• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Гербы клана Симадзу

 

Самоидентификация в средневековом японском обществе была важной частью жизни любого воина. Крупные самурайские кланы не имели сложных гербов, коими так славилась средневековая Европа. Однако, несмотря на простоту символов, которые становились гербами родов, за ними скрывался глубокий смысл.


На самом юге Японии, на острове Кюсю, в провинции Сацума, еще с периода Хэйан обосновался клан Симадзу, который без преувеличения можно назвать одним из древнейших феодальных семейств Страны восходящего солнца. Историография семьи Симадзу не прекратилась и сегодня: потомки основателя клана Симадзу, Симадзу Тадахиса, и в наши дни пишут историю этого древнего рода.


С первых лет основания рода Симадзу его владыки воевали и правили под знаменами, на которых был изображен крест или крест в круге. Что обозначал этот символ, попробуем разобраться в данной заметке.


Основатель клана Симадзу, Симадзу Тадахиса (1166–1227), принадлежал к потомкам императорского рода — Сэйва Гэндзи — и приходился дальним родственником сёгунам Минамото. Сёгун Минамото-но Ёритомо назначил Симадзу Тадахиса, как представителя высшей военной аристократии, управителем феодальных владений на юге острова Кюсю — провинций Сацума, Осуми и Хината. К концу XVI в. семья Симадзу смогла захватить почти весь остров Кюсю, чему помешало вторжение Тоётоми Хидэёси. Однако, так как род Симадзу капитулировал перед Хидэёси, им во владение был оставлен крупный феод, состоящий из провинций Сацума, Осуми и Хюга. Симадзу показали себя преданными вассалами Хидэёси, и имя этой семьи неоднократно было прославлено на полях сражений.


Изначально символом рода Симадзу был иероглиф «дзю» («десять»), который выглядит весьма похоже на крест с вертикальной и горизонтальной планками. Такой герб именовался «Фудэмондзи но дзю» («Десятка, написанная кистью»). Именно этот символ использовался еще со времен основателя клана Симадзу — Тадахиса. Согласно одной из легенд, Симадзу являются потомками первого китайского императора Цинь Шихуанди. Иегоглиф «10» означает десять драконов — символ Цинь Шихуанди.

 


Потомки Тадахиса в период Сэнгоку также использовали этот символ для обозначения семьи Симадзу на полях сражений.
Племянник Симадзу Ёсихиро, Симадзу Тоёхиса, использовал в качестве своего герба немного модифицированный «Фудэмондзи но дзю»: иероглиф «дзю» был помещен в круг и назывался «Мару ни дзюмондзи».


Есть теория, что в период Адзути-Момояма, когда страной фактически уже управлял Тоётоми Хидэёси, начали появляться настойчивые слухи (распространяемые, кстати, иезуитами) о том, что в скором времени испанцы/португальцы (для средневекового японца все европейцы обозначались термином «намбан») в союзе с местными японскими феодалами, принявшими христианство, попробуют захватить власть в стране. При условии, что христианство на острове Кюсю было очень распространено и многие
местные даймё были христианами, Тоётоми принял превентивные меры против вторжения — было решено подвергнуть проверке всех потенциальных кандидатов на мятеж.


Подозрение пало в том числе и на клан Симадзу, у которых, по мнению Хидэёси, на гербе был изображен почти христианский крест. Симадзу объяснили, что к кресту их родовой символ не имеет никакого отношения, но согласились видоизменить свой мон — теперь иероглиф «дзю» был включен в круг, а круг в данном контексте объяснялся как символ отрицания христианства.
Правда это или нет, сейчас уже утверждать невозможно, однако точно можно сказать одно: данные действия князей Симадзу полностью соответствовали политике Тоётоми Хидэёси, направленной на изгнание христианства с Японских островов.


Соответственно, второй известный герб семьи Симадзу — крест в круге — имеет старинное название «Мару ни дзюдзи» («Десять в круге»), или «Куцува дзюдзи» («Удила в форме десятки (креста)»).

 

 

Второе название отражает древнейшее объяснение данного герба: на нем изображены удила — часть конской уздечки. Даже иероглифы, обозначающие лошадиные удила, в Китае и Японии весьма схожи и схематически напоминают колесницу, запряженную тремя конями. Подобная форма удил была распространена в средневековой Японии.

 

Японские удила куцува

 

Тут под символом «куцува дзюдзи» следует понимать метафорическое управление боевым конем как один из старинных воинских символов. Однако такое объяснение является сравнительно новым, поскольку появилось уже в период Эдо.


Стоит упомянуть и еще одну легенду, касающуюся того, что изображено на гербе Симадзу. Согласно родовой легенде, Симадзу являются потомками древних переселенцев из Китая, которые вели свою родословную от императора Цинь Шихуанди. В китайской иероглифике есть символ, который весьма похож на лошадиные удила «куцува», однако у этого символа есть несколько значений: «гадательные кости оракула», «древняя (или малая) печать» и «официальное письмо-документ». Набор этих символов, изображенных пиктограммами, очень схожими с «куцува», отражает предметы, которыми как символами на Востоке обозначали правителя — общающийся с духами неба (шаман/оракул), а позднее — император (печати и официальное письмо). Однако эти доводы являются лишь умозаключениями, основанными на внешнем сходстве символов.

 

Пиктограмма китайского символа гадательных костей шамана, печатей и официального письма


Еще одним древним гербом клана Симадзу был «Симадзу ботан» («Цветок пиона клана Симадзу»). Этот мон изначально принадлежал влиятельному роду Коноэ, побочной ветви клана Фудзивара. Только семьи, имеющие родственные связи с кланом Коноэ, могли использовать такой герб: знаменитые дома Кодзукэ, Мацудайра, Датэ и Цугару — все использовали мон с пионом в период Эдо.

 

 

Симадзу были связаны с Коноэ со времен основателя клана — Тадахиса. Симадзу назначили управлять областью на юге Кюсю. Эти земле ранее принадлежали дому Коноэ. С периода Камакура две семьи сохраняли близкие родственные связи, и Симадзу использовали в титулах фамилию Фудзивара вплоть до начала эпохи Эдо. Четыре дочери из клана Симадзу в период Эдо также были отданы замуж в клан Коноэ, что еще больше упрочило эти отношения. Благодаря таким близким связям клану Симадзу было разрешено использовать герб Коноэ со времен Тадахиса.


Сначала для Симадзу сделали немного отличающийся герб, поэтому в названии герба-пиона появилась приписка «клана Симадзу», однако к концу периода Эдо им было разрешено использование полноценного герба клана Коноэ.


Кроме того, семье Симадзу в качестве мон Тоётоми Хидэёси даровал право использовать аристократический герб «Госангири», изображающий цветы и листья павловнии (адамова дерева).

 

 

Герб «Госангири» был дарован семье Симадзу за ее преданность делу Хидэёси и за храбрость брата главы клана, Симадзу Ёсихиро, на полях сражений (к примеру, за неукротимость и ярость в сражениях во время Корейской кампании Хидэёси местное корейское население «наградило» Ёсихиро кличкой «Черт Симадзу («Они Симадзу»)»).

 

Симадзу Ёсихиро. Современный рисунок.

Из книги 100 Busho издательства Shinjinbutsu Oraisha

 

Использование гербов Симадзу на знаменах Симадзу Ёсихиро. Рисунок Эммануэля Валерио


Владимир Сторожук,
КИР «Самураи Симадзу»
https://vk.com/club40187114
Дополнения - Ивакири Дзёю

Редактура/корректура - Фрадкина Виктория
ноябрь 2020