• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Читальный зал


Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк

 

Сам государственный строй некоторыми своими сторонами способствовал усилению и развитию этого нового сословия. Как это ни странно, но Хэйанское правительство почти не имело военной силы в своем распоряжении. По кодексу Дайхо была введена воинская повинность, которой подлежали все мужчины, кроме господствующего класса, причем срок службы продолжался до 60-летнего возраста. При этом отбывающий повинность был обязан сам заботиться об оружии и пропитании, т. е. обязанность снабжать его тем и другим возлагалась на его семью, род, селение и т. п. В виду бедности большинства народной массы, к тому же отягощаемой поборами и налогами, содержание такого воина дорого обходилось и ему, и его семье. Поэтому типичным для Хэйана явлением представляется повальное уклонение от воинской службы, для чего пускались в ход всевозможные средства, вплоть до фальсификации регистрационных списков населения и т. п. Естественно, что войсковые кадры формировались из наиболее бедных или даже преступных элементов, которым терять было нечего; при этом и они для того, чтобы содержать себя принуждены были обращаться к заработку, и наемный труд солдат был совершенно обычным явлением.


Разумеется, эти немногочисленные, плохо вооруженные и еще хуже обученные воинские кадры не могли служить надежной опорой власти аристократии. Сама же она к тому же была и совершенно неспособна улучшить дело: вся традиция Хэйана была глубоко гражданской: все, что относилось к войне, военному быту, войску глубоко презиралось Хэй-анскими аристократами, воспитанными на иной культуре и привыкшими к мирной обстановке. Поэтому они и сами не шли в войска, за исключением лишь тех частей, которые имели лишь только декоративное значение и играли роль, главным образом, во время придворных церемоний, - не пытались воспитывать и других в воинском духе. Культура аристократии была построена на полном отрицании, презрении всего военного и не могла создать нужной для поддержки себя военной силы. Отсюда и получались различные несообразности: в случае реальной необходимости военной экспедиции во главе отрядов становились офицеры и генералы, глубоко презирающие и свой пост, и свою цель, и свою армию. Разумеется, надежной опорой такие отряды быть не могли, и само правительство скоро убедилось в этом.


Несмотря на безмятежно мирное в общем и целом течение Хэйанс-кой истории, все же иногда случались то там, то сям вспышки возмущений, восстаний, недовольств и т. п., то на почве злоупотребления провинциальной администрации, то на почве отдельных честолюбий. С трудом справляясь с этими беспорядками своими силами, правительство, в конце концов, стало прибегать к более простому, но опасному способу: оно поручало усмирение непокорных какому-нибудь влиятельному провинциальному магнату, располагавшему личной военной силой. Этим самым оно как бы санкционировало существование этих новых средоточий конкретной силы и открывало им беспрепятственную возможность дальнейшего усиления. Более того, с течением времени и с развитием распрей внутри самого сословия отдельные группировки аристократии открыто старались привлечь на свою сторону эти военные дома. В результате, к этому периоду мы находим уже в полной силе два могучих воинских дома - Минамото, господствующего на востоке Хонсю, и Тайра, владетельствующего на западе этого острова. Постепенно их значение - значение конкретной воинской силы - возрастает настолько, что они становятся основными факторами общегосударственной политики. В них мы находим соединение авторитета обоих родов, старого сословно-арис-тократического, в его наиболее исконной части - в силу их происхождения из царствующей фамилии, и нового - воинского, как средоточий двух главных группировок вновь нарождающегося сословия. И подобно тому, как конец предыдущей ранней патриархальной монархии ознаменовался борьбою двух групп нового, тогда рождающегося, сословия - домов Мононобэ и Сога, так и конец сословной монархии заполнен драматической борьбой Минамото и Тайра.


