• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Красные демоны Ии


Акаони, или, в переводе с японского, «Красные демоны» – одно из самых примечательных воинских подразделений периодов Адзути-Момояма (1573-1603) и Эдо (1603-1868). Создание «Красных демонов» связано с именем Ии Наомаса, ближайшего и преданнейшего из вассалов Токугава Иэясу.

 

Доспех третьего главы рода Ии, Ии Наотака (1590-1659).

Воины рода Ии отличались красным цветом доспехов и знамен, отчего и получили свое название акаони – «Красные демоны». Этот шлем, в частности, вдохновил Джорджа Лукаса на создание образа Дарта Вейдера в киноэпопее «Звездные войны».


Ии Наомаса и создание «Красных демонов»

Ии Наомаса родился в 1561 г. в провинции Тотоми в семье самурая Ии Наотика. Ии Наотика служил даймё Имагава Ёсимото вместе со всей своей семьей – отцом Наомицу, дядей Наоёси и дедом Наохира, главой рода. Ии Наохира погиб в битве при Окэхадзама вместе с Имагава Ёсимото. Ёсимото наследовал его сын, Удзидзанэ, оказавшийся в тяжелом положении – он был вынужден защищать сильно уменьшившиеся владения Имагава от набиравшего силу Токугава Иэясу на западе и могучего Такэда Сингэн на востоке. Опасаясь предательства внутри своих владений, в 1564 г. Удзидзанэ казнил всех родственников 3-х летнего Ии Наомаса. Мальчик, носивший тогда имя Торамацу, чудом выжил и был воспитан своей тетей, буддийской монахиней. К 1570 г. Имагава Удзидзанэ потерял все свои владения, и Ии Наомаса мог более не опасаться за свою жизнь.

 

Ии Наомаса (1561-1602), основатель рода Ии, первый командир «Красных демонов»

и один из четырех приближенных вассалов (си-тэнно) Токугава Иэясу


Приблизительно около 1575 г. Ии Наомаса поступил на службу к Токугава Иэясу. Это было обычным делом для молодого самурая, который считался взрослым уже в 13-15 лет. Считается, что уже в 1576 г. Наомаса участвовал в сражении с войсками Такэда Кацуёри в провинции Оми и в том же году предотвратил попытку убийства Иэясу. В 1581 г. Наомаса принимал участие в осаде крепости Такэда Такатэндзин и в следующем году упоминается как один из участников последнего сражения с Такэда Кацуёри – битвы при Ториибата. Полагают, что в 1583 г. Наомаса сопровождал Иэясу в его опаснейшем путешествии из Сакаи в родные провинции через земли, наводненные солдатами Акэти Мицухидэ. И, наконец, в 1584 г. он появляется в сражении при Комаки-Нагакутэ, причем не один, а во главе 3-х тысячного войска в красных доспехах, которое быстро прозвали Ии-но акадзонаэ – «Красный отряд Ии», а потом, оценив их храбрость в бою, акаони – «Красными демонами». Таким образом, 1584 годом датировано первое упоминание об этом примечательном подразделении.

 

Сражение при Комаки-Нагакутэ (1584).

Фрагмент расписной ширмы.

Внизу хорошо виден отряд Ии Наомаса в красных доспехах с красными же сасимоно.


