Святилище Никко Тосёгу
Местонахождение:
г. Никко, префектура Тотиги
Постройки со статусом: список всемирного наследия ЮНЕСКО, «национальное
сокровище», «важная культурная собственность»
История
храмов Никко уходит корнями в VIII в., в то время, когда буддистский
монах по имени Сёдо возвел первые постройки на склонах гор Никко,
которые с незапамятных времен считались священными. Никко ассоциировали
с божеством — защитником региона Канто, поэтому в эпоху Камакура
он стал важным религиозным центром. Однако впоследствии город
был практически заброшен во время гражданских войн XVI в.
Новый статус и серьезную политическую значимость Никко обрел в
XVII в., когда здесь были захоронены останки Токугава
Иэясу (1542–1616), первого сёгуна эпохи Эдо (Токугава) и Токугава
Иэмицу (1604–1651), третьего сёгуна. Сёгунат Токугава был у власти
в Японии в течение 250 лет. В этот период Никко играл очень важную
роль в качестве символа национального суверенитета и легитимности
власти Токугава в глазах не только местных властей различных уровней,
но и лидеров соседних государств, которые регулярно присылали
своих посланников выразить почтение основателю сёгуната.
В 1600 г. Токугава Иэясу победил основных оппонентов и в 1603
г. получил главный приз своей жизни — стал сёгуном, основателем
новой династии. После смерти Иэясу по сложившейся синтоистской
традиции был обожествлен под именем Тосё Дайгонгэн (Великий бог
восточного сияющего света). Храм Тосёгу был выстроен в 1617 г.
для упокоения останков Иэясу. Первоначальные постройки были возведены
генералом Иэясу — Тодо Такатора, однако в первой половине 1600-х
храм был значительно расширен и перестроен внуком Иэясу и третьим
сёгуном — Токугава Иэмицу, превратившись в огромный комплекс,
который дошел до наших дней. Считается, что на работах по перестройке
было задействовано около 127 тыс. квалифицированных рабочих, которые
использовали в строительстве самые передовые на тот момент технологии.
В отличие от большинства синтоистских святилищ, которые обычно
характеризуются простым дизайном, Тосёгу чрезвычайно богато декорирован
позолотой и искусной резьбой. В архитектуре храма видно сильное
влияние Китая, поскольку идеология режима Токугава строилась на
принципах неоконфуцианства.
Комплекс Тосёгу состоит из более чем дюжины крупных зданий, расположенных
в живописном лесу. Сорок две постройки святилища Тосёгу вместе
с другими строениями Никко входят в список ЮНЕСКО, из них восемь
зданий постройки 1636 г. имеют высший статус культурного наследия
Японии – «национальное сокровище», а остальные 34 – статус «важная
культурная собственность»
Главный зал Хондэн, комната Исинома и зал молитв
Хайдэн расположены вплотную друг к другу. Залы выполнены в
традиционном архитектурном стиле иримоя, а комната – в
стиле рёсагэ. Огораживающая постройки декоративная стена
носит название Тодзай Сукубэй. К главному залу ведут декорированные
белыми резными фигурами ворота Карамон — прекрасный образчик
искусного деревянного зодчества. Внешняя часть ворот называется
Сёмэн Карамон, а внутренняя — Хаймэн Карамон.
Ворота Сёмэн Карамон, стена Тодзай Сукубэй и
зал Хондэн
Ворота
Сёмэн Карамон
Залы
Хондэн и Хайдэн
Одной из самых привлекательных построек святилища являются ворота
Ёмэймон, также известные под именем «хигураси-но-мон»,
означающим, что на них можно смотреть не уставая до самого заката.
Ворота невероятно затейливо украшены: на них можно насчитать более
500 резных фигур, изображающих цветы, животных, орнаменты и персонажей
поучительных историй.
Ворота
Ёмэймон, вид снаружи комплекса
Ворота
Ёмэймон, вид изнутри комплекса
Ворота
Ёмэймон, детали украшений
Примыкающие к воротам крытые коридоры Тодзай Кайро (восточной
и западный) также украшены резными раскрашенными фигурами. В восточном
коридоре находится известная фигура спящей кошки Нэмури Нэко,
авторство которой приписывают Хидари Дзингоро.
Коридоры
Тодзай Кайро
Нэмури
Нэко
Другая хорошо известная резная композиция называется «Три мудрых
обезьяны» и находится на стене Синкюся (священных конюшен).
Это часть восьми резных панелей с изображением цикла жизни обезьян
от рождения до беременности, которые пародируют жизнь человека.
Три обезьяны закрывают себе глаза, уши и рот («не вижу зла, не
слышу зла, не говорю зла») — это отсыл к одному из буддистских
учений, утверждающему, что если мы не будем видеть, слышать и
говорить злых вещей, то и сами убережемся от влияния злых сил.
Три
мудрых обезьяны
Конюшни
Синкюся
Традиционные синтоистские ворота Исидории были построены
в 1618 г., это одни из самых больших каменных тории в Японии.
Несмотря на свою более чем 9-метровую высоту, конструкция весьма
устойчива к землетрясениям.
Ворота
Исидории
Расположенная неподалеку пятиярусная пагода Годзюното была
построена в 1650 г. и реконструирована в 1818. Каждый этаж символизирует
один из первоэлементов восточной философии (снизу вверх) — землю,
воду, огонь, ветер и эфир.
Пагода
Годзюното
Чтобы
попасть к могиле Токугава Иясу, посетителям нужно преодолеть
множество ступеней каменной лестницы в окружении высоких деревьев.
Это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть величие основателя сёгуната
Токугава.
Лестница
к могиле Токугава Иэясу
Ворота
Окуся Карамон (1650 г.) и пагода Окуся Хото (1683 г.) на могиле
Токугава Иэясу
|