Н.
И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк
Таким
образом, резюмируя все сказанное выше по вопросу о начальном моменте
японской истории, мы можем установить нижеследующие положения:
" а) Обычная историческая традиция, господствующая и по сие
время в качестве официальной версии японской истории и основанная,
главным образом, на двух исторических памятниках VIII в. по Р.
X. - Кодзики и Нихонсеки, полагает первым действительно-историческим
событием в жизни японского народа деятельность первого "земного"
властителя Японии - Дзимму, перешедшего со своими дружинами с
юга Кюсю на центральный Хонсю, в провинцию Ямато, и здесь, после
борьбы с обитавшими тут доселе "непокорными" племенами,
прочно утвердившегося, с отнесением центрального события этой
деятельности - обоснования в постоянной резиденции в Касивара
- к 660 г. до Р. X.
" б) Современная японская историческая наука считает исторический
характер самого Дзимму при нынешнем состоянии исследования недоказанным,
традиционный же 660 г. неприемлемым, даже при условии признания
Дзимму. С наибольшей вероятностью в этом случае, нужно предположить
время приблизительно около начала христианской эры.
Взамен этого выставляются несколько положений:
" а) Началом действительной исторической эры в Японии следует
считать момент совпадения японских и корейских источников, как
со стороны фактической, так и хронологической. Таковое впервые
начинает обнаруживаться в эпоху между Инке и Юряку, т. е. в промежуток
времени с 412 по 480 г. по Р. X. (проф. Куроита).
" б) Началом исторической эры в Японии следует считать и
особенности момент наибольшей согласованности японских исторических
источников, как между собою, так и с корейскими историографическими
трудами. Таковой наступает с 21 г. Кэйтай, т. е. с 527 г. по Р.
X. (проф. Нака).
" в) Эпохой большей или меньшей достоверности, но хронологически
неустойчивой может представляться все время с момента первых циклических
указаний Кодзики, т. е. с правления Судзин до 21 г. Кэйтай, т.
е. с 258 по 527 г. по Р. X., с какого момента начинается прочное
историческое повествование (проф. Нака).
Б. Конечный момент истории
Вопрос о конечном моменте истории народа, который еще не сошел
с исторической сцены, истории государства, которое продолжает
существовать, может иметь лишь одно значение - с какого момента
следует считать "историческое" уже превращающимся в
"действительность текущего дня"? На каком событии собственно
историческое исследование должно закончиться и уступить место
мемуарам, собраниям материалов, освещениям событий их участниками,
- словом, тому, что зовется "свидетельством современников"?
Японская история знает свою вполне определенную до поры до времени
конечную грань, резко выделяющуюся во всем течении событий и совершенно
бесспорную: это - 1867 - 68 год, момент падения феодальной империи
Токугава и превращения Японии в монархию, сначала несколько неопределенного
типа, потом - в конституционную. Этот год знаменует собою полный
разрыв со всем предшествующим периодом и является, действительно,
в полном смысле слова началом новой эры, годом официального рождения
той новой Японии, которая с тех пор стала жить и вырастать на
наших уже глазах. В этом году властитель страны - Сэйи-тайсёгун
Токугава Кэйки должен был под давлением событий отказаться от
своей наследственной власти, которую представители его дома держали
в своих руках с самого 1600 г., и уступить место монарху, представителю
издревле, от самого Дзимму первенствующего в некотором смысле
рода - известному императору Муцухито.
Этот
год ознаменовался крушением всего того строя, который был основан
на нераздельном господстве военного сословия и представлял собою
своеобразно поставленное феодальное государство. С этого года
начинается политическое господство третьего сословия в союзе с
бывшим мелким служилым дворянством, так наз. самураями. Эра -
совершенно точно обозначенная и никем не оспариваемая. На этом
моменте и может, собственно, кончаться научно-историческое изучение
Японии. Однако, при всем том, на наших глазах определилась и еще
одна грань японской истории; прошел еще один период, имеющий свои
ясные и отчетливые контуры, несмотря на свою близость к нам. Это
- период новейшей истории Японии, в значительной части своей покрывающийся
названием "Мэйдзи", как именовалась эта часть в официальной
японской терминологии, соответственно данному ей наименованию
годов правления. Мэйдзи - обозначение годов царствования императора
Муцухито, и его эпоха может считаться внутри себя совершенно законченной.
Ее историческое начало - упомянутый переворот 1868 г. - первый
год царствования Муцухито, ее конец 1912 г. - момент его смерти.
Но не этим, чисто случайным признаком обозначен конец Мэйдзи:
к этому моменту закончилось превращение Японии из замкнутой феодальной
империи в мировую державу, закончился процесс внутренних изменений
и внешнего роста. Аннексия Кореи явилась заключительным звеном
длинной цепи последовательно и неуклонно развивавшихся событий.
Поэтому, как все еще ни близок к нам этот период, как ни трудно
его историческое исследование, историк может уже готовиться к
будущему изучению новой эпохи - с 1868 по 1912 г. С 1912 г. началась
новая фаза существования Японии, еще не поддающаяся никакому прочному
историческому учету.
|