• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Отомо Сорин (1530-1587)

 

Другие имена: Отомо Ёсисигэ, Отомо Ёсидзуми, Отомо Сотэки, Отомо Гэнсай
Титул: Саэмон-но-ками

 

Отомо Ёсисигэ был старшим сыном Отомо Ёсиаки, правителя провинции Фунай. Род Отомо восходит своими корнями к Фудзивара Хидэсато, приемному сыну Накахара Тикаёси. Фудзивара служил Минамото Ёритомо во время войны Гэмпэй и сражался в провинции Муцу в 1189. В 1193 г. он был провозглашен сюго провинций Будзэн и Бунго и взял новую фамилию - Отомо.


Отомо Ёсиаки был убит в 1550 г. своим же вассалом Цукуни Мимасака, и Отомо Ёсисигэ стал 21 главой рода Отомо. Ёсисигэ показал себя прирожденным лидером и начал активно расширять земли Отомо на о.Кюсю. В 1551 г. он успешно подавил восстание Кикути Ёсимунэ в провинции Хиго. В 1557 г. вторгся в провинцию Тикудзэн и подчинил себе Акидзуки Киётанэ. В 1559 г. Ёсисигэ возглавил атаку, в результате которой был возвращен замок Модзи, захваченный годом ранее войсками клана Мори. Однако вскоре Мори опять захватили замок, а последующая в 1561 г. атака Отомо, несмотря на поддержку португальских судов, не увенчалась успехом.


В 1562 г. Ёсисигэ принял имя Сорин и именно под именем Отомо Сорин он наиболее известен в истории. В том же году Сорин вступил в союз с врагами клана Мори - кланом Амако и атаковал укрепления Мори в провинции Будзэн. Мори Такамото, при посредничестве сёгуна Асикага Ёситэру, заключил мирный договор. Одна из дочерей Отомо Сорин должна была выйти замуж за Мори Тэрумото, однако нет достоверных сведений, что этот брак в итоге был заключен.


В 1568 г. Отомо развязал войну с кланом Рюдзодзи из провинции Хидзэн, однако в долгосрочной перспективе это были действия, направленные против влияния клана Мори. Вассал Отомо - Хэцуги Акицура - был разбит мощными силами Мори в битве при Татарахама в 1569 г. и потерял контроль над замком Татибана (провинция Тикудзэн). В ответ Сорин атаковал плацдарм Мори в провинции Будзэн и заставил последнего отступить. В результате этих боевых действий Сорин получил фактический контроль над провинциями Бунго, большей частью Будзэн, Тикудзэн, Тикуго, а также значительное влияние в провинциях Хиго и Хидзэн. Флаги Отомо развевались даже над замками в провинции Иё, захваченными у клана Коно. Армию Отомо называли "Отомо ситикакоку но дзэй" - Войско семи провинций Отомо.


На бумаге Отомо Сорин был могущественным даймё, ведущим свой клан к абсолютному доминированию в регионе. Однако, существовало два фактора, которые нивелировали амбиции Отомо. И оба были достаточно серьезными чтобы стать фатальными. Этими факторами были отсутствие единства в самом клане Отомо и сильный сосед - клан Симадзу. Отомо не удалось достичь полного контроля над своими вассалами, который так необходим для успешного даймё эпохи Сэнгоку. Некоторые из его важных вассалов, а именно Татибана (ранее известные как Хэкки) и Тамура, не были даже вассалами в полном смысле этого слова, скорее союзниками с большой долей самостоятельности.

 

Принятие Сорин христианства также вызвало раздоры в клане. В 1551 г. Сорин принял Франциска Ксавьера и позволил ему основать иезуитскую миссию в Бунго. Сорин был чрезвычайно благосклонен к миссионерам новой религии, и хотя логично предположить, что основным мотивом были оружие и торговые перспективы, которые предлагали европейцы, нельзя исключить тот факт, что Сорин сам попал под влияние идей христианства. Но в любом случае, преимущества от сотрудничества с миссионерами перевешивали трудности, связанные с поддержкой христианства. Собственная жена Сорин была ярым противником распространения христианства, многие вассалы были также возмущены активностью миссионеров, особенно осквернением буддистских и синтоистских храмов. Однако Сорин продолжал поддержку миссионеров, а в 1575 г. крестил своего сына. В 1578 г. он развелся со своей женой и крестился сам, приняв христианское имя Франциско. За два года до этого он передал бразды правления кланом своему сыну Ёсимунэ, который также имел христианское имя Константин.


