• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Процесс гэкокудзё (1392-1477)

 

Гэкокудзё буквально означает «низы побеждают верхи». Это самое емкое определение событий, происходивших в период Муромати (1336-1573), особенно во второй половине XV в. Тогда все слои населения были втянуты в жестокую борьбу за выживание. Крестьяне выступали против мелких феодалов, своих непосредственных угнетателей, те пытались урвать себе толику власти у вышестоящих самураев, которые, в свою очередь, хотели ограничить силу сёгуна и расширить собственные владения. Ослабление центральной власти только разжигало страсти. Полувековая война Северного и Южного дворов привела к зависимости сёгунов Асикага от своих вассалов, обладавших значительным военным и экономическим потенциалом. Какое-то время сёгунам удавалось сдерживать амбиции подчиненных, но в конце концов те взяли верх, превратив правителей из династии Асикага в марионеток.

 

Самураи, пешие и конные, вступают в Киото. Около 1440 г.

 

Политическая структура сёгуната Асикага состояла из собственно сёгуна и его правительства – бакуфу. Сёгун официально имел всю полноту власти – он наказывал и награждал, издавал указы и следил за их выполнением, контролировал внешнюю торговлю, занимался земельными и иными спорами и следил за престолонаследием.

 

Второй по значимости фигурой был канрэй (вице-сёгун, или премьер-министр). Этот пост попеременно занимали представители трех аристократических семей – Сиба, Хосокава и Хатакэяма. Кроме того, самое важное ведомство в бакуфу, военно-полицейское, поочередно возглавляли выходцы из других семей – Ямана, Иссики, Акамацу и Кёгоку.

 

Перечисленные семь родов играли главную роль в политической жизни Японии, и такая система управления получила название санкан сисёку – «Три вице-сёгуна и четыре министра». Большой властью также пользовались род Уэсуги, выходцы из которого имели наследственный титул наместников сёгуна в области Канто (Канто канрэй), и Имагава, представлявшие центральную власть на Кюсю (Тиндзэй тандай). На местах решения сёгуната проводили военные управляющие провинций – сюго. Каждый из них стремился расширить свое влияние на как можно большее количество провинций. Формально бывшие государственными чиновниками, они быстро превратились в крупных землевладельцев.

 

Сюго, владеющих несколькими провинциями и даже целыми областями, называли сюго даймё.В своих владениях сюго даймё вели себя как полновластные правители. Они собирали налоги, держали крупные воинские соединения и издавали собственные законы. Даже в лучшие времена семье Асикага удавалось контролировать положение только в 22 провинциях из 66, преимущественно в западных областях Хонсю.

Традиционно далекими от центральной власти оказались о-в Кюсю и северо-восток Хонсю. Предпочитая не вступать в открытую борьбу, сёгуны назначали военными управителями этих провинций местных феодалов.

 

Активную борьбу за восстановление власти бакуфу на всей территории страны повел 3-й сёгун из рода Асикага, Ёсимицу (1358-1408).

 

Асикага Ёсимицу

 

Первой его жертвой стал Ямана Удзикиё (1344-1391). Род Ямана, который он воглавлял, владел 11 провинциями юго-запада страны. В борьбе с Удзикиё Ёсимицу решил опереться на других знатных феодалов, применяя принцип «разделяй и властвуй». Он собрал войска кланов Хатакэяма, Хосокава и Оути, враждебных Ямана, и разбил армию Удзикиё, который погиб в сражении. Следующим был Оути Ёсихиро (1356-1399). Считая, что Ёсимицу слишком рьяно вмешивается в личные дела сюго, он поднял в 1399 г. восстание и укрепился в г. Сакаи, недалеко от столицы. Ёсимицу снова призвал войска Хатакэяма, Хосокава и Сиба, которые взяли город штурмом. В дыму пожаров Ёсихиро покончил с собой. Этого было достаточно, чтобы при жизни Ёсимицу держать остальных сюго даймё в узде, но после смерти последнего выступления против сёгуната снова возобновились. В 1413 г. восстал род Датэ в провинции Муцу, в следующем — Китабатакэ и Сэки, тоже на севере Хонсю, в 1422-23 гг. поднялись Сатакэ и Уцуномия из Канто, в 1439-40 гг. — снова Китабатакэ и Оути.

 

Чтобы присматривать за военными протекторами, Ёсимицу применил систему заложничества. Сюго даймё со своими семьями должны были проживать в Киото, а в их владениях всеми делами занимались управляющие – дзито. Пользуясь отсутствием сюго, они стали укреплять собственную власть, уничтожая вассалов своих господ и ставя на их место своих людей. Недовольные этим самураи поднимали мятежи, убивали управляющих и занимали их места, пока их не свергали свои же вассалы или правительственные войска.

 

Другим проявлением гэкокудзё были бесконечные крестьянские восстания. На протяжении XV в. их произошло около ста. Бунты происходили преимущественно в центральных провинциях. Несмотря на их близость к столице, у правительства не было таких сил, как у сюго, и оно не могло справиться с восставшими. Повстанческие армии, состоящие из разорившихся крестьян, батраков, мелких торговцев, бедных самураев и священнослужителей, были грозной силой. Несколько раз восставшие врывались в Киото, сжигали дворцы знати, дома ростовщиков, громили лавки торговцев. Такие походы обычно заканчивались массовой попойкой, и только после этого самураям бакуфу удавалось вышвырнуть бунтовщиков из города.

