• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть VI.

До

 

До, или панцирь, — это самая большая и наиболее заметная часть любых доспехов. Именно он формирует впечатление от всего комплекта. Фактически дизайн до дает доспехам свое название, будь то ёкохаги нимай до гусоку (доспехи с горизонтально проклепанным двустворчатым панцирем) или гомай дангаэ харамаки до гусоку (доспехи с панцирем из пяти секций с двумя ступенями шнуровки разными стилями и с открытой спиной).


Вам нужно решить, какой именно тип доспехов вы собираетесь изготовить. Точнее, вы должны будете определиться с двумя вещами: стилем и типом. К стилю относятся такие вещи, как заклепки, шнуровка, чешуйки и т.д. Может показаться, что варианты бесконечны. Под типом мы подразумеваем «архитектуру» доспехов.


Типы


От типа зависит, будет ли панцирь двустворчатым, открытым сзади, пятичастным, только нагрудником и т.п. Взгляните на схему для обозначения различных типов. Маленькие круги обозначают расположение петель. Некоторые из этих форм чрезвычайно редки, но схема является компиляцией из двух разных руководств по доспехам, написанных японскими историками — специалистами по доспехам, и я могу только предполагать, что им известны вещи, с которыми мне еще не приходилось сталкиваться. Примером служит харамаки из трех пластин, который, как я думал, был изобретен нами более десяти лет назад в Тримарисе. Я назвал его «сакура-до» в честь Сакура Тэцуо, О. Пэл из KSCA (д-р Стив Блум), основателя Баронства An Crosaire, который и придумал эту концепцию. Представьте, как я был удивлен, найдя такую форму годы спустя в Токио, где она была упомянута в руководстве по доспехам!

 


Некоторые варианты вы можете выбрать по своему усмотрению. Если ваш вес колеблется, вы можете остановиться на вариантах харамаки, хараатэ, рокумай до или рёавасэ до. Ни один из них не требует строго определенного объема талии, так что ничего не нарушится, если в этом месте произойдут какие-либо изменения. Если вы наберете или сбросите вес в «общепринятых» доспехах — тех, что закрыты слева и открываются справа — то правая сторона либо не сойдется, либо получит слишком сильное перекрытие, из-за чего ватагами искривятся, нарушая посадку. Доспехи, которые открыты сзади или с обеих сторон, будут расходиться или сходиться равномерно, позволяя ватагами перемещаться одинаково и сохранять правильную посадку.

 

Если у вас длинный стройный торс, ваше тело идеально подходит для юкиносита-до, являющегося вариацией гомай до. Лично я предпочитаю до типа харамаки, и, возможно, по причинам ностальгическим (а также потому, что делать его реально просто!) — мне нравится стиль сакура-до.

 


Стили


Домару
Доспехи из чешуек, без петель, открывающиеся под правой рукой, называются домару. Скорее всего, они появились в XI столетии. Их комфортность и легкость в надевании и ношении помогли им в конечном счете заменить о-ёрой в серьезных сражениях.


Харамаки-до
Харамаки-до — по существу, то же самое, что и домару, но они открываются на спине, а не на боку. Как и домару, они первоначально были доспехами для вассалов. Позже этот термин стал применяться ко всем стилям доспехов, открывающимся на спине.

 

Этот буси носит могами харамаки.

Обратите внимание на сэй-ита («пластину труса»), прикрывающую спину.

Изображение из Музея Костюма Киото


Цудзуми-до
Эти доспехи — японский эквивалент знаменитого coat of plates. Зачастую их называли кавадзуцуми-до, поскольку обычно они покрывались кожей, хотя сохранились и образцы, покрытые тканью (особенно слоями толстого шелка). Они делались из кодзанэ, но для боев SCA они могут быть с легкостью изготовлены из цельных пластин. Полосы (из пластинок или цельные) покрываются кожей или тканью, а ряды перекрестий шнура помогают прикрепить кожу к пластинам.


Кавадзуцуми-до XIII–XIV вв.


Татами-до
Татами означает «гибкий». Эти доспехи часто можно увидеть надетыми на ордах безымянных низкоранговых вассалов в самурайских фильмах. Пластины размером с визитку могут быть прямоугольными, шестиугольными или составлять комбинацию этих форм. Пластины соединяются кольчугой и пришиваются на тканевую подкладку. Дешевейшие из дешевых комплектов имеют просто пришитые к ткани пластины, без кольчужных соединений. Кусадзури может как состоять из обычных пластин на шнурах, так и быть изготовлено в том же гибком стиле, что и до.

