• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Театр

 

Образец бескомпромиссной условности дает японский театр Но (XII-XIV вв.): деревянная сцена площадью 1,7 кв. м, навес на четырех опорах, длинный мостик для выхода актеров и полное отсутствие декораций. На такой сцене давались (и до сих пор даются) крайне стилизованные драмы, в основном для искушенной публики.

 

Между театральными жанрами японского происхождения и пришедшими в Японию с материка существует живая связь. Как и в других областях культуры, тесное взаимодействие самых различных жанров привело, с одной стороны, к обогащению местной традиции новыми элементами, а с другой - к усвоению чужеземным театром элементов японской традиции.

 

Обстановка в Нара была для этого особенно благоприятна: приверженность аристократии к чужеземной культуре и, в свою очередь, стремление буддийских иммигрантов к ассимиляции облегчали процесс объединения двух культур. Степень и прочность ассимиляции зависели как от характера жанра, так и от его назначения. Нередки случаи, когда, укоренившись на другой почве, театральный жанр меняет свой характер и назначение.

 

Весьма показательной в этом отношении является история сравнительно недолговечного театра гигаку. Появившись в Японии в конце VII в., гигаку стал одним из двух ведущих театральных жанров эпохи Нара. Гигаку - своеобразная танцевальная драма, возникшая в Индии. Первоначально этот древний ритуальный танец, исполняемый перед изображением божества вообще, а затем - только перед изображением Будды. В нём средствами хореографии воспроизводились отдельные эпизоды жития Будды. Из Индии эти танцы были занесены в южнокитайское царство У (по-японски - Го), а оттуда в Корею. В VI в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется в Японии, где она и получает название сначала гогаку - "музыка Го", а затем гигаку, т. е. "искусная (виртуозная) музыка". В 7 - 8 вв. существовало более распространённое наименование гогаку - "курэ-но гаку", либо "курэ-но утамаи", т. е. "музыка страны Курэ" (так японцы называли царство У).

 

Вместе с этими представлениями в Японии появляются и маски. Вопрос о происхождении и характере японских театральных масок, в частности масок гигаку, принадлежит к числу трудных и мало выясненных. Впрочем, это касается всех вопросов, связанных с развитием японского театра в древности. Ссылаясь на самый древний и солидный источник по истории гигаку - "Кёкунсё", анонимное сочинение о музыке и театре, написанное в 1233 г., известный японский искусствовед Нома Сэйроку в специальной монографии, посвящённой японским театральным маскам, утверждает, что уже в VI в. маски всех главных персонажей гигаку были завезены в Японию с материка. Он считает, что иммигрировавшие в середине VI в. в Японию члены царского рода У привезли с собой музыкальные инструменты и маски. Первое упоминание театра гигаку относится к 612 г. В 22-м разделе "Нихонги" говорится:

"...Муж из Пэкче по имени Мимаси прибыл (в 612 г.) в Японию. Он сказал, что за время пребывания в Го (У - Южный Китай) постиг там их искусство музыки и танца. Мимаси был поселён в Сакураи, куда были собраны юноши, чтобы научиться у него этому искусству.

С тех пор его ученики Ману-но Обито и Сэйбун-но Аябито, перенявшие искусство у Мимаси, без труда передавали его своим ученикам".

Встретив горячий приём при дворе Сётоку-тайси, при покровительстве которого во дворце рода Сакурай в Нара была создана школа гигаку, откуда танцоров рассылали по всем буддийским храмам Японии, представления гигаку стали в VII-VIII вв. непременной частью буддийских храмовых праздников и очень популярным придворным развлечением.

 

Наряду с гигаку существовала и другая форма театрального представления - бугаку (букв. "и танец и музыка"). Бугаку был занесён в Японию немного позднее гигаку и также через Китай. Бугаку, как и гигаку, находился вначале под личным покровительством Сётоку-тайси, а затем и других правителей.

 

Происхождение масок бугаку довольно спорно. Нома Сэйроку полагает, что некоторые маски были заимствованы с Цейлона, из Индии, Индокитая, с Явы. Однако в своей монографии он не занимается специальным анализом этого вопроса. Другие специалисты, такие, как К. Бауэр и Т. Суда, считают, что в отдельных случаях в театре бугаку использовались некоторые маски гигаку. К сожалению, оба автора не задавались целью сопоставить два театральных жанра, почти одновременно появляющихся в Японии под эгидой буддийской церкви, и поэтому ограничились лишь вскользь сделанными замечаниями. Выяснение этой проблемы помогло бы пролить свет на развитие в условиях Японии обоих заимствованных извне жанров.