История создания «Красного отряда Ии» такова. В 1582 г. после смерти Кацуёри Токугава Иэясу овладел почти всеми землями Такэда. На службу к Токугава перешло множество бывших самураев Такэда, включая даже ближайших сподвижников великого Такэда Сингэн. В армии Такэда Сингэн было два командира, имевших под началом самураев в красные доспехах. Обу Торамаса (1504-1561), как полагают, первым в истории Японии одел свой контингент в красное в середине 1550-х гг. После смерти Торамаса его младший брат Ямагата Масакагэ (1524-1575) снабдил первые шеренги своего отряда в 900 самураев красными доспехами. Оба отряда, однако, не получили такой известности, как «Красные демоны», и вот почему. Красный цвет вовсе не являлся каким-то исключением на полях сражений Сэнгоку Дзидай. Известно, например, о существовании так называемого «красного отряда» в армии рода Ходзё, солдаты которого носили красные заспинные знамена сасимоно. Наряду с «красным», в армии Ходзё были «желтый», «синий», «белый» и «черный» отряды, каждый из которых также назывался по цвету сасимоно, индивидуального идентификационного значака, носившегося на спине – обычно в виде вертикально вытянутого флажка. Красные сасимоно с различными гербами использовались такими родами, как Санада, Огасавара, Мори, Нацука, Вакидзаки. Известны красные доспехи, принадлежащие самураям и асигару(1) Сакакибара Ясумаса, Като Киёмаса, Мацуура Сигэнобу и других даймё. И это неудивительно, поскольку красный цвет, цвет крови и огня, часто ассоциировался с войной и пользовался популярностью в среде профессиональных воинов во многих культурах. Новшество, которое внес Наомаса, было в том, что все детали снаряжения и обмундирования, даже порой самые незначительные, были у его солдат красными. Цвет по отношению к «Красным демонам» играл такую же идентификационную роль, которую играли гербы и знамена в других армиях средневековой Японии. И, конечно, нельзя недооценивать психологическое влияние на врага при появление на поле боя тысяч солдат, одетых с головы до ног в красное. Недаром Ии Наомаса со своими «демонами» всегда был в первых рядах атакующей армии Токугава Иэясу.

 

Боевой путь «Красных демонов»

После смерти в 1582 г. Ода Нобунага три его полководца стали претендентами на место военного диктатора Японии. Это были Хасиба Хидэёси, Сибата Кацуиэ и Токугава Иэясу. Почти немедленно Кацуиэ и Хидэёси перешли к открытому противостоянию, пока осторожный Иэясу оставался в стороне, наблюдая, кто же окажется сильнее. В 1583 г. Хидэёси разбил Кацуиэ в сражении при Сидзугадакэ, после чего последний покончил с жизнью.

 

В следующем году Иэясу тоже решил померяться силами с Хидэёси. Две армии встали друг напротив друга у деревни Комаки и стали окапываться, возводя земляные валы и частоколы. Никто не хотел начинать атаку первым. После довольно продолжительного стояния Хидэёси выделил 9-тысячный отряд под командованием Икэда Нобутэру и Мори Нагаёси для рейда в родную провинцию Иэясу – Микава. Иэясу, бдительно следивший за всеми передвижениями противника, той же ночью снял бoльшую часть войска с позиций и отправил её вслед за самураями Икэда. Стычка произошла у деревни Нагакутэ. Войско Токугава насчитывало 9 тыс. чел., разделенных почти поровну между тремя командирами, одним из которых был Ии Наомаса. Против 3 тыс. «демонов» выстроилось 4 тыс. войско Икэда. Два сына Икэда Нобутэру повели воинов в атаку, однако солдаты Ии Наомаса отбили ее аркебузным огнем. Нобутэру пришел на помощь сыновьям, но ни Мори, ни Иэясу пока не сделали ни одного выстрела. Мори Нагаёси ждал, когда Иэясу окажет поддержу своему левому крылу – тогда Мори мог бы атаковать его с фланга, но Иэясу было трудно обмануть. Он неожиданно повел все свои силы в атаку, разделив их на два отряда, и этот удар заставил дрогнуть самураев Мори Нагаёси. Нагаёси разъезжал взад и вперед перед рядами воинов, размахивая боевым веером. Он был весьма приметен в своей белой накидке, и один из «Красных демонов», тщательно прицелившись, прострелил ему голову. В этот момент Ода Нобуо, союзник Иэясу, пошел в обход и атаковал армию Мори с фланга. Все войско Мои подалось назад, а Икэда Нобутэру упал на свой походный стул, поняв, что все пропало, и подбежавший самурай Токугава взял его голову. К часу дня сражение закончилось. Хидэёси потерял 2500 чел., потери же Иэясу были несравненно меньше – всего около 600 чел.

