• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Исторические личности


Датэ Масамунэ (1567-1636)

 

Датэ Масамунэ, рисунок 1676 г.

 

Датэ Масамунэ, бесспорно, был яркой и неординарной личностью своего времени. Одноглазый Дракон, Властитель Севера, покровитель христиан и искусств, крестный отец особого типа доспеха и строитель первого японского галеона — это все о нем.


Масамунэ происходил из клана Датэ, который вел свои родословную от Иса Томомунэ (1129–1199), получившего во владение район Датэ в провинции Муцу от первого сёгуна Минамото Ёритомо в 1189 г. за помощь в войне Гэмпэй. Томомунэ сделал название района своей фамилией и стал основателем нового клана. Отцом Масамунэ был Датэ Тэрумунэ, 16-й даймё клана, а мать звали Ёси-химэ — она была дочерью Могами Ёсимори, даймё провинции Дэва.

 

Иса (Датэ) Томомунэ (1129 – 1199) и Датэ Тэрумунэ (1544 – 1585), рисунки периода Эдо

 

Женитьба Тэрумунэ на Ёси-химэ в свое время была призвана сделать кланы Датэ и Могами союзниками. Ставкой клана Датэ в XVI в. был замок Ёнэдзава в провинции Дэва. Именно здесь в 1567 г. у Тэрумунэ родился первенец, при рождении получивший имя Бонтэнмару.

 

Реконструкция вида замка Ёнэдзава в XVI в.

 

Одним из распространенных мифов о Масамунэ является легенда о потере им глаза во время битвы — якобы его сильно ударили по шлему палицей, отчего глаз выскочил из глазницы и повис на нерве, а Масамунэ отрезал его кинжалом и продолжил бой. На самом деле глаза Масамунэ лишился еще в возрасте пяти лет, когда заболел оспой. Болезнь дала осложнение: правый глаз усох и перестал видеть. Также Масамунэ никогда не носил «пиратскую» повязку на глаз, хотя его часто изображают так в комиксах и фильмах.


Из семейной хроники клана Датэ известно, что в детстве Масамунэ взяли в храм посмотреть на изображение божества — защитника буддизма Фудо Мёо. Этот бог обычно изображается со свирепым лицом, в одной руке он сжимает меч, а в другой — веревку для связывания злых духов. По легенде, на молодого самурая этот образ произвел неизгладимое впечатление. Монахи объяснили Масамунэ, что, хотя Фудо Мёо грозен ликом, внутри он добр и спокоен. Мальчик проникся этой метафорой и начал искать нужное сочетание внешней агрессивности и внутреннего спокойствия. Позже кто-то из его многочисленных учителей сказал, что невозможно стать настоящим полководцем, не научившись владеть собой. Масамунэ настолько развил самообладание, что впоследствии оно стало легендарным.


Отец не жалел средств на образование для своего старшего сына. Он пригласил известного дзенского священника Косай Соицу стать настоятелем храма Сёфукудзи и поручил ему обучение Масамунэ. Под руководством Соицу молодой Масамунэ изучал буддизм, литературу, историю, поэзию, чайную церемонию и искусство икэбана. Наиболее преуспел он в китайской поэзии и каллиграфии. Однако и его достижения в чайной церемонии были отмечены таким известным ценителем, как Гамо Удзисато.


Для обучения воинским искусствам отец приставил к Масамунэ личного охранника и тренера — молодого самурая Катакура Кагэцуна.


В 1577 г., в возрасте 11 лет, юный наследник клана Датэ прошел ритуал совершеннолетия «гэмпуку» и получил имя Масамунэ, под которым позже и стал известен.
В возрасте 13 лет Масамунэ женился на Мэго-химэ, своей дальней родственнице из клана Тамура.

 

Датэ Масамунэ с супругой, рисунок периода Эдо


Одной из важных ступеней в карьере каждого японского полководца была уйдзин — первая военная кампания, в которой он принимал участие. Для Масамунэ уйдзин случилась в 1581 г., когда он напросился к отцу в поход против клана Сома. Тэрумунэ сперва не хотел брать сына, но Масамунэ настоял на своем.


С этой кампанией связана легенда о том, как Масамунэ оказался в окружении врагов и чуть было не погиб. Его спас телохранитель Катакура Кагэцуна, который подбежал к врагам с криком: «Это я Масамунэ!» Пока противники были дезориентированы, Масамунэ удалось благополучно отступить. После этого случая Кагэцуна стал самым доверенным вассалом Масамунэ.

 

Катакура Кагэцуна, рисунок периода Эдо

В 1584 г. Тэрумунэ отрекся от звания главы клана и официально передал свой пост 17-летнему Масамунэ. Молодому главе клана еще недоставало опыта, но он уже показывал мудрость и жестокую хитрость.


