Скульптура
Скульптура
- самый древний вид изобразительного искусства Японии. Эпоха неолита,
существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры, в японской
науке получила наименование периода Дзёмон. В то время, помимо
таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня,
делались своего рода глиняные идолы - догу.
Догу,
выполненные в своеобразной, гротескной манере, украшались узором
"дзёмон" (узор веревки). В настоящее время эти фигурки
привлекают внимание современных скульпторов своеобразием изобразительных
средств: упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны
для первобытного искусства на всех континентах.
Период
Нара - единственное во всей истории японской скульптуры время,
когда скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных
материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак "кансицу",
бронза, глина. Буддийские статуи создавались специалистами-скульпторами,
работавшими в государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся
национальным достоянием, сегодня можно видеть не только в Нара
и Киото, но и во многих провинциальных монастырях.
Конец
периода Нара - время усвоения реалистических скульптурных форм
периода Тан и приспособления их ко вкусам японцев, время утверждения
национального стиля в японской скульптуре.
Х-XII
вв. - эпоха культуры придворной аристократии; главной политической
силой стали представители рода Фудзивара. В искусстве это период
внедрения и расцвета национального стиля - стиля ямато
(древнее наименование Японии). Наряду с буддийской скульптурой
начали создаваться и изображения божеств древней национальной
религии синто.
Одним
из шедевров конца Х в. является сидящая фигура Нёирин Каннон
из храма Дайгодзи в Киото. Статуя правильных пропорций, выполнена
в мягкой спокойной манере.
С
конца периода Камакура (XIV) японская скульптура утрачивает самостоятельный
стиль и развивается в направлении совершенствования техники и
роста количественного разнообразия видов. Появляется много произведений,
созданных в стиле прошлых веков: от XI в. заимствуют стиль дзётё,
от XIII в. - стиль ункэя и кайкэя. Среди этих технически
утонченных работ мало произведений, совершенных в художественном
отношении.
С
конца периода Камакура и в период Муромати (1333-1568) в большом
количестве вырезались маски, используемые в театре Но.
На первый взгляд, они просты, но на самом деле обладают внутренним
содержанием и глубоким смыслом того классического образа, который
положен в основу роли. Важнейшей особенностью масок является выражение
лица, переданное в высшей степени экспрессивно. В них схвачено
то, что можно назвать концентрацией человеческих чувств.
В
период Эдо некоторые монахи секты Дзэн в поисках "озарения"
создавали буддийские скульптуры, подобно тому, как когда-то, в
периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали
тушью на свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи.
Монахи секты Дзэн, Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя
по различным провинциям и используя местный материал, вырезали
фигуры, которые при всей наивности манеры выглядят и сейчас весьма
современно.
Энку
создавал изображения будд из кусков распиленных бревен. Смелыми
ударами широкого долота он вырубал из чурок и поленьев исполненные
большой силы и выразительности произведения.
Его
художественное наследие состоит из множества работ, примитивных
по манере, по сравнению с технически совершенными произведениями
скульпторов-профессионалов. Однако следы резца таят вдохновение
подлинного таланта. Насыщенные глубоким гуманизмом, произведения
Энку вполне отвечают вкусам людей и нашего времени.
|