 

После храбрости и выдержки, проявленных в этом сражении, Ии Наомаса был повышен и стал одним из си-тэнно – «четырех императоров», как называли самых преданных вассалов Иэясу(2).

 

Следующим этапом его карьеры стала осада Одавара в 1590 г. Одавара был родовым замком семьи Ходзё, безраздельно царивших в восьми восточных провинциях Японии, известных как Канто. Ходзё оставались последним крупным родом, отказавшимся подчиниться Хасиба Хидэёси. К этому времени Иэясу и Хидэёси снова стали союзниками, и 3000 «Красных Демонов» Наомаса приняли участие в осаде Одавара. Осада не была напряженной – самураи Хидэёси предавались театральным постановкам, пирам, чайной церемонии и общению с женщинами легкого поведения. Время от времени осаждавшие перестреливались с осажденными. Токугава Иэясу, устав от безделья, попытался взорвать восточный участок стены, напротив которого располагался его лагерь, и завершить атаку штурмом. Когда заминированный участок стены рухнул, стоявшие напротив «демоны» кинулись в брешь, но после ожесточенной схватки с самураями Ходзё были отброшены. Этот случай никак не повлиял на победу, поскольку замок сдался много дней спустя из-за угрозы голода и вследствие дипломатических усилий Хидэёси. В том же году Токугава Иэясу со всеми вассалами и домочадцами был отправлен в бывшие владения Ходзё и обосновался в городе Эдо, будущей столице Японии. Наомаса получил замок Минова в провинции Кодзукэ с доходом в 120 тыс. коку(3). Это было вызвано не только его военными заслугами – за Ии Наомаса ходатайствовал сам Хидэёси, поскольку тот был весьма галантен и учтив по отношению к матери Хидэёси, в то время как она была заложницей у Иэясу(4).

 

«Красные демоны» в сражении при Сэкигахара. Фрагмент расписной ширмы.

Хорошо заметны большой и малый штандарты, а также красные знамена и сасимоно самураев Ии с различным гербами.

В центре, верхом – Ии Наомаса.


В 1598 г. великий Хидэёси скончался, ставив после себя малолетнего наследника Хидэёри. Наконец у Иэясу появился шанс стать сёгуном, военным диктатором и правителем всей страны. К 1600 г. практически все даймё разделились на два лагеря – сторонников Токагава Иэясу и сторонников Исида Мицунари, представлявшего интересы Хидэёри. После серии осад и мелких стычек два войска встретились у местечка Сэкигахара. Войско Иэясу (Восточная армия) составляло почти 89 тыс. чел., а войско Мицунари (Западная армия) – 82 тыс. чел. Контингент Ии в 3600 чел. в этом сражении должен был охранять ставку 20-летнего сына Иэясу, Мацудайра Тадаёси. Однако все пошло не так, как планировалось. Когда около 8 часов утра густой туман рассеялся, передовые отряды обеих армий обнаружили, что их разделяет всего около сотни метров. Несколько минут солдаты стояли, смотря друг на друга, пока 30 всадников Иэясу не ринулись на врага. Это был отряд «Красных демонов» с Ии Наомаса во главе.

 

Вступить в битву первым считалось очень почетным, поэтому другой полководец Иэясу, Фукусима Масанори, тоже сразу же начал атаку. Один из его офицеров прокричал Наомаса, что право быть первым в бою принадлежит самураям Фукусима, на что Наомаса ответил, что он только инспектирует переднюю линию с наследником Иэясу. Несмотря на это, он не остановился, и, прорвав передние шеренги противника, оказался лицом к лицу с даймё Симадзу Ёсихиро и его 2250 воинами. За Наомаса следовали все его «демоны», а также 6000 солдат Фукусима Масанори. Воины Симадзу отразили натиск достойно и не отступили ни шагу. Однако они не двинулись и вперед, когда первая шеренга «демонов» откатилась. Несмотря на мужество, проявленное с обеих сторон, исход сражения решило не оно.