 

Случалось, что и крестьяне задавали трепку самураям — так, в 1457 г. восставшие наголову разгромили отряд карателей в 800 самураев, что было совсем немало по тем временам. Вершиной крестьянских восстаний стало провозглашение республики в провинции Ямасиро. В 1485 г. крестьяне этой провинции, истощенные борьбой между двумя ветвями клана Хатакэяма, поднялись против феодалов и изгнали их вон. Восемь лет повстанческая армия удерживала Ямасиро в своих руках. За это время был создан «парламент», организованы местные органы управления, снижены налоги. Только в начале 1494 г. соседним даймё снова удалось захватить провинцию, и междоусобица разгорелась с новой силой.

 

Крестьянские восстания, несмотря на их количество, были ничем в сравнении с войнами между сюго даймё, самая страшная из которых продолжалась с 1467 до 1477 г. Она носит название войны годов Онин, Онин-но ран. Её непосредственной причиной послужил конфликт между родами Ямана и Хосокава по вопросу престолонаследия. Правивший в то время сёгун Асикага Ёсимаса не питал склонности к политике – его больше привлекали изящные искусства и дзэн-буддизм. Желая отречься от престола, он по наущению Хосокава Кацумото (1430-1473), бывшего тогда канрэй, передал власть своему младшему брату. Кацумото имел большое влияние на него и надеялся укрепить свое положение, и так достаточно прочное – в связи с отсутствием наследников в семьях Сиба и Хатакэяма он остался единственным вице-сёгуном. Однако у сёгуна Ёсимаса внезапно родился сын, которому тот и решил оставить титул.

 

На сторону младенца встал могущественный Ямана Мотитоё (1401-1473), в монашестве Содзэн.

 

Ямана Содзэн

 

Клан Ямана снова поднялся после того, как в 1441 г. даймё Акамацу Мицусукэ, узнав о том, что сёгун Асикага Ёсинори собирается конфисковать его владения, пригласил сёгуна на пир, устроенный в Киото, и в разгаре празднества убил Ёсинори. Бакуфу немедленно собрало войска и уничтожило изменника. Ямана Содзэн хорошо погрел руки на этом событии, присвоив себе три бывшие провинции Акамацу. Теперь он снова владел 1/6 частью Японии. Содзэн отличался жестоким, вспыльчивым нравом и легко впадал в ярость. Во время таких припадков лицо его становилось багрово-красным, за что он и получил прозвище «Красный монах». Хосокава Кацумото, который приходился зятем Содзэн, всегда был спокоен, тщательно продумывал свои решения и пользовался большим уважением у своих самураев.

 

Война началась в феврале 1467 г., когда два предводителя стали стягивать к столице войска. На помощь к Ямана из западных провинций двинулся Оути Масахиро с 20 тыс. армией. В ответ самураи Хосокава атаковали отряд Ямана, сопровождавший груз риса для Киото. Воины Ямана подожгли один из домов Хосокава. Тогда отряды Восточной армии, которой командовал Хосокава Кацумото, взяли штурмом и сожгли дом Иссики, военачальника Западной армии. Выгорел весь квартал, где стоял дом, и в течении нескольких дней северная половина Киото превратилась в груду пепла. По городу рыскали отряды самураев, уничтожая всех оставшихся в живых. Аристократы и простые горожане, не успевшие вовремя уехать, заперлись в своих домах, большинство из которых вскоре сгорело в непрекращающихся пожарах. В сентябре Ямана наконец дождался подкрепления – к нему подошел Оути Масахиро. Воодушевленный притоком свежих сил, Содзэн решил задушить Восточную армию в кольце блокады. Его войскам удалось перекрыть все дороги в город, кроме одной, по которой самураи Хосокава продолжали подвозить продовольствие и оружие.

 

После активных военных действий 1467 г. в следующем году наступила пауза. Солдаты обеих армий стали укрепляться на завоеванных позициях. Посредине города был вырыт огромный ров – семь метров шириной и три глубиной. По краям рва выросли баррикады. Из-за них самураи осыпали друг друга стрелами и снарядами из катапульт. За линией баррикад знатные самураи развлекались чтением стихов и постановкой пьес на сюжеты из китайской истории. Обе стороны постоянно совершали вылазки, но перевеса не мог добиться никто. Количество солдат, которых набрали обе стороны, было огромным. По данным хроник, в Западной армии насчитывалось 116 тыс. чел., в Восточной 161,5 тыс. Все эти люди сконцентрировались на относительно небольшой территории.

 

Улицы были завалены разлагающимися трупами, из-за недостатка продовольствия и воды вспыхнули эпидемии. Банды мародеров грабили уцелевших горожан и деревни в окрестностях Киото, ни щадя никого. Война разрасталась, распространялась по другим провинциям, и вскоре никто уже не знал, кто, с кем и где теперь воюет. В отчаянии Хосокава Кацумото решил постричься в монахи, а Содзэн подумывал о харакири, но жизни обоих унесла чума в 1473 г. Пламя войны еще тлело кое-где в Киото, пока истощенные армии не разошлись по домам. Последним Киото покинул Оути Масахиро в 1477 г. Война Онин закончилась, но ее пламя перекинулось в провинции и охватило всю страну.

 

Куросукэ Арисада (Александр Куршаков)
http://shogunate.ru/

Публикуется с разрешения семьи автора
2013 г