• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Исторические личности


Като Киёмаса (1562-1611)

 

 

Като Киёмаса, рисунок периода Эдо

 

Существует очень много мифов про самурайский дух, аскетизм, верность и преданность. И чаще всего это действительно легенды, особенно когда речь заходит об эпохе Сэнгоку, тяжелой гражданской войне, во время которой встречались как примеры редкой преданности и порядочности, так и чудовищных предательств, обмана и подлости.


Но я хочу рассказать вам о человеке, который вполне соответствует образу того самого «самурая из легенд».


Като Киёмаса. Известный военачальник, строитель замков и верный вассал Тоётоми Хидэёси по иронии судьбы как раз происхождения был совершенно не самурайского. Впрочем, как и его господин.


Като Киёмаса приходился Тоётоми Хидэёси троюродным братом. Его мать была родом из той же семьи, что и сам Хидэёси, и вышла замуж за кузнеца из соседней деревни — Като Киётада. Историки до сих пор спорят, была ли у отца Киёмаса фамилия Като или она появилась в хрониках значительно позже, ведь у крестьян в то время не было фамилий. Но, по основной версии, Киётада был мелким безземельным самураем, служащим за содержание, получил ранение и после этого стал деревенским кузнецом. Он женился на женщине по имени Ито, и у них родился сын, которого назвали Ясямару.

 

Однако, когда ребенку было четыре года, Киётада умер, а Ито вместе с сыном вернулась обратно в родную деревню Накамура, где их приютила двоюродная сестра — мать Хидэёси.


Мальчик рос сильным, задиристым и совершенно бесстрашным. Однажды в дом его семьи влезли грабители, и Ясямару, заметив это, спрятался в большой короб. Но не потому, что испугался, совсем наоборот. С собой у него была маска, изображающая жуткого ёкая. Грабители схватили короб, думая, что в нем много ценностей, и вынесли из дома. По дороге Ясямару натянул маску и со страшными криками и завываниями выскочил наружу. Грабители перепугались и разбежались кто куда, побросав награбленное.


За храбрость и воинственный характер мальчик получил новое имя — Тораносукэ, что означает «молодой тигр».


Хидэёси, который был старше Тораносукэ на 20 лет, в это время делал стремительную карьеру под началом Ода Нобунага. И когда Тораносукэ подрос — не возникло никаких вопросов касаемо его будущего. В возрасте 14 лет мальчик поступил на службу к Хасиба Хидэёси — так тогда звали Тоётоми Хидэёси.


Тораносукэ получил должность косё — оруженосца, адъютанта и «мальчика на побегушках», с вознаграждением всего в 170 коку риса. Но быстро показал себя на службе, в том числе и на полях сражений, поэтому его довольствие было увеличено вдвое, а Хасиба Хидэёси сам провел церемонию «гэмпуку» и дал юноше имя Киёмаса. А когда Киёмаса исполнилось 18 лет, подобрал ему жену — девушку из рода Ямадзаки. Был ли этот брак чисто политическим, или основой его послужили чувства, не известно, однако Като Киёмаса хорошо относился к жене, часто писал ей письма и до самой ее смерти не заводил наложниц. Вообще Като Киёмаса, известный как весьма суровый и жестокий воин, был очень добр и мягок со своими женщинами. Он нежно любил и глубоко уважал свою мать, заботился о жене и дочерях. И с такой же любовью и уважением относился к жене Хидэёси, почитая ее наравне со своей матерью.


Когда Киёмаса исполнился 21 год, он принял участие в известной битве при Сидзугатакэ, где сошлись войска двух бывших вассалов Ода Нобунага — Хасиба Хидэёси и Сибата Кацуиэ. Во время битвы особенно отличились семеро бойцов, которым за доблести был присвоен титул «Сидзугатакэ-но ситихонъяри» — «семь копий Сидзугатакэ». Одним из них был Като Киёмаса.

 

Поединок Като Киёмаса и Ямадзи Сёгэн во время битвы при Сидзугатакэ. Гравюра Тоёхара Тиканобу, 1904 г.