 

В разгаре сражения на сторону Иэясу перешёл один из командиров Мицунари, Кобаякава Хидэаки, и с 15 тыс. солдат атаковал правый фланг Западной армии. Началась паника, и солдаты Исида Мицунари побежали. Только воины Симадзу по-прежнему стояли, как Старая Гвардия при Ватерлоо. Оставшись всего с 80 самураями, Симадзу Ёсихиро стал пробивать себе дорогу с поля сражения. Ии Наомаса, однако, не собирался его отпускать. Он пустился в преследование, но был ранен в плечо аркебузной пулей и упал с лошади. Наомаса пришлось отступить, за ним последовали его самураи, и это спасло Симадзу. Вернувшись в ставку, Наомаса доложил Иэясу, что его сын вел себя весьма достойно. Взамен Иэясу поблагодарил Наомаса за службу и лично перевязал рану. В качестве награды Ии Наомаса получил замок Саваяма в провинции Оми с доходом 180 тыс. коку, ранее принадлежавший Исида Мицунари.

 

Симадзу Ёсихиро в схватке с «Красными демонами». Сражение при Сэкигахара, 1600 г.

Рисунок Ритта Наканиси. Иероглиф «и» («колодец») на заспинных флажках сасимоно воинов Ии не соответствует действительности – они были красными у асигару или с позолоченными иероглифами фамилии и личного имени у самураев.

 

Через 18 месяцев после этой битвы Наомаса скончался. Его смерть связывают с тяжелым ранением, полученным при Сэкигахара. Наомаса наследовал его старший сын Ии Наокацу. Наокацу не отличался большим умом и способностями, однако он построил на месте Саваяма новый замок, названный Хиконэ. Замок сохранился в первозданном виде до наших дней и считается одной из жемчужин Японии.

 

Памятник Ии Наомаса в городе Хиконэ

 

У Наомаса остался и другой сын, Наотака, получивший поместье в провинции Кодзукэ с доходом всего 1 тыс. коку. Молодому и талантливому Наотака хватило ума держаться в тени старшего брата, пока в 1614 г. Наокацу не был лишен наследства за отказ выставить войско для участия в осаде Осакского замка. Замок в Осака, крупнейший замок того времени, оставался резиденцией наследника Хасиба Хидэёси – Тоётоми Хидэёри. 22-летний Хидэёри оставался последним препятствием на пути Иэясу к абсолютной власти. Иэясу стал сёгуном в 1603 г., но по завещанию Хидэёси власть над страной должна была быть передана его наследнику Хидэёри по достижению тем зрелого возраста. Иэясу решил уничтожить единственного потенциального претендента и в декабре 1614 г. осадил Хидэёри в его замке. В составе армии Иэясу было 4000 «Красных демонов» под командованием 25-летнего Ии Наотака. Осада была малопродуктивной – протяженность внешних стен Осака составляла около 20 км, а внутри было построено еще два кольца обороны. В замке имелся запас продовольствия, достаточный на несколько лет, а обороной командовал один из самых опытнейших командиров того времени – Санада Юкимура.

 

Санада Юкимура (1567-1615). На рукаве можно видеть военный мон Санада рокудзэнмон – шесть монет, которые после смерти нужно заплатить лодочнику – перевозчику в буддийский загробный мир.

В действительности именовался Санада Нобусигэ. Нет никаких данных, что Санада Нобусигэ пользовался именем Юкимура при жизни, однако это имя настолько прижилось в популярной и даже специальной литературе, что, следуя традиции, я называю его Санада Юкимура.


