Н.
И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк
1.
Эпоха ранней патриархальной монархии (258-645 г.г.)
В общем и целом, рассматриваемая эпоха знаменует собою создание
первоначальных устойчивых форм государственной жизни японского
народа, имеющего за собою в глубине истории первоначальный период
и стадию элементарного родового строя и стоящего в будущем перед
уже вполне организованным государственным бытием. В течение этой
эпохи - мы видим лишь образующееся в естественном ходе вещей государственное
устройство, в последующем - мы имеем дело с организацией государства.
Тут - естественное рождение и первое сформирование силами, действующими
в самом естественном процессе, там - работа над организацией,
процесс двусторонний: в одной части - действие тех же внутренних
сил, в другой - приложение внешних усилий. В первом случае - чисто
этническое творчество, во втором - творчество уже определенно
политическое.
Как уже было неоднократно указано, весь этот период характеризуется
господством родового строя на патриархальной почве. Действие этого
строя обнаруживается и в чисто социальной сфере - в общественном
быту: наличность отдельных родов, связанных с некоторой территорией
и имеющих своих старейшин; и в государственной жизни - в той своеобразной
концепции верховной власти, которая в эту эпоху существует: концепции,
трактующей главу нации "Сумэра-но-микото" и в аспекте
мифологически-культовом, и в аспекте авторитарно-патриархальном.
Монарх Японии этой эпохи - Сумэра-но-микото, "верховный владыка",
по терминологии того времени - primus inter parus в среде прочих
старейшин, имеющий наибольший авторитет по своему культовому значению,
в силу преемственного восхождения к богине Аматэ-расу, главному
божеству японской натурмифологии, и по своей исконной принадлежности
к самому основному ядру японской народности, - вероятнее всего
к тому этническому элементу, который условно именуется племенем
Тэн-сон. Власть этого монарха покоится на этих двух основаниях
и оказывается, таким образом, ближайшим продуктом социологии и
идеологии патриархально-родового быта. Исследователь, желающий
пролить свет на сущность верховной власти в древнейшую историческую
эпоху жизни японского народа, уяснить себе сущность японского
монархизма и понять его судьбу в дальнейшем ходе событий, должен
обратиться именно к этому патриархальному строю, выяснить его
этическую подоплеку, экономический характер, социальные взаимоотношения
и его идеологию. Первоначальный синтоизм, - эта система мифологического
мировоззрения, - вот где ключ ко всему этому пониманию, так как
в синтоизме находят свое яркое проявление все действующие социальные
силы эпохи. Натурмифология и родовой быт - основные слагаемые
этого синтоизма, проникающие друг в друга и взаимно друг друга
претворяющие, создавая, таким образом, своеобразную национальную
систему и социального, и государственного, и идеологического бытия.
Это - первый элемент, создающий периоды, наиболее "чистые"
по-своему происхождению и выявлению; но к нему вскоре же присоединяются
и новые: уже в эту эпоху в Японию проникают элементы китайской
цивилизации в широком смысле этого слова, включая сюда и буддизм.
Элементы эти идут и из Китая, непосредственно и через Корею, которая
служила главным мостом для перехода континентальной культуры в
Японию. Заносится письменность, календарь, ремесла, искусство
и наука, появляется мощная религия - буддизм, уже проложивший
себе победоносный путь из Индии в Китай, через него в Корею и
оттуда далее - на японские острова; замечаются и следы китайского
даосизма, этого сложного агрегата философских идей с чародейством;
- и все это оказывает глубочайшее влияние на все стороны японской
культуры, то содействуя органическому процессу развития, то ломая
и нарушая его естественное течение, то - само поддаваясь силе
национальных культурных начал. Эти новые факторы, не являясь еще
решающими по своей роли в общей жизни народа и государства, имеют
очень важное значение для последующей эпохи, во многом ее подготовляя,
ускоряя ее появление и предрешая целый ряд будущих перемен.
И третий фактор характеризует эту эпоху в целом: это - этническая
и политическая актуальность японского племени, проявлявшаяся то
в покорении и ассимиляции инородческих элементов населения японских
островов, распространение территориального могущества и влияния
и, наконец, даже вмешательство в жизнь других стран, вроде Кореи:
набеги на Корею то и дело проскальзывают в исторических повествованиях
об этой эпохе. В целом, эта эпоха рисует картину молодого, оформляющегося
этнически и политически народа, исполненного актуальности во всех
отраслях своей жизни, начинающего создавать свою национальную
культуру и впитывающего в себя уже в большей или меньшей степени
культурное достояние соседних высокоразвитых цивилизаций; синтоизм
в соединении с начатками китаизма и буддизма, - вот символ эпохи
ранней патриархальной монархии.
