• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть I.

Краткая история доспехов

 

Это всего лишь краткое изложение основных моментов истории японских доспехов. За дополнительной информацией обращайтесь к многочисленным источникам из библиографического списка.


Древняя история


Самые древние японские доспехи представляли собой сплошные металлические панцири, сделанные из нескольких секций из пластинок, часто имевших форму, близкую к треугольной, которые были плотно сошнурованны вместе и обычно покрывались лаком для защиты от ржавчины. В точности неизвестно, как их называли на самом деле: некоторые предлагают термин кавара, означающий «плитка», другие считают, что это был просто ёрой, означающий «доспехи». Этот стиль брони стали называть танко, что значит «короткий доспех». Доспехи имели петли на одной стороне либо вовсе не имели петель, закрываясь за счет упругости, и открывались по центру передней части. Расцвет танко приходится на период с IV по VI в. Различные дополнения приходили и уходили, включая состоящую из пластин юбку и защиту плеча.

 

Слева сверху: танко (только панцирь). Справа: кэйко


Танко медленно выходил из обращения и замещался новой формой доспехов, прототипом которой, похоже, были континентальные модели. Эта новая форма доспехов затмила танко и установила образец на следующую тысячу лет. Конструкция его была пластинчатой. Из-за того что сплошной танко опирался на бедра, а новая пластинчатая броня висела на плечах, историографы назвали ее кэйко («висящая броня»).


Общий контур имел вид песочных часов. Кэйко обычно открывался спереди, но были известны и модели, напоминающие пончо. Несмотря на раннюю датировку (с VI по IX в.), кэйко был более сложным типом брони, чем поздние модели, поскольку в одном комплекте могло использоваться шесть или больше разных типов и размеров пластинок.


Большая часть того, что нам известно о внешнем виде и конструкции танко и кэйко, — следствие огромной работы покойного профессора Суэнага Масао, выдающегося археолога и историка, который путем кропотливой работы восстановил множество различных комплектов доспехов после изучения фрагментов, извлеченных из японских могильных курганов.


Проникновение в Японию буддизма в VI в. повлекло постепенное угасание старых похоронных традиций и последующую потерю огромного количества археологического материала. Между последними курганами VIII–IX вв. и самой старой сохранившейся броней XI в. мы наблюдаем промежуток, о формах доспехов которого можем лишь строить догадки, основываясь на том, что было до того и что последовало затем. Одна из форм кэйкоутикакэ-сики кэйко — явно была последней модификацией кэйко и очевидным предшественником следующего вида доспехов.


Раннее Средневековье


Классический японский доспех — тяжелый, прямоугольный, коробчатый комплект — сейчас называют о-ёрой («большая броня»), хотя на самом деле он назывался просто ёрой. Старейший сохранившийся о-ёрой — это просто полосы, сделанные из пластин, прошнурованных вместе. Другими словами, это была уже не цельная часть доспехов, которую можно было надеть. Этот вывод позволяют сделать пучки шнура, оставшиеся от шнуровки во всех поддерживающих отверстиях. Мы также можем убедиться, что это были богато украшенные доспехи, со шнурами шести разных цветов, создающими пирамидальный узор. Доспехи, хранящиеся теперь в Оямадзуми-дзиндзя, были изготовлены в два первых десятилетия X в. Эти доспехи демонстрируют единственную деталь, сохранившуюся от конструкции кэйко: шнуровку, идущую прямо вниз вертикальными линиями. Эта вертикальная шнуровка появляется также в миниатюрной модели о-ёрой, изготовленной оружейником и находящейся сейчас в Императорской коллекции. Всего несколькими десятилетиями позже доспехи демонстрировали узор шнуровки вниз, по диагонали, а затем опять вверх — этот узор теперь считается стандартным.


Заметная особенность о-ёрой: в поперечном разрезе при взгляде сверху корпус образует букву C, поскольку он полностью открыт с правой стороны. Три больших, тяжелых набора пластин юбки из полос кодзанэ свисают с него — один спереди, один сзади и один слева. Правая сторона защищена сплошной металлической пластиной, называемой ваидатэ, с которой свисает четвертый набор юбочных пластин. Два больших квадратных или прямоугольных наплечника, называемых о-содэ, размером c обложку винилового альбома (помните такие?), крепились к плечевым ремням. Небольшие закругленные выступы торчат из плечевых ремней, чтобы придать дополнительную защиту со стороны шеи.


Две пластины, висящие на передней части доспеха и якобы защищающие таким образом подмышки, назывались сэндан-но-ита и кюби-но-ита. Сэндан напоминал миниатюрный содэ, и носился справа, кюби был цельной пластиной, длинной и узкой, и носился слева. И сэндан, и кюби привязывались к плечевым ремням спереди доспеха.

 


Различные о-ёрой. Слева: Кон ито одоси (темно-синяя шнуровка) о-ёрой.

