Асакура
Норикагэ (1474-1555)
Норикагэ
происходил из древнего самурайского рода Асакура, которые считали
себя потомками принца Кусакабэ, сына императора Тэмму (631-686).
Восьмой сын даймё Асакура Такакагэ, в детстве он носил
имя Котаро.
На
рисунке, предположительно, Асакура Норикагэ
Со временем Асакура Норикагэ стал оплотом клана Асакура и, почти
наверняка, был самым талантливым его полководцем в этот трудный
период для клана, отмеченный восстаниями сектантов икко-икки
и нестабильностью в землях вокруг столицы. Сам Норикагэ никогда
не был даймё, но занимал пост советника при трех поколениях
руководителей клана Асакура. Всю свою жизнь он провел в военных
походах. После смерти отца в 1481 году Норикагэ стал служить своему
брату Асакура Удзикагэ.
После смерти Удзикагэ ему наследовал его 13-летний сын, Садакагэ,
племянник Норикагэ. Однако не все члены клана были согласны с
этим назначением, что вылилось к 1503 году в подготовку восстания
с целью смены руководителя клана. Глава заговорщиков, Асакура
Кагэфуса, предложил Норикагэ присоединиться к восстанию, и тот
притворно согласился. Благодаря Норикагэ заговор был раскрыт,
ставка восставших в замке Цуруга была атакована лояльными даймё
войсками. Кагэфуса обратился за помощью к клану Хосокава, но их
отряд был перехвачен возле озера Бива по пути в провинцию Этидзэн.
Кагэфуса удалось сбежать в Этидзэн, где он в итоге умер от болезни.
В 1506 г. Норикагэ одержал победу над войсками икко-икки
в битве при Кудзурюгава. В 1517 году он командовал экспедицией
в провинцию Танго. В 1526 возглавил армию Асакура, пришедшую на
помощь клану Асаи в их борьбе против клана Роккаку, что укрепило
союз между кланами Асаи и Асакура. В 1527 г. по просьбе сёгуна
Асикага Ёсихару участвовал на стороне сёгуната в битве при Сэнсёдзигути.
В 1531 г. он снова сражался с икко-икки, уже в провинции
Кага.
В 1548 году Норикагэ принял монашеский сан и взял имя Сотэки.
Однако ни годы, ни религия не отвлекли его от исполнения долга.
В 1555 году в возрасте семидесяти девяти лет (!) он во главе армии
снова отправился в провинцию Kaгa и участвовал в своей последней
кампании против сектантов икко-икки. После штурма Дайсёдзиомотэ
он почувствовал недомогание, был вынужден оставить войско на Асакура
Кагэтака и вернуться в Итидзёнодани, где скончался 23 сентября.
Следуя монашескому обету, Норикагэ никогда не женился и не имел
детей. Однако усыновил своего племянника Кагэтоси.
Норикагэ оставил после себя уникальный литературный памятник –
Асакура Сотэки Ваки. Это собрание изречений Норикагэ, записанных
одним из его близких вассалов за несколько лет до его смерти.
В него входят 83 наставления, написанных в стиле канамадзири.
Сочинение является своеобразным наследием Норикагэ, отражающим
его практический опыт и видение мира. В нем полностью отсутствует
идеализм предшествующих и последующих веков. "Как бы ни называли
воина – собакой или диким зверем, главное для него – побеждать".
Норикагэ говорил, что судьбы господина и вассалов – едины, а потому
в отношениях между ними необходима гармония. Почти все его наставления
преследуют одну цель – так или иначе достичь успеха на поле боя,
хотя внешне они могут казаться посвященными весьма отвлеченным
вещам, как-то: соблюдению нравственности, кормлению лошадей и
пр. Несомненно, что советы Норикагэ являются не теоретическими
построениями, а опробованными на личном опыте и подтвержденными
им идеями.
Асакура
Норикагэ, современный рисунок
|