Воин
икко-икки (современная реконструкция)
Аркебузир
икко-икки. Современная историческая реконструкция. Воин
одет в черный доспех могами-хараатэ с иссиня-черными шнурами,
соединяющими горизонтальные пластины доспеха. Такое по парное
плетение шнура называлось сугакэ-одоси. Доспех из трех
частей - нагрудной и двух боковых - оставляет спину воина открытой.
Между собой нагрудник и боковины соединяются железными петлями.
Внизу к каждой из трех секций доспеха шнурами прикреплен трапециевидный
набедренник - гэссан. Каждый гэссан состоит из четырех
горизонтальных пластин, соединенных двойными шнурами.
Верхнюю
часть руки закрывают небольшие наплечники тосэй-содэ, также
с по парным плетением, однако нижняя пластина наплечников переплетена
в классическом стиле хисинуи - снизу вверх расположены
два горизонтальных ряда х-образных перехватов шнура, а затем один
ряд шнура, пропущенного через отверстия в пластине как бы пунктиром.
Отступлением от классического рисунка является одинаковый цвет
шнуров во всех рядах, в то время как х-образные перехваты должны
быть красными, а "пунктирный" шнур - пестрым. Нижнюю часть руки
защищают сино-готэ из узких черных пластин, присоединенных
звеньями кольчуги к черной основе из плотной ткани. Обращает на
себя внимание характерный шлем из железных пластин, соединенных
ковкой и заклепками, причем и ковка, и заклепка выполнены нарочно
выпукло. Впечатление некоторой грубоватости шлема еще более подчеркивается
чеканкой. В целом шлем (т.н. Сайка-бати, или Харута-бати) характерен
для школы оружейников Сайка, располагавшейся в одноименном городе
провинции Кии.
Некоторый
диссонанс в образ вносит полумаска ханбо. Покрытая красным
лаком, она явно относится к другому доспеху. Воин вооружен аркебузой,
которая выглядит несколько короче сохранившихся аркебуз XVI в., и двумя
мечами. За пояс заткнут режущей кромкой лезвия кверху короткий
меч косигатана, а на боку висит лезвием книзу длинный меч
тати. Такое сочетание было более характерно для всадника,
чем для пехотинцев, которые уже с середины XVI в. носили мечи
катана и вакидзаси.
Два
предмета дают понять, что перед нами солдат секты Икко: шлем украшен навершием маэдатэ,
выполненным в виде знаков санскритского алфавита, употреблявшегося
только в сакральных целях, а на красном знамени сасимоно изображен
черный трехногий ястреб, являвшийся символом святилища Кумано
в провинции Кии.
Воин
не похож на рядового пехотинца асигару, которые обычно
довольствовались простой кирасой и треугольной шляпой дзингаса,
однако и на знатного самурая, которых было немало в рядах икко-икки,
он тоже не похож. Скорее всего, это мелкий самурай-землевладелец
в ранге тэппо ко-гасира (старшина аркебузиров), командующий
отрядом в 10-30 человек.
|