Накамура
Коя. История Японии
4. ПЕРИОД
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ
Общественная структура древней Японии базировалась на системе
родовых групп, или "удзи", как их называли. С естественным
ростом населения система "удзи" постепенно распадалась,
вследствие чего общественный строй пережил ряд коренных изменений.
Перемены в общественном строе неизбежно должны были повести к
соответствующим изменениям и в политической организации страны.
При таких обстоятельствах на арену национальной истории выступил
принц Сётоку - принц-регент Императрицы Суйко (592-628). Взяв
бразды правления в свои руки, он японизировал буддизм и провел
в жизнь ряд важнейших государственных реформ. Его политическая
деятельность была направлена на государство, как основу всей жизни.
Он настоятельно требовал оказывать благоговейное почитание богам.
В своей конституции, состоящей из семнадцати пунктов, он дал наставление
народу быть благоразумным и повиноваться указам Императора; он
говорил, что в стране не может быть двух монархов, и народ не
может верно служить двум государям. Далее, он указывал, что все
верноподданные Императора должны жертвовать своими личными интересами
во имя общественного и народного блага. Так он разъяснял народу,
в чем должно заключаться его служение Тэнно. Разъяснил он и основной
принцип общественной жизни, подчеркивая значение мира, согласия
и повиновения. В то же время он создавал и совершенствовал различные
системы и значительно поднял в стране культуру и образование.
Под его руководством японская цивилизация быстро продвинулась
вперед. Не отклоняясь от своего основного направления - благоговейного
почитания богов - принц Сётоку искренне покровительствовал буддизму,
строил такие колоссальные буддийские храмы, как Ситэнно-дзи (в
Осака) и Хорю-дзи (около Нара), сооружал статуи буддийских божеств
и предавался чтению буддийских сутр. Говорят, что к концу царствования
Императрицы Суйко в стране имелось не менее сорока шести буддийских
храмов с 1300 монахов и монахинь. Строители храмов: плотники,
черепичные мастера, ваятели буддийских статуй и художники в большом
числе прибывали из Тёсэн (Кореи); поэтому архитектура, скульптура,
литье металлов, живопись, вышивка и прочие искусства и ремесла
делали заметные успехи. Описываемая эпоха известна, как век Суйко
или период Асука. Здания храма Хорю-дзи и находящиеся там буддийские
изображения и статуи представляют собою художественные произведения
периода Асука. Храм Хорю-дзи делится на два храма - восточный
и западный. Западный храм состоит из семи сооружений: южных ворот,
средних ворот, главного алтаря, пятиэтажной пагоды, зала для проповедей,
колокольни и хранилища сутр. Восточный же храм имеет в своем центре
Юмэдоно и состоит из многих зданий. Все эти здания, бесподобной
красоты, на фоне горы Икома, представляют собой панораму, поистине
вызывающую искреннее восхищение. В этих зданиях хранятся многие
образцовые произведения скульптуры, живописи и прикладных искусств,
и атмосфера их насыщена очарованием художественного творчества
и полна неуловимой, неиссякаемой прелести высшей гармонии. Художественная
архитектура этих построек и хранящиеся в них сокровища являются
произведениями искусства не только Тёсэн, Северного и Южного Китая,
но, в известной, хотя и меньшей степени, отражают художественные
тенденции более далеких стран: Гайдары, Индии, Персии (Ирана)
и даже Восточной Римской Империи.
Спустя двадцать с лишним лет после смерти принца Сётоку, к власти
пришел принц Нака-но-Оэ, которому удалось провести политические
реформы в более широком масштабе. Он начал свою деятельность с
низвержения рода Сога, который в то время пользовался незаслуженным
авторитетом. Таким образом, централизовав политическую власть,
он закрепил ее за Императорским Домом. Тогда впервые в истории
Японии было объявлено название эры, или "нэнго". Первый
год Тайка (название первой эры) соответствовал 645 году христианской
эры. С того времени вся земля и весь народ, как государственная
территория и подданные (граждане), оказались в непосредственном
ведении Императорского Двора. Все подданные мужского и женского
пола, старше шести лет от роду, наделялись равными участками земли,
которые они могли обрабатывать до своей смерти, после чего земля
снова переходила к государству. Принц Нака-но-Оэ, некогда восшедший
на престол, после смерти был назван Императором Тэнти (он царствовал
с 661 г. по 671 г. ). Будучи Императором, он никогда не ослаблял
своих усилий и успешно завершал все свои реформы. Он начал работу
по составлению Свода Законов о труде, который ему не удалось довести
до конца при жизни, но который был закончен в царствование 12-го
Императора Момму Тэнно (697-707). Ныне этот Свод Законов известен
под названием Тайхо Рицурё, или Кодекс Тайхо. Под "рё"
в термине "рицурё" понимаются различные правила, определяющие
государственную организацию, а "рицу" означает уголовный
кодекс.
