• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Фортификационные укрепления XIII в. Гэнко Боруй


Несмотря на то что первое вторжение монгольско-китайских войск хана Хубилая в 1274 г. потерпело неудачу, захватчики успели нанести значительный ущерб прибрежным поселениям и инфраструктуре. Сёгунат справедливо опасался повторного вторжения и в числе прочих мер противодействия нашествию инициировал постройку защитной стены в бухте Хаката. В годы строительства это оборонительное сооружение называли Сэкируй («каменная стена») или Исицуйдзи («каменное сооружение»). Термин «Гэнко Боруй» («вал монгольского вторжения») ввел в обиход врач и археолог из города Фукуока Хэйдзиро Накаяма (1871–1956). В 1913 г. он употребил новый термин в своей статье в газете «Фукуока нити-нити симбун», и с тех пор название закрепилось за фортификационными сооружениями, построенными для противодействия второму монгольскому вторжению.


Для строительства стены были введены особые нормативы: самураям, храмам и святилищам острова Кюсю вменялось в обязанность финансировать один сун (3,3 см) стены за каждый тан (чуть меньше 1 тыс. кв.м) рисовых полей, имеющихся во владении. Позже на содержание стены также взимался налог, но уже в денежной форме.


В результате предпринятых усилий к 1276 г. стена общей длиной около 20 км была построена вдоль бухты Хаката от поселения Имадзу на западе до Касии на востоке. В большинстве своем ее высота и ширина составляли по 2 м. В строительстве использовались различные материалы на различных участках: песчаник, гранит, базальт, а также песок и галька в качестве заполнителей. Со стороны моря стена была отвесной, в то время как с обратной стороны была сделана наклонная насыпь, чтобы дать возможность въезжать на стену конным лучникам. Каменный парапет закрывал пеших защитников примерно по пояс — считается, что на него дополнительно выставлялись щиты татэ.


После отражения второго вторжения (1281 г.) стена поддерживалась в рабочем состоянии примерно до эпохи Муромати, затем была заброшена и начала разрушаться. Частично камни Гэнко Боруй были использованы при строительстве замка Фукуока в начале XVII в.


В 1931 г. остатки стены были объявлены национальным историческим объектом, а с 1968 г. начались раскопки и консервация сохранившихся участков. Ныне остатки стены можно осмотреть в нескольких локациях города Фукуока.

 

Бухта Хаката и раскопки участков стен (красным)

 

Самым интересным представляется участок стены в районе железнодорожной станции Симоямато, так называемый Ики-но-мацубара. На месте археологических раскопок 1968 г. с 1998 по 2000 г. прошла масштабная реконструкция, которая включала в себя усиление сохранившейся нижней части (основания) стены и постройку утерянной верхней части из того же материала, из которого была возведена нижняя часть. Всего было восстановлено 50 м стены, что дает наглядное понимание того, как выглядела Гэнко Боруй во время второго монгольского вторжения.

 

Вид со стороны моря

 

Вид с обратной стороны

 

 

 

 

Фрагмент «Свитка монгольского вторжения» («Моко сюрай экотоба»),

составленного в промежутке между 1275 и 1293 г. по заказу участника боев Такэдзаки Суэнага.

Считается, что на этом фрагменте изображен участок стены, ныне известный как Ики-но-мацубара.


Другие локации в лучшем случае представляют собой законсервированные результаты археологических раскопок.


Участок Имадзу. Раскопки прошли здесь в 1969 г.

 

 

Участок Нисидзин недалеко от Университета Сэйнан существует в двух точках, разнесенных примерно на 300–400 м. Археологи работали здесь в 1970 и 1998 гг.

 

 

 

 

 

Святилище Гэнко на участке Нисидзин

 

Остатки стены на территории святилища Хакодзаки. Святилище было основано в 923 г., полностью сгорело во время первого монгольского вторжения и было позже восстановлено. Помимо останков стены можно осмотреть найденные недалеко от локации каменные якоря кораблей захватчиков. Археологические изыскания на территории храма прошли в 1993 г. и были связаны со строительством железнодорожной магистрали.

 

 

Ивакири Дзёю

ноябрь 2019 г.

редактура/корректура - Фрадкина Виктория