• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Икэбана

 

Икэбана - мир, сконструированный по своим собственным законам. Проникновение в него требует от человека и профессиональных знаний этого искусства, и особого дара - тонкого зрительного восприятия пространственных отношений и колорита, - необходимого для целостного видения всех едва уловимых свойств икебаны. Создатель икэбана должен обладать "абсолютным зрением", как композитор в музыке - абсолютным слухом.

 

Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проник в Японию вместе с буддизмом из Китая (непосредственно или через Корею). Икэбана получила широкое распространение в Японии и и стала играть значительную роль в культурной жизни общества. Слово "икэбана" переводится на русский язык по-разному: "аранжировка цветов", "компоновка цветов в сосудах", "оживление цветов", "помощь цветам выразить себя" и т.п. Дословно "икэбана" - это "цветы, которые живут". Однако наиболее точным будет понятие "второе рождение". В основе этого искусства в Японии лежит не идея продления прежней жизни растения, а идея создания "второй реальности", особого микромира, на новом уровне воссоздающего природу. Обучение икэбана японский мастер обычно начинает рассказом о двух эпизодах из истории этого искусства.

 

Прославленный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (XVI век) создал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук слегка треснул, поэтому из трещины в вазе медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных необычайной красотой икэбана и не знающих, можно ли признать композицию совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил:

"И моя жизнь тоже дала трещину".

Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии. Другая история также связана с именем этого знаменитого мастера. Его сад, славившийся прекрасными цветами повилики, захотел увидеть тогдашний правитель Японии Тоётоми Хидэёси. Ранним утром он прибыл в этот сад, и велико же было его изумление, когда он увидел, что все цветы срезаны и лишь из одного сделана икэбана в его честь. Сэнно Рикю пояснил гостю свое странное поведение:

"Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, а этот один, самый прекрасный, призван воплотить красоту всего сада".

С искусством икэбана в сознании европейца связан ряд признаков: четкая структурность и ассиметричность композиции, символизм и аллегоризм образа, строгая соотнесенность с временами года, определенность ее адресата в пространстве и во времени. Зачастую европейцами икэбана рассматривается как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икэбана остается не только элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания.

 

Три начала, определяют структуру икэбана: Небо, т.е. природа, Земля, условно говоря, земные дела, и Человек, как связующее звено между этими первоначалами мира. Небо, Земля и Человек составляют традиционную основу любой композиции икэбана. Икэбана весьма разнообразна по форме. Это и вертикальная, достигающая высоты 2 метров композиция в стиле рикка, и совсем небольшая (высотой 20-30 см), распластанная в плоской чаше икэбана в стиле морибана. Икэбана может состоять только из одного цветка или из многих видов растений. В японской культуре икэбана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икэбана дарят родным или друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икэбана, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икэбана готовят, чтобы отметить особые совместные празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы.

 

Правила пристойности в японском обществе не дозволяют смотреть собеседнику прямо в глаза, что может быть сочтено как непочтительность, назойливое любопытство и т.п. Лучшим способом установления контакта и является икэбана, которая может положить начало интересной беседе, дружескому общению. В японских интерьерах икэбана можно увидеть не только на алтаре перед изображением божества, но и на полочках, где она помещается рядом с какими-нибудь художественными изделиями, статуэткой из нефрита, лаковой шкатулкой с инкрустацией, или в традиционных нишах токонома, перед свитком с изображением пейзажа или каллиграфической надписью.


Материал с сайта http://history.rin.ru