• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Читальный зал


Накамура Коя. История Японии

 

4. ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ
Общественная структура древней Японии базировалась на системе родовых групп, или "удзи", как их называли. С естественным ростом населения система "удзи" постепенно распадалась, вследствие чего общественный строй пережил ряд коренных изменений. Перемены в общественном строе неизбежно должны были повести к соответствующим изменениям и в политической организации страны. При таких обстоятельствах на арену национальной истории выступил принц Сётоку - принц-регент Императрицы Суйко (592-628). Взяв бразды правления в свои руки, он японизировал буддизм и провел в жизнь ряд важнейших государственных реформ. Его политическая деятельность была направлена на государство, как основу всей жизни. Он настоятельно требовал оказывать благоговейное почитание богам. В своей конституции, состоящей из семнадцати пунктов, он дал наставление народу быть благоразумным и повиноваться указам Императора; он говорил, что в стране не может быть двух монархов, и народ не может верно служить двум государям. Далее, он указывал, что все верноподданные Императора должны жертвовать своими личными интересами во имя общественного и народного блага. Так он разъяснял народу, в чем должно заключаться его служение Тэнно. Разъяснил он и основной принцип общественной жизни, подчеркивая значение мира, согласия и повиновения. В то же время он создавал и совершенствовал различные системы и значительно поднял в стране культуру и образование.


Под его руководством японская цивилизация быстро продвинулась вперед. Не отклоняясь от своего основного направления - благоговейного почитания богов - принц Сётоку искренне покровительствовал буддизму, строил такие колоссальные буддийские храмы, как Ситэнно-дзи (в Осака) и Хорю-дзи (около Нара), сооружал статуи буддийских божеств и предавался чтению буддийских сутр. Говорят, что к концу царствования Императрицы Суйко в стране имелось не менее сорока шести буддийских храмов с 1300 монахов и монахинь. Строители храмов: плотники, черепичные мастера, ваятели буддийских статуй и художники в большом числе прибывали из Тёсэн (Кореи); поэтому архитектура, скульптура, литье металлов, живопись, вышивка и прочие искусства и ремесла делали заметные успехи. Описываемая эпоха известна, как век Суйко или период Асука. Здания храма Хорю-дзи и находящиеся там буддийские изображения и статуи представляют собою художественные произведения периода Асука. Храм Хорю-дзи делится на два храма - восточный и западный. Западный храм состоит из семи сооружений: южных ворот, средних ворот, главного алтаря, пятиэтажной пагоды, зала для проповедей, колокольни и хранилища сутр. Восточный же храм имеет в своем центре Юмэдоно и состоит из многих зданий. Все эти здания, бесподобной красоты, на фоне горы Икома, представляют собой панораму, поистине вызывающую искреннее восхищение. В этих зданиях хранятся многие образцовые произведения скульптуры, живописи и прикладных искусств, и атмосфера их насыщена очарованием художественного творчества и полна неуловимой, неиссякаемой прелести высшей гармонии. Художественная архитектура этих построек и хранящиеся в них сокровища являются произведениями искусства не только Тёсэн, Северного и Южного Китая, но, в известной, хотя и меньшей степени, отражают художественные тенденции более далеких стран: Гайдары, Индии, Персии (Ирана) и даже Восточной Римской Империи.


Спустя двадцать с лишним лет после смерти принца Сётоку, к власти пришел принц Нака-но-Оэ, которому удалось провести политические реформы в более широком масштабе. Он начал свою деятельность с низвержения рода Сога, который в то время пользовался незаслуженным авторитетом. Таким образом, централизовав политическую власть, он закрепил ее за Императорским Домом. Тогда впервые в истории Японии было объявлено название эры, или "нэнго". Первый год Тайка (название первой эры) соответствовал 645 году христианской эры. С того времени вся земля и весь народ, как государственная территория и подданные (граждане), оказались в непосредственном ведении Императорского Двора. Все подданные мужского и женского пола, старше шести лет от роду, наделялись равными участками земли, которые они могли обрабатывать до своей смерти, после чего земля снова переходила к государству. Принц Нака-но-Оэ, некогда восшедший на престол, после смерти был назван Императором Тэнти (он царствовал с 661 г. по 671 г. ). Будучи Императором, он никогда не ослаблял своих усилий и успешно завершал все свои реформы. Он начал работу по составлению Свода Законов о труде, который ему не удалось довести до конца при жизни, но который был закончен в царствование 12-го Императора Момму Тэнно (697-707). Ныне этот Свод Законов известен под названием Тайхо Рицурё, или Кодекс Тайхо. Под "рё" в термине "рицурё" понимаются различные правила, определяющие государственную организацию, а "рицу" означает уголовный кодекс.