Середина: «Татэнаси но ёрой» (семейная реликвия Такэда, со шнуровкой кодзакура

[кожа с тиснеными цветами вишни]; название означает «без щита»).

Справа: современная репродукция акаито (красная шнуровка) о-ёрой


Самые ранние о-ёрой, судя по всему, имели на один ряд меньше пластин в передней и задней панелях юбки, что делало их однозначно более удобными при верховой езде. Более поздние модели, начиная примерно с XII в., имели полный набор пластин юбки, но нижний ряд спереди и сзади был разделен посередине, чтобы обеспечить такой же комфорт.


Полководец в о-ёрой, типичном для XII–XV вв.

Изображение предоставлено Музеем костюма Киото.


Примерно в XIV в. к левой стороне была добавлена подмышечная пластина. До того поверх пластин под рукой просто накладывали согнутую полосу кожи, но теперь туда пришнуровывалась цельная пластина, напоминающая по форме мунаита («грудную пластину»). Ее предназначением была дополнительная защита подмышки, а также общее усиление этой части доспеха.


На спине вторая пластина шнуровалась не обычным способом, а «наизнанку» — т.е. шнуровка для следующей пластины выходила на ее задней стороне, а не на передней и таким образом перекрывала эту пластину и сверху, и снизу, а не только сверху. В центре этой пластины, метко названной сакаита («перевернутая пластина»), находится большой орнаментированный крепеж для кольца — агэмаки-но-кан. Из агэмаки-но-кан свисал огромный узел в форме бабочки (агэмаки). Шнуры, выходящие с задней стороны содэ, крепились к «крыльям» этого узла, помогая зафиксировать содэ на месте.


Вся передняя часть туловища была покрыта передником из тисненой либо узорчатой кожи, называемым цурубасири («бегущая тетива»). Назначением этого покрытия было предохранение тетивы от зацепления за верхний край пластинок в то время, когда воин стрелял из своего главного оружия. Поскольку самурай в доспехах часто выпускал стрелы, натягивая тетиву вдоль груди, а не к уху, как обычно (большие шлемы обычно не позволяли использовать этот метод стрельбы), это было логичным усовершенствованием. Кожа с тем же самым узором использовалась по всему доспеху: на плечевых ремнях, на грудной пластине, на отворотах шлема, на верхней части содэ, на козырьке и т.д.


Когда-то воины носили только один бронированный рукав (котэ) на левой руке. По существу, главным его предназначением было не защитить, а закрыть мешковатый рукав одежды, надеваемой под доспехи, чтобы он не мешал луку. Так было до тех пор, пока в XIII столетии (или около того) пара рукавов не стала распространенным явлением. Котэ надевался прежде доспехов и привязывался длинными кожаными ремнями, идущими вдоль тела. Следующей надевалась отдельная боковая пластина для правой стороны (ваидатэ). Воины обычно носили эти два предмета, защиту горла (нодова) и бронированные наголенники (сунэатэ) в районе лагеря как своего рода «половину» броню. Вместе эти предметы называются когусоку, или «малая броня».


О-ёрой были очевидно громоздкими и тяжелыми. Кроме того, они были дорогими. Для вассалов и младших воинов были разработаны до-мару и харамаки. Эти доспехи имели больше пластин в юбке и прилегали ближе к телу, делая ненужным ваидатэ. До-мару открывался под правой рукой, харамаки — на спине.


Высокое Средневековье

 

В период Камакура (1183–1333) о-ёрой был главным типом доспехов для тех, кто имел положение, но самураи сочли до-мару более легкими и комфортными доспехами, чем о-ёрой, и все чаще их использовали. К середине периода Муромати (1333–1568) о-ёрой встречался редко.

 

Харамаки-до, типичный для XIV–XV в.

Изображение предоставлено Музеем костюма Киото


В ранних до-мару не было подмышечной пластины, как и в ранних о-ёрой, но около 1250 г. она появилась во всех доспехах. До-мару надевались с огромными содэ, такими же как в о-ёрой, в то время как харамаки поначалу имели на плечах лишь маленькие пластины в форме листа (гёё), служащие сегментным наплечником. Позже они были перенесены
вперед, чтобы прикрывать шнуры, удерживающие плечевые ремни, заменяя сэндан-но-ита и кюби-но-ита, а харамаки стали комплектоваться содэ.


Защита бедра, названная хайдатэ («щит для колена») в форме разделенного передника из пластинок, появилась в середине XIII в., но поначалу большой популярностью не пользовалась. Разновидность ее, появившаяся в начале следующего века, имела вид узорчатых хакама длиной до колен с небольшими пластинками и кольчугой спереди и больше всего походила на мешковатые бронированные шорты-бермуды. В течение столетий хайдатэ в виде разделенного передника стали доминирующими, низводя статус вариации в виде коротких хакама до антиквариата.