В том же 1584 г. вассал клана Датэ, комендант замка Обама — Оути Садацуна, — внезапно перешел на сторону враждебного клана Асина из региона Айдзу. Масамунэ в альянсе с кланом Тамура атаковал земли Оути. В 1586 г. Садацуна бежал во владения Асина, а Масамунэ без боя захватил замок Обама. В битве при Корияма 1588 г. Садацуна в качестве полководца клана Асина удалось захватить замок Навасирода, однако вскоре он сдался Масамунэ и, как ни странно, стал одним из его верных вассалов.


Конфликт с Оути привел к еще одному последствию: против Датэ выступил другой сосед, Нихонмацу Ёсицугу, глава одной из ветвей клана Хатакэяма. Сперва он укрывал беглого Садацуна и пытался вызвать Масамунэ на переговоры. Однако Масамунэ на контакт не шел, и Ёсицугу решил действовать через его отца. В 1585 г. состоялась встреча и был заключен мир. На следующий день Ёсицугу прибыл с визитом к Датэ Тэрумунэ, якобы для того, чтобы поблагодарить его за содействие при переговорах. Однако Ёсицугу внезапно захватил Тэрумунэ в заложники и попытался отступить к своему замку Нихонмацу. Масамунэ в это время был с соратниками на охоте. Узнав о случившемся, он бросился в погоню и настиг отряд Ёсицугу у реки Абукума. Сперва Масамунэ ничего не предпринимал, опасаясь за судьбу своего отца. Но Тэрумунэ прокричал, чтобы Масамунэ не беспокоился о его жизни и атаковал предателя. В этот момент у Ёсицугу сдали нервы, и он убил престарелого Тэрумунэ. Масамунэ приказал перебить весь отряд Ёсицугу. По легенде, он лично изрубил Ёсицугу, а затем осадил его замок Нихонмацу. Между кланом Датэ и Нихонмацу началась настоящая война.

 

Реконструированные постройки замка Нихонмацу


Соседние кланы, враждебные Датэ, увидели в этом отличную возможность покончить с молодым выскочкой. Против Масамунэ объединились кланы Сатакэ, Сома, Асина и Никайдо. Собрав армию в 30 тыс человек, они вторглись во владения Датэ. Масамунэ мог противопоставить им только 7 тыс. бойцов и потому избрал оборонительную тактику. Он укрепил замок Мотомия и создал на подходе к нему цепь фортов. Генеральное сражение кампании произошло 6 января 1586 г. и вошло в историю под именем «битва у моста Хитотори». Несмотря на героическое сопротивление, войска Датэ потерпели поражение, но смогли отступить в замок Мотомия. На следующий день альянс собирался осадить замок, но в это время к командиру клана Сатакэ прибыл гонец с известием, что в его владения вторглись войска клана Ходзё. Сатакэ немедленно отправились в родную провинцию. Лишившись основного союзника, альянс распался, и войска отступили. Так Масамунэ избежал полного разгрома.


Неудача отнюдь не остановила амбициозного Масамунэ. Накопив силы, в 1589 г. он выступил против своего давнего врага — клана Асина. На этот раз численный перевес был на стороне Датэ — 23 тыс против 16 тыс. у Асина. В битве при Суриагэхара войска Масамунэ одержали убедительную победу: по некотором источникам, им удалось взять до 2300 голов противника. Еще около 500 воинов клана Асина утонули в реке Ниппаси, когда под ними рухнул мост, поврежденный воинами Датэ. Эта победа укрепила влияние клана Датэ на юге провинции Муцу. Однако сопротивление кланов Никайдо, Исикава и вассалов клана Асина еще какое-то время продолжалось.

 

Памятный знак на месте битвы при Суриагэхара


Масамунэ был отважным воином и неоднократно показывал личный героизм на полях сражений. За свою храбрость и свирепость в бою он получил прозвище Докуганрю — «Одноглазый Дракон».

 

 

Личные штандарты Датэ Масамунэ

 

Знамена клана Датэ


К 1590 г. Тоётоми Хидэёси фактически объединил Японию под своей властью, однако последним крупным кланом на его пути к полному контролю страны остался клан Ходзё, формальным союзником которого считался и клан Датэ. Хидэёси с огромной армией в 200 тыс. бойцов осадил цитадель клана Ходзё — замок Одавара. Хидэёси несколько раз призывал Масамунэ присоединиться к нему, но Масумунэ был занят наведением порядка на собственных территориях и не хотел ослаблять свою защиту. К тому же некоторые советники отговаривали его вставать на сторону Тоётоми.