 

Заканчивая беглый обзор театральных форм древней Японии, необходимо упомянуть о наиболее интересном с точки зрения его дальнейшего развития театральном жанре, зародившемся в период Нара. Это - прямой предшественник японской драмы Но, так называемый саругаку. Буквально "саругаку" значит "игра обезьян", или "обезьянничанье". Такое смешанное представление, составленное из комических сценок, своеобразных скетчей, жонглёрских игр и акробатических трюков, поединков силачей, а также исполнения под аккомпанемент бива эпических песен о богах и героях, начиная с VIII в. приобретает всё бoльшую популярность.

 

В отличие от бугаку и даже гигаку представления саругаку с самого возникновения были сугубо светского характера. Очень скоро саругаку превратились в одно из самых любимых развлечений жителей Нара.

По традиции, принятой японскими и западными театроведами, считается, что, так же как и два предыдущих жанра, саругаку появился в подражание китайскому жанру - санъюэ (в VII-X вв. "санъюэ" произносилось как "сангак").

 

Театр Кабуки

 

Достигший расцвета в период Эдо театр Кабуки наиболее сильно повлиял на развитие традиционной японской музыки - больше половины стилей так или иначе связаны с ним. Само слово состоит из трех характерных слогов - ка (песня)-бу (танец)-ки (актерская игра). Изначально театр Кабуки развивался под сильным влиянием театра Но, многие пьесы были напрямую заимствованы, но в отличии от Но, бывшего исключительной собственностью класса самураев, Кабуки был общедоступным театром.

 

Нагаута - театр Кабуки

 

Буквально значит "длинная песня" и первоначально представляла собой набор из нескольких взаимосвязанных песен в рамках представления театра Кабуки. Из-за того, что основной период развития стиля приходится на период Эдо, иногда используют название "Эдо Нагаута". По сути это лирическая форма с текстами, наполненными тонкими эмоциями и аллюзиями, говорить о чем-то напрямую недопустимо. Одна из наиболее известных и часто исполняемых сегодня тем-танцев классической Нагаута. В XIX веке рамки стиля были расширены формой Озацума.

 

Полная форма танца для пьес Нагаута сегодня чаще меняется на Хэнгэмоно, серию коротких танцев-"транформаций", исполняемых одним актером. В рамках Кабуки на музыкантах лежала не только обязанность аккомпанировать танцам, но и играть вступления к сценам и акцентировать на сямисэн произносимый актерами текст. Ряд музыкантов, сидящих за черной решеткой слева от аудитории, который можно видеть в исторических фильмах, и есть оркестр Нагаута.

Несмотря на то, что Нагаута до сих пор считается самой характерной формой театра Кабуки, в XIX веке часть традиционного репертуара была модифицирована для концертного исполнения.
 

Театр Но

 

Поскольку сама театральная форма была лаконична, основное полотно представления составляли пение и музыка.

Хотя были пьесы Но построенные на реальной жизни, наиболее популярны были Югэн Но, показывающие неожиданные встречи с духами/призраками известных людей. Как актеры, так и музыканты театра Но не меняли однажды выбранной роли на протяжении всей своей жизни.
Полноценная программа театра Но состоит церемонии окина, пяти пьес Но и комических пьес кёгэн в перерывах между ними. Ритуал окина - это танец старого человека, символизирующий богатство и вечную юность. Затем актер-комик исполняет живой танец самбасо (существующий во многих вариациях в театре Кабуки).

Каждая из пьес Но раскрывает определенный образ в следующем порядке - бог, мужчина, женщина, безумие, демон и прочие существа.

  • Ваки Моно/Сторона,часть(Окина) - камерная история о богах (именно отсюда берется большая часть играемых отдельно музыкальных пьес);

  • Сюра Моно - истории о воинской доблести (как правило, из Хэйкэ Моногатари);

  • Кацура Моно/Пьесы в парике - тонкие и поэтичные истории с женскими образами;

  • Куруи Моно(или Дзо Моно)/Пьесы безумия - истории о том, как люди сходят с ума, теряя любимого человека. Эта единственная часть, в которой все пьесы показывают жизнь реальных людей;

  • Кири Но - истории о демонах и прочих сверхъестественных существах. В качестве сверхъестественного существа может выступать и человек с очень сильным характером. Эта часть может быть также представлена в форме яркого заключительного танца.

В наши дни редко играется больше двух-трех пьес Но в одном представлении, но и в этом случае всегда исполняются в перерыве между ними пьесы Кёгэн. К сожалению, большая часть издаваемых записей музыки театра Но представляет собой усеченные варианты популярных пьес, сыгранные студентами-любителями Школ Но. Исключительно редко встречаются записи, сделанные на настоящих представлениях.


 

Материал с сайта http://history.rin.ru