Гербы
Ода Нобунага

Сегодня Ода
Нобунага является одним из самых известных персонажей периода
Сэнгоку Дзидай. И, как следствие, люди, интересующиеся историей
феодальной Японии, привыкли к тому, что гербом (мон) Ода
Нобунага выступает пятилепестковый цветок. Но был ли этот герб
единственным у рода Ода – попробуем разобраться в этой заметке.
Итак, вспоминая историю рода Ода, стоит отметить, что, согласно
легенде, которую поддерживал сам Ода Нобунага, история рода началась
с Тайра Сигэмори. Этим Нобунага частенько противопоставлял себя
остальным влиятельным князьям, которые гордились своей родословной,
возводимой к предкам из рода Минамото, которые в свою очередь,
дали Японии первый сёгунат Минамото. Однако, в настоящее время
нет четких доказательств этому утверждению и оно так и остается
в разряде легенд.
В период Намбокутё (1336-1392 гг.) владения рода Ода располагались
не в провинции Овари, а в провинции Этидзэн, где представители
Ода выполняли функции заместителей губернаторов – выходцев из
рода Сиба. Когда род Сиба был направлен для управления в провинцию
Овари, род Ода последовал за ними и обосновался там же.
В результате потери рычагов управления сёгунатом и активного процесса
«гэкокудзё»
(«низшие повергают высших»), род Сиба пришел в упадок, а реальную
власть в провинции Овари захватил род Ода. Во время войны Онин
(1467-1477 гг.) род Ода из-за политических разногласий внутри
семьи разделился на две враждующие группировки – Ода Исэ и Ода
Ямасиро. Конец внутриклановой вражде положил Ода Нобунага, окончательно
объединив род под единым знаменем. Смерть Оды Нобунага послужила
причиной потери власти и авторитета клана Ода. Многие сыновья
Нобунага погибли в междоусобице. В период Эдо, род Ода продолжал
существовать в качестве разрозненных семей, которые получили от
сёгуната Токугава в управление небольшие земельные наделы – Тэндо-хан
в провинции Муцу (с доходом в 20000 коку риса), Янагимото-хан
в провинции Ямато (с доходом в 10000 коку риса), Кайдзю-хан
в провинции Ямато (с доходом в 10000 коку риса) и Каибара-хан
в провинции Тамба (с доходом в 20000 коку риса).
Самым известным гербом рода Ода был пятилепестковый цветок «Ода
бокэ» (в другой версии – «Ода мокко»).

Герб
«Ода мокко»
Много
копий было сломано в вопросе принадлежности этого цветка – разные
ученые утверждали, что это цветок лесного растения, айвы и даже
манго (хотя это растение не росло в Японии в средние века). Сейчас,
наиболее распространенной версией считается та, согласно которой
«Ода бокэ» изображает цветок японской тыквы (есть версия, что
«Ода бокэ» изображает цветок японского растения мокко - разновидность
японской дыни, похожего на цветок сливы, но не имеющего отношения
к нему). В исторических работах также упоминаются такие версии
происхождения «Ода бокэ» как: а) изображение известного китайского
символа аристократии периода Тан б) изображение птичьего гнезда
в) изображение цветка тыквы в обрамлении пяти кусков разрезанной
дыни. В целом, все указанные символы носят характер объединительных
для клана, что было немаловажно для семьи, которая пережила длительный
период внутренней раздробленности. Именно под знаменами с изображением
«Ода бокэ» Ода Нобунага чаще всего выступал в битву.
Другим известным моном рода Ода было изображение маленькой бабочки
«Агэхатё».

Герб
«Агэхатё»
Именно
этот мон символизировал связь семьи Ода с родом Тайра,
которые использовали данный символ в качестве своего основного
герба. Изображение бабочки в средние века в Японии символизировало
взгляд на 4 стороны света, то есть постоянную готовность к непредвиденному,
однако, считается, что Нобунага изображал на своих знаменах бабочку,
взгляд которой, был направлен строго вперед, что символизировало
целеустремленность в достижении поставленной задачи. Кроме того,
мон в виде бабочки «Агэхатё» был дарован одному из вассалов Нобунаги
– Икэда Цунэоки.
Гербы «Госангири» и «Мару ни нихикирё» были дарованы Нобунага
в качестве награды сёгуном Асикага Ёсиаки. Мон «Госангири»
является древним символом аристократии в Японии, он изображает
цветы павловнии (Paulownia) и часто использовался представителями
крупного феодального рода периода Хэйан – Фудзивара.