Сам Масамунэ прекрасно понимал, что Хидэёси — самый могущественный человек Японии и лучше выбрать сторону победителя. Он уже был готов выслать войска к Одавара, но это время обнаружился заговор против самого Масамунэ. Под влиянием родного клана его пыталась убить собственная мать, накормив отравленным мясом. На место Масамунэ заговорщики собирались посадить его младшего брата Кодзиро. Масамунэ вовремя принял антидот и остался жив. Он самолично казнил Кодзиро, но мать пощадил, отправив ее в ссылку.


Покончив с заговором, Масамунэ спешно выдвинулся к Одавара, но подошел к замку, когда основные боевые действия уже были завершены, и осада перешла в вялотекущую блокаду. Опасаясь гнева Хидэёси, он явился к нему одетым в белые одежды, что символизировало его готовность к смерти. Хидэёси оценил жест и не стал казнить Масамунэ, выдав фразу: «Этот человек может быть полезен». Клан Датэ стал вассалом Хидэёси и сохранил свои владения на севере.

 

Датэ Масамунэ, рисунок Тоса Мицусада, XVIII в.


Добровольное признание власти Хидэёси и показная лояльность уберегли Масамунэ, когда против него обвинения в подстрекательстве восстаний в северных провинциях выдвинул Гамо Удзисато. Снова Масамунэ оделся в белое и предал себя в руки Хидэёси
— и снова был прощен. Укрепив свою политическую позицию, Масамунэ решил укрепить и военное положение. С этой целью он провел на своих территориях «охоту за мечами», реквизировав у крестьян все оружие. Эта акция в точности повторяла «охоту за мечами» Хидэёси 1588 г., но в то время владения Датэ в сферу влияния Хидэёси не входили, и конфискация там проведена не была.


В 1591 г. Хидэёси отобрал у Датэ их родовой замок Ёнэдзава и выдал Масамунэ взамен замок Иватэдзава в провинции Муцу. Масаманэ отремонтировал замок, дал ему новое название — Ивадэяма — и способствовал развитию призамкового города. Он оставался в Ивадэяма 13 лет, превратив регион в крупный политический и экономический центр.

 

Памятник Датэ Масамунэ на месте бывшего замка Ивадэяма


Характер Масамунэ хорошо раскрывает известная история с чашей. Однажды во время чайной церемонии Масамунэ едва не выпустил из рук дорогую фарфоровую чашку. Он вздрогнул и воскликнул: «Ах! — Но потом произнес: — Я приучил себя не дрожать в самой гуще боя, не произносить лишних слов, и я же испугался разбить чашку только потому, что она стоит тысячи золотых слитков! Да не будет так!» С этими словами он с размаху швырнул чашку о камни.


Касательно участия Датэ в корейских кампаниях 1592–1598 гг. у исследователей нет единого мнения. Некоторые источники периода Эдо упоминают, что Масамунэ принимал участие во второй кампании в 1597 г., и даже приводят его «письма с фронта». Однако другие историки утверждают, что эти сведения были сфальсифицированы, когда Япония пыталась создавать свою военную историю по примеру европейской. В доказательство приводятся подробные списки воинских контингентов корейских кампаний, где нет упоминаний клана Датэ. Скорее всего, Масамунэ, как и Токугава Иэясу, лишь служил в штабе кампании при Хидэёси в Нагоя.


Совместная служба с Иэясу укрепила их отношения, Иэясу даже выдал одну из своих дочерей замуж за сына Масамунэ. Поэтому не удивительно, что в кампании Сэкигахара 1600 г. Масамунэ выступил на стороне Токугава. Совместно с Могами Ёсиакира из соседней провинции Дэва он атаковал владения Уэсуги Кагэкацу, важного участника Западной коалиции на севере. Осада замков Хатая и Фукусима принесла ощутимую пользу, сковав силы Уэсуги и не дав ему присоединиться к генеральному сражению. После победы в битве при Сэкигахара Токугава Иэясу щедро наградил Масамунэ, увеличив его доход до 600 тыс. коку риса.


В 1604 г. Масамунэ перенес ставку в замок Аоба (Сэндай), передав замок Ивадэяма своему четвертому сыну, Датэ Мунэясу. Строительство нового замка началось еще в 1601 г., а полностью закончено было только в 1637 г., уже при наследнике Масамунэ — Датэ Тадамунэ.

 

Датэ Тадамунэ (1600-1658), рисунок периода Эдо

 

Замок никогда не имел собственного донжона, но и без него был довольно внушительным — благодаря мощным каменным стенам, трехэтажным башням и величественному дворцу в основном дворе.

