• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Читальный зал


Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк

 

2. Эпоха сословно-аристократической монархии (645-1192 г.г.)


В 645 г. Япония превращается окончательно в государство: производится "великая реформа" - "Тайка", как это звучит в японизирован-ном китайском произношении двух китайских иероглифов "Да" - великий, и "Хуа" - реформа, и это слово становится официальным названием годов правления Котоку, т. е. так наз. "нэнго", официальным обозначением годов царствований отдельных властителей, на основании которых и велось летосчисление впоследствии. Тайка - первое японское нэнго; до этого времени обычай специально именовать годы царствований не существовал, и лишь с этого момента он входит в силу и сохраняет свое непререкаемое значение вплоть до наших дней.


Основным содержанием периода является образование, укрепление, развитие и падение сословной аристократической монархии. Япония из совокупности родов, принадлежащих к одному или двум родственным племенам, превращается в государство монархического типа. Это значит, что развитие племени, родового строя приводит - в силу разных причин, к тому, что можно именовать уже определенно нацией и в социальном, и в экономическом смысле. С этого времени, при всем существовании, конечно, еще отдельных родов, мы имеем дело с нацией, японским народом. С другой стороны, принимает окончательные формы и сама организация верховной власти: вернее - впервые власть Сумэра-но-ми-кото начинает рассматриваться, как верховная в полном смысле этого слова. Из родового царька Сумэра-но-микото становится монархом, царем - власть которого является в принципе единственной на протяжении всей сферы территориального влияния его народа. И, наконец, - и это наиболее характерный признак превращения, величайшее его проявление - как весь государственный строй, так и концепция верховной власти получают юридическую санкцию. Впервые в Японии взамен обычного права появляется писанный закон. Япония переходит к систематическому законодательству, охватывающему все стороны ее жизни и быта. Наряду с этим устанавливается и регламентируется и весь правительственный аппарат. Таким образом, и в социально-экономическом отношении, т. е. в смысле междуродовой организованности и появления первого сословного расслоения вместе с переходом к иным формам совместного хозяйства, взамен изолированных; и в политическом отношении, т. е. в смысле организации определенного государственного строя с правительственным механизмом и верховной властью, простирающими свое влияние на всю страну; и в юридическом отношении, т. е. в смысле юридического вмешательства в образующиеся социальные, экономические и политические явления, их юридической санкции, преобразовании или ломке, - Япония со второй половины VII века выступает на совершенно новый, сравнительно с прежним, путь и становится государством во всей полноте значения этого термина.


Ко всему этому присоединяется и еще одно явление, также лучше всего характеризующее это превращение: в Японии начинает существовать городской быт и городское устройство. До настоящего времени Япония, в сущности, городов не знала. Были поселения, обитаемые пункты, но городов не существовало. Первый город, достойный этого имени, был - Пара, первая столица эпохи, установившаяся с начала VIII в. Так называемые резиденции царей до этого времени совершенно не имели значения городов: это были временные их поселения, с каждым царствованием переносимые на новое место. Такое периодическое переселение, вызываемое, главным образом, чародейскими соображениями, по связи с основной этической идеей синтоизма о "чистоте" и "скверне", а отчасти и благодаря упрочивающимся влияниям китайского народного даосизма, - препятствовало появлению сколько-нибудь прочно заселенного места, которому легче другого - по своему значению, как резиденции царя - можно было бы сделаться городом. Появление городов относится лишь к этой эпохе, и это как нельзя лучше характеризует те новые социальные, экономические и политические формы, которые установились к этому времени. При этом первый японский город имеет не столько значение укрепленного пункта, сколько политического и торгового центра, и, в виду все же достаточной примитивности самого государства, во все ближайшие века, мы знаем, собственно говоря, один город - столицу. С развитием нового строя и его гипертрофией в сторону культуры одного сословия, - мы сталкиваемся, в сущности, даже с диктатурой одного города - "столицы" над всей прочей страной - "провинцией". Так было в ту эпоху, когда столица находилась в городе Хэйан, т. е. нынешнем Киото. Но уже вскоре после начала этой эпохи в народном и общественном сознании укрепилась эта антитеза - столицы и провинции.


По вопросу о гранях этой эпохи можно заметить то, что в общих чертах они, конечно, ясны: с одной стороны - момент первого официального превращения первобытной патриархальной монархии в организованное сословное государство, в политический организм, что приурочивается внешним образом к 645 г., году проведения "великой реформы" - Тайка; с другой стороны - первое политическое выступление военного сословия, приведшее к крушению этой аристократической монархии и к замене ее военной империей. От момента политической организации одного сословия - к моменту политической же организации другого. От момента установления одной формы государственного устройства - к моменту утверждения другой.