 

 


Тосэй-до
Тосэй-гусоку (досл. «современные доспехи») — это название, данное доспехам второй половины XVI столетия, откуда следует название панцирей тосэй-до. Они отличаются подогнанным по фигуре силуэтом, клиновидной талией и выглядят изящнее. Более старые доспехи имели передний и задний татэагэ из двух полос (иногда три на спине) и четыре полосы в области кэбики до (на торсе). Тосэй-гусоку практически всегда имели три полосы на переднем татэагэ, четыре — на спине и пять — в кэбики до. Единственный способ добиться этого — разумеется, уменьшать ширину полос.


Тем не менее были доспехи, выполненные в стиле тосэй-гусоку, но по шаблонам, использующим старое число полос. Это были дешевые либо предназначенные для вассалов доспехи. Если конструкция не была ламеллярной, пропорции обычного ламеллярного до продолжали сохраняться. Квинтэссенция тосэй-до — это окэгава-до (см. далее).


Тосэй-гусоку был основой для наибольшего разнообразия стилей доспехов за всю историю Японии. По необходимости тут будут перечислены лишь некоторые из них.


Мару-до
Мару-до — по существу, название, данное тосэй-гусоку, выполненному как домару (или, если вам так больше нравится, домару, изготовленному в форме тосэй-гусоку). Иногда его также называют кэбики до, поскольку он прошнурован кэбики одоси, но некоторые оружейники оставляют этот термин для тосэй-гусоку, сделанных из кирицукэ дзанэ и содержащих одну или более петель. Настоящий мару-до делается из хон кодзанэ без петель, как и домару.


Мару-до и два основанных на мару-до нимай до. Слева — настоящий мару-до (сделанный из кодзанэ).

В середине — панцирь-ракушка из кирицукэ дзанэ.

Справа — двучастный панцирь из гладких сплошных полос, прошнурованных кэбики одоси


Окэгава-до
Окэгава-до — это доспехи из склепанных полос. Окэгава означает «бока как у бочонка» и относится к очевидно бочкообразной форме панциря и его конструкции.


Существует два варианта окэгава-до: ёкохаги (горизонтальный) и татэхаги (вертикальный) до. Самый распространенный вид — это ёкохаги окэгава нимай до, в котором пластины склепаны в горизонтальные ряды, а под левой рукой расположены одинарные петли. Хотя оружейники и коллекционеры могут использовать термин «двустворчатый» чтобы описать все доспехи с одинарными петлями, но когда этот термин используют, обычно подразумевается окэгава-до. Полосы могут быть прямыми, вырезанными, чтобы изображать чешуйки, волнообразными и т.д. Заклепки обычно шлифуют заподлицо с поверхностью, хотя также распространены заклепки с низким куполом.


Это одна из наиболее часто встречающихся форм доспехов для вассалов. Подобные доспехи изготовлялись в огромных количествах как по современным шаблонам с использованием узких полос, так и по старым, с их широкими полосами. Эти доспехи массового изготовления часто называли окаси (одалживаемый из арсенала сюзерена) до.


Три окэгава-до, изготовленных для вассалов. Обратите внимание на «старый шаблон» до из шести полос


В этих трех окэгава-до купола заклепок выставлены напоказ, а не выровнены с плоскостью. Обратите внимание на до слева с зубчатыми пластинами

 

Эти два — татэхаги до (вертикально проклепанные панцири)

 

Нуинобэ-до
Нуинобэ-до — это панцири, сделанные из иё дзанэ (либо выглядящие так, будто изготовлены из иё дзанэ). Термин означает что-то вроде «сшитый по ширине» и относится к горизонтальной шнуровке сита-гарами, используемой в рядах иё дзанэ. Это по-настоящему элегантная форма доспехов. Она может быть выполнена в любом из нескольких типов, но чаще всего, похоже, бывала двустворчатой.

 


Хотокэ-до
Гладкие панцири, на которых не видно никаких признаков полос, называются хотокэ-до. Это японская версия округлых нагрудников. Термин Хотокэ означает «Будда» и произошло от гладкого, круглого живота буддийской скульптуры.


