Н.
И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк
Сам
государственный строй некоторыми своими сторонами способствовал
усилению и развитию этого нового сословия. Как это ни странно,
но Хэйанское правительство почти не имело военной силы в своем
распоряжении. По кодексу Дайхо была введена воинская повинность,
которой подлежали все мужчины, кроме господствующего класса, причем
срок службы продолжался до 60-летнего возраста. При этом отбывающий
повинность был обязан сам заботиться об оружии и пропитании, т.
е. обязанность снабжать его тем и другим возлагалась на его семью,
род, селение и т. п. В виду бедности большинства народной массы,
к тому же отягощаемой поборами и налогами, содержание такого воина
дорого обходилось и ему, и его семье. Поэтому типичным для Хэйана
явлением представляется повальное уклонение от воинской службы,
для чего пускались в ход всевозможные средства, вплоть до фальсификации
регистрационных списков населения и т. п. Естественно, что войсковые
кадры формировались из наиболее бедных или даже преступных элементов,
которым терять было нечего; при этом и они для того, чтобы содержать
себя принуждены были обращаться к заработку, и наемный труд солдат
был совершенно обычным явлением.
Разумеется, эти немногочисленные, плохо вооруженные и еще хуже
обученные воинские кадры не могли служить надежной опорой власти
аристократии. Сама же она к тому же была и совершенно неспособна
улучшить дело: вся традиция Хэйана была глубоко гражданской: все,
что относилось к войне, военному быту, войску глубоко презиралось
Хэй-анскими аристократами, воспитанными на иной культуре и привыкшими
к мирной обстановке. Поэтому они и сами не шли в войска, за исключением
лишь тех частей, которые имели лишь только декоративное значение
и играли роль, главным образом, во время придворных церемоний,
- не пытались воспитывать и других в воинском духе. Культура аристократии
была построена на полном отрицании, презрении всего военного и
не могла создать нужной для поддержки себя военной силы. Отсюда
и получались различные несообразности: в случае реальной необходимости
военной экспедиции во главе отрядов становились офицеры и генералы,
глубоко презирающие и свой пост, и свою цель, и свою армию. Разумеется,
надежной опорой такие отряды быть не могли, и само правительство
скоро убедилось в этом.
Несмотря на безмятежно мирное в общем и целом течение Хэйанс-кой
истории, все же иногда случались то там, то сям вспышки возмущений,
восстаний, недовольств и т. п., то на почве злоупотребления провинциальной
администрации, то на почве отдельных честолюбий. С трудом справляясь
с этими беспорядками своими силами, правительство, в конце концов,
стало прибегать к более простому, но опасному способу: оно поручало
усмирение непокорных какому-нибудь влиятельному провинциальному
магнату, располагавшему личной военной силой. Этим самым оно как
бы санкционировало существование этих новых средоточий конкретной
силы и открывало им беспрепятственную возможность дальнейшего
усиления. Более того, с течением времени и с развитием распрей
внутри самого сословия отдельные группировки аристократии открыто
старались привлечь на свою сторону эти военные дома. В результате,
к этому периоду мы находим уже в полной силе два могучих воинских
дома - Минамото, господствующего на востоке Хонсю, и Тайра, владетельствующего
на западе этого острова. Постепенно их значение - значение конкретной
воинской силы - возрастает настолько, что они становятся основными
факторами общегосударственной политики. В них мы находим соединение
авторитета обоих родов, старого сословно-арис-тократического,
в его наиболее исконной части - в силу их происхождения из царствующей
фамилии, и нового - воинского, как средоточий двух главных группировок
вновь нарождающегося сословия. И подобно тому, как конец предыдущей
ранней патриархальной монархии ознаменовался борьбою двух групп
нового, тогда рождающегося, сословия - домов Мононобэ и Сога,
так и конец сословной монархии заполнен драматической борьбой
Минамото и Тайра.
Вмешательство двух этих новых сил обусловливалось всей создавшейся
конъюнктурой. В предыдущий период мы находим, в общем, две основных
группировки, одну побеждающую - вокруг правивших экс-государей,
другую, все более и более теряющую почву под ногами - группу Фудзивара.
