Музыка
История
музыки в Японии представляет собой длительный процесс заимствования
зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским вкусам.
Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых музыкальных
инструментов, которые считаются теперь исконно японскими.
Среди
них - кото с 13 шелковыми струнами, инструмент, напоминающий
цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн.
Кото появился в Японии еще до начала VI в., а его современная
форма - в XIII в., примитивный тип сякухати - в VIII в.,
сямисэн - в XVI в., все они пришли из Китая. Кото
в Японии претерпел большие изменения, стал более звучным. Сякухати
вообще исчез на своей исторической родине, а в Японии прекрасно
сохранился. Новая техника игры на сямисэне развилась с помощью
"бати", большого плектра, удерживаемого ладонью.
Дворцовая
музыка. Японцы VII в. с энтузиазмом изучали музыку континентальной
Азии. При императорском дворе в 701 г. было создано специальное
Управление музыки. С одобрения властей музыка гагаку стала
музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих пор находится под покровительством
императорского дома.
Позднее
стала происходить японизация иностранной музыки, ее смешение с
местной, народной. Дэнгаку (разновидность классического
танца, берущего начало от ритуалов, связанных с севом или уборкой
урожая) и саругаку (легкомысленный предшественник театра
Но, также имеющий сельское происхождение) стали популярнейшим
развлечением простого народа.
Музыкальное
сопровождение. В ХIII столетии среди военного сословия стало очень
модно слушать истории из эпоса "Хэйкэ моногатари" о взлете и падении
мощного клана Тайра под музыкальный аккомпанемент бива,
особого рода лютни. А в конце XIV в. появился новый жанр музыки
театра Но. Примерно в это же время произошло возрождение
сякухати: буддистские секты использовали флейту для исполнения
религиозной музыки.
Во
второй половине XVI в. произошел расцвет исполнительского искусства
для простолюдинов, возросла популярность музыки сямисэна, поскольку
он использовался в спектаклях Кабуки и кукольного театра Бунраку.
Гагаку
- придворная музыка
Одна
из самых древних и значимых музыкальных форм Японии, пришедшая
наряду с буддизмом из Китая. Пьесы гагаку исполнялись при
королевском дворе и вместе с тем были важной частью музыки церемоний
буддийских и синтоистских храмов. Включали в себя музыку бугаку,
танцы других азиатских стран, чисто японские песни и инструментальные
пьесы, созданные в эпоху Хэйан, и музыку синтоистских церемоний.
Названия бугаку и гагаку иногда употребляют как
синонимы. Представление состояло из танцев под аккомпанемент большого
оркестра струнных, духовых и ударных.
Танцы
представляли собой очень сложную и отточенную конструкцию. Бугаку
делились на "танцы справа" и "танцы слева" (хотя
сегодня между ними нет четкой грани). Тогаку ("слева")
- буквально "танцы Китая эпохи Танг", - в основном, состояли
из китайских танцев, но также и индийских. Основной цвет костюмов
танцоров - красно-оранжевый. Комагаку ("справа")
- представляли танцы, присущие корейской придворной музыке и японские,
созданные под ее влиянием. Основной цвет костюмов - зеленый. Помимо
этого у каждого типа танцев свой набор инструментов.
Тайко
Тайко
- это название двух барабанов с более, чем 1400-летней историей.
Первый - небольшой круглый барабан на подставке, используемый
в театрах Но и Кабуки, второй - большой барабан
для создания звуковых эффектов в Кабуки. Однако в наши
дни термин тайко (дословно, "толстый барабан") используется
при описании относительно современного искусства фестивальных
ударных ансамблей куми-дайко.
Сэмио
Музыка,
строящая мелодические узоры вокруг голоса сэнгон, поющего
на санскрите священные буддистские молитвы или другие буддистские
тексты. Происходит из Индии, в Японию стиль попал в V-VI веках
через Китай, где часть текстов был переведена на китайский, а
исполнительская манера претерпела изменения.
Попав
в Японию сэмио пребывал без изменений до IX, когда монахи
Сайтю и Эннин, изучавшие буддизм в Китае, основали
новую школу Тэндай Сэмио в храме Энрякудзи на горе Хиэй.
Оригинальный сэмио стал частью нового стиля.
|