За этот подвиг он получил поместье с доходом в 3 тысячи коку риса и стал одним из приближенных и доверенных лиц Хидэёси.


В 1584 году, когда войска Хидэёси сошлись с войсками Токугава Иэясу под Комаки-Нагакутэ, Като Киёмаса сражался с прославленным военачальником Токугава — Хонда Тадакацу. Бой окончился вничью, и с тех пор Като и Хонда прониклись друг к другу взаимным уважением. Впрочем, и сама битва для сторон закончилась примерно тем же.

 

Поединок Хонда Тадакацу и Като Киёмаса. Гравюра Ёсю Тиканобу, 1899 г.

 

А через некоторое время Иэясу и Хидэёси и вовсе заключили мир, Токугава Иэясу принес Хидэёси вассальную клятву и даже женился на его сестре.


Хасиба Хидэёси после этой битвы продолжил завоевание Японии и через несколько лет подчинил себе почти полностью острова Хонсю и Сикоку. Хидэёси, крестьянин по происхождению, устроил себе усыновление в семью Фудзивара и взял фамилию Тоётоми, что придало его положению больше легитимности. Император пожаловал ему титул «кампаку» (регента), и Хидэёси взялся за завоевание острова Кюсю, чтобы объединить всю страну под своим руководством.


С Кюсю все было не так просто. Кроме самой цели полного объединения всех территорий под своим началом, перед Хидэёси стояла еще одна важнейшая задача. Дело в том, что первые европейцы высадились именно на Кюсю. И, само собой, вслед за моряками и торговцами в Японию прибыли и миссионеры. И за довольно короткое время христианство распространилось по всему острову. Новую веру приняли даже некоторые даймё.


Тоётоми Хидэёси не было дела до религий, но из-за распространения христианства иностранцы получили слишком большую власть над землями, которые Хидэёси искренне считал своими, и не собирались останавливаться на достигнутом. Это была уже прямая угроза власти Тоётоми, поэтому под предлогом помощи одному из даймё Кюсю, находящемуся в состоянии войны с соседом, Хидэёси ввел свои войска на остров. Захватив земли, он оставил наместником своего человека — Сасса Наримаса. И запретил проповедовать христианство, а миссионерам было приказано немедленно покинуть территорию Японии.


Это вызвало волну негодования. Священников местное население начало скрывать, повсюду стали вспыхивать бунты. В конце концов, в провинции Хиго поднялось восстание, Сасса Наримаса не сумел справиться с ситуацией, был разжалован за некомпетентность и совершил сэппуку. А Тоётоми Хидэёси направил Като Киёмаса и еще одного своего военачальника, Кониси Юкинага, подавить бунт.

 

Като Киёмаса, рисунок периода Эдо


Като Киёмаса был глубоко верующим человеком. И принадлежал к школе Нитирэн — едва ли не единственной крайне агрессивной и нетерпимой ветке буддизма. Поэтому с восставшими христианами он расправился с невероятной жесткостью. Однако его методы оказались действенными и вызвали одобрение Хидэёси. За это Киёмаса получил половину провинции Хиго и замок Кумамото во владение. Таким образом, его доход вырос до 250 тысяч коку, а Като Киёмаса стал даймё в возрасте 26 лет.


Вторую половину провинции получил Кониси Юкинага, также отличившийся в подавлении бунта. Однако Кониси сам был приверженцем христианской веры, что, учитывая политику Тоётоми в отношении христиан, Като Киёмаса считал совершенно недопустимым. В связи с этим отношения между соседями были довольно напряженными. Тем более что способы управления землями Като и Кониси выбрали совершенно разные.


Кониси Юкинага поощрял торговлю, строил города, сильно снизил налоги и оказывал всяческое содействие иностранцам и христианам. Като Киёмаса же, обладая инженерным сладом ума, разработал систему заливных полей на горных склонах, что позволило в несколько раз увеличить объемы выращиваемого риса. Ввел суровое налогообложение, большую часть налогов тратил на обустройство военных укреплений, обучение и содержание армии и создание стратегических запасов продовольствия. Он начал перестраивать свой замок, превращая его в неприступную крепость.


