• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Барбакан Санадамару


К октябрю 1614 г. Тоётоми Хидэёри наконец осознал, что действия Токугава Иэясу по сбору войск направлены против его замка Осака, и обратился за помощью ко всем могущественным даймё того периода. Большинство князей были лояльны к сёгунату Токугава и ответили отказом. Однако Хидэёри все же удалось привлечь на свою сторону некоторых полководцев, включая Гото Мотоцугу, Кимура Сигэнари и Тёсокабэ Моритика.


Санада Юкимура (1570–1615) стал самым полезным «приобретением» Хидэёри. Его отец, Санада Масаюки, перед кампанией Сэкигахара отправил своего старшего сына Нобуюки на службу к Токугава Иэясу, а сам со вторым сыном Юкимура поддержал Западную коалицию. Насильно разделив клан, он надеялся, что род выживет при любом исходе кампании. Именно Юкимура со своим отцом задержал 38 тысяч воинов Токугава Хидэтада под стенами замка Уэда накануне битвы при Сэкигахара. После победы Иэясу в кампании Юкимура был лишен земель в пользу брата Нобуюки и отправлен в ссылку в монастырь. Получив призыв Хидэёри, он сбежал из заточения вместе со своим сыном Дайсукэ и прибыл в Осака. Юкимура был мастером осадного искусства и опытным ветераном, единогласным решением его назначили командующим обороной замка.


Санада Юкимура решил, что существующих двух колец обороны замка Осака недостаточно, и были развернуты работы по оборудованию третьего двора санномару. К западу от замка уже существовал прорытый местными жителями канал Икутама, а с востока протекал ручей. Защитники соединили их на юге рвом шириной 80 и глубиной 12 метров. Позади рва, канала, реки и ручья по периметру всего санномару выросла каменная стена высотой до трех метров. Два из четырех проходов в южной стене были прикрыты барбаканными комплексами масугата, а перед последним, в восточном углу, возник громадный барбакан умадаси, лично спроектированный Юкимура и потому получивший название Санадамару.


3 января Иэясу скомандовал начать штурм южного участка укреплений. Самураи Маэда Тосицунэ, поддержанные отрядами Мацудайра Таданао, внука Иэясу, и «красными демонами» Ии Наотака, атаковали барбакан Санадамару, который защищал сам Санада Юкимура со своим сыном. Попытка штурма оказалась неудачной, атакующие были отброшены плотным аркебузным огнем воинов Санада.


По некоторым источникам, воины сёгуната потеряли при штурме барбакана около 15 тыс. бойцов. Атаки на другие участки южной стены также оказались безрезультатными. Попытки сделать подкопы под стены санномару и укрепления Санадамару тоже провалились, и Иэясу приказал перейти к блокаде. Одновременно с блокадой осуществлялась бомбардировка крепости из всех имеющихся орудий, которых Токугава, по некоторым оценкам, смогли собрать более 300. Артобстрел был методом психологического давления и принес свои результаты. Мать Хидэёри, Ёдогими, испуганная точным попаданием ядра в свою спальню, в результате которого погибли две служанки, упросила сына пойти на переговоры с Иэясу. После заключения мирного договора южная стена и барбакан Санадамару были снесены.


О размерах и форме Санадамару исследователи спорят до сих пор. Существует множество карт эпохи Эдо, на которых этот барбакан показан традиционной для т.н. маруумадаси полукруглой формы. Например, вот это изображение «Осака Одзин Санадамару-но-дзу» из коллекции фонда Маэда Икутокукай:

 

 

Другие изображения Санадамару эпохи Эдо:

 

 


Основываясь на этих картах, существовало множество графических реконструкций вида Санадамару, которые показывали барбакан как классический маруумадаси – полукруг прямо возле ворот основной стены.

 

 


Считалось, что барбакан был защищен земляным валом с глинобитной стеной или, что вероятнее, частоколом сверху. С южной стороны был выкопан ров в форме прямоугольника, заполненный водой. Вдоль остальных участков стены шел сухой ров с вбитыми в дно кольями. Было выстроено несколько башен для стрелков и наблюдателей. Размеры умадаси назывались такими: 220 м с севера на юг и около 180 м с запада на восток.


