• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Читальный зал


Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк

 

Такое распределение и наименование эпох мне представляется не совсем удобным по двум причинам: во-первых, признак господствующего города является, в сущности говоря, второстепенным в исторической обстановке и в лучшем случае может служить лишь только символом действительного исторического содержания; во-вторых - даже при следовании ему Васэда'ская история делает отступление при описании эпохи господства дома Токугава, связывая эту историческую фазу не с городом Эдо, как то делает большинство других японских исторических сводов, но с именем правящей династии: поэтому здесь было бы последовательнее назвать две предпоследние эпохи - VII-ую и IX-ую просто "эпохой Эдо", по столице того времени (Эдо - нынешний Токио), и в параллель с эпохой Нара, Хэйан, Камакура и т. д.


К этим соображениям присоединяется и то обстоятельство, что Васэ-да'ские названия эпох не передают в своем содержании их характерных черт, - ни с точки зрения эволюции политического или социального быта, ни со стороны хотя бы общекультурной. Они не более как механическая номенклатура, в самой себе, еще ничего не определяющая и не характеризующая.


Предложенная мною схема обозначений, как мне думается, избегает этого последнего недостатка. В нее введен, во-первых, признак государственной формы - монархия (для I, II и VII эпох) и империя (для III, IV и VI эпох), с определением эпохи неустойчивости политических форм или их переходного состояния - как эпохи личных диктатур, каковое обозначение также содержит в себе признаки форм государственной власти. Монархия, империя и диктатура, - вот три формы государственного устройства, которые известны японской истории. При сем вслед за этим, согласно вышеуказанному, в определения введен дополнительный признак, в виде социального происхождения и обоснования каждой из этих форм. С этой точки зрения в наименование входят такие обозначения, как "патриархальный" - для социологической характеристики ранней формы политического устройства, "сословно-аристократическая" - для ближайшего определения сущности монархии последующей эпохи; "военная империя" - для оттенения связи этой формы государственной власти с военным сословием; "личная диктатура" - для указания на особый характер этой военной власти, связанной с определенной личностью; термин "феодальный", как отличающий в том же социально-политическом смысле одну из стадий господства того же военного сословия от предыдущих - именуемых военной империей то одного дома (Мина-мото), то другого (Асикага); наконец, термин "конституционная монархия" - своей приставкой - "конституционная" должен указывать и на характер самой монархии, и на ее генетическую связь с третьим сословием, обычно такие конституционные государства создающим.

 

Следовательно, если руководствоваться исключительно социологическим признаком, историческое развитие Японии можно представить так:
" I. Патриархально-родовая эпоха, включающая в себя: и период мало достоверный в смысле историчности самих конкретных фактов и возможности их хронологического приурочивания, но ясный социологически; и период первоначальных форм, уже определенно государственного бытия. Из моей схемы сюда относится первая эпоха ранней патриархальной монархии.
" II. Эпоха господства аристократического сословия (родовой знати), включающая в себя II-ю эпоху моей схемы и рисующая картину первого сословно-государственного определения первоначальной патриархальной власти, - ее конечное развитие и завершение.
" III. Эпоха господства военного сословия, включающая в себя все эпохи, начиная с III-й и кончая VI-й моей схемы, и представляющая собою целый ряд этапов в развитии самого военного сословия и форм его власти, начиная с выступления простых военных дружин какого-нибудь родового властителя и кончая сложной феодальной организацией.
" IV. Эпоха господства третьего сословия, принадлежащая по существу уже к новейшему периоду Японской истории (VII-я эпоха моей схемы) и лежащая вне собственно исторического обозрения, но уже достаточно ясно показавшая, если и не главные моменты в развитии своего содержания, то, во всяком случае, свою основную тенденцию.