По вопросу о гранях этого первоначального этапа государственной
жизни Японии, - можно сказать лишь то, что нам более или менее
ясен его конечный момент - это 645 г. по Р. X., год проведения
знаменитой "реформы" Тайка, иначе говоря - момент официального
преобразования патриархальной монархии в организованное сословное
государство. Об этой реформе будет речь ниже, - поэтому здесь
я останавливаюсь лишь на начальном моменте эпохи. Ее можно начинать
по-разному: либо с первого монарха такого типа - Дзимму, о котором
уже упоминалось неоднократно, т. е. с 660 г. до Р. X. по официальному
летосчислению, или же приблизительно с нашей эры по более достоверной
хронологии; 2) либо с 527 г. по Р. X., - т. е. с момента, начинающего
ТОЧНУЮ хронологию, 3) либо же с эпохи Инке-Юряку, т. е. 412 -
480 гг. по Р. X., представляющей период более или менее достоверных
исторических событий и дат, 4) либо с момента появления первых
хронологических обозначений в Кодзики, т. е. с 258 г. В виду того,
что в мою задачу не входят описания всех конкретных событий эпохи,
но лишь общая ее характеристика, я думаю, что будет методологически
правильным брать эту последнюю дату, различая уже внутри самой
эпохи периоды большей достоверности или меньшей. С этого же года
мы вправе считать первый государственный строй уже обозначившимся
и общее течение событий уже историческим. По Кодзики это приходится
на год смерти монарха Суд-зин, по Нихонсеки - на 58 г. регенства
Суйко, правившей от имени своего сына Одзин. Поэтому общие грани
эпохи и обозначаются как 258 и 645 г. по Р. X.
Наряду с этим мы можем устанавливать и известные этапы внутри
этой эпохи в целом. Весь процесс, обозначенный этими гранями,
в общем настолько разнообразен в смысле своего конкретного течения
в форме различных событии и фактов, что в нем самом мы в состоянии
собирать эти отдельные факты в группы и обособлять эти последние
друг от друга. Возникает вопрос о периодах, на которые распадается
вся эпоха, т. е. тех стадиях, из которых последовательно слагается
общее лицо всей эпохи.
Здесь я допустил бы возможность для полноты картины условно выйти
из пределов собственно истории и включить в общую схему и периоды
еще историей не проверенные и хронологически не обоснованные,
но все же более или менее ясные с этнографической точки зрения.
Я имею здесь в виду и период самого Дзимму, и даже предшествующий
ему "век богов". Если современная наука еще не смогла
с достаточной авторитетностью выделить из соответствующих отделов
Кодзики и Нихонсеки чисто исторические элементы, то это не означает,
что их там вообще нет. В общей сети явной мифологии несомненно
зиждятся и зерна исторической действительности; мифологическое
отражение реальных фактов должное иметь место во всякой мифологической
системе, каковую несомненно представляют эти два исторических
памятника. Поэтому, не вдаваясь совершенно в раскрытие историзма
этих двух отделов, мне кажется, возможно привлечь их в общую схему,
толкуя со стороны исключительно этнической.
С
такою оговоркой можно предоставить следующую схему первой исторической
эпохи Японии:
" А) Век богов.
" Б) Период утверждения в провинции Ямато (660 - 96 до Р.
X. ).
" В) Период первоначального этнического и политического расширения
(96 до Р. X. - 192 по Р. X. )
" Г) Период широкой политической и культурной актуальности
(192 - 480).
" Д) Период социальной дифференциации и возвышения отдельных
родов (480 - 645).
А. Век богов
Период, именуемый таким образом по традиции Кодзики и Нихон-сёки,
обнимает собою, в сущности говоря, совершенно неопределенный и,
пожалуй, неопределимый промежуток времени. Начало его восходит
к эпохе абсолютно доисторической, ко времени зарождения тех племен,
актуальность которых впоследствии создала и этнологию, и историю
Японии. Иначе говоря, исходный пункт периода помещается в "Такамагаха-ра",
т. е. в проблематической прародине японского племени. Но если
нам совершенно неясна начальная грань периода, его конечная рисуется
с большею определенностью: это отрыв от первоначальной нам известной
территории, населяемой этим племенем, т. е. островом Кюсю, с его
равниной Цукуси, и переход на Хонсю - в провинции Ямато. Смешивая
мифологию, или полуисторию с историей можно было бы сказать: период
этот начался с момента "нисхождения" божества Ниниги
из Такама-гахара на гору Такатихо в Кюсю и закончился основанием
Дзимму постоянной резиденции в Касивара на Хонсю. От Такатихо
до Касивара, от Ниниги до Дзимму, - с его деятельностью в Ямато.
Первый момент может считаться мифологическим отражением факта
появления на японских островах предков последующих японцев, в
самой ранней стадии жизни этого племени, второй полумифическими,
полуисторическими чертами изображает новое яркое проявление его
актуальности. От "рождения" на берегах Японии - до первых
реальных движений младенческого организма. Таким образом, период
этот следует считать, согласно вышеизложенным определениям, -
заканчивающимся либо в 660 г. до Р. X., иди же по предложенной
хронологии - в эпоху близкую к моменту начала христианской эры,
в ту или другую сторону: или незадолго до Р. X., или вскоре после
этой даты. Основное содержание этого периода, являющегося почти
исключительно "этнографическим", более или менее ясно:
это эпоха этнического зарождения японского племени, выразившаяся
антропологически в образовании или появлении особого племенного
типа, в территориальном смысле - в виде установления связи с определенной
территорией, - в первой стадии нам неизвестной, во второй - очевидно
Кюсю; и в смысле идеологическом: зарождение первоначальных мифологических
зерен, из которых впоследствии выросла целая мифология "большого
стиля", вылившаяся в своем дальнейшем развитии даже в четкие
мифологические системы начального синтоизма. Так рисуется этот
"век богов" сквозь мифологическую оболочку повествования
о нем.
|