• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Читальный зал


Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк

 

Воинское сословие вовсе не было склонно выпускать из своих рук верховную власть. Недовольство главных воителей коалиции особенно возросло, когда они столкнулись с экономическими вожделениями и притязаниями новой власти: прежняя знать пыталась вернуть себе не только политическое могущество, но и экономическое. Раздел добычи, доставшейся победителям, оказался в пользу аристократов и серьезно задел самураев. Поэтому самурайский класс оказался вынужденным вновь взяться за оружие; те же области Канто, которые раз уже сыграли при возвышении Минамото свою решающую роль, решили дело и теперь: Асикага, эти потомки Минамото, и бывшие сподвижники тех же Ходзё, - военный дом, пользовавшийся сам по себе значительным влиянием среди кантоских самураев и приобретший еще большее значение, благодаря большому участию в деле ниспровержения Ходзё, - сумели, опираясь на Канто, покончить с единодержавием Годайго.


И все же Асикага не сразу удалось организовать верховную власть в своих руках; воинское сословие не сразу нашло себе новую адекватную государственную форму. Реакция против сиккэнов была настолько сильна, что самураи первое время и не думали об организации новой своей империи. Они настолько мало помышляли об этом, что позволили даже, хоть и на очень короткое время, но все же ускользнуть власти в руки исконных врагов. Поэтому действиями Асикага, этим новым движением, открывается новая эра в развитии сословия: оно начинает идти к политическому восстановлению разрушенного в пылу борьбы своего государственного могущества, устремляется к созданию новой империи; и весь этот эпизод с "реставрацией Кэмму", как и последующий период "двоецарствия", т. е. все время с момента крушения первой империи - 1333 г., вплоть до образования второй - дома Асикага - с 1393 г., следует считать только временной заминкой в процессе развития сословия, вызванной предыдущей борьбой и расходившимися в ее пылу центробежными устремлениями в среде сословия, а также следствием временной реакции против императорского строя, возникшей под влиянием действия сиккэнов Ходзё.
Период монархической реакции, длившийся в течение двух лет, можно считать закончившимся в 1335 г. вышеупомянутым выступлением Асикага. После этого начинается новая полоса в истории Японии, создавшая свою и на этот раз единственную в своем роде для Японии политическую обстановку.


Е. Период внутренней борьбы военного сословия
Выступление Канто во главе с Асикага Такаудзи, хотя и привело к падению неожиданно возродившийся киотоский абсолютизм, но тем не менее сразу же повлекло за собою крупные осложнения в самом воинском сословии. "Реставрация Кэмму" была, в сущности, лишь мимолетным эпизодом в той борьбе, которая бушевала среди самурайского класса. Борьба эта обусловливалась двумя главными факторами: с одной стороны, все события последних периодов пробудили в этом сословии исконные, присущие ему центробежные силы, - с другой же стороны, объективное положение вещей и необходимость держать в своих руках власть и наглядный урок, полученный в лице Годайго и внезапно воскреснувшей аристократии, повелительно требовали организованности и централизации. Поэтому события периода 1335-1392 г. г. и следует рассматривать, как яркое выявление этой борьбы центробежных и центростремительных сил в среде самих самураев. Этот фактор является, как мне представляется, главным, но, конечно, не единственным: помимо его действовало и соперничество отдельных воинских домов и группировок. Сжатые железной рукой Ходзё, они невольно объединились, но после свержения своего врага, - их интересы во многом столкнулись и так как власти над ними не было, - они были предоставлены своим собственным импульсам, толкавшим их на взаимную борьбу. И, наконец, третий фактор, обусловливавший все происходившее в эту смутную эпоху, отделяющую момент крушения Ходзё от момента установления второй империи, стоит в ближайшей связи с отсутствием верховной власти и государственного аппарата, признаваемого воинским сословием. Прежняя империя была уничтожена, новая еще не создана, и строительство этой последней протекало очень мучительно и с перебоями, - вроде пресловутой реставрации Кэмму. Воинское сословие еще не вошло в берега и не могло заняться органической работой: оно инстинктивно стремилось к организации собственного государства и не могло сразу найти нужную форму.