Но Тоётоми Хидэёси наградил своих вассалов землями не для того, чтобы они наслаждались там жизнью. У него давно была мечта завоевать Китай. И после полного подчинения Кюсю он решил, что пришло время воплотить мечту в реальность.


Переговоры с Кореей, по территории которой Хидэёси планировал провести войска, провалились, и стало понятно, что воевать сначала придется с ней. Поэтому Хидэёси начал стягивать силы на Кюсю — именно оттуда было легче всего отправить военные корабли для захвата корейских земель.


Войска были разделены на восемь армий, но главные ударные силы были сосредоточены в трех — под командованием Като Киёмаса, Кониси Юкинага и Куродыа Нагамаса. И именно они были в первую очередь отправлены в Корею.


Первое время война шла довольно успешно. Местное население сначала даже неплохо приняло армию вторжения — японцы почти не грабили, наоборот, довольно часто помогали продовольствием и освобождали рабов. Дело в том, что статус японского крестьянина был довольно высоким, в то время как в Корее это был один из самых низших классов, поэтому многие даже радовались «новым хозяевам». Тоётоми Хидэёси, отправляя войска, объявил, что все захваченные генералами земли будут им и принадлежать.


Като Киёмаса был хорошим тактиком, умелым воином и командиром, кроме этого, он сполна использовал свое «инженерное мышление» при осадах крепостей — например, во время одной из осад приказал нарубить тростник и забросать им ров с водой, а во время другой велел соорудить повозки с навесами, затянутыми мокрыми шкурами, в которых его воины двигались к воротам, обстреливая противника из ружей. Таким образом, он быстро завоевал довольно большой кусок корейской территории и даже построил замок в Ульсане с хорошим выходом к морю. Но он не остановился на достигнутом.

 

Продолжая свое продвижение на север, он достиг Манчжурии и вторгся в нее, сражаясь с чжурчженями, которые на том момент были вассалами Китая. Однако они оказались серьезными противники, и Като Киёмаса был вынужден вернуться на свои исходные позиции. С местным населением у него установились довольно теплые отношения, корейцы вступали в его армию и даже помогли захватить двух принцев, младших сыновей правителя Кореи, пытающихся скрыться в северных землях.

 

Существует также легенда, что Като Киёмаса защитил одну из деревень от свирепого тигра-людоеда.

 

В этой деревне Като Киёмамса остановился на отдых, но местные жители предупредили его, что это очень опасно, так как на горе живет свирепый тигр, гораздо больше и злее обычных. И действительно, ночью тигр пришел в деревню и унес лошадь. На следующую ночь жертвой зверя стал косё Като Киёмаса. Киёмаса пришел в ярость и сказал, что лично убьет тигра копьем. И когда ночью тигр снова пришел - вступил с ним в бой. Оружием Киёмаса было дзюмонзи-яри, однако во время боя тигр откусил один из зубцов и копье превратилось в катакама-яри. После победы над зверем Като Каёмаса сказал, что такой тип копья ему нравится куда больше.

 

Киёмаса против тигра. Триптих Тинсай Росэцу, 1904 г.

 

Киёмаса охотится на тигров в Корее. Триптих Цукиока Ёситоси (XIX в.)


Но вскоре все изменилось.


С самого начала между японскими армиями не было слаженности действий. Между Кониси и Като возникла конфронтация, вызванная множеством факторов. Разногласия по религиозным вопросам, разные представления о целях и задачах войны, и, вероятно, сам Тоётоми Хидэёси сознательно сталкивал их лбами, рассчитывая, что, соревнуясь друг с другом, эти командиры будут более эффективны.

 

Като Киёмаса в Корее. Рисунок Ватанабэ Нобукадзу, 1893 г.

