• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть V.

Одоси

 

Части шнуровки

Каждая часть шнуровки имеет свое собственное имя, и было бы неплохо использовать эти имена правильно. Сама по себе шнуровка называется одоси, материал — одосигэ (досл. "шнуровочные волосы"). Начальная шнуровка отдельных чешуек в сплошные полосы называется ситагарми, или "сшивание низа". На самом деле она не относится к признанным частям одоси — этим термином обозначается только поддерживающая и декоративная шнуровка.


Небольшое отступление. Говорят, что происхождение термина одоси связанно с глаголом одосу — «устрашать». Устрашать яркими цветами. Если начать разбираться, то окажется, что при написании одоси («запугивание») и одоси («шнуровка») используются разные символы, причем использование символов, обозначающих шнуровку, дает нам сходно звучащий глагол одосу, «делать доспехи» (или, более правильно, «сошнуровывать»). Сейчас оружейники в основном просто используют для обозначения процесса изготовления доспехов глагол цукуру («делать» — как во фразе «ёрой о цукуру»).


Шнур, идущий от одной ламели к другой, по-английски называемый suspensory braid («поддерживающая шнуровка»), — это кэдатэ. Шнуровка, соединяющая кусадзури с до, — юруги ито.


В полностью шнурованных доспехах самого древнего происхождения (у нас есть только остатки одного о-ёрой и модель еще одного) шнуровка, удерживающая ламели, была прямой, идущей вверх-вниз, а не со сдвигом по диагонали. Идущий вверх и вниз по прямой вариант называется татэ гарами («стоящая шнуровка»), а диагональная модель — навамэ гарами (досл. «шнуровка, колышущая глаз»). Таким образом, основная часть шнуровки, та, где шнуровка поддерживает пластину, является или навамэ, или татэ гарами. Обратите внимание, что в доспехах периода Сэнгоку татэ гарами не использовалась.


Крайний правый и крайний левый ряды шнуровки назывались мими ито (досл. «шнур-ухо»). Фактически везде, кроме самых дешевых доспехов, они отличались цветом от основной шнуровки и, как правило, украшались каким-нибудь вариантом рисунка «в елочку», называвшимся тидори одоси. Тидори значит «зуек». Шнуровка была названа так потому, что, как говорят, она напоминает оперение этой птички. В отличие от остальной шнуровки, которая проходит лишь между двумя полосами, мими ито идет по всей длине части доспеха, будь она из двух пластин или из пяти. Поскольку она идет прямо, верх мими ито — всегда татэ гарами.


Самая нижняя пластина, называемая хисинуи-но-ита, украшается широкой, ярко окрашенной перекрестной шнуровкой, хисинуи. Она занимает нижние пары из четырех отверстий, где обычно проходит сита гарами. Хисинуи в старейших о-ёрой была из кожи, но с 1500-х гг. обычно делалась из красного шнура, вне зависимости от цвета остальной шнуровки доспехов. Иногда, если доспехи были прошнурованы красным, хисинуи была желтой или оранжевой, просто чтобы создать контраст.


Чтобы заполнить набор отверстий, обычно занятый кэдатэ, хисинуи-но-ита имеет вместо него прямые стежки шнуровки. Иногда они называются унамэ гарами. В некоторых доспехах, особенно ранних, наподобие о-ёрой, и самых ранних домару унамэ гарами делалась из того же шнуровочного материала, что и хисинуи. В тосэй-гусоку у унамэ практически всегда та же шнуровка, что и у мими ито. Шнур завязывается на внутренней стороне, выходит из отверстия кэдатэ на самой верхней пластине, спускается вниз через весь набор ламелей, через хисинуи-но-ита, затем обратно вверх по другой стороне и исчезает в отверстии кэдатэ верхней пластины, где завязывается узлом.


Мими ито может быть контрастного цвета, если вы не сможете найти тидори одоси. Белый или светло-коричневый — приемлемая альтернатива, хотя я не раз видел комплекты, где использовался желтый при темно-синей или фиолетовой базовой шнуровке. Даже если доспехи шнуровались кожей, шнур мими ито был правилом. В исключительных случаях использовалась кожа контрастного цвета — часто простая, неокрашенная коричневая кожа.