Согласно "рё", т. е. правил, центральные органы власти
обслуживались должностными лицами двух категорий - сингикан и
дайдзёокан. К сингикан относились те официальные лица, обязанностью
которых было служение Аматэрасу-Оомиками и прочим богам неба и
земли. Следует отметить, как весьма типичное явление японского
государственного порядка, то обстоятельство, что эти священнослужители
по своему положению стояли выше представителей административной
власти. Дайдзёокан был высшим исполнительным органом по политическим
и административным делам. Он состоял из восьми департаментов:
Накацукаса (центрального), Сикибу (церемониального), Дзибу (гражданского
и дипломатического), Мимбу (внутренних дел и общественных работ),
Хёбу (военного), Гёбу (уголовного), Окура (финансового), Кунай
(по делам Императорского Двора). Что касается правительственных
органов на местах, то в каждой провинции был губернатор, а в каждом
округе - свой начальник; Кюсю же пользовался самоуправлениеми,
система которого именовалась Дадзаифу (генерал-губернаторство).
Что касается народного образования, то оно давалось в Дайгаку,
или в государственном университете, находившемся в столице, а
также в Кокугаку, т. е. в провинциальных средних учебных заведениях.
Военную силу составляли эфу (гвардия) в столице, гундан (армия)
в провинциях, а в более важных стратегических пунктах западной
Японии стояла пограничная стража - "сэки-мори". Солдаты
вербовались рекрутским набором. В "рицу", т. е. уголовном
кодексе, наказания подразделялись на пять степеней, именно: бичевание,
битье палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь.
5. ЭПОХА НАРА
В древней Японии каждый Император, как правило, переносил столицу
на новое место, где и строил себе дворец. По мере того как народная
жизнь развивалась и усложнялась, этот обычай становился все более
и более неудобным, пока, наконец, в третий год эры Вадо (710 г.
после Р. Х. ) Гэммё Тэнно, 43-ья Императрица (707-715), не установила
постоянной резиденции Двора и правительства в провинции Ямато,
назвав её Хэйдзё-кё. Эта столица называлась также Нара. Начиная
с этого достопамятного года, на протяжении семи поколений, в течение
более семидесяти лет, почти все Императоры жили в Нара, почему
этот период обычно именуется эпохой Нара.
Характерным явлением для периода Нара было широкое распространение
буддизма. Из всех Императоров этой эпохи, Сёму Тэнно (724- 749),
45-ый Император, более чем кто-либо другой, был восторженным поклонником
и защитником буддизма. Он дал указ о сооружении в каждой провинции
Кокубун-дзи, т. е. провинциального храма; в Нара же он повелел
построить колоссальное здание - храм Тоодай-дзи для отлитой по
его желанию статуи Будды Вайрокана. Это и есть знаменитый Нара-Дайбуцу
(Великий Будда). Император Сёму мотивировал столь открытую поддержку
буддизма, главным образом, своей заботой о безопасности государства,
о благосостоянии и спокойствии народа. Что же касается провинциальных
храмов, то они, несомненно, содействовали культурному развитию
провинций. Супруга Императора Сёму, Императрица Комё, такая же
искренняя последовательница буддизма, как и он сам, организовала
различные филантропические учреждения для оказания помощи сиротам
и беднякам и руководила ими. В то время между Японией и Китаем
(при династии Тан) поддерживались живейшие сношения. Между этими
странами происходил постоянный обмен официальными миссиями, и
буддийские священнослужители пересекали море в обоих направлениях.
Многие буддийские секты, процветавшие одновременно, соперничали
между собой на почве своих отличительных особенностей.
Тем не менее,
все они принадлежали к занесенному извне буддизму (чужеземному
вероучению) - аристократическому или городскому. Определение "занесенный"
указывает на то, что буддизм был перенесен в Японию из Тёсэн (Кореи)
и Китая. "Аристократическим" же он называется потому,
что он получил распространение благодаря покровительству Императорского
Дома, и многие его последователи принадлежали к высшим слоям общества.
Название "городской" было дано буддизму вследствие того,
что все храмы были построены или в больших городах или близ них.
|