 

Только на деле все вышло иначе. Действуя по одиночке, а частенько и мешая друг другу, командиры армии вторжения сильно увязли в войне. Кроме того, японцы терпели на море поражение за поражением от корейского адмирала Ли Сун Сина, поэтому морской путь вскоре оказался перекрыт, а армия осталась без снабжения. Начались грабежи. Местное население резко изменило свое отношение, и японская армия начала встречать нешуточное сопротивление. Узнав об этих обстоятельствах, Тоётоми Хидэёси приказал жестоко покарать строптивых корейцев, и разгорелся настоящий террор. Вырезали целые города, посмевшие оказать сопротивление.


Местное население ответило на эти меры партизанской войной. Да и правитель Кореи, которому удалось сбежать из столицы в первые недели войны, сумел договориться с Китаем о военной помощи.


Японская армия оказалась в весьма тяжелом положении. Начались переговоры. Като Киёмаса пришлось вернуть захваченных принцев и снова отступить, оставив большую часть захваченных земель.

 

Знамена и штандарты Като Киёмаса. Рисунок Эммануэля Валерио


Чтобы разобраться в причинах провала, Тоётоми Хидэёси отправил в Корею комиссию, возглавлял которую Исида Мицунари. Этот человек являлся доверенным лицом Хидэёси, но сам был гражданским, к тому же сторонником прекращения войны. В этом он нашел поддержку Кониси Юкинага, который тоже считал, что эта война разорительна и бессмысленна и ее необходимо прекратить.


В результате Тоётоми Хидэёси был предоставлен доклад, в котором вся вина за неудачи возлагалась на нескольких военачальников, в числе которых был и Като Киёмаса. В частности, о них было сказано, что «Фукусима Масанори постоянно пьет», «Курода Нагамаса вместо войны играет в го», а «Като Киёмаса озабочен только расширением своих владений и охотой». Мало того, Исида Мицунари обвинил Като Киёмаса и его товарища и воспитанника Асано Юкинага (племянника Онэ, жены Хидэёси) в трусости во время захвата замка Чинджу, поскольку они «вместо преследования отступающей вражеской армии занялись грабежами и резней местного населения».


Тоётоми Хидэёси пришел в ярость. Когда после долгих переговоров японская армия вернулась домой, он посадил Като Киёмаса под арест и приставил вооруженную охрану, объявив, что решит его участь позже. Такое положение вещей означало лишение всех земель и ссылку в монастырь в лучшем случае или приговор к сэппуку — в худшем. Однако существует легенда, что во время заключения Като Киёмаса под стражей случилось мощное землетрясение и заключенный,
беспокоясь за жизнь и здоровье господина, бежал из-под охраны и прибыл к нему на помощь. Растроганный такой верностью и преданностью Тоётоми Хидэёси простил провинившегося вассала.

 

Киёмаса у Хидэёси во время землетрясения.

Гравюра Цукиока Ёситоси, 1878 г.

 

Хотя есть и более прозаическая версия. Хидэёси планировал возобновление военных действий в Корее, и Като Киёмаса был нужен ему как хороший военачальник.


Перед началом нового вторжения предстояло решить один очень важный вопрос. Корейский адмирал Ли Сун Син был существенной помехой в планах Тоётоми Хидэёси, поэтому от него было необходимо срочно избавиться.


От имени Кониси Юкинага в Корею было отправлено тайное письмо следующего содержания:
«Лицом, которое всячески препятствует заключению мира, является Като Киёмаса. В ближайшее время он прибывает из Японии. Корея имеет явное превосходство на море; если немедленно направить военные корабли в район Киджа и предпринять совместные действия с военачальником левой полупровинции Кёнсан, то можно будет перехватить войска Като, а его, негодника, убить. Сейчас представился самый подходящий случай, который нельзя упустить».


На этом письме хотелось бы остановиться подробнее. Долгое время именно на нем основывалась версия конфронтации и взаимной ненависти между Кониси Юкинагой и Като Киёмаса. Однако на самом деле это письмо было не чем иным, как военной хитростью. Корейское командование, поверив в правдивость письма, отдало приказ Ли Сун Сину направить военные корабли в указанное место. Однако тот, понимая, что это ловушка, категорически отказался это делать. За неповиновение приказу он был разжалован, а пост адмирала был передан Вон Гюну, который и повел весь корейский флот в приготовленную западню. Флот был разбит, а армия вторжения благополучно высадилась совершенно в другом месте.

