Театр
Образец
бескомпромиссной условности дает японский театр Но (XII-XIV
вв.): деревянная сцена площадью 1,7 кв. м, навес на четырех опорах,
длинный мостик для выхода актеров и полное отсутствие декораций.
На такой сцене давались (и до сих пор даются) крайне стилизованные
драмы, в основном для искушенной публики.
Между
театральными жанрами японского происхождения и пришедшими в Японию
с материка существует живая связь. Как и в других областях культуры,
тесное взаимодействие самых различных жанров привело, с одной
стороны, к обогащению местной традиции новыми элементами, а с
другой - к усвоению чужеземным театром элементов японской традиции.
Обстановка
в Нара была для этого особенно благоприятна: приверженность аристократии
к чужеземной культуре и, в свою очередь, стремление буддийских
иммигрантов к ассимиляции облегчали процесс объединения двух культур.
Степень и прочность ассимиляции зависели как от характера жанра,
так и от его назначения. Нередки случаи, когда, укоренившись на
другой почве, театральный жанр меняет свой характер и назначение.
Весьма
показательной в этом отношении является история сравнительно недолговечного
театра гигаку. Появившись в Японии в конце VII в., гигаку
стал одним из двух ведущих театральных жанров эпохи Нара. Гигаку
- своеобразная танцевальная драма, возникшая в Индии. Первоначально
этот древний ритуальный танец, исполняемый перед изображением
божества вообще, а затем - только перед изображением Будды.
В нём средствами хореографии воспроизводились отдельные эпизоды
жития Будды. Из Индии эти танцы были занесены в южнокитайское
царство У (по-японски - Го), а оттуда в Корею. В
VI в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется
в Японии, где она и получает название сначала гогаку -
"музыка Го", а затем гигаку, т. е. "искусная
(виртуозная) музыка". В 7 - 8 вв. существовало более распространённое
наименование гогаку - "курэ-но гаку", либо "курэ-но
утамаи", т. е. "музыка страны Курэ" (так японцы называли
царство У).
Вместе
с этими представлениями в Японии появляются и маски. Вопрос о
происхождении и характере японских театральных масок, в частности
масок гигаку, принадлежит к числу трудных и мало выясненных.
Впрочем, это касается всех вопросов, связанных с развитием японского
театра в древности. Ссылаясь на самый древний и солидный источник
по истории гигаку - "Кёкунсё", анонимное сочинение о музыке
и театре, написанное в 1233 г., известный японский искусствовед
Нома Сэйроку в специальной монографии, посвящённой японским
театральным маскам, утверждает, что уже в VI в. маски всех главных
персонажей гигаку были завезены в Японию с материка. Он
считает, что иммигрировавшие в середине VI в. в Японию члены царского
рода У привезли с собой музыкальные инструменты и маски.
Первое упоминание театра гигаку относится к 612 г. В 22-м разделе
"Нихонги" говорится:
"...Муж
из Пэкче по имени Мимаси прибыл (в 612 г.) в Японию. Он сказал,
что за время пребывания в Го (У - Южный Китай) постиг там их
искусство музыки и танца. Мимаси был поселён в Сакураи, куда
были собраны юноши, чтобы научиться у него этому искусству.
С
тех пор его ученики Ману-но Обито и Сэйбун-но Аябито, перенявшие
искусство у Мимаси, без труда передавали его своим ученикам".
Встретив
горячий приём при дворе Сётоку-тайси, при покровительстве
которого во дворце рода Сакурай в Нара была создана школа
гигаку, откуда танцоров рассылали по всем буддийским храмам
Японии, представления гигаку стали в VII-VIII вв. непременной
частью буддийских храмовых праздников и очень популярным придворным
развлечением.
Наряду
с гигаку существовала и другая форма театрального представления
- бугаку (букв. "и танец и музыка"). Бугаку
был занесён в Японию немного позднее гигаку и также через
Китай. Бугаку, как и гигаку, находился вначале под
личным покровительством Сётоку-тайси, а затем и других
правителей.
Происхождение
масок бугаку довольно спорно. Нома Сэйроку полагает,
что некоторые маски были заимствованы с Цейлона, из Индии, Индокитая,
с Явы. Однако в своей монографии он не занимается специальным
анализом этого вопроса. Другие специалисты, такие, как К. Бауэр
и Т. Суда, считают, что в отдельных случаях в театре бугаку
использовались некоторые маски гигаку. К сожалению, оба
автора не задавались целью сопоставить два театральных жанра,
почти одновременно появляющихся в Японии под эгидой буддийской
церкви, и поэтому ограничились лишь вскользь сделанными замечаниями.
Выяснение этой проблемы помогло бы пролить свет на развитие в
условиях Японии обоих заимствованных извне жанров.