Юкимура построил перед главными воротами бастион, названный его именем – Санада-мару. После нескольких мелких стычек в окрестностях замка 4 декабря 1614 г. армия Токугава пошла на штурм бастиона Санада. Кроме отряда Ии, в штурме участвовали 12 тыс. чел. Маэда Тосицунэ, 10 тыс. чел. Мацудайра Таданао и несколько более мелких отрядов. Бастион обороняли 7000 воинов под общим командованием Санада Юкимура. Интересно, что самураи и асигару Санада Юкимура тоже носили красные доспехи и имели красные знамена, так что «Красным демонам» пришлось в некотором роде встретиться со своими «двойниками». Атака была отбита, и более войска Токугава не предпринимали попыток взять замок штурмом. Наконец, после 2-месячной осады, было заключено перемирие.

 

Иэясу, однако, не собирался оставлять Хидэёри в живых. Летом 1615 г. он объявил, что последний нарушил условия перемирия, и собрал новую армию. К этому времени внешние укрепления Осакского замка были срыты, и Хидэёри ничего не оставалось, как вывести свою армию в чистое поле. Самое грандиозное сражение за всю историю самураев состоялось на равнине у храма Тэннодзи, к югу от Осакского замка. Войсу Ии Наотака противостояли силы Кимура Сигэнари, одного из главнокомандующих Хидэёри, численностью в 4700 чел. В жестокой схватке «Красные демоны» вначале были оттеснены, но затем взяли реванш, а также голову Сигэнари, которую с гордостью поднесли Токугава Иэясу.

 

«Красные демоны» преследуют войска Кимура Сигэнари в сражении при Тэннодзи (1615). Можно заметить фамилии и имена самураев, написанные золотыми иероглифами на красных сасимоно. В центре, в белой накидке хаори на коне с синей сбруей – Ии Наотака.

 

Армия Хидэёри оборонялась героически, но численный перевес был на стороне Токугава. Разбив армию Хидэёри, войска Токугава окружили замок, и Ии Наотака, назначенный ответственным за штурм, открыл огонь из всех орудий по главной башне. В охваченном огнем замке Хидэёри и его мать Ёдогими покончили с жизнью самоубийством. Более ничего не препятствовало абсолютной власти дома Токугава над Японией.

 

Формирование и организация

В XVI в. японские армии формировались следующим образом – вассалы даймё выставляли определенное число воинов и нестроевых исходя из своего дохода. Каждый непосредственный вассал мог иметь своих собственных вассалов, которые также должны были выставить определенное число людей. Один из христианских миссионеров отмечал, что около 1590 г. на 1000 коку дохода даймё должен был выставить 2 конных и 20 пеших солдат. Можно видеть, что в армии Ии Наомаса эта пропорция была выше – в 1600 г. при Сэкигахара он выставил 30 солдат на 1000 коку. Однако его сын Ии Наотака в 1614 г. выставил ровно 22 человека на 1000 коку дохода. Количество самураев, асигару и нестроевых строжайшим образом регламентировалось. К сожалению, у нас имеются подробные сведения о таком регламенте только от 1649 г. Согласно ему, вассал с доходом 300 коку должен был выставить кроме себя и коня еще 1 самурая и 6 асигару: 1 копьеносца, 1 оруженосца, 1 конюха, 1 денщика и 2 носильщиков. Вассал с доходом 400 коку вместе с собой приводил 2 самураев и 7 асигару: 1 копьеносца, 1 оруженосца, 1 знаменосца, 1 конюха, 1 денщика и 2 носильщиков и т.д.

 

Кимата Морикацу, один из основных вассалов Ии Наомаса. Рисунок Эммануэля Валерио.