 

Реконструкция вида замка Сэндай в XVI в.

 

Стены замка Сэндай

 

Знаменитый памятник Датэ Масамунэ в замке Сэндай.

Его изготовил в 1935 г. к 300-летию со дня смерти Масамунэ скульптор Тору Комуро.

Однако во время Второй мировой войны для армейских нужд нужна была бронза - и памятник пошел в переплавку.

Статую восстановили в 1954 г. по сохранившимся заливочным формам.


В кампаниях Осака 1614–1615 гг. Масамунэ участвовал вместе со своим вторым сыном Тадамунэ. Ко второй кампании относится инцидент, когда Масамунэ, недовольный «недостаточной решимостью» союзника Дзимбо Сукэмоти, послал несколько аркебузиров открыть по его отрядам огонь, чтобы их «расшевелить». Этот приказ не добавил ему любви союзных полководцев.

 

Датэ Масамунэ, фрагмент ширмы "Летняя осада Осака", XVII в.


В начале периода Эдо Масамунэ стал одним из самых богатых даймё Японии — его доход достигал 625 тыс. коку риса. Сэндай входило в тройку самых больших княжеств (хан) страны. Масамунэ был прогрессивным правителем: на своих территориях он поощрял торговлю, включая морские перевозки, внедрял современные методы сельского хозяйства, покровительствовал искусствам и науке. Он привечал европейских торговцев и проповедников, даже спас от казни францисканца Луи Сотело. Сам он никогда не был христианином, хотя такие слухи и ходили. Одновременно он много жертвовал на строительство буддистских храмов. Когда начались гонения на христиан, Масамунэ подчинился воли сёгуната и разрешил преследование церкви на своей территории. Некоторые источники утверждают, что старшая дочь Масамунэ, Ироха-химэ, оставалась тайной христианкой.

 

Памятник Датэ Масамунэ у городского музея г.Сэндай

 

В 1613 г. он организовал миссию к Папе Римскому, вошедшую в историю под именем Посольство Кэйтё. Специально для этого был построен первый японский корабль европейского образца — по всей видимости, это был галеон. Он назывался «Сан-Хуан Батиста», но по японской традиции, многие называли его «Датэ-мару». Возглавлять миссию поручили вассалу Датэ — Хасэкура Цунэнага, а в качестве переводчика поехал спасенный падре Сотело. Посольство было санкционировано сёгунатом, т.к. Иэсу намеревался организовать торговлю с Испанией, но не мог сделать это официально. Корабль пересек Тихий океан, и посольский отряд посетил Мексику и Кубу. Затем на другом корабле они достигли Испании и позже были приняты Папой. В знак особого расположения Ватикана Хасэкура Цунэнага был объявлен римским гражданином. Путешествие до Европы и обратно растянулось на семь лет.


В 1616 г. умер Токугава Иэясу. Масамунэ был одним из последних посетителей Иэясу перед смертью и позже сложил стихотворение вака, посвященное его смерти.


Масамунэ также считается крестным отцом доспеха юкиносита-до. Этот тип брони изобрел доспешник Дэнситиро Хисайэ из провинции Сагами. Сперва он служил сёгунату Асикага, а затем был направлен в провинцию Айдзу, где стал изготовлять доспехи для клана Асина. Когда Асина были разбиты, Хисайэ по приглашению Масамунэ переехал в город Сэндай и начал работать на клан Датэ. Доспех так понравился Масамунэ, что он носил его сам, экипировал им своих вассалов и даже асигару. Со временем этот тип доспеха настолькол прочно стал ассоциироваться с кланом Датэ, что его также стали называть сэндай-до.

 

Доспехи сэндай-до, принадлежавшие Датэ Масамунэ и Датэ Тадамунэ,

коллекция музея г.Сэндай

 

Датэ Масамунэ. Современный рисунок.

Из книги 100 Busho издательства Shinjinbutsu Oraisha


Масамунэ умер в 1636 г. и был похоронен в специально построенном мавзолее Дзуйходэн, который стал семейной усыпальницей клана Датэ и ныне включает в себя несколько строений, посвященных разным владельцам княжества Сэндай.


В 1974 г. была вскрыта могила Датэ Масамунэ. Из нее были извлечены доспехи и меч, с которыми он был похоронен.

 

 

 

 

Благодаря анализу останков выяснилось, что Масамунэ был ростом 159 см и имел кровь группы В. По черепу был реконструирован облик легендарного полководца, и теперь мы имеем возможность увидеть, как на самом деле выглядел этот неординарный человек.

 

 

 

Ивакири Дзёю
Редактура/корректура - Фрадкина Виктория
август 2020 г.