Живопись
К
начальному периоду истории изобразительного искусства Японии относятся
несколько дошедших до наших дней буддийских алтарных и стенных
росписей, датируемых VII - началом VIII в.
Наиболее
ранняя из них - роспись алтаря Тамамуси в монастыре Хорюдзи
(VII в.). На боковых стенках алтаря, покрытых черным лаком, красными,
желтыми, зелеными растительными красками художник изобразил эпизоды
из жизни Будды, сцены религиозных обрядов, а также фигуры бодхисатв
и других персонажей.
В
главном храме монастыря Хорюдзи - Кондо (Золотой зал)
росписи на стенах выполнены как в большом размере (примерно три
на два с половиной метра) - изображение сцен рая, так и в меньшем
размере (примерно три на полтора метра) - изображение бодхисатв,
архатов, летящих апсар.
Росписи
Хорюдзи обычно сравнивают с индийской живописью в пещерах Аджанты
и отмечают их близость к китайскому искусству эпохи Тан (618-907).
В
сокровищнице Сёсоин монастыря Тодайдзи хранится несколько
живописных изображений, сделанных в эпоху Нара (710-794). В лучших
традициях танской живописи выполнена роспись на знамени, известная
как "Суми-э босацу дзо" ("Бодхисаттва, сидящий на облаке"),
а также на шестистворчатой ширме "Дзюка бидзин" ("Красавица
под деревом").
Еще
один вид живописного искусства эпохи Нара представляют свитки
с текстами священных текстов буддизма, которые изготовлялись в
монастырях "нарских школ". Прекрасный художественный образец
этого искусства - иллюстрированная сутра "Э инга кё". Над
китайским текстом сутры изображены эпизоды из жизни Будды (хранится
в коллекции Токийского университета изящных искусств и музыки).
С
начала IX в. широкое распространение получили мандала (яп.
мандара) - важнейший элемент обрядовой и культовой практики
буддийских сект Сингон и Тэндай. Мандалы изображают
сложную структуру буддийского мироздания. Два подобных изображения
находятся в храме Дзингодзи: "Мандала Мира Алмаза" ("Конгокай")
и "Мандала Мира Чрева" ("Тайдзокай"), датируются
824-833 гг.
Второй
тип буддийской живописи, получивший развитие в IХ-Х вв, - это
изображение божеств - защитников веры. С этими божествами были
связаны многие обряды, и их изображения стали самостоятельным
объектом поклонения. Божества-стражи изображались обычно в фантастическом
и устрашающем облике полулюдей-получудовищ на фоне языков пламени.
Они выступали как олицетворение потусторонних таинственных сил,
во власти которых находится человек. Большинство из них при всей
грозности облика и мистичности наделялись доброй властью. Наиболее
известным в живописи этого времени является изображение божества
Фудо Мё.
После
X в. рост популярности амидаизма стал заметен в буддийском
изобразительном искусстве. Появляется новый жанр храмовой живописи
- изображения будды Амиды. В окружении бодхисатв Амида
является верующим, чтобы спасти их после смерти и пригласить в
свой рай. Сохранившиеся фрагменты подобной росписи "явления
Амиды" можно увидеть в зале Хоодо (Феникса)
монастыря Бёдоин (1053 г.). Важным памятником, объявленным национальным
сокровищем, считается триптих под названием "Амида сёдзю райгодзю"
("Сошествие Амиды и сопровождающих его бодхисатв") - цветная
роспись на шелке середины XII в., которая сейчас хранится в монастырском
комплексе Коясан, префектура Вакаяма, а первоначально принадлежала
монастырю Энрякудзи на г. Хиэй (Хиэйдзан).
В
середине эпохи Хэйан китайский стиль живописи (кара-э)
начинает уступать место совершенно другому, самобытному стилю,
известному как ямато-э. Подлинных образцов японской светской
живописи IХ-Х вв. не сохранилось, но имеются многочисленные свидетельства
ее существования.