Материалы


Материалом для шнуровки были кожаные или шелковые шнуры (или, в самых дешевых доспехах, хлопковая саржа). Кожа была преимущественно оленьей — ее можно найти в большинстве магазинов, торгующих кожей. Шелковый шнур — предельно дорогой, поскольку он делается по специальному заказу по цвету и ширине. (Это поднимает другой важный вопрос, который будет описан далее, — размер.) Когда я обучался в Японии, мой учитель не позволял мне использовать ничего, кроме шелка, и это болезненно било по карману.


Логичная альтернатива шелковому шнуру — плоский нейлоновый шнур или корд. Его можно найти в различных расцветках, он более прочный (так что он выдержит наши методы боя) и плавится под действием небольшого пламени (так что с ним легко работать и узлы никогда не развяжутся). Парашютный корд — подходящий материал, но вы должны удалить середину, чтобы сделать его плоским. Единственная проблема парашютного корда в том, что в плоском виде он имеет ширину в лучшем случае лишь 6,5 мм — он узок по японским стандартам. Потребуются очень узкие пластинки, если вы делаете что-то со шнуровкой кэбики, или больше пар шнуровки, если вы делаете сугакэ.


Один из возможных поставщиков материала для шнуровки — продукция Hancock’s Fabrics. Это особенный продукт данной компании. У них есть фирменный магазин полипропиленовых шнуров под названием Sew Perfect (код товара — 1823). Шнуры выпускаются в двух вариантах: шириной 9,5 и 22,2 мм. Из любого выйдет великолепная шнуровка. Единственная проблема состоит в том, что шнур выпускается только черным, красным, белым и темно-синим. Учитывая, что это самые распространенные цвета шнуровки, проблемы в этом нет, но если вы хотите вычурную шнуровку, вам не повезло. Фотография слева показывает шнур Sew Perfect (красный) рядом с отрезком настоящего шелкового одосигэ (оранжевый).


Еще один великолепный поставщик — и, возможно, лучший из всех — Rice Braid (ricebraid.com). Их шнуры доступны в очень широком ассортименте цветов и ширины. Некоторые из самых широких прекрасно подойдут для о-ёрой раннего периода. Они поставляются во множестве разных расцветок, способных удовлетворить всех, кроме разве что самых взыскательных специалистов в области шнуровки. Рекомендуемый продукт — plain flat braid («простой плоский шнур»), нейлоновый или полиэстровый. Для кодзанэ Noble Plastics годятся и 9,5- и 13-миллиметровые варианты (последний обеспечит особенно роскошный вид).


Вы также можете найти одоси у различных поставщиков из Японии. Это подлинная вещь, и ее стоимость начинается от 3,50 доллара за метр. Она неплохо подойдет для парадного комплекта с сугакэ одоси, но если вы собираетесь сражаться в нем и думаете о кэбики одоси, сперва выиграйте в лотерею.


Если вы планируете использовать кожу, то я рекомендую по возможности сразу покупать нужную расцветку. А если вы хотите шнуровку из узорчатой кожи, например кодзакура гава одоси или сина гава одоси, то вам придется самим делать на коже тиснение.


Длина отрезков шнуровки из тканевой тесьмы не должна превышать 0,9 м. Ее заметно потреплет к тому времени, когда она пройдет туда-сюда через все эти отверстия. Для кожи длина в 13–15 см — это норма (достаточно только для одного или двух проходов входящей-исходящей шнуровки). Если вы делаете доспехи для боев, то можете поступать как хотите, но гораздо легче заменить секцию шнуровки, чем целый кусок.


Если вы используете нейлон или плоские шнурки, то получаете огромное преимущество работы с плавящимся материалом. Все, что вам надо сделать, — это наклонить шнур на задней части пластины, затем приложить нагретое лезвие ножа к нему — и вы получите твердую каплю шнура, которая не вытянется через отверстие. Раньше оружейники (как и те, кто сейчас работает с шелком или тканью) сначала обрезали и распушали срез, обильно наносили на него мастику, а затем подворачивали края, чтобы сделать подобие такой капли. С виду это лишь немного отличается от наплавленной капли, но получется тяжелее и менее надежно в перспективе.