В виду этого, во всех событиях настоящего периода, именуемого в японской истории, как эпоха "северного и южного дворов", т. е. двух царствующих династий, и следует искать действия и отражения этих трех главных факторов: борьбы центростремительных и центробежных тенденций внутри воинского сословия, столкновений личных интересов и честолюбий выдающихся военных домов, разгромивших Ходзё, и полной государственно-политической дезорганизации с отсутствием верховной власти, авторитетной для борющихся сил.


Эта конъюнктура сразу же обнаруживается и подтверждается той конкретной картиной, которую мы застаем в самом же начале этого периода. Возвышение Асикага или даже несколько более значительная актуальность этого дома и его попытки уничтожить внезапно появившуюся угрозу всему сословию в лице Годайго, сразу же вызвали оппозицию среди союзников. В их лагере выступление Асикага моментально произвело раскол: сотрудничавшие воинские дома, вместе свалившие Ходзё, распадаются на две враждебных группировки, во главе которых становятся две сильных фамилии, принимавших главное участие в гражданской войне: Асикага и Нитта. В свое время измена Асикага сыграла решительную роль в ослаблении сиккэнов, - а отряды Нитта взяли Ка-макура. Теперь же Нитта Ёсисада и Асикага Такаудзи становятся врагами: устремления Асикага делают из их бывших союзников врагов.


Эти две основные политические группировки, возглавляемые Асикага с одной стороны, и Нитта - с другой, в процессе междоусобной борьбы принуждены были коалироваться с различными элементами, иногда прямо чужеродными, и искать себе всяческой опоры где бы то ни было. И в виду того, что новая гражданская война являлась уже борьбой не с властью, как при Ходзё, но борьбой за власть - обе стороны стремились использовать все, что могли. В борьбу была вовлечена, поэтому, третья сторона, не принадлежащая к воинскому сословию, но сыгравшая уже довольно крупную роль, т. е. Киотоский двор. И та, и другая группировки стремились использовать эту третью силу в своих интересах.


И здесь произошло совершенно своеобразное явление: в виду того, что Асикага выступили первыми и их целью было ниспровержение Го-Дайго, противники их - Нитта, естественно, оказались в положении защитников Годайго; иначе говоря, стремясь противопоставить новому врагу все, что можно, помешать его возвышению всеми средствами, Нитта воспользовались личностью и значением Киотоских монархов и этим пытались усилить свою позицию. И так как эта третья, аристократическая, киотоская группировка показала себя еще недавно довольно значительной, и за ней числились еще некоторые военные дома, вроде Кусуно-ки, присоединившиеся к ней в эпоху войны против Ходзе, не говоря уже о сакральном значении Киотоских монархов, - такой ловкий политический маневр Нитта чрезвычайно укрепил их положение.


Асикага, столкнувшись с необходимостью вести новую гражданскую войну, уже определенно бороться за свою власть, не могли оставить в руках врагов такой ценный козырь; они сумели противопоставить нечто совершенно равноценное и этим самым выбили карты из рук противников и дезорганизовали его ряды: таким новым фактором явился второй монарх, параллельный Годайго, но уже находившийся в стане Асикага. Асикага объявили Годайго низложенным и провозгласили царем Коме.


Такое провозглашение не было делом совершенного произвола: Асикага постарались придать всему определенную легитимистическую окраску и имели для этого полную возможность. Прежде всего их мероприятие облегчалось тем, что, в сущности говоря, существовало две самостоятельных ветви царствующего Киотоского дома: в эпоху первой империи, в правлении VII-го сиккэна Садатоки (1284-1301) было установлено, что Киотоский престол будут занимать последовательно через каждые 10 лет потомки двух родных братьев, сыновей Госага (1243-1246), царствовавших один за другим под следующими именами: Гофукакуса (1247-1259) и Камэяма (1260-1274). Этот порядок более или менее соблюдался, и, во всяком случае, при желании можно было всегда о нем вспомнить и на нем сыграл в политической игре. Так поступил последний сиккэн Ходзе в момент первой победы над Годайго (1331 г. ), происходившим из ветви Камэяма: объявив его низложенным, Ходзе возвел на престол представителя второй ветви, потомка Гофукакуса - Когон. После победы антисиккэновской коалиции с Годайго во главе, естественно, этот, поставленный их врагами Когон, был, в свою очередь, низложен, и царский престол вновь оказался в руках Годайго.