Герб
«Госангири»
Традиция
дарения подобного герба за особые заслуги имела место на протяжении
всего японского средневековья. Гербы «Госангири» и «Мару ни нихикирё»
обычно использовались теми семьями, где прослеживалась четкая
семейная связь с родом сёгунов Асикага, этими гербами владели
такие известные рода японского средневековья как Сиба (сюзерены
рода Ода) и Имагава. Летопись «Кансэй Тёсю Сёкафу» утверждает,
что данные гербы были пожалованы Нобунага в 1568 году сёгуном
Асикага Ёсиаки после покорения столицы.

Герб
«Мару ни нихикирё»
На
самом известном портрете Оды Нобунага, хранящемся в коллекции
буддийского храма Тёкодзи, на одежде последнего изображен именно
мон «Госангири».

Портрет
Ода Нобунага работы Кано Мотохидэ
Позднее, этот герб, вместе с аристократической фамилией «Тоётоми»
был пожалован императором Хасибе Хидэёси, которого мы знаем как
Тоётоми
Хидэёси. Сегодня, изображении цветов павловнии используется
в официальной печати премьер-министра Японии.
Еще одним гербом, используемым Нобунагой, был цветок хризантемы
с 16 лепестками «Дзюроку Ёгику» (в другом варианте «Дзюроку Кику»).

Герб «Дзюроку Ёгику»
Данный
мон, как герб рода Ода, упоминается только в одном источнике
– в летописи «Кансэй Тёсю Сёкафу». Исходя из того, что хризантема
с 17 лепестками является символом Императорской семьи Японии,
даровать такой мон мог только Император. Однако, в настоящее
время, отсутствуют сведения о подобном даре со стороны Императорского
дома Ода Нобунага. На изобразительных источниках этот мон присутствует
только в одном изображении – на картине посвященной битве при
Нагасино, где боевой штандарт «умадзируси» с рельефной
позолоченной хризантемой виден в рядах воинов Нобунага.

Фрагмент
ширмы "Битва при Нагасино".
В
центре на шесте умадзируси в виде трех золотых кругов,
верхний
круг - стилизованное изображение хризантемы с 16 лепестками.
Гербы
«Эйраку Цухо» и «Мумодзи» использовались Нобунага несколько чаще.
Мон «Эйраку Цухо» («сокровище Эйраку» - «вечное счастье через
богатство») представляет из себя схематическое изображение монеты,
а иногда трех монет, считается что он символизировал политику
объединения японских земель силой оружия и последующего процветания
страны под единым правлением («Тэнка фубу»).

Герб
«Эйраку Цухо»

Воины
с флагами с гербом «Эйраку Цухо»,
фрагмент
ширмы "Битва при Нагасино"
Герб
«Мумодзи» трактуется как «пустой знак». Этот герб также изображен
на упомянутой картине битвы при Нагасино.

Герб
«Мумодзи»
Считается, что «Мумодзи» относиться к дзен-буддизму, подобный
мотив использовали такие полководцы, как Уэсуги Кэнсин, Катакура
Кагэцуна, Сэнгоку Хидэхиса и Ходзё Удзинао. Возможно, это отсылка
к Дайрокутэн Мао («Королю-демону шестого неба»), в буддийской
мифологии божеству, мешающему буддистам на пути познания. Согласно
записям католического священника Луиша Фроиша, Нобунага иногда
сам себя называл Дайрокутэн Мао.
Такое обилие гербов в роде Ода, является четким символом концентрации
большой политической и военной власти в руках Ода Нобунага. Стоит
обратить внимание на тот факт, что многие гербы, такие как «Госангири»
и «Нихикирё» были получены Нобунага от сёгуна, а «Дзюроку Ёгику»
от самого Императора, что поднимало авторитет Нобунаги на недосягаемую
высоту. Данные гербы были четким политическим посылом Нобунаги
его оппонентам – власть над страной сосредоточена в руках одного
человека и этот человек – Ода Нобунага, за которым стояла мощная
политическая, экономическая и военная поддержка.
Именно для поддержания своего авторитета, Нобунага заказывает
свой самый известный портрет у знаменитого художника периода Адзути-Момояма
- Кано Мотохидэ, где на его одежде изображен мон «Госангири».
Этот портрет демонстрировал зрителю власть и авторитет Нобунага,
который официально использовал мон сёгунского окружения. Таким
образом, семь гербов Ода Нобунага использовал не просто как символ
своего рода, а как знак могущества, перед которым должны были
трепетать противники, превратив даже простое изображение на знамени
в оружие!
Владимир Сторожук,
КИР «Самураи Симадзу»
https://vk.com/club40187114
Дополнения - Елена Ефимова
Редактура
- Ивакири Дзёю
август 2020
|