Типы шнуровки


Кэбики одоси


Кэбики одоси (также называемая «полной шнуровкой») является, без сомнения, старейшей формой японской шнуровки. В этой шнуровке роскошные толстые шнуры не оставляют просветов на доспехе. Кэбики одоси крепит одну полосу к следующей, и шнуровка проходит взад и вперед между двумя полосами в отличие от сугакэ одоси.

 


Шнуровка кэбики — самая хитрая и требует знания наибольшего количества техник. Как вы увеличите число шнуров, когда добавите чешуйку (или просто увеличите ширину) следующей ламели, идущей ниже? Как вы уменьшите шнуровку для противоположного эффекта? Поскольку это проще показать, чем объяснить, смотрите на иллюстрации вверху. Сравните их с методом шнуровки прямой кэбики. На самом деле это достаточно просто.


Кэбики должна шнуроваться слева направо, если вы держите пластину перед собой, передней стороной к вам. Диагонали — навамэ гарами — идут с «юго-запада» на «северо-восток». Примечание: если у вас есть копия «Изготовления доспехов и шлемов в шестнадцатом веке в Японии» (Manufacture of Armour and Helmets in Sixteenth Century Japan) которую написал Сакакибара Кодзан, пропускайте там все иллюстрации по шнуровке. У художника получился узор шнуровки, идущей задом наперед! Взглянув на любой комплект доспехов, вы поймете, что шнуровка идет в обратном направлении.


Сугакэ одоси


Сугакэ одоси (или «редкая шнуровка») появляется в XV столетии как экономическая мера: она сберегала и время, и деньги. Ее характерная черта — пары шнура, образующие букву X. В отличие от кэбики одоси сугакэ идет прямо вниз по всей длине детали, будь в ней две ламели или семь. Кэбики, конечно, идет только между двумя отдельными парами ламелей.


Сугакэ одоси очень проста, поэтому она лучший друг торопливого оружейника. Меньше отверстий, меньше наборов шнуровки, меньше моментов, в которых можно ошибиться. Проблема при использовании сугакэ состоит в том, что вам действительно нужны будут самые широкие шнуры или хотя бы существенно большее количество пар шнуровки. Не должно быть тонких, разделенных промежутками нитей. Это часто, очень часто делают неправильно (и даже некоторые японские компании, изготовляющие «реплики доспехов» — позор им!). Как я говорил, между шнурами не должно быть просветов. Перекрестья шнура в сугакэ должно выглядеть не как X, а скорее как квадраты. Обратите внимание на иллюстрацию справа и фотографию внизу, чтобы увидеть, как устроены правильно размещенные пары шнуровки.


У настоящей сугакэ позади ламели (между хисинуи и кэдатэ) шнуровка просто идет прямо, но для боев SCA я рекомендую вам завязать узлы (и хорошенько их заплавить), чтобы предотвратить любую возможную тенденцию ламелей к сползанию.

Доспехи слева, хотя и сделаны японской компанией, демонстрируют особенно плохую сугакэ одоси, рисунок которой я называю «иксы и железнодорожная колея» — чрезвычайно распространенную проблему в японских доспехах SCA и одну из тех, которые можно с легкостью избежать. Комплект справа — историческая модель с правильным методом шнуровки. Обратите внимание: здесь нет промежутков и «колеи», а перекрестья шнура не выглядят как «иксы».

 


 

Другие


Шнуровка в три шнура (по существу, сугакэ с третьим шнуром между двумя другими, который проходит вертикальной полосой, накладывающейся на X и превращающей его в подобие звездочки), называемая по-разному — тикара одоси или мидокоро гакэ одоси, может иногда попадаться в книгах по доспехам, но она не встречается до середины 1600-х гг. То же относится к доспехам с «секциями» шнуровки — четыре или пять пар сугакэ, — разделенными областями без шнура. Такие причуды, вероятно, созданы оружейниками периода Эдо, ищущими новые, более экзотичные методы украшения доспехов.