Обычно они встречались в двустворчатой форме, но гомай до (пятичастные панцири) также распространены. Варианты из пяти пластин часто путают с юкиносита или сэндай-до, но, как правило (не всегда), хотокэ-до выделяется отсутствием отдельной мунаита. Открою еще одну тайну: юкиносита-до без вариантов имеет большое число наборов кусадзури, девять или одиннадцать, в то время как кусадзури на хотокэ-до следует традиционным шаблонам и цифрам.

 


Юкиносита-до
Единственный до, названный в честь оружейника, который можно идентифицировать, — это юкиносита-до. Достоверно известно, что он назван в честь Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ, разработавшего конструкцию в Сагами где-то после 1573 г. Эти доспехи существуют только в виде пятичастных панцирей. Их еще называют сэндай-до в честь города на севере, который был столицей великого даймё Датэ Масамунэ, экипировавшего ими всю свою армию. Юкиносита-до — очень простые доспехи, элегантные в своем отсутствии претенциозности.


Помимо вытянутых гладких поверхностей их отличает большее число наборов кусадзури и использование кохирэ (крылышек), выступающих из плечевых полос за края плечей, защищая их. Юкиносита-до вообще не требовали содэ и часто не комплектовались ими.

 


Нио-до
Нио-до названы в честь класса буддийских божеств. Это хотокэ-до с чеканкой, напоминающей истощенное тело голодающего монаха или старика. (Они также стилизовались как гакихара-до, в напоминание о голодных призраках буддийского ада.)

 


Могами-до
Могами-до — это пятичастные доспехи из цельных полос, прошнурованных сугакэ одоси вместо клепки. Одни историки признают, что варианты со шнуровкой кэбики также считаются могами-до, другие не соглашаются. Кое-кто также признает могами-до любые до ламеллярной (ита моно) конструкции со шнуровкой сугакэ, вне зависимости от того, состоят ли они из пяти пластин или двух створок. Харамаки-до из пяти пластин ламеллярной конструкции со шнуровкой называются могами харамаки-до.

 


Хатомунэ-до
Хатомунэ-до (досл. «панцирь с голубиной грудью») — результат вдохновения японских мастеров европейскими кирасами. Многие хатомунэ-до были сделаны из привозных португальских доспехов, в то время как другие изготовлялись внутри страны по идентичным шаблонам. Кроме того, хатомунэ-до создавались путем добавления ребра на животе в окэгава или хотокэ-до. По конструкции они могли быть гладкими (из одной пластины) или ламеллярными.


Слева: хатомунэ-до, сделанный на основе хотокэ-до.

Справа: хатомунэ-до, сделанный на основе окэгава-до (обратите внимание на волнистый шаблон пластин)

 


Два намбан-до, переделанных из португальских кирас, имевших ребро жесткости


Дангаэ-до
Дангаэ-до (досл. «меняющийся шаг») — это стиль, не являющийся стилем. Скорее, подобные доспехи — комбинация из двух и более стилей. К примеру, большая часть защиты корпуса может быть окэгава-до, но две нижние полосы прошнурованы (кэбики или сугакэ), а не проклепаны, или доспехи прошнурованы сугакэ, но татэагэ и нижние полосы прошнурованы кэбики. Такие комбинации стилей были весьма распространены.

 


Хисинуи-до
Термин «хисинуи-до» фактически относится к технике изготовления, которая применяется и в других стилях (почти исключительно ёкохаги окэгава-до). Эта техника так бросается в глаза, что подобная конструкция перевешивает все ссылки на другие стили. Вместо заклепок или шнуровки используются хисинуи (перекрестья шнура), либо скрепляя полосы друг с другом (в том, что иначе было бы признано ёкохаги окэгава-до или нуинобэ-до), либо просто украшая гладкую поверхность (если речь идет о хотокэ-до).

 


Мунэмэнуи-до
Мунэмэнуи-до — это вариант хисинуи-до (другое название — унамэнуи-до). Вместо перекрестий шнура горизонтально вдоль пластин или поверхности до идет «бегущий стежок». Этот «стежок» шнуровки, бегущий вдоль поверхности полос, больше всего похож на пунктирную линию, параллельную верхнему краю. На самом деле такой тип доспеха достаточно редок.

 


Странные вещи
Существует также множество откровенно странных стилей, которые лучше оставить в списках исторических нелепостей — к примеру, кикко-до, в котором весь до сделан из маленькой шестиугольной японской бригантины. Притворитесь, что вы никогда о таком не слышали.