Именно в этот момент на сцене появляется клан Симадзу. Симадзу Ёсихиса напал на клан Ито и после декады боевых действий вынудил даймё Ито Ёсисукэ бежать на север искать защиты у Отомо. Отомо Ёсимунэ решает атаковать провинцию Хюга прежде чем Симадзу успеют подтянуть остальные сила. Возможно на его решение повлияло желание показать себя настоящим лидером клана, поэтому он не прислушался к сомнениям своих вассалов, заявлявших, что кампания против Симадзу подтолкнет остальных противников Отомо к выступлению. Ёсимунэ собрал войско в 40 тыс. воинов и отправился в Хюга. К нему присоединился и его отец, который решил основать в Хюга новый христианский город.
Первой преградой на их пути стал замок Мацуо (в настоящее время Набэока), который оборонял Цутимоти Тиканари. Это был довольно способный генерал, ранее служивший Ито Ёсисукэ, но потом переметнувшийся на сторону Симадзу. Войска Отомо разбили Цутимоти и его земли были аннексированы для строительства "христианского рая на земле". Сорин и Ёсимунэ отправили основную часть войск продолжать наступление, поручив ее командованию Тавара Тикатака. Тикатака был сводным братом Сорин (через новую жену Сорин).


Тавара продолжил движение, а Сорин и Ёсимунэ в это время руководили разрушением всех буддисских и синтоисских храмов на землях Цутимоти. Эти действия вызвали недовольство в рядах вассалов Отомо и ненависть местных жителей.


Тавара пересек реку Омару и встал перед замком Така, единственным препятствием на пути вперед. 3 тыс. гарнизоном защитников замка командовал опытный Симадзу Иэхиса, который получил приказ держаться сколько сможет, чтобы позволить своему старшему брату Симадзу Ёсихиса подготовить армию к сражению. Тавара принял не очень разумное решение, решив обойти замок, оставив только блокирующий отряд. Скорей всего, он не воспринимал Симадзу как опытных полководцев и не удосужился собрать достоверные разведданные о том, что творилась за южными холмами провинции Хюга, которые лежали на пути армии Отомо. А Ёсихиса тем временем предпринял ряд перегруппировок и маневров, которые в итоге привели к битве при Мимигава. Битва окончилась разгромным поражением армии Отомо. Тысячи воинов были убиты, тысячи были рассеяны и в беспорядке бежали из Хюга.


Сорин и его сын присоединились к отступлению и вернулись в Бунго в полном упадке духа. Удача отвернулась от клана Отомо, и ситуация стала ухудшаться с каждым годом. В следующем году Отомо были вытеснены из Тикуго войсками клана Рюдзодзи. В этом же году произошло новое восстание Акидзуки Танэдзанэ. В Бунго также происходили волнения на почве продолжающейся поддержки христианских миссионеров.


Фактически, положение Отомо было настолько плачевным, что Симадзу решили, что достаточно ослабили клан и предложили "прекращение огня". Осажденные Отомо сразу согласились, что позволило Симадзу переключиться на более серьезного противника - Рюдзодзи Таканобу.


В 1586 г. неудачи Отомо достигли своего пика. Рюдзодзи Таканобу был убит в боях с войсками Симадзу, что позволило Ёсихиса обратить взор на провинцию Бунго. В мае Сорин покинул свою резиденцию в Усуки и отправился в Осака на поклон к Тоётоми Хидэёси, просить его защиты от Симадзу. Хидэёси и так планировал захват Кюсю, но Сорин подарил ему замечательный повод. В декабре первый корпус войск Хидэёси высадился на Кюсю и присоединился к войскам Отомо Ёсимунэ. Хотя эти силы были разбиты в битве при Хэцугигава, громадная армия Хидэёси, которая следовала за авангардом, выдворила войска Симадзу обратно в провинцию Сацума.


Сорин умер вскоре после разгрома Симадзу. Родовые земли Отомо теперь были в безопасности, однако клан Отомо навсегда лишился независимости.

 

Ивакири Дзёю
Статья подготовлена на основе материалов с сайта samurai-archives.com

2010 г.