• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Гербы Ода Нобунага

 


Сегодня Ода Нобунага является одним из самых известных персонажей периода Сэнгоку Дзидай. И, как следствие, люди, интересующиеся историей феодальной Японии, привыкли к тому, что гербом (мон) Ода Нобунага выступает пятилепестковый цветок. Но был ли этот герб единственным у рода Ода – попробуем разобраться в этой заметке.


Итак, вспоминая историю рода Ода, стоит отметить, что, согласно легенде, которую поддерживал сам Ода Нобунага, история рода началась с Тайра Сигэмори. Этим Нобунага частенько противопоставлял себя остальным влиятельным князьям, которые гордились своей родословной, возводимой к предкам из рода Минамото, которые в свою очередь, дали Японии первый сёгунат Минамото. Однако, в настоящее время нет четких доказательств этому утверждению и оно так и остается в разряде легенд.


В период Намбокутё (1336-1392 гг.) владения рода Ода располагались не в провинции Овари, а в провинции Этидзэн, где представители Ода выполняли функции заместителей губернаторов – выходцев из рода Сиба. Когда род Сиба был направлен для управления в провинцию Овари, род Ода последовал за ними и обосновался там же.


В результате потери рычагов управления сёгунатом и активного процесса «гэкокудзё» («низшие повергают высших»), род Сиба пришел в упадок, а реальную власть в провинции Овари захватил род Ода. Во время войны Онин (1467-1477 гг.) род Ода из-за политических разногласий внутри семьи разделился на две враждующие группировки – Ода Исэ и Ода Ямасиро. Конец внутриклановой вражде положил Ода Нобунага, окончательно объединив род под единым знаменем. Смерть Оды Нобунага послужила причиной потери власти и авторитета клана Ода. Многие сыновья Нобунага погибли в междоусобице. В период Эдо, род Ода продолжал существовать в качестве разрозненных семей, которые получили от сёгуната Токугава в управление небольшие земельные наделы – Тэндо-хан в провинции Муцу (с доходом в 20000 коку риса), Янагимото-хан в провинции Ямато (с доходом в 10000 коку риса), Кайдзю-хан в провинции Ямато (с доходом в 10000 коку риса) и Каибара-хан в провинции Тамба (с доходом в 20000 коку риса).


Самым известным гербом рода Ода был пятилепестковый цветок «Ода бокэ» (в другой версии – «Ода мокко»).

 

Герб «Ода мокко»

 

Много копий было сломано в вопросе принадлежности этого цветка – разные ученые утверждали, что это цветок лесного растения, айвы и даже манго (хотя это растение не росло в Японии в средние века). Сейчас, наиболее распространенной версией считается та, согласно которой «Ода бокэ» изображает цветок японской тыквы (есть версия, что «Ода бокэ» изображает цветок японского растения мокко - разновидность японской дыни, похожего на цветок сливы, но не имеющего отношения к нему). В исторических работах также упоминаются такие версии происхождения «Ода бокэ» как: а) изображение известного китайского символа аристократии периода Тан б) изображение птичьего гнезда в) изображение цветка тыквы в обрамлении пяти кусков разрезанной дыни. В целом, все указанные символы носят характер объединительных для клана, что было немаловажно для семьи, которая пережила длительный период внутренней раздробленности. Именно под знаменами с изображением «Ода бокэ» Ода Нобунага чаще всего выступал в битву.


Другим известным моном рода Ода было изображение маленькой бабочки «Агэхатё».

 

Герб «Агэхатё»

 

Именно этот мон символизировал связь семьи Ода с родом Тайра, которые использовали данный символ в качестве своего основного герба. Изображение бабочки в средние века в Японии символизировало взгляд на 4 стороны света, то есть постоянную готовность к непредвиденному, однако, считается, что Нобунага изображал на своих знаменах бабочку, взгляд которой, был направлен строго вперед, что символизировало целеустремленность в достижении поставленной задачи. Кроме того, мон в виде бабочки «Агэхатё» был дарован одному из вассалов Нобунаги – Икэда Цунэоки.


Гербы «Госангири» и «Мару ни нихикирё» были дарованы Нобунага в качестве награды сёгуном Асикага Ёсиаки. Мон «Госангири» является древним символом аристократии в Японии, он изображает цветы павловнии (Paulownia) и часто использовался представителями крупного феодального рода периода Хэйан – Фудзивара.