Чтобы удовлетворить потребность в большем количестве доспехов, требовалось более быстрое производство. Так родилась сугакэ-одоси («редкая шнуровка»). Известно несколько комплектов доспехов, имеющих торс со шнуровкой кэбики, и кусадзури (тассеты) — со шнуровкой сугакэ-одоси, несмотря на то что вся броня была собрана из пластинок.

 

Позже, в первой половине XVI в., оружейники начали использовать сплошные пластины вместо полос, набранных из пластинок. Часто в них проделывались отверстия под полную шнуровку кэбики, но чаще эти отверстия делались под шнуровку сугакэ.


Период позднего Средневековья


Последнюю половину XVI столетия часто называют Сэнгоку Дзидай, или Эпоха Сражений. В течение этого периода почти не прекращавшихся войн множество даймё соперничали за власть и главенство над соседями и соперниками. Некоторые из них пытались добиться самой желанной цели — стать тэнкабито, или властителем страны. Только два человека в эти годы смогли добиться чего-то приближенного к этому: Ода Нобунага (1534–1582) и Тоётоми Хидэёси (1536–1598).

 

До-мару XVI в.


В эти пять десятилетий было создано больше усовершенствований, новшеств и преобразований в доспехах, чем в предшествующие пять веков. Доспехи подверглись своего рода ускоренной эволюции: от полностью прошнурованных пластинок — к редко шнурованным пластинкам, затем к редко шнурованным сплошным пластинам, к склепанным большим пластинам и, наконец, к сплошным пластинам. Каждый из этих шагов означал, что доспехи стали дешевле и быстрее в изготовлении, чем предыдущие модели.


Одним из самых важных факторов, влиявших на конструкцию доспехов в этот период, были аркебузы с фитильным замком, называемые в Японии тэппо, танэгасима или хинава-дзю (первый термин, вероятно, был самым распространенным в то время). Это создало потребность в тяжелых, пуленепробиваемых доспехах для тех, кто мог себе их позволить. В итоге появились сплошные панцири из тяжелых, толстых пластин. Многие сохранившиеся экземпляры имеют многочисленные отметины от проверок, доказывавших мастерство оружейников.


Три комплекта доспехов конца XVI в. Все ни-маи-до («доспехи-ракушки»)


Некоторые историки, специализирующиеся на доспехах, предполагают, что полностью склепанные панцири-ракушки и панцири со спиной и грудью из одной пластины были заимствованы из европейских доспехов. Возможно, это и так, но в любом случае это был логический шаг в развитии японских доспехов.


Доспехи европейского происхождения и основанные на европейских доспехах модели стали популярными символами положения в обществе. Эти доспехи были, конечно, сильно модифицированы, чтобы соответствовать вкусу японцев, до тех пор пока фактически не остались только шлем и панцирь. Но даже они были «японизированы». К панцирю была добавлена юбка из пластин в японском стиле, а шлем был развернут задом наперед, и к нему была прикреплена ламеллярная защита затылка.


Самураи могли выбирать защиту для рук и ног из огромного количества стилей. Этот период более, чем любой другой, создал разнообразие и в вопросах стиля, и в вопросах художественного оформления. Об изменениях, коснувшихся панциря, можно узнать в главе «До».


Два комплекта доспехов, типичных для тех, что носили вассалы.

Слева — хотокэ-до, справа — окэгава-до


После 1600 г.


После 1600 г. оружейники создали множество доспехов, которые были полностью непригодны на поле боя. Это было во времена Мира Токугава, когда война ушла из повседневной жизни. К несчастью, большинство сохранившихся в музеях и частных коллекциях доспехов датируются этим периодом. Если не знать об этих изменениях, легко по ошибке внести в реконструкции эти поздние (т.е., возникшие после 1600-х гг.) изменения. Чтобы избежать этого, я рекомендую стараться насколько возможно лучше изучать исторические доспехи.


В 1700 г. ученый, историк и философ Араи Хакусэки написал трактат, прославляющий «древние» формы доспехов (определенные стили, относящиеся ко временам до 1300 г.). Хакусэки порицал тот факт, что оружейники забыли, как их делать, а воины забыли, как их носить. Его книга вызвала возрождение старейших стилей — правда, прошедших сквозь призму современного восприятия. Это породило несколько изумительно экстравагантных и множество совершенно безобразных комплектов.


В 1799 г. специалист по истории доспехов Сакакибара Кодзан, написал трактат, призывающий к боевому использованию брони, в котором он порицал тенденцию к изготовлению антикварных доспехов, делающихся лишь для красоты. Его книга вызвала второй поворот в дизайне доспехов, и оружейники снова начали изготовлять практичные и пригодные для боя комплекты, обычные для XVI в.

 

This page and all contents copyright ©2019 by Sengoku Daimyo, LLC and the authors.

Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Перевод публикуется с разрешения правообладателя
Перевод - Погодаев Александр

Редактура/корректура - Фрадкина Виктория