Хисинуи-но-ита


Хисинуи-но-ита — самая нижняя пластина любой детали доспеха со шнуровкой. Она названа так потому, что это пластина (ита) с перекрестьями шнура (хисинуи), идущими вдоль низа. Очевидно, что если этот структурный элемент используется в доспехах из чешуек, то он заменяет сделанную на всех остальных полосах из чешуек ситагарами, которая закрывается поддерживающей шнуровкой и перекрытием полос.


При изготовлении доспехов из пластин это, разумеется, не требуется. Фактически можно предполагать, что если сделать большое количество отверстий, необходимых для изготовления хисинуи-но-ита, пластина станет слишком слабой и не сможет противостоять постоянным ударным нагрузкам при сражениях. Это правда, и вы должны подумать об этом, прежде чем делать доспехи, украшенные таким образом.

 


Учитывая меньший размер ламелей, часто используемых в кусадзури и содэ — и, особенно, в сикоро, — широко распространена урезанная хисинуи-но-ита. Так, обычная хисинуи-но-ита имеет навамэ одоси из поддерживающей шнуровки, под ней проходит горизонтальная унамэ одоси («бегущий шнур»), а под ним — два ряда перекрестий шнура. Во период Сэнгоку часто встречались доспехи, сделанные с унамэ одоси и только с одним рядом перекрестий шнура или, наоборот, с двумя рядами перекрестий шнура, но без унамэ одоси. На самом деле часто встречаются доспехи, самая нижняя пластина которых не имеет ничего, кроме навамэ одоси, даже если деталь прошнурована в кэбики одоси. Посмотрите на детали в главе «Содэ» — и вы увидите много различных вариантов решения этого вопроса.


Другая деталь, которую надо учитывать, — это фактическое расположение перекрестий шнура. Если есть два ряда, то они должны иметь смещение — и это приводит к появлению одной пары «пустых» отверстий в конце каждого ряда (если число пар отверстий нечетное) или двух пар пустых отверстий с обоих концов одного ряда (если число четное). Эти отверстия заполняются простой вертикальной полоской шнуровки вместо перекрестной шнуровки, требующей двух пар отверстий. Вы можете выбирать, каким способом прошнуровать эти вертикальные полосы, в зависимости от числа отверстий. Смотрите внизу рисунок с четырьмя возможными вариантами на выбор. Будьте последовательны во всей шнуровке — не надо делать кусадзури, одна половина которого прошнурована по первому образцу, а другая — по второму.

 


Размер шнуровки


Не всякая шнуровка имеет одинаковую ширину. Шнуровка, используемая в кусадзури и сикоро, к примеру, обычно уже той, что используется в до. При заказе шнуровки у изготовителя оружейник задаст число нитей, и это число будет использоваться при изготовлении шнуровки. Изготовитель шнура окрашивает сразу все нити, а затем отсчитывает заданное число нитей и начинает плести шнур. Эти же нити он использует при изготовлении всех прочих типов шнуров и завязок, используемых в доспехе. Это гарантирует, что вся шнуровка (широкая или узкая) и завязки (круглые или плоские) будут одинаковы.


Из-за потребности в шнуровке разной ширины в одном комплекте доспехов вам придется проектировать любые доспехи, которые вы будете делать из кодзанэ, чтобы они подходили к шнуровке, которую вы можете достать. Если вам повезет найти поставщика, предлагающего множество шнуров разной ширины, но одного цвета и материала (к примеру, Rice Braid или других, упомянутых выше), поздравляю. Если вы делаете доспехи с кожаной шнуровкой, то можете вырезать кожу любой требуемой ширины, использовать более широкие чешуйки — и проблема «шнура-из-магазина» перестанет быть проблемой.


Правильная кэбики одоси должна быть прошнурована так, чтобы каждый ряд слегка перекрывался следующим рядом, идущим слева. Не должно быть никаких просветов. Сугакэ одоси должна прилегать непосредственно сторона к стороне — опять же, без каких бы то ни было промежутков. Любые доспехи, которые можно встретить в музеях или книгах и на которых видны промежутки, пострадали от времени и силы тяжести. Часть доспехов с кодзакура гава (кожа с тиснеными цветками вишни) одоси на фото слева ясно показывает, как наложение придает шнуровке богатый и роскошный вид.