 

На этом фоне версия о серьезности конфликта Като и Кониси кажется недостаточно правдоподобной, однако слаженности между их действиями действительно не было. Но это было общей особенностью японской армии — командиры все время пытались «перещеголять друг друга геройством» и не привыкли действовать сообща, поэтому Кониси и Като не слишком выделялись из общей массы.


Вероятнее всего, в этом и была причина того, что вторая Корейская война оказалась еще менее успешной, чем первая. Японская армия терпела поражение за поражением от объединенных сил Кореи и Китая. Като Киёмаса выдержал в своем замке в Ульсане длительную тяжелую осаду. Его крепость окружила почти 60-тысячная армия противника, тогда как защищали ее 5 тысяч воинов самого Киёмаса и 2 тысячи — Асано Юкинага, который подошел с подкреплением и так же оказался запертым в крепости.


Самой большой бедой осажденных был не столько недостаток припасов, сколько нехватка воды — доступ к источнику за стенами был перекрыт, поэтому воду добывали с риском для жизни. На всех ее не хватало. Лошадей пришлось забить — их нечем было кормить и поить, а их мясо оказалось хорошим подспорьем, но тяжелым испытанием для религиозного Като Киёмаса. Осложнял ситуацию еще и холод — стоял февраль, и вскоре все деревянные части замка пришлось пустить на дрова. Только прибывшему на подмогу Кобаякава Хидэаки, молодому командующему силами вторжения, удалось снять осаду и освободить Като и его оставшихся в живых воинов. Те жаловались потом, что исхудали настолько, что не могли как следует затянуть на себе доспехи.


Однако и в этой ситуации Исида Мицунари усмотрел «трусость и бездарность». Тоётоми Хидэёси был опять предоставлен доклад, в котором на этот раз в некомпетентности был обвинен Кобаякава Хидэаки, который так же «не стал преследовать армию противника». О пережитой Като Киёмаса осаде в докладе не упоминалось вовсе.
Тоётоми Хидэёси опять разгневался и лишил Кобаякаву Хидэаки почти всех владений. Но за молодого командующего вступился Токугава Иэясу, и часть земель Хидэаки вернули.


Не известно, как дальше развивались бы события, но Тоётоми Хидэёси вскоре заболел и умер. Японские войска, так ничего и не завоевав, были вынуждены вернуться на родину.


У Тоётоми Хидэёси остался малолетний сын Хидэёри, при котором был создан совет регентов. Умирающий Хидэёси надеялся, что его сын со временем получит такую же должность кампаку и так же будет управлять страной. А пока за него это будут делать регенты, в числе которых находился Токугава Иэясу. Это был человек, не уступавший богатством и влиянием самому Тоётоми Хидэёси, и все очень хорошо понимали, что его приход к власти — лишь вопрос времени. Понимал это и Като Киёмаса. Поэтому постарался проявить максимальную лояльность к вероятному будущему правителю и начал оказывать ему поддержку. Жена Като к этому времени умерла, поэтому он женился на племяннице Токугава Иэясу, происходящей из рода Мидзуно, но удочеренной самим Иэясу как раз для подобных политических целей.


Но все это Като Киёмаса делал не для того, чтобы обеспечить свое будущее при новой власти. Его волновало будущее сына умершего господина. Киёмаса понимал, что шансов получить когда-либо власть над страной у маленького Хидэёри почти нет, но, по крайней мере, можно было постараться закрепить за ним все остальное наследство отца — земли, ценности и положение в обществе. А для этого нужно сохранить жизнь и влияние членов семьи и верных вассалов Тоётоми. Поэтому, кроме самого Киёмаса, жен из семьи Иэясу взяли Фукусима Масанори (двоюродный брат Киёмаса) и Курода Нагамаса, сын известного и любимого стратега Тоётоми Хидэёси, Курода Камбэй.