Согласно "рё", т. е. правил, центральные органы власти обслуживались должностными лицами двух категорий - сингикан и дайдзёокан. К сингикан относились те официальные лица, обязанностью которых было служение Аматэрасу-Оомиками и прочим богам неба и земли. Следует отметить, как весьма типичное явление японского государственного порядка, то обстоятельство, что эти священнослужители по своему положению стояли выше представителей административной власти. Дайдзёокан был высшим исполнительным органом по политическим и административным делам. Он состоял из восьми департаментов: Накацукаса (центрального), Сикибу (церемониального), Дзибу (гражданского и дипломатического), Мимбу (внутренних дел и общественных работ), Хёбу (военного), Гёбу (уголовного), Окура (финансового), Кунай (по делам Императорского Двора). Что касается правительственных органов на местах, то в каждой провинции был губернатор, а в каждом округе - свой начальник; Кюсю же пользовался самоуправлениеми, система которого именовалась Дадзаифу (генерал-губернаторство). Что касается народного образования, то оно давалось в Дайгаку, или в государственном университете, находившемся в столице, а также в Кокугаку, т. е. в провинциальных средних учебных заведениях. Военную силу составляли эфу (гвардия) в столице, гундан (армия) в провинциях, а в более важных стратегических пунктах западной Японии стояла пограничная стража - "сэки-мори". Солдаты вербовались рекрутским набором. В "рицу", т. е. уголовном кодексе, наказания подразделялись на пять степеней, именно: бичевание, битье палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь.


5. ЭПОХА НАРА
В древней Японии каждый Император, как правило, переносил столицу на новое место, где и строил себе дворец. По мере того как народная жизнь развивалась и усложнялась, этот обычай становился все более и более неудобным, пока, наконец, в третий год эры Вадо (710 г. после Р. Х. ) Гэммё Тэнно, 43-ья Императрица (707-715), не установила постоянной резиденции Двора и правительства в провинции Ямато, назвав её Хэйдзё-кё. Эта столица называлась также Нара. Начиная с этого достопамятного года, на протяжении семи поколений, в течение более семидесяти лет, почти все Императоры жили в Нара, почему этот период обычно именуется эпохой Нара.


Характерным явлением для периода Нара было широкое распространение буддизма. Из всех Императоров этой эпохи, Сёму Тэнно (724- 749), 45-ый Император, более чем кто-либо другой, был восторженным поклонником и защитником буддизма. Он дал указ о сооружении в каждой провинции Кокубун-дзи, т. е. провинциального храма; в Нара же он повелел построить колоссальное здание - храм Тоодай-дзи для отлитой по его желанию статуи Будды Вайрокана. Это и есть знаменитый Нара-Дайбуцу (Великий Будда). Император Сёму мотивировал столь открытую поддержку буддизма, главным образом, своей заботой о безопасности государства, о благосостоянии и спокойствии народа. Что же касается провинциальных храмов, то они, несомненно, содействовали культурному развитию провинций. Супруга Императора Сёму, Императрица Комё, такая же искренняя последовательница буддизма, как и он сам, организовала различные филантропические учреждения для оказания помощи сиротам и беднякам и руководила ими. В то время между Японией и Китаем (при династии Тан) поддерживались живейшие сношения. Между этими странами происходил постоянный обмен официальными миссиями, и буддийские священнослужители пересекали море в обоих направлениях. Многие буддийские секты, процветавшие одновременно, соперничали между собой на почве своих отличительных особенностей.

 

Тем не менее, все они принадлежали к занесенному извне буддизму (чужеземному вероучению) - аристократическому или городскому. Определение "занесенный" указывает на то, что буддизм был перенесен в Японию из Тёсэн (Кореи) и Китая. "Аристократическим" же он называется потому, что он получил распространение благодаря покровительству Императорского Дома, и многие его последователи принадлежали к высшим слоям общества. Название "городской" было дано буддизму вследствие того, что все храмы были построены или в больших городах или близ них.

<<<Предыдущая страница _____________ Следующая страница>>>

 

Цитируется по книге Накамура Коя, История Японии, 1938 г.