К счастью, в случае с Ии Наомаса имеются подробные сведения о его армии около 1600 г. Согласно фамильным записьям самьи Ии, отряд под командованием Кимата Морикацу состоял из 800 человек, из которых 90 были хатамото («подзнаменными») Морикацу – его личными войсками, слугами и телохранителями. Ниже приведен список хатамото:

 

Кимата Тоса-но-ками(5) Морикацу 1

Личные самураи господина (киндзю) 4

Личные асигару господина (томо) 4

Носитель копья господина с крестообразным клинком (дзюмондзи-яри) 1

Носитель личного знамени господина 1

Стремянной 1

Всего 12

Конные самураи 3

Каждого сопровождают 7 человек:

Пешие самураи 4

Носильщики снаряжения (асигару) 2

Стремянной 1

Всего 24

Пешие самураи 8

Знаменосец и его помощник 2

Асигару:

Аркебузиры 3

Лучники 2

Копейщики 4

Слуги и носильщики:

Носильщики фонарей, 4 ящика 4

Маку (походные занавески) и штандарт, 1 большой ящик 2

Кухонные принадлежности, 2 ящика 2

Носильщики, 2 тюка 2

Носильщики еды, 2 тюка 2

Заводной с лошадью 1

Фуражиры, 3 тюка 3

Стремянные с запасными лошадьми 2

Ружейный порох, 1 ящик 1

Плащи и др. для дождливой погоды, 2 больших ящика 2

Доспехи самураев господина, 2 больших ящика 4

Доспехи асигару господина, 1 большой ящик 2

Доспехи, 1 большой ящик 2

Доспехи Кимата Морикацу, 1 ящик 1

Носитель обуви, 1 ящик 1

Аркубузы и принадлежности для них, 1 большой ящик 2

Пули, порох и стрелы, в 1 большом ящике 2

Всего 90

 

Часть хатамото Кимата Морикацу.

Спереди и слева - конные самураи с сопровождающими, в центре пешие самураи, справа и сзади - носильщики и обоз.

 

Мы видим, что существенную часть хатамото составляли нестроевые. Можно, однако, предполагать, что оставшаяся часть войска Кимата Морикацу в 720 человек состояла преимущественно из самураев и асигару. Последние делились по родам оружия на аркебузиров, лучников и копейщиков. Копейщики к 1600 г. составляли большинство, лучники – меньшинство асигару.

 

Независимо от того, какое число самураев и асигару выставил каждый из вассалов, на поле сражения, по всей видимости, они сводились в специализированные отряды. В авангарде обычно располагались аркебузиры и лучники, в группах по 4-5 человек (3-4 аркебузира и 1 лучник) под командованием тэппо-когасира (старшины аркебузиров). Лучники должны были прикрывать аркебузиров во время перезарядки ружей. За стрелками стояли асигару-копейщики. Обычно группой из 5-10 копейщиков командовал яри-когасира (старшина копейщиков). Старшинами назначались наиболее опытные асигару. Более крупными отрядами асигару по 50-75 человек командовали уже самураи в звании касира (в буквальном переводе «голова»)(6). За рядами асигару стояли отряды самураев, пеших и конных, причем каждого конного самурая сопровождали, в зависимости от дохода, несколько слуг: конюх, денщик, оруженосец и т.д. В центре построения располагалась ставка даймё, окружённая хатамото, включая знаменосцев – часто довольно многочисленных. Позади войска располагались носильщики и другой вспомогательный персонал.

 

Доспехи и знаки отличия

В описываемый период в Японии преимущественно носили доспехи типа тосэй-гусоку («современный доспех»). Доспехи состояли из кирасы (до) с защитной юбочкой (гэссан), набедренников (хаидатэ), поножей (сунэатэ), наручей (котэ), наплечников (содэ) и шлема (кабуто), который мог снабжаться горловиной и (редко) защитной маской или полумаской. Полнота комплектации доспеха прежде всего зависела от дохода самурая – от полного доспеха из всех перечисленных элементов у глав клана Ии до шлема, кирасы и наручей и/или поножей у самых бедных самураев.

