• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Читальный зал


Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк

 

Таким образом, резюмируя все сказанное выше по вопросу о начальном моменте японской истории, мы можем установить нижеследующие положения:
" а) Обычная историческая традиция, господствующая и по сие время в качестве официальной версии японской истории и основанная, главным образом, на двух исторических памятниках VIII в. по Р. X. - Кодзики и Нихонсеки, полагает первым действительно-историческим событием в жизни японского народа деятельность первого "земного" властителя Японии - Дзимму, перешедшего со своими дружинами с юга Кюсю на центральный Хонсю, в провинцию Ямато, и здесь, после борьбы с обитавшими тут доселе "непокорными" племенами, прочно утвердившегося, с отнесением центрального события этой деятельности - обоснования в постоянной резиденции в Касивара - к 660 г. до Р. X.
" б) Современная японская историческая наука считает исторический характер самого Дзимму при нынешнем состоянии исследования недоказанным, традиционный же 660 г. неприемлемым, даже при условии признания Дзимму. С наибольшей вероятностью в этом случае, нужно предположить время приблизительно около начала христианской эры.
Взамен этого выставляются несколько положений:
" а) Началом действительной исторической эры в Японии следует считать момент совпадения японских и корейских источников, как со стороны фактической, так и хронологической. Таковое впервые начинает обнаруживаться в эпоху между Инке и Юряку, т. е. в промежуток времени с 412 по 480 г. по Р. X. (проф. Куроита).
" б) Началом исторической эры в Японии следует считать и особенности момент наибольшей согласованности японских исторических источников, как между собою, так и с корейскими историографическими трудами. Таковой наступает с 21 г. Кэйтай, т. е. с 527 г. по Р. X. (проф. Нака).
" в) Эпохой большей или меньшей достоверности, но хронологически неустойчивой может представляться все время с момента первых циклических указаний Кодзики, т. е. с правления Судзин до 21 г. Кэйтай, т. е. с 258 по 527 г. по Р. X., с какого момента начинается прочное историческое повествование (проф. Нака).


Б. Конечный момент истории
Вопрос о конечном моменте истории народа, который еще не сошел с исторической сцены, истории государства, которое продолжает существовать, может иметь лишь одно значение - с какого момента следует считать "историческое" уже превращающимся в "действительность текущего дня"? На каком событии собственно историческое исследование должно закончиться и уступить место мемуарам, собраниям материалов, освещениям событий их участниками, - словом, тому, что зовется "свидетельством современников"? Японская история знает свою вполне определенную до поры до времени конечную грань, резко выделяющуюся во всем течении событий и совершенно бесспорную: это - 1867 - 68 год, момент падения феодальной империи Токугава и превращения Японии в монархию, сначала несколько неопределенного типа, потом - в конституционную. Этот год знаменует собою полный разрыв со всем предшествующим периодом и является, действительно, в полном смысле слова началом новой эры, годом официального рождения той новой Японии, которая с тех пор стала жить и вырастать на наших уже глазах. В этом году властитель страны - Сэйи-тайсёгун Токугава Кэйки должен был под давлением событий отказаться от своей наследственной власти, которую представители его дома держали в своих руках с самого 1600 г., и уступить место монарху, представителю издревле, от самого Дзимму первенствующего в некотором смысле рода - известному императору Муцухито.

 

Этот год ознаменовался крушением всего того строя, который был основан на нераздельном господстве военного сословия и представлял собою своеобразно поставленное феодальное государство. С этого года начинается политическое господство третьего сословия в союзе с бывшим мелким служилым дворянством, так наз. самураями. Эра - совершенно точно обозначенная и никем не оспариваемая. На этом моменте и может, собственно, кончаться научно-историческое изучение Японии. Однако, при всем том, на наших глазах определилась и еще одна грань японской истории; прошел еще один период, имеющий свои ясные и отчетливые контуры, несмотря на свою близость к нам. Это - период новейшей истории Японии, в значительной части своей покрывающийся названием "Мэйдзи", как именовалась эта часть в официальной японской терминологии, соответственно данному ей наименованию годов правления. Мэйдзи - обозначение годов царствования императора Муцухито, и его эпоха может считаться внутри себя совершенно законченной. Ее историческое начало - упомянутый переворот 1868 г. - первый год царствования Муцухито, ее конец 1912 г. - момент его смерти. Но не этим, чисто случайным признаком обозначен конец Мэйдзи: к этому моменту закончилось превращение Японии из замкнутой феодальной империи в мировую державу, закончился процесс внутренних изменений и внешнего роста. Аннексия Кореи явилась заключительным звеном длинной цепи последовательно и неуклонно развивавшихся событий. Поэтому, как все еще ни близок к нам этот период, как ни трудно его историческое исследование, историк может уже готовиться к будущему изучению новой эпохи - с 1868 по 1912 г. С 1912 г. началась новая фаза существования Японии, еще не поддающаяся никакому прочному историческому учету.

<<<<<<<Предыдущая страница _______ Следующая страница>>>>>>>>

 

Оглавление

 

Цитируется по изданию

Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. Петроград, 1923