Н.
И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк
Однако,
решение вопроса в пользу Кореи, в сущности говоря, еще не вполне
исчерпывает все содержание проблемы. Утверждать корейское происхождение
населения Идзумо еще не значит определить точно его антропологический
облик. Дело в том, что Корея была ареной непрерывных этнических
передвижений и разнообразие ее этнического состава не всегда даже
может быть определено с достоверностью. В разное время своего
исторического существования территория Кореи заполнялась различными
пришлыми элементами, которых через некоторое время сменяли новые
волны пришельцев; в разных частях полуострова, даже в одну и ту
же историческую эпоху, мы неоднократно застаем разноплеменное
население. Поэтому корейская гипотеза в вопросе племени Идзумо
еще далеко не устанавливает его точный этнический облик. Вопрос
и здесь требует еще дополнительных исследований и до сих пор окончательно
выясненным считаться не может. Очередь за изучением Кореи, за
результатами исследования ее племенного состава, - а затем за
сравнительной мифологией и этнографией. Материал достаточен и
доступен и, по-видимому, последнего слова в этой области ждать
придется недолго.
7. Тэнсон
В сущности говоря, слово "Тэнсон" не имеет значения
собственного имени, но прилагается, как эпитет, к тому племени,
которое принято считать подлинным ядром японской нации. "Тэнсон"
- буквально означает "потомки неба", и этим именем обозначались
те племена, которые занимали западно-центральную часть острова
Хонсю, главным образом провинцию Ямато и отчасти Ямасиро, и оттуда
распространяли свое этническое и политическое влияние во все стороны
Японии. С этим племенем связана большая часть мифологии, о нем
повествует история, рассматривающая все прочее, как инородцев,
и оно-то и является основным носителем всего исторического процесса.
Рядом с ним можно поставить только предыдущее племя Идзумо, все
же остальные народности оказываются неизменно в положении отсталых,
оттесняемых, ассимилируемых или уничтожаемых. Мифология Японии
- прежде всего мифология этих "потомков небес", и древняя
история ведется от их же лица. Кто бы ни были эти Тэнсон, их,
по-видимому, следует рассматривать как основной элемент собственно
японского племени - так называемого "племени Ямато".
Вопрос о происхождении Тэнсон по этой причине приобретает особый
смысл: он оказывается имеющим не только этническое, но для японцев,
- в значительной степени, - и политическое значение. Будучи совершенно
ясным мифологически, он в то же время так же темен этнографически,
как и все то, что касается прочих этнических элементов Японии.
Мифология считает это племя потомками божеств, знает его прародину,
которую называют "Такамагахара" - равниной высокого
неба; видит в Японии, так сказать, удел, землю, уготованную специально
для этого племени, предназначенную для его расселения. Но где
эта прародина, и из каких мест явились эти "потомки небес",
с какими народностями они связаны в племенном отношении, - все
эти вопросы все еще остаются уделом более или менее удачных гипотез.
Проф. Иноуэ является ярким сторонником гипотезы тихоокеанского
происхождения Тэнсон, относя их, таким образом, к малайской расе.
Основанием для него в этом случае служат те элементы в мифологии
Тэнсон, которые, по его мнению, очень близки к обычным малайским
мифологическим построениям и идеям. Такова, как он думает, идея
о двух космических началах - мифологический дуализм света и тьмы,
который очень, будто бы, характерен для малайского мира и отражается
в то же время в мифах Тэнсон. Налицо, думают Иноуэ и другие представители
того же мнения, и ряд сходств чисто этнографического характера,
- в области нравов и обычаев. Затем, будто бы, можно проследить
в языке Тэнсон, т. е. японском, целый ряд малайских элементов,
в особенности в собственных наименованиях. И даже антропологические
данные говорят о том же родстве. При этом оживает вновь гипотеза
Борнео, как населенном племенами, будто бы, очень близкими японцам.
Однако, как водится, у этой гипотезы находятся авторитетные противники,
ссылающиеся, главным образом, на то, что все эти несомненные сходства
и сближения могут быть простым совпадением и не должны обязательно
свидетельствовать о несомненном этническом родстве. Наличность
очевидных малайских элементов в языке может объясняться также
и тем, что в язык Тэнсон эти элементы вошли из языка других племен,
с которыми Тэнсон пришлось встретиться, и которые были малайского
происхождения. Не всегда победители навязывают свой язык побежденным;
бывает и обратное: иногда часть языкового материала побежденных
внедряется в состав языка победителей. Так могло быть и в данном
случае. Что же касается мифологии, то - возражают противники этой
гипотезы - в настоящее время то, что мы имеем в мифологических
сводах, настолько позднего происхождения, что анализ его и точное
определение того, что следует отнести к племени Тэнсон и что -
к Идзумо, почти совершенно невозможны. Настолько слились в этих
сводах обе эти мифологические традиции.
