Классификация
донжонов японских замков
Как
я не раз повторял в своих статьях и книгах, любая классификация
в японском историческом наследии, будь то оружие, доспехи, одежда
или архитектура, - дело весьма нетривиальное. Многие элементы
могут обозначаться несколькими терминами, а к тому же и сами
термины со временем могли менять свои значения. Существует проблема
даже в понимании собственно термина "донжон" в контексте
истории развития японских замков.
Данная статья - очередная попытка классификации существующих
на данный момент донжонов японских замков в некоей авторской
интерпретации (которая несколько расходится с "официальной"
японской системой).
Сперва давайте разберемся с "официальной" классификацией
и обозначим ее некоторые слабые стороны. Слово "официальной"
поставлено в кавычки, поскольку такая классификация не закреплена
в каких-либо действительно официальных документах (например,
циркулярах японского Агентства по вопросам культуры), а является
своего рода ранжированием донжонов по степени аутентичности,
наиболее часто употребляемым в среде специалистов по японским
замкам.
Гэнсон тэнсю (буквально "сохранившийся донжон")
Традиционно сюда относят донжоны из "аутентичной
дюжины" (термин мой, но уже прижился среди русскоязычных
специалистов), т.е. двенадцать главных башен, сохранившихся
без значительных реконструкций с эпохи Эдо (1603-1868 гг.).
В чем тут проблема? Фактически только два донжона дошли до наших
дней в неизмененном виде - это Химэдзи
(1609 г.) и Хиконэ
(1622 г.). Они были выстроены в мирную эпоху Эдо, никогда не
участвовали в боевых действиях, включая конфликты XIX в., и
не пострадали во время налетов американской авиации 1945 г.
Донжон
замка Хиконэ
Остальные десять в той или иной степени либо, подвергались перестройке
и/или достройке в эпоху Эдо и позже, либо утратили некоторые
элементы (в основном пристройки) в XVII-XX вв. Поэтому ключевой
вопрос - насколько значительными были эти перестройки/достройки/утери?
Донжон замка
Мацумото был построен (по последним данным) в 1594 г., но
вот башни
Тацумицукэягура и Цукимиягура были пристроены к донжонному комплексу
уже при Мацудайра
Наомаса в 1633-1634 гг.
Донжон
замка Мацумото
Донжон замка
Увадзима лишился пристроенной башни в эпоху Эдо, а вот донжоны
замков Биттю Мацуяма, Иё
Мацуяма, Хиросаки, Маругамэ,
Инуяма
потеряли свои пристройки уже в более поздние эпохи. Причем в
Инуяма пристроенная башня Цукэягура была восстановлена в 1960-х
гг.
Донжон
замка Инуяма, фото до 1942 г. Отсутствует башня Цукэягура
С Инуяма вообще сложилась интересная ситуация даже в плане датировки
нынешней главной башни. Долгое время считалось, что она представляет
собой некий "слоеный пирог". Согласно исследованиям
1960-х гг., два верхних этажа надстроены примерно в 1601 г.,
а нижние датируются началом XVI в. Однако недавние исследования
древесины колонн и балок замка доказывают, что деревья для них
были спилены в 1585-1588 г. и что все этажи были построены практически
в одно время. В итоге среди специалистов до сих пор остается
дискуссионным вопрос: Инуяма таки самый старый японский донжон
или все же был перестроен в начале XVII в.?
Донжон
замка Инуяма
Ну
и основной вопрос этой категории касается главной башни замка
Маруока, которая также оспаривает звание самого старого
сохранившегося донжона. Башня была построена в 1596 г. и, согласно
новейшим исследованиям, подверглась серьезной перестройке в
1628 г. Однако в результате землетрясения 1948 г. донжон замка
был полностью разрушен.
Состояние
донжона замка Маруока в 1948 г.
Его
восстановили к 1955 г., при этом было использовано около 80%
материалов старой башни. Причем, по словам специалистов в замковой
архитектуре, некоторые элементы в восстановленной башне находятся
"не на своих местах". Например, некоторые колонны
предыдущей башни стали балками в реконструированной. Кстати,
по одной из версий, причиной обрушения башни (а ведь исторически
донжоны строили с большим запасом прочности на случай землетрясений)
могли стать некие переделки донжона в эпоху Мэйдзи, в частности
ослабление несущих колонн. Можно ли назвать такой донжон сохранившимся?
Вопрос также дискуссионный. По японским нормативам здание считается
сохранившимся, если при перестройке использовано более 60% первоначальных
материалов. Но касательно фортификационных построек далеко не
все эксперты согласны с таким подходом.
Фукугэн тэнсю (буквально "реконструированный
донжон")
В эту категорию попадают "аккуратные" реконструкции
главных башен, т.е. выстроенные с опорой на сохранившиеся источники
и из аутентичных материалов. Иногда к названию категории добавляю
еще одно слово - "мокудзо фукугэн тэнсю", где
"мокудзо" означает "выполненный из дерева".
Тут самой главной проблемой является наличие достаточного для
аккуратной реконструкции массива источников. Обычно это комплекс
из сохранившихся фото, чертежей, рисованных изображений, описаний
современников. В этом плане хорошим подспорьем для реконструкции
(в т.ч. пока не реализованных проектов) могут быть материалы,
подготовленные к первому
признанию сохранившихся до начала XX в. донжонов национальными
сокровищами, но утраченных в результате бомбардировок 1945 г.
Не все из уничтоженных во время Второй мировой войны донжонов
ныне восстановлены в статусе "фукугэн".
