• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

Культура


Буддистские храмы и синтоистские святилища


Святилище Никко Тосёгу

 

Местонахождение: г. Никко, префектура Тотиги
Постройки со статусом: список всемирного наследия ЮНЕСКО, «национальное сокровище», «важная культурная собственность»

 

 

История храмов Никко уходит корнями в VIII в., в то время, когда буддистский монах по имени Сёдо возвел первые постройки на склонах гор Никко, которые с незапамятных времен считались священными. Никко ассоциировали с божеством — защитником региона Канто, поэтому в эпоху Камакура он стал важным религиозным центром. Однако впоследствии город был практически заброшен во время гражданских войн XVI в.


Новый статус и серьезную политическую значимость Никко обрел в XVII в., когда здесь были захоронены останки Токугава Иэясу (1542–1616), первого сёгуна эпохи Эдо (Токугава) и Токугава Иэмицу (1604–1651), третьего сёгуна. Сёгунат Токугава был у власти в Японии в течение 250 лет. В этот период Никко играл очень важную роль в качестве символа национального суверенитета и легитимности власти Токугава в глазах не только местных властей различных уровней, но и лидеров соседних государств, которые регулярно присылали своих посланников выразить почтение основателю сёгуната.


В 1600 г. Токугава Иэясу победил основных оппонентов и в 1603 г. получил главный приз своей жизни — стал сёгуном, основателем новой династии. После смерти Иэясу по сложившейся синтоистской традиции был обожествлен под именем Тосё Дайгонгэн (Великий бог восточного сияющего света). Храм Тосёгу был выстроен в 1617 г. для упокоения останков Иэясу. Первоначальные постройки были возведены генералом Иэясу — Тодо Такатора, однако в первой половине 1600-х храм был значительно расширен и перестроен внуком Иэясу и третьим сёгуном — Токугава Иэмицу, превратившись в огромный комплекс, который дошел до наших дней. Считается, что на работах по перестройке было задействовано около 127 тыс. квалифицированных рабочих, которые использовали в строительстве самые передовые на тот момент технологии. В отличие от большинства синтоистских святилищ, которые обычно характеризуются простым дизайном, Тосёгу чрезвычайно богато декорирован позолотой и искусной резьбой. В архитектуре храма видно сильное влияние Китая, поскольку идеология режима Токугава строилась на принципах неоконфуцианства.


Комплекс Тосёгу состоит из более чем дюжины крупных зданий, расположенных в живописном лесу. Сорок две постройки святилища Тосёгу вместе с другими строениями Никко входят в список ЮНЕСКО, из них восемь зданий постройки 1636 г. имеют высший статус культурного наследия Японии – «национальное сокровище», а остальные 34 – статус «важная культурная собственность»


Главный зал Хондэн, комната Исинома и зал молитв Хайдэн расположены вплотную друг к другу. Залы выполнены в традиционном архитектурном стиле иримоя, а комната – в стиле рёсагэ. Огораживающая постройки декоративная стена носит название Тодзай Сукубэй. К главному залу ведут декорированные белыми резными фигурами ворота Карамон — прекрасный образчик искусного деревянного зодчества. Внешняя часть ворот называется Сёмэн Карамон, а внутренняя — Хаймэн Карамон.

 


Ворота Сёмэн Карамон, стена Тодзай Сукубэй и зал Хондэн

 

Ворота Сёмэн Карамон

 

Залы Хондэн и Хайдэн


Одной из самых привлекательных построек святилища являются ворота Ёмэймон, также известные под именем «хигураси-но-мон», означающим, что на них можно смотреть не уставая до самого заката. Ворота невероятно затейливо украшены: на них можно насчитать более 500 резных фигур, изображающих цветы, животных, орнаменты и персонажей поучительных историй.

 

Ворота Ёмэймон, вид снаружи комплекса

 

Ворота Ёмэймон, вид изнутри комплекса

 

Ворота Ёмэймон, детали украшений


Примыкающие к воротам крытые коридоры Тодзай Кайро (восточной и западный) также украшены резными раскрашенными фигурами. В восточном коридоре находится известная фигура спящей кошки Нэмури Нэко, авторство которой приписывают Хидари Дзингоро.

 

Коридоры Тодзай Кайро

 

Нэмури Нэко


Другая хорошо известная резная композиция называется «Три мудрых обезьяны» и находится на стене Синкюся (священных конюшен). Это часть восьми резных панелей с изображением цикла жизни обезьян от рождения до беременности, которые пародируют жизнь человека. Три обезьяны закрывают себе глаза, уши и рот («не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла») — это отсыл к одному из буддистских учений, утверждающему, что если мы не будем видеть, слышать и говорить злых вещей, то и сами убережемся от влияния злых сил.

 

Три мудрых обезьяны

 

Конюшни Синкюся


Традиционные синтоистские ворота Исидории были построены в 1618 г., это одни из самых больших каменных тории в Японии. Несмотря на свою более чем 9-метровую высоту, конструкция весьма устойчива к землетрясениям.

 

Ворота Исидории


Расположенная неподалеку пятиярусная пагода Годзюното была построена в 1650 г. и реконструирована в 1818. Каждый этаж символизирует один из первоэлементов восточной философии (снизу вверх) — землю, воду, огонь, ветер и эфир.

 

Пагода Годзюното

 

Чтобы попасть к могиле Токугава Иясу, посетителям нужно преодолеть множество ступеней каменной лестницы в окружении высоких деревьев. Это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть величие основателя сёгуната Токугава.

 

Лестница к могиле Токугава Иэясу

 

Ворота Окуся Карамон (1650 г.) и пагода Окуся Хото (1683 г.) на могиле Токугава Иэясу

 

Цитируется по книгам "Объекты всемирного наследия Японии"

и "Национальные сокровища Японии: памятники архитектуры"