и Хэйдэн — совершенно то же, что и у аналогичных построек основного комплекса Хонся.


Зал Харайдэн малого храмового комплекса Сэсся Мародо-дзиндзя


Важная культурная собственность


Большие ворота тории (Отории) были построены в 1168 г., однако современный вид приобрели со времен последней реконструкции 1875 г. Они выполнены из камфорного дерева, в высоту достигают 16 м и весят примерно 60 т. Ранее паломники, прибывающие в храм на лодках, должны были проплывать под воротами.


Уникальность тории храма Ицукусима состоит в том, что во время отлива к ним можно пройти пешком по обнажающемуся дну бухты, а в часы прилива ворота оказываются в воде, как бы скользя над заливом.

 

Ворота тории во время отлива


Сцена Нобутай основного храмового комплекса Хонся была построена в 1680 г. и предназначалась для представлений японского национального театра Но, посвященных почитаемым божествам. Это единственная в Японии театральная сцена на воде, ее нынешний вид сохранился со времен реконструкции 1827 г. С помещением Ногакуя, где актеры отдыхали и готовились к выступлению, сцену соединяет крытый мост Хасигакари.

 

Сцена Нобутай

 

Небольшой зал Асадзая используется для сбора священников перед началом церемоний. На юге крытые галереи соединяют с землей мосты Агэмидзухаси и Нагахаси.


Самый живописный мост храма носит название Сорибаси (Арочный), нынешний вид приобрел в 1557 г., когда он был реконструирован стараниями лидеров клана Мори — отца и сына, Мотонари и Такамото. Мост также встречается в документах под именем Тёкусибаси, то есть мост Императорских Вестников: через него прибывали в главный храм гонцы от императора во время важных религиозных праздников.

 

Мост Сорибаси


Малые храмы Сэсся Дайкоку-дзиндзя, Сэсся Тэндзин-ся и Сэсся Омото-дзиндзя относятся к постройкам XVI в. и посвящены божествам Дайкоку, Тэндзин и Оямадзуми соответственно.

 

 

Цитируется по книгам "Объекты всемирного наследия Японии"

и "Национальные сокровища Японии: памятники архитектуры"