Вмешательство двух этих новых сил обусловливалось всей создавшейся конъюнктурой. В предыдущий период мы находим, в общем, две основных группировки, одну побеждающую - вокруг правивших экс-государей, другую, все более и более теряющую почву под ногами - группу Фудзивара. Борьба этих двух сторон не преминула захватить и вновь образовавшиеся силы: и монахи, с их воинским могуществом, были вовлечены в борьбу, не избежали этого и Минамото с Тайра, причем эти последние приняли в ней самое живое и даже главное участие. Обращение к ним со стороны аристократических группировок было тем более естественным, что они были все же не совсем чуждым аристократии элементом: связи Минамото и Тайра с сословной знатью были самые органические. И вот происходит распределение двух главных группировок воинского сословия по этим двум сторонам: за Фудзивара стали Минамото, за экс-государей - Тайра.


Только благодаря Тайра экс-государям удалось обессилить, как то указывалось выше, бывших диктаторов Фудзивара. Эти последние, вместе с поддерживающими их Минамото, потерпели ряд неудач и должны были отойти пока в сторону. Но не удержались и сами экс-государи. Тайра, действуя сначала как их союзники, после победы предпочли оставить власть в своих руках, что и выразилось в принятии вождем Тайра - Киёмори поста первого министра в 1167 г., со всей полнотой фактической власти. Этим закончился предшествующий период эпохи.


Тайра, заняв пост правителя, установил диктатуру не меньшую, чем Фудзивара, и своими решительными действиями и преступлениями напоминает тактику дома Сога. Это обстоятельство и послужило одной из причин быстрой гибели этой фамилии. Они пошли по следам ниспровергнутых ими Фудзивара, во всем переняв их образ действий. Так же, как и при Фудзивара, женщины Тайра заполнили дворец, и в результате на престол был возведен внук самого Киёмори - Антоку. Так же, как и тогда, они старались захватить в свои руки весь государственный аппарат, но действовали при этом как Сога, т. е. не останавливаясь перед открытым насилием и преступлением. Однако, если диктатура Фудзивара была органическим продуктом развития аристократического сословия, диктатура Тайра была уже запоздавшей и совершенно несовмещающейся с создавшейся обстановкой. Со старым государственным устройством новой силе было делать нечего; разлагающийся организм сословного государства не мог быть передан в таком же состоянии в другие руки. Против Тайра пошли и последние остатки организованной аристократии и сами отстраненные ими их бывшие же союзники - экс-государи, и подавленные на время Минамото. Против такой коалиции Тайра устоять не могли и, после упорной и драматической борьбы, они были уничтожены в 1185 г. в знаменитой битве при Данноура. Однако, с уничтожением Тайра, не восстановилась власть ни Фудзивара, ни государей; не удержалось у власти и все аристократическое сословие: победитель при Данноура Минамото Ёритомо - могущественный глава теперь уже первенствующего военного дома, предводитель всей коалиции, предпочел взять власть в свои руки и отдать государство тому классу, который ему лично доставил полное торжество - военному. Фактически правя Японией уже с этого 1185 г., он в 1192 г. сумел придать своему новому положению и политическую санкцию, сорганизовав новый государственный строй и начав эру военной империи.


Таким образом, оглядываясь на всю описанную эпоху, мы можем систематически представить ее развитие в следующих чертах:
" I. Этап первый: организация аристократического сословия, в виде абсолютной монархии:
o а) период созидания: - от Тайка до Нара (645 - 710);
o б) период расцвета: - от Нара до начала Хэйана (710 - 794);
o в) период упадка: - от начала до средины Хэйана (794 - 859).
" II. Этап второй: организация аристократии в виде сословной монархии:
o а) период подготовки: - второй период Хэйана (859 - 931);
o б) период расцвета: - могущество фамилии Фудзивара (931 -1069);
o в) период упадка: - система Инсэй (1069 - 1167).
" III. Этап третий: переходная стадия от власти аристократии к власти воинского сословия:
o а) борьба Минамото и Тайра (1167 - 1185);
o б) распад государства и диктатура Ёритомо (1185 - 1192).
И соответственно этим трем этапам можно обозначить и три стадии в развитии самого сословия.
" I. Сформирование сословия (эпоха абсолютной монархии).
" II. Расцвет сословия (эпоха сословной монархии).
" III. Вырождение сословия (эпоха перехода и смут).

<<<<<<<Предыдущая страница _______ Следующая страница>>>>>>>>

 

Оглавление

 

Цитируется по изданию

Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. Петроград, 1923