• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Движение Икко-икки

 

Воины Икко-икки со священным ковчегом

 

Икко-икки – мощное религиозное движение, потрясавшее Японию в конце XV – середине XVI вв. Его основателем стал проповедник Рэннё (1415-1499), приверженец учения "Чистой земли" обосновавшийся в районе Хокурику. Согласно этому учению, важнейшей ценностью объявлялся труд, что привлекало самые широкие массы населения. Бежав от завистливых монахов Энрякудзи, в 1471 году Рэннё осел в провинции Кага. В Ямасина, к западу от Киото, с 1479-го по 1483 год строится храмовый центр Ямасина Хонгандзи.

 

Рэннё

Вскоре в 1485 году вокруг Рэннё сформировалась новая секта Икко(сю) (Дзёдосин) – название японской буддийской школы Дзёдо-синсю после оживления ее деятельности в 15 веке, в названии школы (“икко” – “одно направление”, “следование чему-либо одному”) нашло отражение в основополагающее догматическое положение ее учения: перерождение человека в “чистой земле” обеспечивается исключительно его молениями будде Амиде – состоявшая из монахов, восставших крестьян и дзи-самураев (мелкопоместные воины-землевладельцы). В 1486 году они установили временное правительство в Ямасиро. После войны Онин обнищавшие крестьяне, ищущие утешения в религии, расширили ряды секты до 200 тыс. человек.

 

В 1488 году выступавшие под лозунгами борьбы за справедливость духовные лидеры, пользуясь моментом, подняли восстание и захватили власть в провинции Кага, установив над ней полный контроль, взяв все проблемы местного самоуправления в свои руки. Эта уникальная форма крестьянско-буддистского правления сохранялась почти целый век. Они попытались захватить и соседнюю провинцию Этидзэн, но были отбиты сильным феодальным домом Асакура.

 

Так, в 1532 году армия Икко осадили богатый город Сакаи, где была сильна буддийская секта Нитирэн, весьма, кстати, непримиримая к другим религиозным течениям. После тяжелых боев в Сакаи солдаты Икко-икки двинулись на гору Нара и сожгли монастырь Кофукудзи, а затем пошли на Киото. Сектантов поддержали монахи с горы Хиэй и тоже вступили в столицу. Все храмы учения Нитирэн были сожжены, и некоторые районы города, еще не оправившегося от войны Онин, снова разрушены до основания. От полного разорения Киото спасли даймё Хосокава Харумото и секта Хобо – их объединенная армия осадила Ямасина Хонгандзи, заставив Икко вернуться на выручку к своим приверженцам. А войска Роккаку Садаёри и военные отряды горожан Киото, членов нитирэновской секты сожгли Ямасина Хонгандзи.

 

Вскоре Икко-икки закрепились еще в одной провинции, Микава, где в 1533 году начали строить огромный укрепленный храм Исияма Хонгандзи, на месте которого сейчас стоит Осакский замок (в 1584 году Тоётоми Хидэёси построил грандиозный замок Осака на месте Исияма Хонгандзи). Движение Икко-икки было неоднородным - его поддерживали крестьяне, духовенство и обедневшие самураи. Последние постепенно заняли все руководящие посты, что обусловило милитаризацию секты. Она фактически превратилась в крупное феодальное войско, использовавшееся с целью территориальных захватов.

 

Жестокая война между религиозными сектами прекратилась только в 1534 году Икко-икки снова подняли голову через тридцать лет, активно сопротивляясь планам Ода Нобунага по объединению страны. Сектанты несколько раз выступали против Токугава Иэясу – в 1563 году войска даймё Токугава Иэясу подавили мятежников в провинции Микава, и Ода Нобунага – в 1571 году, он сжег вместе с осажденными монахами монастырь Энрякудзи на горе Хиэй(дзан) – оплот секты Икко, пока 10 сентября 1580 года последний не стер с лица земли их главный храм Исияма Хонгандзи. Солдаты Икко были серьезными противниками. Уверенные, что после смерти обретут воскрешение в "Чистой земле", они сражались, не щадя ни своей жизни, ни чужой. Нобунага платил им тем же – так, после взятия храма Нагасима в 1574 году весь его 20 тыс. гарнизон был казнен.

 

После разрушения главного храма Исияма Хонгадзи, он  раскололся на две ветви с главными храмами Ниси Хонгандзи и Хигаси Хонгандзи в Киото, которые до сих пор являются крупными и влиятельными религиозными объединениями.

 

Современная реконструкция образа воина икко-икки.

Подробнее

 

 

Куросукэ Арисада

2002 г.