Борьба этих двух сторон не преминула захватить и вновь образовавшиеся
силы: и монахи, с их воинским могуществом, были вовлечены в борьбу,
не избежали этого и Минамото с Тайра, причем эти последние приняли
в ней самое живое и даже главное участие. Обращение к ним со стороны
аристократических группировок было тем более естественным, что
они были все же не совсем чуждым аристократии элементом: связи
Минамото и Тайра с сословной знатью были самые органические. И
вот происходит распределение двух главных группировок воинского
сословия по этим двум сторонам: за Фудзивара стали Минамото, за
экс-государей - Тайра.
Только благодаря Тайра экс-государям удалось обессилить, как то
указывалось выше, бывших диктаторов Фудзивара. Эти последние,
вместе с поддерживающими их Минамото, потерпели ряд неудач и должны
были отойти пока в сторону. Но не удержались и сами экс-государи.
Тайра, действуя сначала как их союзники, после победы предпочли
оставить власть в своих руках, что и выразилось в принятии вождем
Тайра - Киёмори поста первого министра в 1167 г., со всей полнотой
фактической власти. Этим закончился предшествующий период эпохи.
Тайра, заняв пост правителя, установил диктатуру не меньшую, чем
Фудзивара, и своими решительными действиями и преступлениями напоминает
тактику дома Сога. Это обстоятельство и послужило одной из причин
быстрой гибели этой фамилии. Они пошли по следам ниспровергнутых
ими Фудзивара, во всем переняв их образ действий. Так же, как
и при Фудзивара, женщины Тайра заполнили дворец, и в результате
на престол был возведен внук самого Киёмори - Антоку. Так же,
как и тогда, они старались захватить в свои руки весь государственный
аппарат, но действовали при этом как Сога, т. е. не останавливаясь
перед открытым насилием и преступлением. Однако, если диктатура
Фудзивара была органическим продуктом развития аристократического
сословия, диктатура Тайра была уже запоздавшей и совершенно несовмещающейся
с создавшейся обстановкой. Со старым государственным устройством
новой силе было делать нечего; разлагающийся организм сословного
государства не мог быть передан в таком же состоянии в другие
руки. Против Тайра пошли и последние остатки организованной аристократии
и сами отстраненные ими их бывшие же союзники - экс-государи,
и подавленные на время Минамото. Против такой коалиции Тайра устоять
не могли и, после упорной и драматической борьбы, они были уничтожены
в 1185 г. в знаменитой битве при Данноура. Однако, с уничтожением
Тайра, не восстановилась власть ни Фудзивара, ни государей; не
удержалось у власти и все аристократическое сословие: победитель
при Данноура Минамото Ёритомо - могущественный глава теперь уже
первенствующего военного дома, предводитель всей коалиции, предпочел
взять власть в свои руки и отдать государство тому классу, который
ему лично доставил полное торжество - военному. Фактически правя
Японией уже с этого 1185 г., он в 1192 г. сумел придать своему
новому положению и политическую санкцию, сорганизовав новый государственный
строй и начав эру военной империи.
Таким образом, оглядываясь на всю описанную эпоху, мы можем систематически
представить ее развитие в следующих чертах:
" I. Этап первый: организация аристократического сословия,
в виде абсолютной монархии:
o а) период созидания: - от Тайка до Нара (645 - 710);
o б) период расцвета: - от Нара до начала Хэйана (710 - 794);
o в) период упадка: - от начала до средины Хэйана (794 - 859).
" II. Этап второй: организация аристократии в виде сословной
монархии:
o а) период подготовки: - второй период Хэйана (859 - 931);
o б) период расцвета: - могущество фамилии Фудзивара (931 -1069);
o в) период упадка: - система Инсэй (1069 - 1167).
" III. Этап третий: переходная стадия от власти аристократии
к власти воинского сословия:
o а) борьба Минамото и Тайра (1167 - 1185);
o б) распад государства и диктатура Ёритомо (1185 - 1192).
И соответственно этим трем этапам можно обозначить и три стадии
в развитии самого сословия.
" I. Сформирование сословия (эпоха абсолютной монархии).
" II. Расцвет сословия (эпоха сословной монархии).
" III. Вырождение сословия (эпоха перехода и смут).
|