• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Японская литература

 

Историю японской литературы принято разделять на период классики, включающий в себя раннее средневековье (VIII-XII вв.), собственно средние века (XIII-XVI вв.) и позднее средневековье (XVII век - 1867 г.), а также современный, начавшийся со второй половины XIX века.

 

В эпоху первых, синкретических по характеру памятников письменности VIII века, задающих основные пространственно-временные координаты японской культуры ("Записи о деяниях древности" - Кодзики, "Исторические анналы Японии" - Нихонги, "Описания земель" - Фудоки - и др.), своим по преимуществу эстетическим назначением выделяются поэтические антологии на китайском ("Кайфусо") и японском ("Манъёсю") языках. последней, наряду с традиционными народными песнями, содержатся уже весьма впечатляющие образцы авторского литературного творчества придворной аристократии. Окончательно же канон поэзии вака с пятистишием в качестве основной жанровой формы сложился к началу X в. (антология "Кокинсю", 905 г.). Приблизительно тогда же определяются и основные направления подчеркнуто документально-личностной лирической прозы аристократов в жанре поэтических эссе, дневника, мемуаров, записок путешествия, "эпистолярной прозы" и т.д. а также т.н. "вымышленных повествований" ("Повесть о деде Такэтори", "Повесть о прекрасной Отикубо", "Повесть дерева с дуплом", "Повесть о принце Гэндзи" Мурасаки Сикибу др.).

 

Как и вся культура аристократии, литература раннего средневековья проникнута духом ностальгической эстетики "сожаления /о бренной мирской красоте/"- "моно-но аварэ", родившейся на основе буддийских представлений о нереальности мира. C расшатыванием абсолютной монархии в литературе возрастает интерес к истории ("Повесть о славе", "Великое зерцало") и религиозной этике (собрания дидактических рассказов "сэцува" и особенно "Стародавние повести"). Идеалом прекрасного становится "сокровенная красота" (югэн), лежащая в основе суггестивно-символической поэтики "недосказанного" (ёдзё), как это видно из 8-й императорской антологии "Синко-кинсю" (1205), воинских эпических повестей "Сказание о доме Тайра", "Записки о великом мире", "Сказание о Ёсицунэ" и др.; из классических драм Но драматурга Дзэами, из средневекового поэтического жанра "нанизанных строф" (рэнга) и т.д. Большую роль в средневековой литературе сыграла система воинской этики Бусидо, основанная на традициях Синто, Буддизма и Конфуцианства. К концу средних веков в литературу проникает дух раннегородской культуры: он ощущается в комической поэзии рэнга, в лубочных повестях (отоги-дзоси), в тематике некоторых театральных фарсов (кёгэн).

 

Своего расцвета городская культура достигает к концу XVII в. во времена прозаика Сайкаку, драматурга Тикамацу, и поэта Басё. Цензурные запреты феодального правительства Бакуфу приводят к тому, что последующая литература развивается либо в русле чистого развлечения (жанры "гэсаку" - приключенческий, эротический, комический, сентиментальный и др.), либо дидактики (жанры "ёмихон" - новеллы, историко-фантастические эпопеи с сильным китайским влиянием и т.д.). Драматургия нового времени начинается с бума кукольного театра Дзёрури, а затем связана преимущественно с театром Кабуки.

 

Открытие страны, буржуазная революция, создание парламента, борьба за утверждение единого литературного стиля и новые представления о предмете задачах литературы (теоретические работы и литературное творчество Цубоути Сёё) - все это качественно изменило характер японской литературы, сблизив ее с мировой. Первые 20 послереволюционных лет ознаменованы развитием просветительской публицистики и переводов (хотя еще довольно несовершенных) западных сочинений. В противовес порожденной всем этим политически актуальной литературе возникают традиционно-консервативные, классицистски ориентированные группы ("Общество друзей тушечницы" - "Кэнъюся" с его лидерами - Одзаки Коё и Ямада Бимё), манифесты индивидуалистического бунта романтиков (поэзия Китамура Тококу и Симадзаки Тосон, Ёсано Тэккан и Ёсано Акико, Исикава Такубоку и реформатора танка и хайку Масаока Сики; проза Кода Рохан, Мори Огай и Хигути Итиё).


 

Материал с сайта http://history.rin.ru