В виду этого, мне кажется наиболее правильным конечную грань эп
охи полагать также в моменте безусловно внешнего значения, но имеющем за собой характер официального события: это возложение главным вождем военного сословия Минамото Ёритомо на себя титула "Сэйи-тайсёгун", соответствующего по принятой мною терминологии - званию императора, в римском, т. е. основном смысле этого слова. Это провозглашение имело место в 1192 г. и является официальной эрой нового государственного политического устройства. Конечно, в смысле реального положения вещей хронологические даты должны бы быть несколько изменены: тот же Ёритомо уже после своей окончательной победы над второй группировкой военного сословия, в лице дома Тайра, т. е. с 1185 г. был уже фактически властителем Японии, не принимая еще упомянутого титула; и даже более того, - если исходить из существа дела и искать моменты перехода действительной власти в руки воинского сословия еще тогда, когда официальное государственное устройство оставалось по виду прежним, то конечный пункт эпохи можно усматривать в момент захвата главою первой военной группировки - Тайра Ки-ёмори фактической власти со званием "верховного канцлера" Дайдзё-дайдзин, т. е. в 1167 г. Однако, в виду принятой системы разделения эпох по политическому признаку той или иной формы организации государства, - я останавливаюсь на официальном моменте появления такового - 1192 годе.


Само собой разумеется, что и эта эпоха 645 - 1192 г. г. далеко неоднородна по своему внутреннему течению. События ее группируются в отдельные циклы, которые образуют периоды, из которых эпоха слагается. В основу деления в этом случае можно взять эволюцию самого вновь организованного государства, что и приведет в результате к установлению ее отдельных этапов.

 

Внутреннее развитие эпохи сословно аристократической монархии можно было бы представить в следующем виде:
" А. Период реформ (645-710).
" Б. Период абсолютной монархии (710-794).
" В. Период распада абсолютизма (794-859).
" Г. Период упрочения сословной власти (859-931).
" Д. Период сословной диктатуры (931-1069).
" Е. Период перманентного регентства (1069-1167).
" Ж. Период распада в части аристократического сословия (1167-1192).


А. Период реформ
Данный период, обнимая собой немногим больше полустолетия с 645 г. по 710, весь целиком занят работой по переустройству государства. Наиболее характерным для него явлением представляется то, что в данном случае мы имеем дело не только с органическим процессом внутреннего развития и преобразования, но и с конкретным действием внешних сил и обстоятельств. Сословная монархия образовалась под огромным влиянием китайской культуры, в лице ее государственности периода Танской династии. Как уже было упомянуто, еще в предыдущую эпоху началось это вторжение на японскую почву континентальной культуры. И через Корею, и непосредственно даже из самого Китая в Японию хлынула волна китаизма, начавшая заполнять собою многие стороны жизни японского народа. Разумеется, в ближайшую очередь эту культуру восприняли верхи народной массы, т. е. будущее первое сословие скорее других смогло применить эту культуру у себя и использовать ее и для своего внутреннего роста, и для внешнего укрепления. Процесс усвоения китайской культуры в значительной степени и совпал с естественным образованием сословия, и очень ускорил это образование. Родовые старейшины и их ближайшие родичи, занимая доселе командующее положение в силу патриархального устройства страны, теперь оказались и в культурном отношении гораздо выше прочей массы своих соплеменников. Они усвоили их грамотность, т. е. китайскую иероглифическую письменность, обогатили свои язык новыми понятиями и терминами, заимствованными из высоко развитого китайского языка; они воспитывались и в государственном смысле, столкнувшись с китайскими теориями и образцами; их нравственный уклад подвергся большим видоизменениям в силу ознакомления с этической системой Китая: - словом, границы этого воздействия китаизма совершенно не поддаются учету.

 

Китайская культура оказалась самым мощным фактором социального и политического развития и, совпав с внутренним развитием страны и народа, привела, в конце концов, к образованию правильного государства. В области чисто социальной - она содействовала превращению верхних слоев японской родовой организации - из патриархальных в сословные; содействуя их укреплению, она с другой стороны вносила и свое нивелирующее влияние, соединяя элементы отдельных родов в одну родственную и даже общую культурную массу, т. е. ускоряя процесс образования первого сословия. В области государственной - она вызвала переустройство всей организации по образцам Танской династии и по принципам китайской государственной науки. В области экономической - она двинула крупным шагом вперед примитивное хозяйство, обогатив его целым рядом новых областей, особенно в сфере ремесла. В области просвещения она дала Японии письменность и вызвала к жизни литературу, быстро пришедшую в состояние расцвета; в области искусства благодаря ей - впрочем, с помощью буддизма, - появилась японская архитектура, скульптура и живопись. Исследователь этой полосы японской истории должен иметь в виду прежде всего эту огромную роль китаизма во всех областях жизни Японии и учесть ее соотношение с искони развивающимися элементами культуры.

<<<<<<<Предыдущая страница _______ Следующая страница>>>>>>>>

 

Оглавление

 

Цитируется по изданию

Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. Петроград, 1923