 

Герб «Госангири»

 

Традиция дарения подобного герба за особые заслуги имела место на протяжении всего японского средневековья. Гербы «Госангири» и «Мару ни нихикирё» обычно использовались теми семьями, где прослеживалась четкая семейная связь с родом сёгунов Асикага, этими гербами владели такие известные рода японского средневековья как Сиба (сюзерены рода Ода) и Имагава. Летопись «Кансэй Тёсю Сёкафу» утверждает, что данные гербы были пожалованы Нобунага в 1568 году сёгуном Асикага Ёсиаки после покорения столицы.

 

Герб «Мару ни нихикирё»

 

На самом известном портрете Оды Нобунага, хранящемся в коллекции буддийского храма Тёкодзи, на одежде последнего изображен именно мон «Госангири».

 

Портрет Ода Нобунага работы Кано Мотохидэ


Позднее, этот герб, вместе с аристократической фамилией «Тоётоми» был пожалован императором Хасибе Хидэёси, которого мы знаем как Тоётоми Хидэёси. Сегодня, изображении цветов павловнии используется в официальной печати премьер-министра Японии.


Еще одним гербом, используемым Нобунагой, был цветок хризантемы с 16 лепестками «Дзюроку Ёгику» (в другом варианте «Дзюроку Кику»).

 

Герб «Дзюроку Ёгику»

 

Данный мон, как герб рода Ода, упоминается только в одном источнике – в летописи «Кансэй Тёсю Сёкафу». Исходя из того, что хризантема с 17 лепестками является символом Императорской семьи Японии, даровать такой мон мог только Император. Однако, в настоящее время, отсутствуют сведения о подобном даре со стороны Императорского дома Ода Нобунага. На изобразительных источниках этот мон присутствует только в одном изображении – на картине посвященной битве при Нагасино, где боевой штандарт «умадзируси» с рельефной позолоченной хризантемой виден в рядах воинов Нобунага.

 

Фрагмент ширмы "Битва при Нагасино".

В центре на шесте умадзируси в виде трех золотых кругов,

верхний круг - стилизованное изображение хризантемы с 16 лепестками.

 

Гербы «Эйраку Цухо» и «Мумодзи» использовались Нобунага несколько чаще. Мон «Эйраку Цухо» («сокровище Эйраку» - «вечное счастье через богатство») представляет из себя схематическое изображение монеты, а иногда трех монет, считается что он символизировал политику объединения японских земель силой оружия и последующего процветания страны под единым правлением («Тэнка фубу»).

 

Герб «Эйраку Цухо»

 

Воины с флагами с гербом «Эйраку Цухо»,

фрагмент ширмы "Битва при Нагасино"

 

Герб «Мумодзи» трактуется как «пустой знак». Этот герб также изображен на упомянутой картине битвы при Нагасино.

 

Герб «Мумодзи»

 

Считается, что «Мумодзи» относиться к дзен-буддизму, подобный мотив использовали такие полководцы, как Уэсуги Кэнсин, Катакура Кагэцуна, Сэнгоку Хидэхиса и Ходзё Удзинао. Возможно, это отсылка к Дайрокутэн Мао («Королю-демону шестого неба»), в буддийской мифологии божеству, мешающему буддистам на пути познания. Согласно записям католического священника Луиша Фроиша, Нобунага иногда сам себя называл Дайрокутэн Мао.


Такое обилие гербов в роде Ода, является четким символом концентрации большой политической и военной власти в руках Ода Нобунага. Стоит обратить внимание на тот факт, что многие гербы, такие как «Госангири» и «Нихикирё» были получены Нобунага от сёгуна, а «Дзюроку Ёгику» от самого Императора, что поднимало авторитет Нобунаги на недосягаемую высоту. Данные гербы были четким политическим посылом Нобунаги его оппонентам – власть над страной сосредоточена в руках одного человека и этот человек – Ода Нобунага, за которым стояла мощная политическая, экономическая и военная поддержка.


Именно для поддержания своего авторитета, Нобунага заказывает свой самый известный портрет у знаменитого художника периода Адзути-Момояма - Кано Мотохидэ, где на его одежде изображен мон «Госангири». Этот портрет демонстрировал зрителю власть и авторитет Нобунага, который официально использовал мон сёгунского окружения. Таким образом, семь гербов Ода Нобунага использовал не просто как символ своего рода, а как знак могущества, перед которым должны были трепетать противники, превратив даже простое изображение на знамени в оружие!


Владимир Сторожук,
КИР «Самураи Симадзу»
https://vk.com/club40187114
Дополнения - Елена Ефимова

Редактура - Ивакири Дзёю
август 2020