Исида Мицунари придерживался противоположной точки зрения. Он тоже был предан Тоётоми Хидэёси и его сыну, но считал, что Токугава Иэясу необходимо устранить. И для начала попытался использовать меры политического воздействия. Тоётоми Хидэёси при жизни запретил политические браки без согласования лично с ним. После его смерти такой брак должен был дождаться одобрения Совета регентов, однако Токугава Иэясу даже не поставил Совет в известность о том, что собирается выдать своих приемных дочерей за Като, Курода и Фукусима. Совет был поставлен уже перед фактом свершившихся браков. Исида Мицунари выразил протест.


Однако это не возымело особых политических последствий, поэтому на Токугава Иэясу было совершено покушение, в котором был обвинен Исида Мицунари.


Новость о происшествии взбудоражила Като Киёмаса и его друзей. Они припомнили, сколько еще обид им нанес Исида Мицунари, и решили его примерно наказать. Собравшись компанией, состоявшей из самого Като Киёмаса, Фукусима Масанори, Курода Нагамаса, Асано Юкинага и других несправедливо обвиненных генералов Имдзинской войны, они решили напасть на Исида Мицунари. Но Мицунари был предупрежден об их намерениях. И, как гласит легенда, переоделся в женское кимоно и в дамском же паланкине смог незамеченным проехать мимо засады. Тем не менее он понимал, что его хитрость быстро будет раскрыта, поэтому направился в поместье к Токугава Иэясу, справедливо полагая, что тот не решится в открытую напасть на гостя и не позволит этого сделать и своим зятьям.


Так и получилось. Успокоив генералов, требующих немедленной выдачи Исида Мицунари, Токугава Иэясу порекомендовал последнему оставить пост министра и отправиться в свое поместье в Савояма. Что Исида Мицунари и сделал.


Като Киёмаса был послан Токугава Иэясу на Кюсю. Официально это было сделано в качестве наказания за нападение на Исида Мицунари, но, возможно, Като нужен был Иэясу именно там, на Кюсю, или наоборот, Токугава опасался, что верный Тоётоми Киёмаса ударит ему в спину, если начнутся военные действия.
А они не заставили себя ждать. Исида Мицунари поднял восстание, закончившееся известной битвой в долине Сэкигахара.


В числе тех, кто выступил на стороне Исида Мицунари, был и заклятый сосед Като Киёмаса — Кониси Юкинага. Он пришел со своими войсками на помощь Западной коалиции, которую возглавлял Исида Мицунари. Като Киёмаса не преминул этим воспользоваться. Под предлогом помощи Восточной коалиции Токугава Иэясу, Като захватил земли Кониси. Однако, несмотря на неприязнь к соседу, жену и младшего сына Кониси он не тронул, передав семье Курода, которой сын Кониси и служил в дальнейшем. Возможно, и правда, не было никакой особой неприязни между ними. А то, что оказались на разных сторонах, — эпоха Сэнгоку, ничего личного.


Совершенно по-другому поступили союзники потерпевшего поражение в битве при Сэкигахара Исида Мицунари. При сдаче Осакского замка, места, где находился Хидэёри, Мори Тэрумото, оставшийся его защищать, казнил старшего сына Кониси и прислал Токугава Иэясу его голову в качестве демонстрации своей лояльности. Токугава Иэясу жест не оценил. Клан Мори был лишен большей части своих земель. Исида Мицунари и Кониси Юкинага были казнены, а земли Кониси полностью получил Като Киёмаса, став теперь полноправным хозяином провинции Хиго.


Наступило мирное время, но Като Киёмаса в мир не верил. Он, пользуясь появившимся свободным временем, вплотную занялся перестройкой Кумамото, превращая его в неприступную крепость. Пережитая осада в Ульсане произвела на него большое впечатление, поэтому он в первую очередь позаботился о ресурсах внутри стен замка.

 

Замок Кумамото. Реконструкция 1960 г.


