• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Читальный зал


Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк

 

ТЕЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЯПОНИИ


Третьей проблемой, ставящейся перед историком-исследователем Японии и имеющей также до известной степени предварительное значение, является вопрос о самом процессе исторического развития японского народа. После определения основных граней процесса - после выяснения исходного пункта, могущего считаться вполне надежным в смысле своей историчности, а также и того момента, на котором историческое исследование, в собственном смысле этого слова, должно уступить место просто наблюдению и закреплению материалов, - вполне естественно возникает необходимость разобраться во всем том, что лежит между этими двумя гранями - начальной и конечной, рассмотреть все то, что заполняет пространство между ними и дать себе некоторый отчет, во-первых, в том: каково общее течение всего исторического процесса; и во-вторых: - из каких отдельных моментов он слагается. Эти две координаты в свою очередь служат определяющими линиями для того, что мы называем обычно "периодом" или "эпохой", так как именно совокупность, в большей или меньшей степени или количестве, этих отдельных моментов, слагающихся при свете общего содержания и характера всего исторического процесса, и является таким периодом или эпохой. К установлению этих последних можно подойти только этим путем, придающим всему и фактическую, и логическую обоснованность.


Перед нами две грани: первая - первобытная, или близкая к этому Япония, живущая элементарно родовым бытом и пока лишь только оформляющаяся и создающаяся, как в этническом, так и в политическом смысле; и вторая - Япония, как мировая держава, принимающая не только как равная, но во многом и как доминирующая, участие в судьбах народов земли; Япония, стоящая на том же культурном уровне, как и весь прочий, наиболее цивилизованный мир. Между этими двумя гранями - промежуток времени, во всяком случае, не менее 1500 лет, если допустить даже наибольшую осторожность в хронологии. И в течение этого промежутка - длинный процесс развития, исторического творчества; процесс создания тех политических, социальных и общекультурных факторов, которые выявились и проявились в форме целой массы всевозможных исторических событий и эпизодов.


В настоящее время главной задачей всякого историка Японии, будь это японский ученый, будь это европеец, - является изучение отдельных эпизодов этого процесса; время обобщений и сводных изложений, поскольку они хотят претендовать не только на исчерпывающий характер, но хотя бы на простую научность в пределах взятого материала, - не наступило. Это выясняется со всей категоричностью при несколько более внимательном ознакомлении с вопросом в японской научной литературе. Работы европейцев, в виде общих обзоров или сводов, могут быть почти полностью вычеркнуты из научного обихода, во-первых потому, что - a priori ясно, что там, где вооруженные всеми орудиями и средствами японцы еще пока не в силах дать действительную историю своей страны, этого подавно не может сделать европеец, принужденный прежде всего преодолевать затруднения языка и его своеобразного выражения - иероглифической письменности; во-вторых, эти работы - или переделки, часто даже не совсем грамотные, малонаучного японского материала, или же плод собственных квазиисторических конструкций, по существу к Японии отношения не имеющих. В самой Японии, где, конечно, нет недостатка в общих курсах японской истории, наиболее честные и авторитетные историки охотно сознаются, что все такие курсы и общие обзоры имеют весьма относительное значение. В настоящее время - основная задача историков, если хотят они работать не впустую, но закладывать прочные камни в здание будущей истории Японии - состоит в монографической обработке отдельных фактов и самое большее - в попытках исторически представить какую-нибудь небольшую эпоху или период.


При всем том, если мы не в состоянии сейчас дать изложение всего процесса исторического развития Японии полностью, то все же до известной степени возможно перечислить его основные этапы и ввести их в общую, если и не картину, то в концепцию целого. То, что нам уже с достаточной достоверностью известно, позволяет отметить эти отдельные стадии процесса и охарактеризовать, хотя бы в самой общей форме, содержание каждой такой стадии, имея при этом в виду непрерывность самого процесса и его двухстороннюю связанность: преемственную - в обращении к прошлому, и подготовительную - в отношении к будущему. И то, что будет дано в последующем изложении, и явится такой попыткой, долженствующей облегчить начинающему исследователю первоначальную ориентировку в том материале, который подлежит изучению, и выбор того именно пункта, к которому ему будет легче, или удобнее, или просто желательнее приложить свои силы и способности.
В основу последующих характеристик и самого выбора материала положена политическая история страны. Это должно означать, что так называемая культурная история здесь не будет предметом специального рассмотрения. При всей связанности и органической соединенности этих двух историй, каждая из них имеет свой специальный объект изучения, и в настоящем "Очерке" будет и уместнее, и методологически правильнее выдержать лишь один признак, как основание для всей последующей классификации периодов и эпох, так и для их определения. Этот признак определяется - как картина государственного бытия Японии; иначе говоря, в основу последующих делений и определений будет взята история Японии, как государства, и эволюции именно государственных форм и будет посвящено дальнейшее описание. Этот признак явится доминирующим и строго определяющим задачу. Разумеется, возможно базирование и на каком-нибудь другом признаке, и тогда классификация и характеристики будут иные, но с точки зрения существа дела, задач "Очерка" и методологических соображений, я останавливаюсь именно на признаке политической формы.