Асигару обычно снабжались простой кирасой из передней и задней половин и иногда наручей и/или поножей. Доспех асигару называли окаси-гусоку – ссуженные доспехи, поскольку они приобретали их не за свой счет, а получали от господина.

 

Красные кирасы конца XVI – начала XVII вв. Слева – неидентифицируемая красная кираса (т.н. окаси-гусоку – «ссуженный доспех»), могла в том числе принадлежать и асигару рода Ии. В центре – красный доспех из прямоугольных пластин, т.н. татами-гусоку. Справа – редкая красная кираса с рисунком тя-но-ми – гербом рода Ии. Такую кирасу, без сомнения, носили асигару Ии (правда, по всей вероятности, уже в период Эдо).

 

Характерным отличием асигару служил их головной убор, дзингаса – разной формы коническая шляпа из кожи или тонкого листа железа. Самураи в описываемый период в бою носили только шлемы. Однако, некоторые асигару могли снабжаться самыми простыми шлемами, сделанными из трех пластин – дзунари-кабуто. В такие шлемы на ширме «Сражение при Осака» одеты аркебузиры Ии.

 

Аркебузиры Ии в сражении при Тэннодзи (1615).

Хорошо видно, что они носят простые шлемы дзунари-кабуто и двойные флажки сасимоно без гербов.


Как уже было сказано, все доспехи самураев и асигару семьи Ии были красными. Красный цвет достигался добавлением в лак киновари. В зависимости от количества киновари цвет доспехов мог быть от ярко-алого до темного красно-коричневого. Сохранившиеся доспехи вождей клана Ии окрашены в основном в интенсивно-красный цвет, оттеняют который шнуры различного цвета – чаще всего синие, темно-желтые, оранжевые и белые.

 

«Малый штандарт» Ии (ко-умадзируси) – золотая мухоловка с красным флажком


Войско Ии имело не только красные доспехи, но и красные знамена. Родовые записи семьи Ии, Иикэ Гумпо, дают следующее описание геральдики «Красных демонов» около 1600 г.:

 

«Вещь: штандарт, 5 сяку(7) в высоту и четыре ширины шелка(8) в ширину. На красном поле в центре золотой мон [герб] в виде иероглифа и [колодец]. Древко покрыто черным лаком.

Вещь: личное большое знамя в две ширины шелка, 1 дзё(9) в высоту. На красном поле белая надпись Хатиман Дай Босацу высотой в 7 сяку. Древко покрыто черным лаком.

Вещь: малый штандарт – золотая мухоловка на черном лакированном древке.

Вещь: гонцы носят светло-синее хоро [плащ, натянутый в виде баллона на округлый каркас из китового уса] со своим именем на нем, золотыми иероглифами. Кроме того, начиная с эры Кэйтё [1596] имя каждого было черным на золотом фоне [на овальной деревянной табличке, закрепленной над хоро].

Вещь: юмигасира [командир лучников] и тэппогасира [командир аркебузиров] носят темно-красные хаори [накидки].

Вещь: моногасира [старшина, также известен как ко-гасира] носит красное сасимоно по своему вкусу.

Вещь: конный самурай [носит знамя] 5 сяку в высоту, шириной в 2 ширины шелка. На красном фоне золотом выведено личное имя.

Вещь: личные знамена вассалов такие же, кроме того что на красном фоне помещен белый камон [фамильный герб].

Вещь: вассалы других вассалов (байсин), если это конные самураи, то носят такое же знамя, с тем отличием, что фамилия написана не золотыми, а белыми иероглифами. Остальные носят [на знамени] фамильный герб.

Вещь: навершие на шлем маэдатэ – рога высотой в 3 сяку тэнцуки [букв. «ударяющие в небо»], у собственных васалов господина золотые, у вассалов вассалов – серебряные.

Вещь: заспинное знамя асигару коси-дзаси – три, каждое 5 сяку длиной, у асигару господина красное без всяких знаков, у асигару вассалов – с белым фамильным гербом.