По японской классификации ныне к фукугэн тэнсю можно
отнести всего несколько донжонов - это главные башни замков
Какэгава, Сироиси, Сиракава (Коминэ) и Одзу. Ниже я объясню,
почему считаю возможным несколько расширить этот список.
Донжон
замка Какэгава
Фукко тэнсю
Хотя само слово "фукко" переводится как "реконструкция",
"перестройка" или "восстановление", в данном
контексте термин означает "спекулятивная (условная) реконструкция".
В эту категорию попадают "немного неправильные" реконструкции
донжонов, которые отличаются от оригиналов и, как правило, выполнены
из неаутентичных материалов (железобетона).
Обычно это относится к донжонам, информации о которых у архитекторов-реконструкторов
было достаточно, но при проектировании новодела были сделаны
некоторые допущения в угоду, например, более прочной конструкции
и пожарной безопасности (в Японии тоже есть свои СНИПы и ГОСТы),
большей привлекательности для посещающих (нужно отбивать затраченные
на стройку деньги), художественному вкусу архитектора ("я
художник, я так вижу"), что уводило новую постройку от
звания копии первоначального строения и в результате чего она
уже не может считаться полностью достоверной реконструкцией
оригинала. Например, в конструкцию добавляли панорамные окна,
лифты или обзорные балконы для удобства туристов, использовали
другое покрытие крыши, более изящные фронтоны и т.д. Иногда,
конечно, информации на момент создания реконструкции банально
не хватало, и в результате применялся принцип экстраполяции:
брали архитектурные элементы и технические решения от других
(сохранившихся или реконструированных) замков.
Типичными представителями фукко тэнсю являются донжоны
замков Фукуяма,
Хиросима,
Айдзу
Вакамацу и некоторых других.
Донжон
замка Фукуяма
Моги
тэнсю (буквально "донжон-имитация")
К сожалению, большинство "реконструированных" в XX
и даже в XXI в. донжонов в Японии относятся именно к этой категории.
Это главные башни, построенные без привязки к историческому
прототипу. Они не повторяют исторический донжон и часто выстроены
на месте исторического замка, который вообще никогда не имел
донжона. Иногда подобные фейковые донжоны построены даже не
на месте исторических замков, а в совершенно посторонних локациях.
Ну и практически все они выполнены из железобетона.
Самое печальное, что в эту категорию ныне попадают поделки,
стоящие на месте исторических замков, о которых сохранилось
достаточно материалов для "аккуратной" реконструкции.
Типичные примеры - донжоны замков Нагоя,
Окаяма,
Вакаяма, Огаки,
Ивакуни,
Кокура.
Донжон
замка Кокура
Авторская классификация
Моя попытка классификации в целом повторяет "официальную"
японскую, но с некоторыми нюансами отнесения существующих донжонов
к той или иной категории.
Аутентичный донжон
Сохранившиеся без значительных реконструкций донжоны XVI-XIX
вв. Вместо "аутентичной дюжины" у меня "аутентичная
десятка". Донжон замка Иё Мацуяма исключен из этой категории,
потому что, во-первых, был построен только в середине XIX в.
как реконструкция более раннего донжона 1642 г., уничтоженного
в пожаре 1784 г., и, во-вторых, подвергался значительной, на
мой взгляд, перестройке в XX в. А донжон замка Маруока по причинам,
описанным выше, я считаю вообще реконструкцией XX в.
Аутентично реконструированный донжон
Реконструкции XIX-XXI вв., сделанные по аутентичной технологии
из дерева, в т.ч. с использованием сохранившихся частей/материалов
предыдущего донжона.
Это два донжона из "аутентичной дюжины" (Иё Мацуяма
и Маруока), четыре замка категории фукугэн тэнсю (Какэгава,
Сироиси, Сиракава, Одзу) плюс как минимум главные башни замков
Сибата
и Такада.
В последнем случае в японскую классификацию фукугэн тэнсю
они не включены по причине
дискуссионности вопроса об отнесении этих башен к донжонам.
Для меня же башни, фактически выполнявшие роль донжонов, как
в эпоху Эдо, так и до начала эпохи Адзути - Момояма, могут считаться
донжонами. Поэтому список этой категории может быть расширен
за счет аутентичных реконструкций башен михари-но-ягура
XV-XVI вв. (до появления термина "тэнсю") и
башен замков эпохи Эдо, исторически выполнявших роль донжонов.
Реконструированная
главная башня замка Сибата
Реконструированная
главная башня замка Такада
Неаутентично реконструированный донжон
Реконструированные в XX-XXI вв. донжоны, в целом похожие на
исторические главные башни данного замка, но при этом выполненные
из неаутентичных материалов (как правило железобетона), а также
незначительно отличающиеся по внешнему виду от прототипа в угоду
большей привлекательности для туристов и/или современным требованиям
к строительству. Фактически аналог в японской классификации
- фукко тэнсю. Единственное отличие от отнесенных к фукко
тэнсю - степень "незначительности" отличия внешнего
вида.
Например,
на мой взгляд, добавление в "реконструкцию" отсутствующих
в историческом донжоне фронтонов (архитектурная традиция башен
эпохи Эдо) в совокупности с неаутентичными материалами постройки
переводит главную башню в категорию фейковых.
Фейковый донжон
Полный аналог японского термина "моги тэнсю".
Главные "звезды" рубрики "Пятничный
бастард" моей ВК-группы "Замки Японии".
Данную
попытку классификации можно также масштабировать на другие замковые
постройки: башни, ворота,
дворцы, вспомогательные строения.