По определении первых основных вех на этом пути, после того, как станут более или менее ясными главные этапы в эволюции государственных форм, возникает необходимость их ближайшего обоснования, в смысле связанности с бытием, уже не столько государственным по преимуществу, сколько - в ближайшем значении этого слова, - социальным. Проецирование политики в социологию в таком случае является вторым методологическим приемом, связующим жизнь Японии, как государства, с иными сторонами жизни японского народа: в дальнейшем возможно было бы перейти к обоснованию самой социальной истории, в тесном смысле этого слова - историей общей культуры страны, а отсюда - к отдельным элементам этой культурной истории - к истории экономики и техники, или на другом полюсе - к истории философии и научной мысли, и таким образом идя этим путем от верхушек к недрам, - расширить постепенно рамки исследования, поместив сначала политику в социологию, социологию же - в общую культурную историю.


Признак политической формы, как основной для характеристики всего исторического процесса Японии, обязывает нас отнестись с особой осторожностью к тому раннему периоду, который не только не отличается особой достоверностью - ни в смысле фактическом, ни в смысле хронологическом, - но не может быть охарактеризован даже, как та или иная стадия государственного бытия. Наиболее ранние века японской истории должны быть отнесены к стадии этнографического существования японского народа, но отнюдь не политического. Это всего лишь эпоха образований из разных элементов того этнического целого, которое потом выступит, как носитель истории в специальном значении этого термина; эпоха - в своей последующей стадии - всего лишь постепенного оформления и укрепления этого этнического целого и подготовки к выступлению уже в качестве некоторого государственного организма. Поэтому в дальнейшем будут иметься в виду преимущественно те моменты, которые относятся уже ко времени более или менее сформировавшегося государственного бытия.


С точки зрения эволюции государственного бытия, в Японии можно обнаружить наличность нижеследующих семи больших эпох:
" I) Эпоха ранней патриархальной монархии.
" II) Эпоха сословно-аристократической монархии.
" III) Эпоха первой военной империи Минамото-Ходзё.
" IV) Эпоха второй военной империи Асикага.
" V) Эпоха личных диктатур.
" VI) Эпоха феодальной империи Токугава.
" VII) Эпоха конституционной монархии.


В японских исторических сводах обычно принят иной порядок, отчасти и в расположении, но, главным образом, в наименовании этих эпох. Эпохи именуются по тому городу, который служил политическим центром каждой из них, - оказывался в командующем положении по отношению ко всей прочей стране. Таким образом, известный и наиболее надежный исторический свод: "История Японии по эпохам" - Нихон-дзидайси, изданный частным университетом в Токио - Васэда, предлагает и осуществляет такую схему деления:


" I) Древний период.
" II) Эпоха Нара (Нара - название города - столицы этой эпохи).
" III) Эпоха Хэйан (Хэйанкё - древнее название города Киото, столицы той эпохи).
" IV) Эпоха Камакура (Камакура - город, где находилось правительство эпохи).
" V) Эпоха северной и южной династии.
" VI) Эпоха Муромати (Муромати - название местности в Киото - местопребывание фактического правительства).
" VII) Эпоха Адзути и Момояма (Адзути и Момояма - названия местностей, игравших доминирующую роль в политической жизни).
" VIII) Эпоха правительства Токугава (Токугава - фамилия правящей династии).
" IX) Эпоха распада правительства Токугава.
" X) Эпоха переворота Мэйдзи (Мэйдзи - название годов царствования императора Муцухито).

<<<<<<<Предыдущая страница _______ Следующая страница>>>>>>>>

 

Оглавление

 

Цитируется по изданию

Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. Петроград, 1923