Оказавшиеся вновь лицом к лицу с Годайго новые претенденты на власть - Асикага не преминули последовать примеру последних сиккэ-нов: сами же некоторое время тому назад содействовавшие возвращению Годайго, они теперь вспомнили о том, что он уже, собственно говоря, низложен и власть в законном порядке перешла к другому уже монарху, как представителю второй ветви. Не желая в то же время или не имея возможности воспользоваться самим Когон, низложению которого они сами помогали еще так недавно, они предпочли овладеть им и заставить его назначить себе преемника. Таковым и оказался младший брат Когон - вышеупомянутый Коме. Характер законности был вполне соблюден и Асикага могли с полным правом, основываясь и на законе о престолонаследии, и на воле последнего, занимавшего фактически престол монарха, противопоставить враждебной стороне - с ее царем, своего собственного царя. С этого акта и берет начало та эпоха, которая известна в японской истории как время существования двух параллельных династий: северной, пребывающей в Киото и находившейся в руках Асикага, и южной, приютившейся в Ёсино и поддерживаемой враждебными Асикага элементами. Порядок этот закончился только в 1392 г слиянием обеих династий в одну, происшедшим благодаря отречению монарха южной династии в пользу представителя северной. Последующая японская официальная историография признает законной династией южную, как идущую от Годайго, считая северную всего лишь искусственной ставленницей Асикага, но это воззрение, конечно, может иметь какое-нибудь значение только в сферах ранее описанной официальной легитими-стической концепции японского исторического процесса.


Сравнительно продолжительное существование двух параллельных династий (1336 - 1392) свидетельствует только об одном: достаточной слабости или одинаковой силы обеих враждебных группировок воинского сословия. Вернее первое, так как если группировка Нитта скоро потеряла и своего главу и была значительно ослаблена в своей военной мощи, то и партия Асикага переживала процесс сильного внутреннего брожения, вылившегося в прямые столкновения отдельных групп и лиц, составлявших северное правительство. Кроме того, достаточно хаотическое состояние страны в целом, дезорганизованой в политическом смысле, долго препятствовало, как одной, так и другой стороне получить решительное преобладание. Лишь к 1392 г. южная группа, потеряв всех своих вождей, окончательно распалась и дала возможность Асикага занять уже доминирующее положение на протяжении вс и территории Японии.


Началом периода следует считать 1335 г., когда Асикага Такаудзи, разбив последние остатки Ходзё в Канто и утвердившись в Камакура, провозгласил себя сейн-тайсёгуном и начал организацию нового Бакуфу. Если это и не знаменует собою вполне утверждения второй империи, то все же является первым шагом на пути к ней, и все последующие действия и мероприятия Асикага направлены именно к такому установлению нового государства, или, если угодно, к восстановлению прежнего, разрушенного в пылу гражданской войны.
Конец периода совпадает с 1392 г., когда процесс внутренней борьбы среди военного сословия закончился, и оно вновь сорганизовалось в государство.


Монархическая реставрация Кэмму (1334-1335) и двоецарствие (1336-1392) ни в коем случае не могут рассматриваться как самостоятельные исторические явления: это всего лишь отдельные моменты этой внутренней борьбы, ее своеобразные формы, - этапы на пути к новой, второй по счету, военной империи с домом Асикага во главе.

<<<<<<<Предыдущая страница _______ Следующая страница>>>>>>>>

 

Оглавление

 

Цитируется по изданию

Н. И. Конрад. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. Петроград, 1923