При введении этой социологической картины в рамки общей истории и культуры Японии может получиться новая схема, рисующая тот же процесс исторического развития уже в ином плане, более широкого характера. Если руководствоваться при установлении стадий в развитии культуры Японии признаками, характерными именно для нее, имеющими место только на ее территории и в ее жизни, то весь ход культуры может представиться в таком виде:
" I. Эпоха этнографическая, предшествующая, по существу дела, эпохам культурной истории, понимаемой в своем специальном значении; эпоха выработки первоначальных основ национальной культуры путем накопления материальных и идеологических ценностей, создаваемых самостоятельно и в общении со всеми прочими составными частями общей культурно-географической зоны. Для Японии эта эпоха оказывается несомненно связанной с тихоокеанскими странами и материком, главным образом - в лице Корейского полуострова, в самом живом общении с которым Япония находилась со времен, по-видимому, доисторических; эпоха, характеризуемая формами экономического быта, близким еще к чисто "этнографическим", социальным устройством в виде первоначального патриархально-родового строя, - в области идеологии - чисто мифологическим ее выражением, покрываемым позднейшим термином "синтоизм", если понимать под этим словом не то, что образовалось на этой мифологической основе впоследствии, но что составляет саму основную ткань мировоззрения - именно: мифологическое восприятие и мифологическая квалификация окружающих явлений и природы, и человеческой жизни.
" II. Эпоха вторжения иноземных цивилизаций, знаменующая собою период первоначального проникновения в Японию и внедрения в ее культуру, имевшую доселе более или менее национальный, хотя и этнографически выраженный характер, начал китайской и индийской цивилизации; период нераздельного влияния в государственном быту китайской цивилизации периода Танской династий (618-907 г. г. по Р. X. ); в социальном быту - столкновения естественно развившихся из рамок патриархального родового строя общественных форм с типами и образцами, явившимися из Китая вместе с теорией государства и верховной власти; столкновение, повлекшее за собою преобразование в некоторой части и социального устройства и оказавшее значительное воздействие на дальнейший ход развития национальных общественных форм; в идеологическом отношении - период крепнущей авторитарности с одной стороны, и создания религиозности под влиянием буддизма, заменившего прежнее чисто мифологическое мировоззрение и мироощущение - религиозным.
" III. Эпоха выработки основ национальной культуры, на почве прежнего "этнографического" достояния и вновь пришедших и привившихся элементов китаизма и буддизма; период, характеризующийся созданием своеобразной формы государственной власти, могущей считаться в полном смысле этого слова национальной, типичной именно для Японии, т. е. системы так наз. Сёгуната - военной империи с одной стороны и священной монархий - с другой, существующих одновременно, не покрывая друг друга; с социальной стороны характеризующийся ростом и усложнением общественных подразделений и взаимоотношений, в связи с господством военного сословия; и со стороны идеологической - характерным созданием национальной системы всего мировоззрения, так наз. Бусидо "путь воина", причудливо сочетавшей в своем составе и этические, и эстетические, и метафизические элементы, восходящие то к родному синтоизму, то к китайской философии, то к буддизму.
" IV. Эпоха вторжения европейской цивилизации, начавшаяся почти на наших глазах, еще продолжающаяся, и, вероятно, не скоро имеющаяся закончиться; эпоха столкновения исконного, национального, выработанного в предыдущий период, с новым, чуждым по существу, но необходимым объективно, - столкновения, повлекшего за собою пока еще только ломку и реформу, и не давшего еще органических культурных продуктов своего взаимодействия и взаимопроникновения, как то случилось после случившегося уже один раз в истории Японии такого вторжения - именно культуры китайской и индийской.


Если приложить эту культурно-историческую схему к приведенным выше периодам политического и социального развития Японии, то в этнографическую эпоху войдет как почти недоступная историческому исследованию первоначальная жизнь японского народа, так отчасти и первая эпоха ранней патриархальной монархии; к эпохе вторжения иноземных цивилизаций отойдет II-я эпоха моей схемы, и к периоду выработки национальной культуры должно отнести все эпохи вплоть до Мэйдзи, т. е. до 1868 г., с какого момента начинается новый период - вторжения европейской цивилизации. Разумеется, в таком приурочении и распределении невозможно соблюдать точные хронологические рамки, так как начало какого-нибудь культурно-исторического периода трудно полагать в каком-нибудь ограниченном хотя бы годом, или даже более крупным сроком - моменте, так что все, только что сказанное, носит только относительный характер, так как заметное вторжение той же европейской цивилизации, например, началось отнюдь не с Мэйдзи, но имело место задолго до Мэйдзи, еще в XVIII и даже отчасти XVII веке, т. е. в эпоху феодальной империи Токугава.

<<<<<<<Предыдущая страница _______ Следующая страница>>>>>>>>

 

Оглавление

 

Цитируется по изданию

Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. Петроград, 1923