Заканчивая
беглый обзор театральных форм древней Японии, необходимо упомянуть
о наиболее интересном с точки зрения его дальнейшего развития
театральном жанре, зародившемся в период Нара. Это - прямой предшественник
японской драмы Но, так называемый саругаку. Буквально
"саругаку" значит "игра обезьян", или "обезьянничанье".
Такое смешанное представление, составленное из комических сценок,
своеобразных скетчей, жонглёрских игр и акробатических трюков,
поединков силачей, а также исполнения под аккомпанемент бива
эпических песен о богах и героях, начиная с VIII в. приобретает
всё бoльшую популярность.
В
отличие от бугаку и даже гигаку представления саругаку
с самого возникновения были сугубо светского характера. Очень
скоро саругаку превратились в одно из самых любимых развлечений
жителей Нара.
По
традиции, принятой японскими и западными театроведами, считается,
что, так же как и два предыдущих жанра, саругаку появился
в подражание китайскому жанру - санъюэ (в VII-X вв. "санъюэ"
произносилось как "сангак").
Театр
Кабуки
Достигший
расцвета в период Эдо театр Кабуки наиболее сильно повлиял
на развитие традиционной японской музыки - больше половины стилей
так или иначе связаны с ним. Само слово состоит из трех характерных
слогов - ка (песня)-бу (танец)-ки (актерская игра). Изначально
театр Кабуки развивался под сильным влиянием театра Но,
многие пьесы были напрямую заимствованы, но в отличии от Но,
бывшего исключительной собственностью класса самураев, Кабуки
был общедоступным театром.
Нагаута
- театр Кабуки
Буквально
значит "длинная песня" и первоначально представляла собой
набор из нескольких взаимосвязанных песен в рамках представления
театра Кабуки. Из-за того, что основной период развития
стиля приходится на период Эдо, иногда используют название "Эдо
Нагаута". По сути это лирическая форма с текстами, наполненными
тонкими эмоциями и аллюзиями, говорить о чем-то напрямую недопустимо.
Одна из наиболее известных и часто исполняемых сегодня тем-танцев
классической Нагаута. В XIX веке рамки стиля были расширены
формой Озацума.
Полная
форма танца для пьес Нагаута сегодня чаще меняется на Хэнгэмоно,
серию коротких танцев-"транформаций", исполняемых одним
актером. В рамках Кабуки на музыкантах лежала не только
обязанность аккомпанировать танцам, но и играть вступления к сценам
и акцентировать на сямисэн произносимый актерами текст.
Ряд музыкантов, сидящих за черной решеткой слева от аудитории,
который можно видеть в исторических фильмах, и есть оркестр Нагаута.
Несмотря
на то, что Нагаута до сих пор считается самой характерной
формой театра Кабуки, в XIX веке часть традиционного репертуара
была модифицирована для концертного исполнения.
Театр
Но
Поскольку
сама театральная форма была лаконична, основное полотно представления
составляли пение и музыка.
Хотя
были пьесы Но построенные на реальной жизни, наиболее популярны
были Югэн Но, показывающие неожиданные встречи с духами/призраками
известных людей. Как актеры, так и музыканты театра Но не меняли
однажды выбранной роли на протяжении всей своей жизни.
Полноценная программа театра Но состоит церемонии окина,
пяти пьес Но и комических пьес кёгэн в перерывах
между ними. Ритуал окина - это танец старого человека,
символизирующий богатство и вечную юность. Затем актер-комик исполняет
живой танец самбасо (существующий во многих вариациях в
театре Кабуки).
Каждая
из пьес Но раскрывает определенный образ в следующем порядке
- бог, мужчина, женщина, безумие, демон и прочие существа.
-
Ваки
Моно/Сторона,часть(Окина) - камерная история о богах (именно
отсюда берется большая часть играемых отдельно музыкальных
пьес);
-
Сюра
Моно - истории о воинской доблести (как правило, из Хэйкэ
Моногатари);
-
Кацура
Моно/Пьесы в парике - тонкие и поэтичные истории с женскими
образами;
-
Куруи
Моно(или Дзо Моно)/Пьесы безумия - истории о том, как
люди сходят с ума, теряя любимого человека. Эта единственная
часть, в которой все пьесы показывают жизнь реальных людей;
-
Кири
Но - истории о демонах и прочих сверхъестественных существах.
В качестве сверхъестественного существа может выступать и
человек с очень сильным характером. Эта часть может быть также
представлена в форме яркого заключительного танца.
В
наши дни редко играется больше двух-трех пьес Но в одном
представлении, но и в этом случае всегда исполняются в перерыве
между ними пьесы Кёгэн. К сожалению, большая часть издаваемых
записей музыки театра Но представляет собой усеченные варианты
популярных пьес, сыгранные студентами-любителями Школ Но.
Исключительно редко встречаются записи, сделанные на настоящих
представлениях.
|