Копье
куда-яри
В
эпоху Сэнгоку
Дзидай появилась интересная разновидность обычного копья с
прямым тонким наконечником (суяри). Речь о куда-яри,
или «копье с трубкой». Как понятно из названия, оно было снабженное
свободно скользящей трубкой, иногда дополненной гардой цуба.
Подобная конструкция была уникальна для Японии, т.к. не встречается
в других странах, даже в Китае с его просто неисчислимыми вариантами
древкового оружия.
Как правило, боец держал трубку левой рукой, а правой мог наносить
колющие удары, действую копьем как кием в бильярде. Подобные техника
использовалась и при работе обычным копьем, но наличие трубки
значительно снижало трение, что позволяло увеличить скорость и
частоту наносимых тычковых ударов, а это являлось несомненным
преимуществом на поле боя. Также копье было удобно проворачивать
вокруг своей оси, и, если оно при этом уже воткнуто во врага,
это создавало более широкую и тяжелую рану.
Исследователи до сих спорят, кто и когда изобрел подобный вид
копья. Например, Хинацу Сигэтака (1660-1731) в двух своих разных
работах приписывает изобретение куда-яри то Ито Киино-ками
Сукэтада из Осю, то некоему Тэбо («рука-палка», явное прозвище)
Саманосукэ. В «Беседах о житейских делах недавнего времени» («Киндай
сэдзидан», 1733 г.) в качестве изобретателя упоминается Отани
Гёбу, хозяин замка Саваяма и т.д. Но практически все сходятся
на том, что изобретатель был с травмированной кистью руки (это
было довольно распространенное ранение в войнах Сэнгоку Дзидай)
и таким образом пытался компенсировать невозможность жесткого
хвата древка. Неслучайно трубка куда-яри как правило имела
завязки для крепления кисти.
Строение
копья куда-яри
Крючки
на гарде цуба используются для удержания трубки за стопор
в походном положении
В оружейном эссе «Яги дзуйхицу» автор явно негативно относится
к такому виду копий: «Создатель этого копья куда-яри, которое
сейчас так превозносят, был мастером боя простым копьем суяри,
но, когда ему отрубили большой палец на левой руке, он уже просто
не мог пользоваться суяри и потому стал привязывать к запястью
трубку. А его ученики позабыли, что у них все пальцы на месте,
и тоже стали пользоваться трубками и теперь отговариваются, [когда
им на это указывают], что делают это для скорости уколов. Вот
так получается: то, что ныне почитают как чудесное искусство,
в действительности восходит к трубке, которую копейщик использовал
в безвыходной ситуации. Я пишу об этом не для того, чтобы рассказать
об эффективности этого искусства, а чтобы указать на утрату исконной
сущности копейного искусства. Слыша о том, как кто-то, не ведая
принципа, использует копье с трубкой, мы должны испытывать гнев.
Если будет достигнуто должное понимание [принципов копейного искусства],
то трубка будет упразднена».
Ныне работа с куда-яри является дисциплиной некоторых школ
боевых искусств, включая школу Овари Кан-рю.
Копья куда-яри
в школе Овари Кан-рю
|