Самые ранние изображения в этом стиле - росписи на ширмах и раздвижных
перегородках. На них, как правило, изображались картины четырех
времен года, события по месяцам года и прославленные своей красотой
места.
В
это же время появляется новая форма изображения - раскрашенные
горизонтальные свитки живописи (эмакимоно), длина которых
иногда превышала десять метров. Они иллюстрировали литературные
произведения, объединяя рисунки и текст.
Самый
ранний образец свитка эмакимоно - "Гэндзи-моногатари
эмаки" (раскрашенный свиток "Повести о Гэндзи") начала XII
в., фрагменты которого дошли до наших дней. Свитки "Гэндзи-моногатари
эмаки" приписывают художнику Фудзивара Такаёси, работавшему
в первой половине ХII в. Изящный и уравновешенный стиль изображения
получил название "онна-э", т.е. "живопись в женской
манере". "Живопись в мужской манере" ("отоко-э") процветала
в конце XII в., отражая более популярный вид иллюстрированных
ручных свитков. "Сигисан энги эмаки" ("Легенды горы
Сиги") - очень ценный образец подобного свитка. Стоит упомянуть
еще "Бан дайнагон эмаки" ("История придворного дайнагона
Бан"), "Нэнтю гёдзи эмаки" ("Ежегодные ритуалы и
церемонии"), который приписывают Токива Мицунага (выполнен
около 1173 г.). Появляются ручные свитки с религиозными сюжетами
- "Дзигоку-дзоси" ("Мир голодных духов") и др.
В
конце XII в. возникла мода на портреты. Превосходные портреты
вышли из-под кисти Фудзивара Таканобу. Наиболее известны
портрет военного деятеля и чиновника Тайра Сигэмори (ХII в.) и
портрет сёгуна Минамото Ёритомо (ХII в.). Наряду с портретной
живописью самое яркое явление - повествовательные свитки эмакимоно,
сюжеты которых связаны с героическими эпопеями - гунки.
Самый выдающийся памятник - "Хэйдзи-моногатари эмаки" (иллюстрации
к "Повести о войне годов Хэйдзи"). Известны также свитки
"Сказания о монгольском вторжении", "Жизнеописание святого
Иппэна", "Чудеса святилища Касуга" и другие.
В
течение XIV в. живопись на свитках, так популярная в предыдущие
столетия, постепенно угасает и уступает место новому виду изобразительного
искусства - живописи тушью (суми-э, или суйбокуга).
Суми-э (или монохромная живопись), культивируемая в крупных
дзэнских монастырях Камакура и Киото, была завезена из сунского
(960-1279) и юаньского (1279-1368) Китая и очень ценилась дзэнскими
художниками и их покровителями. Более всего почиталась живопись
китайских мастеров Му-ци (яп. Моккэй, работал ок.
1250 г.) и Лянь Кая (1140-1210). Дзэнские монахи-художники
рисовали также портреты т.н. тиндзо, например, портрет
прославленного наставника Мусо Сосэки (1275-1351) выполнил
его ученик Муто Сюи. Однако живопись тушью оставалась главнейшим
занятием. В традиции суми-э важнейшими фигурами ранней
дзэнской живописи были Као Нинга (начало XIV в.) и Мокуан
Рэйэн (середина XIV в.).
К
концу XIV в. монохромная пейзажная живопись стала основным и наиболее
почитаемым в дзэнских монастырях (и в кругу их покровителей из
клана Асикага в Киото) жанром изобразительного искусства.
Минтё (1352-1431) и Дзёсэцу (начало XV в.) выработали
основные формы пейзажного жанра. В XV в. Тэнсё Сюбун (?-ок.
1460) и Сэссю Тоё (1420-1506) довели китайский монохромный
пейзаж до адекватного "японского формата". В этом отношении
особо примечателен пейзаж Сэссю, изображающий прославленную
своей природной красотой местность в Японии - Аманохасидатэ
(написан ок. 1501 г., хранится в Национальном музее Киото).
|