Вещь: все доспехи, сбруя, седла и стремена должны быть красные с тем исключением, что вассалы могут помещать [на них] золотой фамильный герб.»

 

Самураи Ии атакуют войска Кимура Сигэнари в сражении при Тэннодзи (1615)


На расписной ширме «Сражение при Осака» Красные Демоны представлены во всей их красе. Они показаны атакующими войска Кимура Сигэнари в сражении при Тэннодзи. Самураи несут за спиной красные прямоугольные знамена с написанными золотыми иероглифами родовыми и личными именами. Фамилии написаны достаточно четко и часто их можно прочесть. Это Ямада, Исида, Яманака, Омура, Оомура, Хатида, Накамура, Маруяма, Мимура, Яманоуэ, Мицумото, Ямамура, Канэко и другие. Имена представлены более сложными иероглифами.

 

Индивидуальные знаки отличия самураев Ии. Слева – хоро всадника, увенчанное позолоченной дощечкой пластинкой с его именем. Справа – сасимоно пешего самурая с позолоченными иероглифами личного имени. Со свитка XVII в.

 

Примечания:

1 Асигару – легко-вооруженные пехотинцы из крестьян, стоявшие на социальной лестнице ниже самураев, но составлявшие значительную часть средневековых японских армий.

2 Тремя другими были Сакакибара Ясумаса (1548-1606), Сакаи Тадацугу (1527-1596) и Хонда Тадакацу (1548-1610).

3 Коку – мера дохода в средневековой Японии: количество риса, способное прокормить одного человека в течение года (около 150 кг риса)

4 Практика заложничества была широко распространена в описываемый период и позднее, в эпоху Эдо.

5 Тоса-но-ками – титул, означающий буквально «губернатор провинции Тоса». Такие титулы не имели ничего общего с действительностью и служили только подтверждением знатного происхождения их носителя. В одно и то же время могло существовать несколько десятков «губернаторов провинции Тоса» или любой другой провинции.

6 Прямая аналогия с современным словом «капитан», происходящим от латинского «голова».

7 Сяку – мера длины, около 30,3 см. Один сяку состоял из 10 сун (3,03 см).

8 Ширина шелка – условная мера, которая в разные периоды могла составлять от 7 до 10 сун.

9 Дзё – мера длины, около 3 м

 

 

Библиография:

Даймё-но сонаэ («Отряды даймё»). Токугава бидзюцу кан, 1996.

Ии-но акадзонаэ («Красный отряд Ии»). Хиконэ дзё хакубуцу канн, 2003.

Осака-но ран («Сражение при Осака»). Гундзё рэйкиси. Гаккэн, Токио, 1994.

Наканиси Ритта. Нихон-но гунсо, 1841-1929 («Японская военная униформа, 1841-1929), 2001.

Наканиси Ритта. Нихон-но Каттю Си, vol. 2 («История японского доспеха, часть 2), 2008.

С.Идзава. Дзусэцу сэнгоку каттю сю («Иллюстрированная история доспехов эпохи Сэнгоку»). Гаккэн, Токио, 2003.

Токугава си-тэнно («Четыре полководца домаТокугава»). Гундзё рэйкиси. Гаккэн, Токио, 1991.

I.Bottomley. Japanese armor – the Galleno collection. CA, 1998.

A.J.Bryant. Sekigahara 1600: The final struggle for power. Osprey, 1998.

S.Turnbull. Samurai Warfare. Cassel, 1997.

S.Turnbull. The Samurai Sourcebook. Cassel, 2000.

S.Turnbull. Samurai – the world of the warrior, 2003.

С.Тёрнбулл. Самураи – военная история. Евразия, СПб, 1999.

Куросукэ Арисада (Александр Куршаков)
http://shogunate.ru/

Публикуется с разрешения семьи автора
2014 г