Ходзё
Соун (1432-1519)
Ходзё
Соун, рисунок периода Эдо
Ходзё
Нагаудзи был известным военачальником конца периода Муромати.
Благодаря удачной женитьбе и политическим интригам он смог стать
полновластным хозяином провинций Суруга, Идзу и Сагами. Его происхождение
остается неясным, но он вполне мог быть связан с Хэйдзи из Исэ,
ибо поначалу носил имя Исэ Сиккуро.
Памятный
знак в замке Такако, предполагаемом месте рождения Ходзё Соун
Впоследствии
он женил своего сына Удзицуна на девушке из древней и знатной
семьи Ходзё и взял себе эту фамилию, в первую очередь для престижа,
а может быть, и для того, чтобы заявить о своих политических целях.
Начатая им линия получила название Гоходзё, т.е. поздние Ходзё.
В
годы Онин, около 1475 года, Ходзё Нагаудзи бежал в провинцию
Суруга и поступил на службу клану Имагава к своему родственнику
Имагава Ёситада.
После
смерти Ёситада в 1476 г. в разгоревшейся семейной сваре Синкуро
поддержал своего племянника Ёситика, который в благодарность за
помощь пожаловал ему замок Кококудзи, отряд самураев и право использовать
иероглиф из своего имени. Теперь бывший послушник Синкуро был
приближенным одного из сильнейших феодалов и комендантом замка
по имени Исэ Нагаудзи. Случай продвинуться еще выше подвернулся
в 1490 г., когда Асикага Тадамару, сын даймё соседней провинции
Идзу, убил своего отца, мать и младшего брата, назначенного наследником.
Недолго думая, Нагаудзи со своим отрядом окружил отцеубийцу в
замке Хоригоэ, где тот и покончил с жизнью. Вассалы Асикага без
больших сожалений присоединились к Нагаудзи, который унаследовал
всю провинцию и взял себе старинную самурайскую фамилию Ходзё.
Теперь взоры Нагаудзи притягивал расположенный неподалеку, в краю
Сагами, замок
Одавара.
Стратегически
расположенный очень удачно, Одавара-дзё давал контроль над всей
равниной Канто. Владел им молодой князь Омори Фудзиёри. Подружившись
с ним, Нагаудзи однажды в 1495 году пригласил князя на оленью
охоту, где и убил последнего. Так в 1495 г. Ходзё прибрали к своим
рукам и провинцию Сагами.
Памятник
Ходзё Соун на площади перед вокзалом г.Одавара
Искусная
внешняя политика и хорошо обученная армия помогла наследникам
Нагаудзи победить могущественный клан Уэсуги, двести лет владевший
Канто, и к середине XVI в. расширить свои владения до восьми провинций.
Но
этого Нагаудзи уже не увидел. На старости лет он принял монашество
и стал зваться своим последним именем, Соун, что означает "Быстрое
облако". Он скончался в 1519 г., оставив своему сыну любопытный
семейный кодекс, известный как "21 правило Ходзё Соун".
Двадцать
одно правило были написаны вскоре после того, как Ходзё Соун стал
монахом, и являются отражением всего его жизненного опыта. Правила
устанавливают поведение, нормы жизни простого воина и свидетельствуют
о том, что их автор был хорошо знаком с низами общества. Спектр
предлагаемых советов чрезвычайно широк: от призыва к изучению
поэзии, овладению в совершенстве искусством верховой езды и запрета
на игру в шахматы и го до наставлений, как лучше защищать
дом и поддерживать в нем порядок. Правила пронизаны духом уверенности
в себе, ставшей как следствием свойственной Ходзё Соун тщательности
во всем, так и отражением его жизненного пути, на котором он достиг
вершин власти.
Добившись
вершин власти мечом, перешагивая через трупы, Соун тем не менее
не ожесточился. Своими владениями он управлял просто и мудро,
снизив налоги до необходимого минимума, справедливо разбирая конфликты
между подданными и больше заботясь о благосостоянии своих вассалов,
чем о собственном богатстве. Желая привлечь в Одавара как можно
больше самураев, он снизил налоги с 1/2 до 2/5 урожая, да и вообще,
в целом заботился о благосостоянии народа.
Ходзё
Соун в монашестве, рисунок периода Эдо
Ходзё
Соун, как и Асакура Тосикагэ,
не заслужил особого почтения со стороны историков. И причина тому
– беспощадность и жестокость кровожадного гэкокудзё-даймё,
с которыми он увеличивал свои земли и открывшего Эпоху воюющих
провинций. Современники же восхищались его талантом полководца
и администратора.
Могилы
клана Ходзё в храме Соундзи в Хаконэ.
Справа
налево: Соун, Удзицуна, Удзиясу, Удзимаса, Удзинао
Ходзё
Соун, современный рисунок.
Из
книги 100 Busho издательства Shinjinbutsu Oraisha.
|