Он провел водопровод, устроив водоснабжение замка таким образом, чтобы не было необходимости выходить за водой за стены. Один из колодцев был обустроен даже внутри центральной башни. На территории замкового парка сделали множество водоемов, в которых развели карпов. Их можно было есть во время осады, а водой из прудов — тушить пожар. Сам сад по большей части представлял собой огород: все, что там росло, так или иначе можно было употреблять в пищу. Като Киёмаса приказал посадить везде деревья гинко, их орехи были пригодны для еды, а древесина могла использоваться в качестве дров. Татами в замке вместо рисовой соломы были набиты высушенными съедобными растениями. Замок Кумамото был готов выдержать самую суровую осаду.

 

Памятники Като Киёмаса в Кумамото: возле замка и в парке Хоммёдзи


В 1603 г. по приказу сёгуна Киёмаса также руководил постройкой замка Нагоя.

 

 

Памятники Като Киёмаса на площади перед замком Нагоя и на территории замка.

По легенде Киёмаса доставил на стройку самый большой камень

 

Старший сын Като Киёмаса был отправлен заложником в Эдо, но через два года там умер от оспы. Наследником Като стал родившийся в 1601 году Тадахиро. Мальчик был сыном наложницы, но жена Като усыновила его, в результате узы между родом Като и Токугава укрепились еще сильнее.


Однако Като Киёмаса не забывал о своей главной цели. Он заботился о Тоётоми Хидэёри, выступал посредником между его матерью, наложницей Тоётоми Хидэёси Тятей, и Токугава Иэясу, старался сглаживать возникающие конфликты и находил компромиссные решения. Прямому и бесхитростному воину пришлось превратиться в политика. В 1611 году он устроил встречу ставшего недавно совершеннолетним Тоётоми Хидэёри и Токугава Иэясу. Ему пришлось решать назревающий конфликт, заключавшийся в том, что никак не могли прийти к консенсусу по вопросу — каким образом Токугава Иэясу надлежит поздравлять наследника рода Тоётоми с совершеннолетием. Токугава Иэясу отказывался приехать в Осаку, так как это означало признать себя ниже по рангу, чем Хидэёри. А Тятя отказывалась отпускать Хидэёри посетить Токугава Иэясу по той же причине. Ведь она считала, что ее сын должен будет получить титул кампаку, что сделает его выше сёгуна в отставке, каковым стал Иэясу, передав титул своему сыну. Соответственно, именно Иэясу должен посетить Хидэёри и поздравить его с совершеннолетием.


Чтобы примирить стороны и погасить разгорающийся конфликт, Като Киёмаса и Асано Юкинага организовали встречу Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри на нейтральной территории — в замке Нидзё в Киото. Говорят, что Като Киёмаса опасался за жизнь и здоровье Хидэёри и поэтому пришел на эту встречу, спрятав под одежду вакидзаси (короткий меч), для того чтобы в случае нападения взять в заложники Токугава Иэясу и спасти сына своего бывшего господина. Однако встреча прошла мирно, Токугава угощал гостей деликатесами и сладостями, осыпал Хидэёри комплиментами, очень лестно отзывался о его уме и характере.


После этой встречи, как рассказывают, Киёмаса вытащил из-под одежды непонадобившееся оружие и сказал со слезами на глазах: «Пусть хоть таким образом я смог отплатить за все благодеяния покойного тайко». К сожалению, эта встреча была последней помощью Като Киёмаса Тоётоми Хидэёри. По дороге обратно на Кюсю на корабле Киёмаса стало плохо, он серьезно заболел. И через три месяца скончался.


Естественно, его смерть немедленно связали с той встречей, и на долгое время версия о том, что Киёмаса был отравлен в Нидзё во время пира по приказу Иэясу, стала основной. Существует даже легенда, что отравить пытались Хидэёри, но Киёмаса знал об этом и сам съел отравленные сладости. Такая версия часто встречается в кинематографе. Наравне с гибелью Като Киёмаса от рук нанятого Токугава синоби.