Однако в 2016 г. произошло два события, которые серьезно укрепили аргументы других исследователей, которые считают, что Санадамару был значительно больше, имел сложную форму ближе к трапеции и представлял собой обособленный форт, т.н. дэмару.


Во-первых, были проведены раскопки силами негосударственной организации Sanada Maru Excavation Promotion Council. Археологи считают, что барбакан имел размеры 350 м с севера на юг и 300 м с запада на восток, располагался на холме и имел почти прямоугольную форму.


Во-вторых, в городе Мацуэ была обнаружена самая старая карта с изображением барбакана Санадамару. Ее датируют периодом Гэнроку (1688-1704).

 

Карта из Мацуэ


Эта карта очень похожа на уже давно известную ученым карту «Санадамару Сэццу» из сборника «Сёкоку кодзё-но-дзу», но созданную в 1753 г.

 

 

Видимо, раньше ее не принимали серьезно во внимание, поскольку она противоречила современным ей картам с изображением Санадамару как полукруглого умадаси. Теперь же, с обнаружением более раннего источника, акценты сместились на версию о другой конфигурации Санадамару.


На обеих картах заметны шесть локаций внутри Санадамару с обозначением «храм». Это также развенчивает «классическую» теорию, что барбакан был построен в чистом поле. Теперь считается, что Санадамару был вписан в городскую застройку, т.н. Тэрамати («храмовый район») и располагался на холме. Практически прямоугольную большую часть барбакана по аналогии с планировкой замка назвали хоммару (основной двор), она была защищена на юге сухим рвом шириной примерно 25 м., а от внутренней меньшей части отделена рвом шириной примерно 14,5 м. Малый двор был почти круглой формы диаметром 36 м.

 

Таким образом, по этой теории, барбакан был защищенным со всех сторон обособленным фортом дэмару, эффективно использовал отвесные стены утеса и узкие подходы к укреплениям (улицы).

 

Реконструкция вида Санадамару от компании NHK.

Однако на ней не показан ров между основной частью и малым двором на севере.

 

Именно такой конфигурацией исследователи объясняют неприступность барбакана – солдатам сёгуната приходилась атаковать вверх по узким проходам между храмовыми постройками, подставляясь под огонь стрелков клана Санада.

 


Считается, что на вооружении защитников Санадамару кроме обычных аркебуз были дальнобойные (до 300 м) мушкеты, несколько мелкокалиберных пушек, а также тяговые требушеты, которые могли метать разрывные снаряды.


Т.к. барбакан был полностью разрушен еще в начале 1615 г., в наше время от него ничего не осталось. Большую часть Санадамару ныне занимает территория Гимназии Кодзу.

 


Наложение карты из Мацуэ на современную застройку г.Осака показывает расположение барбакана Санадамару.

Работа выполнена волонтерами «Общества рельефа г. Осака».

 


Однако в расположенных поблизости храмах и святилищах есть памятные знаки с отсылкой к истории барбакана Санадамару.


Храм Сингандзи. Посвящен Санада Юкимура. В храме повсеместно символика клана Санада, в частности известный герб из шести монет «рокумонсэн».

 

 

 


Рядом с храмом установлен памятный камень, рассказывающий историю Санадамару.

 


На камне карта с «классическим» изображением барбакана в виде маруумадаси.

 

 

Святилище Санко. В нем также почитается дух Санада Юкимура.

 

 

 


Здесь установлен памятник Санада Юкимура.

 


Рядом с памятником находится т.н. «туннель отступления Санада». Якобы он предназначался для отхода обороняющихся в основные укрепления замка. Однако никаких свидетельств, что такой ход действительно был прокопан, не существует. Скорее это остатки подкопов, которыми воины сёгуната пытались обрушить укрепления Санадамару. Несколько таких подкопов были ранее обнаружены в других местах боевых действий. Все они были позже засыпаны в целях безопасности
.

 

 

 

 

Ивакири Дзёю, декабрь 2019 г.