 

Что это означает?

 

Это означает, что если вы работаете со шнуровкой шириной 6,4 мм (допустим, при использовании шнуровочного материала вроде распотрошенного парашютного корда), то ваши чешуйки не могут быть шире 12,7 мм. Никаких шуток. И 12,7 мм — это предел. Если вы сделаете чешуйки чуть шире, шнуровка не ляжет правильно, между рядами появятся просветы и в итоге доспехи будут выглядеть ужасно. Вот почему я стараюсь специально заказывать шнур, чтобы он соответствовал доспехам, которые я планирую изготовить.


Шнуровка на кодзакура гава одоси о-ёрой из Ицукусима Дзиндзя имеет ширину в полные 2,5 см. Красный шелковый шнур от ака ито одоси о-ёрой оттуда же более 19 мм шириной. Все же это старые доспехи. Ширина кодзанэ в кодзакура гава — почти 51 мм, а в ака ито их ширина составляет 41 мм. Когда мы переходим к доспехам со шнуровкой из шнура в 6,4 мм, мы смотрим на иро-ито одоси харамаки в Сада Дзиндзя, кодзанэ в котором имеют ширину менее 12,7 мм. Да, вы прочли правильно.


Это следует иметь в виду.


Цвета


Вы можете выбирать из широкой палитры, хотя в конце XVI столетия, во время Сэнгоку Дзидай (или Эпохи воюющих провинций), доминирующим цветом, похоже, был темно-синий. Этот цвет шнуровки называется кон-ито одоси и, как подразумевает название, является именно цветом шнура, а не кожи. (Хотя было довольно много доспехов с кон-гава одоси, кон обычно продолжает считаться цветом шнура.)


Следующие по популярности цвета шнура после кон, похоже, были ака (красный) и хи (обычно переводимый как «алый», но на самом деле насыщенный оранжевый). Близко к ним шли моэги (зеленый), ёмоги (бледный оттенок зеленого, почти болезненно-зеленый), мурасаки (фиолетовый), сиро (белый) и куро (черный). Другие цвета почти не встречались. Нужно сделать замечание по мурасаки: хотя это означает «фиолетовый», часто более коричневые цвета или оттенки бургундского также назывались мурасаки.


Поскольку по традиции цвета и узоры шнуровки показываются на содэ — особенно на о-содэ — я поступлю здесь так же.

Слева направо: Ака ито (красный шнур), Ханада ито (светло-голубой шнур), Хи ито (оранжевый шнур)

 

Слева направо: Кон ито (темно-голубой шнур), Куро ито (черный шнур), Моэги ито (зеленый шнур)

 

Слева направо: Мурасаки ито (фиолетовый шнур), Сиро ито (белый шнур), Ёмоги ито (светло-зеленый шнур)

 

Эта ссылка приведет вас на насыщенную графикой страницу, показывающую примеры различных узоров шнуровки.

 

Другие шнуры и завязки


Существует два типа шнуров и завязок. Один — в тон основного цвета одоси, другой — в тон мими ито. Доспехи могут содержать один, другой или оба сразу. Завязки обычно круглые, а не плоские, как шнур в шнуровке доспехов.


Используются следующие завязки: 1) крепление мунаита к ватагами, 2) крепление ватагами к содэ, 3) стягивающий шнур, удерживающий до закрытым, 4) поддерживающие завязки для содэ (если они требуются) и 5) петли для стягивающего шнура. Другие шнуры, которые могут использоваться вами, — это декоративные шнуры вдоль верха ватагами.


Завязки и шнур котэ должны быть в тон либо ткани котэ, либо базовому цвету одоси. Синоби-но-о (шнур для шлема) также может быть в тон, но он не должен быть реально толстой круглой версией основной шнуровки. Завязки для мэмпо и нодова, разумеется, также должны быть в тон.

 

This page and all contents copyright ©2019 by Sengoku Daimyo, LLC and the authors.

Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Перевод публикуется с разрешения правообладателя
Перевод - Погодаев Александр

Редактура - Ивакири Дзёю

Редактура/корректура - Фрадкина Виктория.