Культура
в период становления феодальных отношений
Создание
свода законов "Тайхорё" и "Закона из 17 статей"
способствовало укреплению в сознании крестьян идеи законности,
что было характерной чертой раннефеодального общества.
Укреплению
императорской власти способствовали первые летописи: "Запись
о деяниях древности" ("Кодзики", 712 г.) и "Анналы
Японии" ("Нихон сёки", сокращенно "Нихонги",
720 г.). Перед составителями летописей была поставлена политическая
задача: "исторически" обосновать право императорского дома
на власть. Эта задача была осуществлена путем прямого искажения
исторической действительности. Императоры изображались потомками
богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу - главного
божества синтоистского пантеона. Начало императорской династии
было отнесено к 660 г. до н. э. Поскольку история страны в то
время не давала достаточного материала для построения такой длительной
генеалогии императорского дома, составители хроник прибегли к
прямым заимствованиям из китайских династических историй и к нагромождению
всевозможных небылиц. Более достоверные сведения хроники содержат
с V-VII вв., освещая, однако, преимущественно события придворной
жизни.
В
летописях зафиксированы древние мифы, сказания и легенды. Мифы
были основаны на устной традиции императорского дома и тесно с
ним связанных семей.
Мифическая
часть летописей подтверждает наличие у японцев первоначального
безрелигиозного периода и стихийно-материалистического мировоззрения.
Анализ мифологии позволяет реконструировать дуальную социальную
организацию, характерную для ранней стадии развития человеческого
общества, элементы первобытной демократии (совет богов),
установить наличие в древности относительно высокого социального
положения женщины, возникновение ранней, магической формы религии.
При
критическом подходе к летописям, как убедительно показали советские
исследователи, и, прежде всего, академик Н. И. Конрад, из них
можно извлечь рациональные зерна для реконструкции древней истории
Японии и выявления общих закономерностей развития страны.
Если
в VIII в. мифы использовались для обоснования политического господства
императорского дома и его ближайшего окружения, то в настоящее
время японская мифология изучается с целью решения проблемы происхождения
японского народа. Ни один из японских мифов не имеет исключительно
местного происхождения, налицо аналоги за пределами Японии. Сравнительное
изучение мифов Японии, Кореи, Китая, стран Юго-Восточной Азии
и бассейна Тихого океана показывает идентичность представлений
древних японцев и народов сопредельных стран Дальневосточного
региона о происхождении мира и Земли, о земледелии и сельскохозяйственных
культурах. На этом основании делается вывод о происхождении некоторых
этнических компонентов японского народа из районов распространения
идентичных мифологических представлений.
В
начале VIII в. были составлены "Записи обычаев и земель"
("Фудоки"), представлявшие собой географо-этнографические
описания провинций. Они включали подробное административное деление
провинции, перечисление и объяснения географических названий,
данные о производимых в провинции продуктах, о флоре и фауне,
местные старинные сказания и легенды, описания достопримечательностей.
Во
второй половине VIII в. составляется первый свод японской поэзии
"Собрание мириад листьев" ("Манъёсю"), в котором
наряду с лирическим описанием природы и человеческих отношений
имелись образцы зарождения социальной темы (Яманоэ Окура),
сатиры (Отомо Табито), правдиво отражались тяготы рекрутской
службы, своеобразие семейно-брачных отношений.
При
храмах и дворцах во время синтоистских и буддийских праздников
исполнялись священные пляски, сопровождавшиеся инструментальной
музыкой и пением. Эти представления имели магическое или обрядовое
назначение. В праздник "Умиротворения душ" танцовщица плясала
на опрокинутом чане с веткой бамбука и копьем в руках, имитируя
миф об удалении Аматэрасу в Небесный грот и ее последующее
появление. Дворцовые телохранители исполняли воинские пляски с
мечами. Бродячие скоморохи выступали с музыкально-песенными и
танцевальными номерами, посвященными посевам или посадке рисовой
рассады, новому урожаю, прославлению амбара.
Одним
из важных политических мероприятий укрепления власти раннефеодального
государства было дальнейшее внедрение буддизма: строились монастыри,
росли ряды монахов. К 624 г. в Японии уже насчитывалось 46 буддийских
храмов и 1385 монахов. Монахи в своем большинстве были наиболее
образованными людьми и часто ездили в другие страны, как правило,
в Китай. Монастыри имели значительные земельные угодья, к ним
приписывались крестьяне. Монастырское хозяйство стало типичным
частнофеодальным владением.
Первые
города возникли вокруг монастырей. В городе Нара находилось семь
буддийских монастырей, главным среди которых был "Храм торжества
Закона" (Хорюдзи) - первый монастырь в Японии, основанный
в 607 г. Это древнейший образец деревянного храмового зодчества.
Монастырь стал памятником японского национального искусства. Его
главное здание - храм Золотой павильон (Кондо) - имело
настенную роспись работы корейского художника Тамджин из Когурё.
Все сооружение было выдержано в стиле Асука с характерным
ветвистым растением в орнаменте. Этот орнамент впервые появился
в Египте и Ассирии, получил свое завершение в античной Греции
и перешел затем во все страны Востока.
Фрески
Хорюдзи, погибшие во время пожара 1949 г., подтверждали
связь японского искусства VII в. с индийским искусством времен
империи Гуптов IV-V вв. В храме имелся ковчег, расписанный картинами
из жизни Будды, и шелковый занавес с вышитой картиной "небесного
царства" и изречением Сётоку-тайси: "Наш мир - обман. Только
Будда - истина". Предание приписывало вышивку жене Сётоку-тайси
- Татибана Ирацумэ, которая верила, что своей работой она
будет способствовать возрождению усопшего супруга в потустороннем
мире.
Другим
знаменитым монастырем был "Великий храм Востока" (Тодайдзи),
сооружение которого было закончено в 759 г. Само название монастыря
говорит о том значении, которое ему хотели придать основатели:
они мечтали превратить его в оплот буддизма на всем Востоке. Поэтому
главный храм монастыря был посвящен важнейшему божеству буддийского
пантеона Вайрочане - будде "Всеозаряющий свет". В храме
и по сей день высится отлитая из бронзы позолоченная статуя сидящего
Вайрочаны. Высота фигуры около 16 м, а ширина одного глаза - 1м.
Для той эпохи это было чудо литейной техники. В храме находились
многочисленные предметы искусства - скульптура, изделия художественных
промыслов из бронзы, золота и лака.
Монастыри
вокруг города Хэйан превратили его в крупный религиозный центр.
Монастырь Энрякудзи на горе Хиэй был центром секты "Опора небес"
(Тэндай), а монастырь Гококудзи - секты "Истинного
слова" (Сингон).
Ранний
японский буддизм основывался на принципе "служения государству",
и поэтому его условно можно назвать "придворным буддизмом".
Однако по мере ослабления политического влияния двора идеологические
установки этого буддизма перестали отвечать запросам времени.
Назрела необходимость в обновлении религиозной доктрины. Новые
секты отвечали этим требованиям. Своим кредо они считали "служение
вере", их сторонники объединялись в буддийские общины, которые
по замыслу руководителей должны были быть организационно и экономически
самостоятельны.
Эти
секты первоначально имели успех лишь среди фрондирующих слоев
эксплуататорского сословия. Однако возникновение сект знаменовало
новую тенденцию в распространении буддизма. Он стал отражать в
религиозной форме назревавшие в обществе социальные противоречия,
что особенно наглядно проявилось позднее, в XIII в., когда буддизм
проник в среду крестьян, ремесленников и горожан, обретя черты
"простонародного буддизма".
|