При этом современные исследователи не считают эту теорию состоятельной. Главным образом из-за того, что даже такой знаток трав, как Токугава Иэясу, вряд ли мог в ту эпоху использовать яд, вызывающий через существенный промежуток времени тяжелую болезнь с подобными симптомами. Наиболее разумной считается версия, что смерть Като Киёмаса наступила от острого панкреатита или рака. Дело в том, что Като вел очень аскетичную жизнь и был известен своей воздержанностью в пище. Возможно, это было вызвано, в том числе, и проблемами с пищеварением, а во время пира он не мог отказываться от угощений, что могло спровоцировать приступ болезни.


Однако есть еще одна занимательная версия причины его смерти — проказа. Основание для этой версии довольно необычное. Дело в том, что после смерти Като Киёмаса был канонизирован как синтоистское божество. И через некоторое время к его храму потянулись больные проказой в надежде на излечение. Видимо, ками-целитель из Като Киёмаса вышел довольно успешный, потому что его храм, Хоммёдзи, быстро стал местом особенного паломничества прокаженных. Разумеется, жителям, а особенно новым хозяевам замка и земель, это не слишком нравилось, была подана жалоба властям. Прокаженным было запрещено приближаться к храму Като. Но больные подняли бунт и, видимо, настолько успешный, что доступ к храму все же пришлось открыть. Правда, с большими ограничениями. В те времена существовало поверье, что дух умершего от проказы может ее исцелить. Поэтому и появилась версия, что Като Киёмаса болел проказой. Правда, других доказательств этой теории нет.


Точной причины сейчас уже не выяснить, поскольку настоящее место захоронения Като Киёмаса было утеряно во время Сацумского восстания в 1877 году, когда замок Кумамото выдержал осаду, но был сожжен. А мавзолей Като разрушен.

 

После смерти Като Киёмаса его земли перешли к сыну, Тадахиро. Однако тот постоянно проживал в Эдо, в своих землях почти не бывал. При этом сёгун Токугава Хидэтада благоволил ему и даже пожаловал ему иероглиф из своего имени. И стал его «крестным отцом» — провел церемонию наречения имени. Но после смерти Хидэтада новый сёгун Иэмицу обвинил Тадахиро в «ненадлежащем управлении» и лишил земель, передав их под управление рода Хосокава. Про род Като забыли на долгое время, хотя Хосокава весьма уважительно относились к бывшему хозяину земель, содержали в порядке и храм, и мавзолей.


Когда Япония после реформ Мэйдзи решила возобновить экспансию во внешний мир и в 1910 году японские войска снова вторглись в Корею, опять вспомнили о Като Киёмаса. Его объявили божеством — покровителем вторжения, ему был посмертно присвоен очередной придворный ранг, и он стал японским военным символом. Про Като Киёмаса начали писать книги, чуть позже сняли несколько фильмов, построили много памятников. Однако после поражения Японии во Второй мировой войне началась демилитаризация. И Като Киёмаса так же попал под удар. Книги о нем попали в разряд запрещенных, их начали изымать из библиотек. Часть памятников была разрушена. К счастью, борцы с милитаризмом вовремя остановились, в связи с чем исторические памятники и документы остались нетронутыми.

 

В частности, сохранились знаменитые «Правила Като Киёмаса» — его наставления вассалам, по которым можно судить, каким он был и что из себя представляли воины того времени. И, тем не менее, до сих пор есть множество людей, считающих, что имя Като Киёмаса позорит японскую нацию, в некоторых вполне современных фильмах его стараются не упоминать вообще или упоминают вскользь, а после землетрясения в Кумамото, когда сильно пострадал замок и памятник Като, вышло несколько статей с призывами не восстанавливать обломившееся у памятника копье. «Символ японского милитаризма наконец сложил оружие» — так было написано в них.


Но все равно, в памяти людей Като Киёмаса остался суровым воином, верным вассалом и строителем замков.

 

Като Киёмаса. Современный рисунок.

Из книги 100 Busho издательства Shinjinbutsu Oraisha

 

Виктор Фламмер

ноябрь 2020 г