Cамым
заметным отличием воина эпохи Хэйан, Камакура и Муромати оставалась
раскраска его доспеха. По этому поводу существует множество
домыслов. Самое распространенное заблуждение, касающееся шнуровки
– то, что каждый самурайский род имел собственный узор и сочетание
цветов.
Так,
один средневековый текст утверждает, что раскраска доспеха отражала
принадлежность воина к определеннуому роду – Минамото носили
черные доспехи, Тайра пурпурные, Фудзивара желто-зеленые и Татибана
– желтые. Однако, нет никаких других сведений, подтверждающей
эту точку зрения, хотя определенную идентификационную информацию,
несомненно, шнуровка несла. Дело в том, что самурайские вожди
предпочитали определенные цветовые сочетания, что прекрасно
иллюстрирует эпизод из «Неофициальной истории Японии» («Нихон
гайси») Рай Санъё, относящийся к 1184 г.: «Одетый в красную
парчовую накидку назвал себя Ёсицунэ; тот, что был в красных
доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада;
<…> тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара
Кагэсуэ, а желтых – Сасаки Такацуна».
Определенный
цвет и рисунок шнуровки пышных, по сравнению с обычными воинами,
доспехов, позволял предполагать, с каким противником воин встретился
в бою. Вот слова самурая Морицуги из Эттю, сказанные им, согласно
«Хэйкэ моногатари», в знаменитой битвой при Данноура
в 1185 г.: «Прежде всего надо схватится с Куро Ёсицунэ (Минамото
Ёсицунэ), их полководцем! Куро лицом бел, ростом мал, зубы торчат
вперед – по этим признакам можно его узнать. Вот только кафтан
и панцирь он то и дело меняет, так что отыскать его будет, пожалуй,
не так просто!». Забота самурая была не лишней – в Японии X-XV
вв. отрубивший голову знатному противнику получал богатую награду.
Существовал даже специальный термин, сюкю-но агэру, заимствованный
из древнего Китая и означавший «взял голову и получил повышение».
|
|
|
|
Кон
сугакэ одоси
|
Кодзакура
одоси
|
Омодака
одоси
|
Сагаомодака
одоси
|
Окраску
доспеха определял цвет шнура одосигэ, что дословно означает
«устрашающий волос». Эти плоские, шириной приблизительно в палец,
шнуры могли быть кожаными (кава-одоси) или шелковыми
(ито-одоси). Самым популярным плетением во все эпохи
было одноцветное – сугакэ-одоси. Охотнее всего использовались
оранжевый (хи), красный (ака), малиновый (курэнай),
сиреневый (мурасаки), зеленый (моэги) и синий
(кон) цвета.
Сохранившиеся батальные картины чаще всего показывают доспехи
с красным плетением, поскольку, согласно древнекитайским философским
канонам, красный цвет считался предпочтительным для воина. Широкое
употребление этого цвета, вероятно, является преувеличением,
так как красные шнуры, особенно шелковые, были весьма чувствительны
к ультрафиолетовым лучам и быстро выцветали на солнце, а затем
и теряли прочность. Доспехи с таким плетением очень плохо сохранились
до настоящего времени. По-видимому, самой популярной окраской
в последние годы Хэйан и в период Камакура была черная, по крайней
мере для воинов низкого ранга. Литературные источники изобилуют
описаниями самураев в доспехах с черным кожаным плетением.
Если
у низкорожденных самураев доспехи были преимущественно одноцветными,
знатные воины часто отличались многоцветным, узорчатым плетением,
более трудоемким и, естественно, более дорогим. Одна из древнейших
раскрасок – кодзакура-одоси, когда на белых, желтых или
палевых кожаных шнурах выштамповывался мелкий рисунок в виде
цветочков японской вишни сакура, обычно темно-синих, коричневых
или зеленых. Другой старинный рисунок плетения – омодака-одоси.
При нем на содэ и кусадзури выплеталось несколько
цветных шевронов, обращенных углом вниз. Обратный рисунок, когда
угол шеврона был обращен вверх, назывался «перевернутым» — сага-омодака
одоси. Назывались такие доспехи по цвету фона, например,
хи-омодака одоси означает, что рисунок располагался на
оранжевом фоне. Закономерностей в распределении цвета шевронов
не обнаружено, однако внешний обычно контрастирует с цветом
основы – бывает светлым на темном фоне или наоборот. Описанные
варианты появились, видимо, на рубеже X-XI вв. и пользовались
большой популярностью во время войны Минамото и Тайра. Особое
название (цумадори-одоси) имел рисунок, при котором выплеталась
только половина описанного шеврона, и, таким образом, угол содэ
или кусадзури был другого цвета. Цумадори-одоси
вошел в моду в период Камакура и часто употреблялся в начале
периода Муромати.
|
|
|
|
Цумадори
одоси
|
Катаака
одоси
|
Катацумадори
одоси
|
Дан
одоси
|
Узор
на доспехах мог быть и достаточно простым, например, на фоне
одноцветного плетения один или два верхних ряда содэ
и татэагэ были белыми. Такая окраска называлась катасиро
одоси (ката — плечо, сиро — белый). Вместо
белого часто использовались красный и малиновый цвета, тогда
название менялось соответственно на ката-ака и ката-куренай.
Обратный вариант, когда полосы другого цвета располагались снизу,
назывался коситори-одоси (коси означает «бедра»).
Обе окраски были достаточно популярны во все исторические периоды.
Если доспех был полосатым, плетение называлось дан-одоси,
при этом в названии указывались оба цвета (например, консиро
дан-одоси значит: сине-белое плетение в полоску). Если же
каждая следующая полоса была другого цвета, доспех назывался
“разноцветным” — иро-иро одоси. Когда цвет полосы при
раскраске иро-иро одоси посередине менялся на другой,
рисунок назывался катамигавари одоси (дословно «замена
у половины тела»). Эти раскраски были популярны в конце эпохи
Муромати, в период Сэнгоку-дзидай (XVI в.).
|
|
|
|
Мурасаки
сусого одоси
|
Кон-ака
сикимэ одоси
|
Иро-иро
одоси
|
|
Более
сложным и элегантным было плетение сусого-одоси, когда
цвет каждого ряда приобретал более темный оттенок начиная от
верхней белой полосы к нижней. Как правило, основными цветами
были малиновый, сиреневый, синий или зеленый. Очень часто между
белым и основным цветом помещалась желтая полоса. Если светлые
оттенки располагались снизу, а темные сверху, окраска называлась
ниои-одоси. Оба вида плетения вошли в моду в период Гэмпэй.
Более редкие виды шнуровки доспехов были сикимэ-одоси
(шахматный узор, чаще сочетание темного тона с белым цветом),
монгара-одоси (когда в основании лежал рисунок креста
или японской свастики, мандзю, обращенной влево) и татэвакэ-одоси
(несколько вертикальных извилистых линий на плетеных частях
доспеха).
Доспех
харамаки эпохи Сэнгоку со шнуровкой в стиле катамигавари одоси
- "замена у половины тела".