Нэцкэ
Любителям
искусства хорошо знакомы нэцкэ - небольшие резные фигурки
из кости или дерева работы японских или китайских мастеров. Странный,
непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными изображениями
божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб.
На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью
исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено
ни одной детали. Всё передано точно и выразительно, с неподражаемой
живостью непосредственно в трактовке натуры, часто с юмором и
фантазией.
С
художественной точки зрения, нэцкэ - это искусство, которое
на базе всего предшествующего развития японской скульптуры выработало
своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры,
сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения
нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом,
жизни Японии и Китая XVII-XIX веков. Являясь по своему значению
утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились
в подлинное искусство.
Многие
из нас привыкли воспринимать нэцкэ как традиционное японское
искусство, однако его корни уходят в историю Древнего и Средневекового
Китая, вот почему среди изображаемых в нэцкэ персонажей
так много китайских божеств и знаменитых личностей истории Поднебесной
Империи. Сюжеты нэцкэ охватывают представления горожан
периода Токугава. Историческая литература и театр, мифология
и народные верования, благопожелательная символика и повседневная
жизнь - всё это получило отражение в маленьких резных фигурках
нэцкэ. В Японии были хорошо известны идеи даосизма - одной
из важнейших религий китайского происхождения. Широко распространился
буддизм, также заимствованный с континента. Со временем всё это
вошло в культурных обиход японцев и перестало восприниматься ими
как нечто чуждое. В китайской истории японских резчиков особенно
интересовали герои древности: выдающиеся государственные деятели,
прославленные полководцы и воины, отличавшиеся отвагой, силой
и верностью долгу. Однако, создателей нэцкэ больше привлекали
анекдотические случаи из жизни китайских героев, чем произведения,
прославлявшие их мудрость, отвагу и преданность. Но и здесь, как
правило, содержался определенный морализирующий подтекст.
Наиболее
популярными божествами в народных верованиях периода Токугава
были так называемые "ситифукудзин" - "семь богов счастья".
Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотэй,
Бисямонтэн и Бэндзайтэн - буддийские божества; Эбису
- персонаж чисто синтоистский; Фукурокудзю и Дзюродзин
пришли из пантеона даосизма. Несмотря на то, что даосизм в Японии
некогда не был оформлен, как сколько-нибудь цельное учение, в
народных верованиях многие даоские персонажи занимали видное место.
Например, японцам был хорошо известен образ даоского святого.
Сам
термин "нэцкэ", который пишется двумя иероглифами "нэ-цукэ"
(первый означает "корень", а второй - "прикреплять")
впервые упоминается в хрониках XVII века.
До
периода Момояма, был распространён обычай носить предметы, прикрепив
их к эфесу меча, а на рубеже XVI-XVII веков он стал вытесняться
нэцкэ. Кимоно, с которым было удобно носить нэцкэ,
до середины XVI века употреблялось только как нижняя одежда и
получило распространения в качестве верхней мужской и женской
одежды в конце периода Муромати.
Миниатюрные
фигурки нэцкэ были обязательной принадлежностью японского
мужского костюма. Поскольку он не предусматривал карманов, все
необходимые мелкие предметы подвешивались к поясу кимоно. У каждой
фигурки имелось два отверстия для шнурка, с помощью которого она
крепилась к поясу, как противовес носимому на нём предмету. Распространившийся
в XVIII веке обычай курения табака способствовало бытованию нэцкэ.
Впоследствии скульптурным брелоком к поясу прикреплялись не только
трубки и кисеты, путешественник мог взять с собой печать, набор
принадлежностей для чая, кошелёк и ключи, медикаменты и амулеты,
сосуд с сакэ, инро - коробочку с лекарствами. Крестьяне
носили латунные и медные нэцкэ, которые одновременно служили
огнивом для трубок. Люди, болеющие лихорадкой, носили нэцкэ,
сделанные из клыков нарвала, во время приступа они скоблили фигурки
в местах отверстий и принимали порошок как целебное снадобье.
Небогатые люди вместо художественно оформленных нэцкэ использовали
небольшие тыквы-горлянки, корни. Также использовались предметы,
изначально имевшие другое назначение - например, детали оправы
холодного оружия. нэцкэ делались из разных материалов:
дерева (иногда привезённого из Китая), слоновой кости, оленьего
рога. Реже использовали: лак, металл, фарфор, бамбук, разные виды
корнала и янтаря, стекло, агат, нефрит, кремень и окаменевшее
дерево.
Слоновая
кость в истории японского искусства - материал сравнительно молодой.
В виде бивней она стала завозиться в Японии только в период Токугава.
До этого о ней знали лишь по китайским изделиям. Слоновая кость
также имела благопожелательную символику, а кроме того, была лечебным
средством.
На
протяжении XVII века производство нэцкэ оставалось побочным
занятием не только скульпторов, но и мастеров других специальностей:
керамистов, резчиков декоративных архитектурных деталей, художников
по металлу, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Лишь
во второй половине XVIII столетия появились профессиональные резчики
нэцкэ, так называемые нэцукэси. Мастера-профессионалы
превращают нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий
специфическим набором форм, материалов и сюжетов. Можно назвать
несколько основных форм нэцкэ: Окимоно, Саси, Оби-хасами,
Итираку. Последние отличны тем, что изготавливались в форме
тыквы, коробочки или других предметов, сплетенные из проволоки,
бамбука или тростника. Отдельную группу образуют нэцкэ
в виде миниатюрных масок театра Но. Существовали так называемые
"курьёзные нэцкэ" - например, изготовленные из курков голландских
ружей, а также фигуры в виде счётов, компаса, кремня и огнива,
пепельницы и пр.
Кончено,
нэцкэ имели не только практическое значение, но и служили
украшением, ношение которого стало всеобщей привычкой в Японии
XVII-XIX веков. Практическое использование нэцкэ имело
место в Японии вплоть до 20-х годов XX века, когда вышел из употребления
национальный японский костюм. Известны несколько основных школ
мастеров нэцкэ. Представители некоторых предпочитали изображать
животных, другие - религиозных деятелей, мудрецов и философов,
третьи изготавливали фигурки, носящие юмористический характер.
По свидетельству художественной литературы XVII века, описывающей
нравы Японии того времени, известно, что наиболее широкое распространение
получили Карасиси - дословно "Китайский Лев" и лошадь.
Нэцкэ
появлялись там, где имелся костюм без карманов, но с поясом. нэцкэ,
брелки-противовесы использовались на обширной территории в Японии,
Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.
|