Само собою разумеется, наряду с тихоокеанской существует и корейская
гипотеза Тэнсон. Выведение этого племени из Кореи, конечно, вполне
допустимо, но почти исключительно по соображениям общего характера,
и определенных точных данных для нее пока еще нет. Оно базируется,
главным образом, на наличности постоянного с древнейших времен
перехода народностей из Кореи на японские острова, т. е. на том
же, что служит одним из оснований и для корейского происхождения
Идзумо. Встречаются и другие предположения - вплоть до арийской
гипотезы, но они все и мало авторитетны, и мало развиты.
Племя Тэнсон уже в древнейшие времена было в самых тесных сношениях
с другим "японским" племенем - Идзумо. Один из наиболее
компетентных знатоков истории Дальнего Востока - проф. Сиратори
установил положительным образом тот факт, что оба эти племени
уже в доисторические времена объединились в единый этнографический
комплекс и в дальнейшем выступают уже совершенно нераздельно.
В первые же моменты японской истории мы не встречаем уже противопоставления
этих двух племен друг другу, наоборот: они всегда совместно противополагаются
"инородцам" - т. е. прочим народностям древней Японии.
Это обстоятельство заставило того же Сиратори, как, впрочем, и
многих других, поставить даже вопрос об их полной идентичности.
Вопрос этот несомненно вполне закономерен и возможно, что ближайшее
же исследование поставит его уже на вполне твердую почву. Сиратори
при этом склоняется в проблеме происхождения и Тэнсон, и Идзумо
не столько в сторону чисто корейской гипотезы, сколько в сторону
урало-алтайской расы вообще и, исходя из данных языка, видит в
основном ядре японской нации отрасль урало-алтайской группы.
Такова картина этнического состава древней Японии. Разумеется,
этнические пополнения не закончились с доисторическим периодом,
они имели место и в хорошо известные нам времена. Вся японская
история постоянно отмечает эти переселения с материка, то из Кореи,
то из Китая. Происходившие спорадически в Азии движения народностей
всегда вызывали прилив новых волн переселенцев, бывавшие как в
Китае, так и в Корее многочисленные политические неурядицы точно
также давали новые притоки эмигрантов, направляющихся в Японию.
За время своего исторического существования Япония впитала в себя
многочисленные этнические элементы континента и успела удачно
растворить их в своей основной массе. Они оставили прочные и ясные
следы и в антропологии, и в этнографии, и в языке, оказали большое
влияние на развитие технической культуры, просвещения и политического
строя. Словом, роль выходцев из Азии в Японию настолько велика
во всех отношениях, что почти не поддается исчерпывающему учету.
Из всего вышеприведенного явствует насколько неясен еще вопрос
о составе и происхождении японского народа, столь важный для понимания
всего хода исторического процесса. Мы узнаем лишь только названия
отдельных племен, обитавших на территории японских островов, но
о их сущности, их племенном облике, их первоначальном происхождении
сказать что-либо окончательное - не в состоянии. Все сводится
к более или менее удачным гипотезам, которые ждут своего дальнейшего
обоснования и проверки.
С некоторой ясностью и определенностью могут быть установлены
всего только нижеследующие немногие положения:
" а) Первоначальное население Японии не было однородным,
но по своему составу делилось на несколько отличных друг от друга
этнических групп. Можно думать, что встречающиеся в древнейших
источниках имена Цутигумо, Коробоккуру, Эбису, Кумасо, Хаято,
Идзумо и Тэнсон являются названиями этих групп, причем вопрос
об их частичной идентификации остается еще открытым.
" б) Среди этих разнородных этнических групп необходимо искать
наличность элементов, родственных, с одной стороны, расе малайской,
с другой - монгольской. Наличность теплого течения Куросиво и
вообще удобств морского сообщения с тихоокеанским островным миром
делает легкой возможность проникновения в Японию с юга, географическая
же близость Азии, в частности Корейского полуострова, облегчает
проникновение на японские острова этнических элементов континента.
" в) Основным ядром позднейшей исторической японской нации
послужили два племени: Тэнсон и Идзумо, из которых первенствующую
роль играло первое племя. Слияние их должно быть отнесено еще
к доисторической эпохе.
" г) Все прочие народности Японии либо были оттеснены на
север, либо, ассимилировавшись, вошли в состав японской нации;
либо же совершенно исчезли путем естественного вымирания. Вероятными
остатками одного из них представляются современные Айну.
" д) Современный японский народ является агрегатом различных
этнических элементов, постоянно пополняемым новыми притоками со
стороны Азии, главным образом, - Китая и Кореи.
|