Части до
До легко делится на две части: собственно панцирь и кусадзури (тассеты) — с третьей, всеобъемлющей категорией для различных дополнений и отделочных деталей панциря.


Собственно до
Если не уточняется, приведенная информация относится и к передним, и к спинным пластинам (либо к бокам, переду и спине, если речь идет о доспехах с несколькими петлями). Когда я пишу, что до сделан из одной пластины, то имеется в виду, что он сделан из одной нагрудной пластины и одной пластины, прикрывающей спину. А если я
имею в виду хараатэ или маэкакэ-до (по существу, синонимы), я буду использовать конкретно эти термины.


Пластины корпуса
Основная часть кирасы соответствует различным стилям, описанным выше.
В доспехах, сделанных из полос, более широкие полосы, проходящие вдоль живота, образуют то, что называется «кабуки-до» или «нагагава». Панели, помещенные выше, передняя и задняя, называются татэагэ. Задний татэагэ шире, обычно в соотношении примерно 4:5 или 5:6 (т.е., если передний татэагэ имеет ширину 25,5 см, задний будет около 30,5–33 см). Кроме того, задний татэагэ имеет на одну полосу больше, чем передний.


Более дешевые ламеллярные доспехи сделаны из более крупных полос — две на переднем татэагэ (три на спине) и четыре в кабуки до. Более дорогие доспехи делались из полос поуже, три в переднем татэагэ (четыре на спине) и пять в кабуки до. Вне зависимости от цены многие окэгава-до были изготовлены по так называемым старым шаблонам в период Эдо.


Канагу мавари
Как вы, возможно, помните из Части 1, канагу мавари — это различные пластинки, которые крепились к основной части кирасы. Этот термин указывает на их происхождение в виде «цельных пластин» в доспехах, где все остальное собиралось из чешуек. Канагу мавари в до состоит из мунаита (нагрудной пластины), осицукэ-но-ита (плечевой полосы), вакиита (защиты подмышек) и ватагами (плечевых ремней).


Большинство до делались из многочисленных полос или пластин с крепящимися к ним канагу мавари. Даже сделанные из одной пластины хотокэ-до могли быть изготовлены с раздельными пластинами корпуса и канагу мавари, хотя они могли состоять и из одной цельной пластины, включающей в себя и формы канагу мавари.


Различные пластины канагу мавари делаются комплектом, все в одном и том же стиле. Обычно этот стиль повторялся в козырьке шлема: если последний покрывался тисненой кожей, то же делалось и с канагу мавари. Если он полностью лакировался, то лакировались и канагу мавари. Это не такое строгое правило, как соответствие в болтающихся деталях, — в этой области отмечено больше вариантов (хотя если вы еще не имеете четкого представления об эстетике японского доспеха, будет хорошей мыслью выдерживать соответствие этих деталей, когда вы будете делать свой комплект доспехов).
Простейший и самый распространенный тип канагу мавари соответствует корпусу до: если до гладкий и черный, то таким же должен быть и канагу мавари, если до красный, то такой же и канагу мавари. Но встречаются до, в которых канагу мавари и до разные (к примеру, покрытый золотым лаком до с черным канагу мавари).


Пластины до в самых распространенных комплектах доспехов приклепаны к канагу мавари. Сделано ли это скрытыми (утопленными в поверхность) заклепками или более декоративно, с помощью хассо бё, — зависит от дороговизны и внешнего вида доспехов. В некоторых образцах пластины прикреплены к канагу мавари шнуровкой (кэбики или сугакэ, в зависимости от стиля доспехов).


Самые дешевые доспехи имеют плоские канагу мавари без каких-либо украшений. Чаще канагу мавари слегка выгнуты наружу по верху или на выступающих краях, чтобы предотвратить защипывание и придать лихость внешнему виду.


Канагу мавари — или по крайней мере мунаита и осицукэ-но-ита — могли украшаться нарисованными или накладными геральдическими гербами. Даже в тех случаях, когда не был наложен фукурин, края могли быть выгнуты и окрашены золотом. Из-за особенностей лака настоящие японские канагу мавари никогда не имели вальцованных краев, типичных для европейских доспехов, если они не делались на основе импортированных европейских кирас с ребром.


Ватагами могли жестко крепиться к осицукэ-но-ита либо быть на петлях. (Ватагами на юкиносита-до, как правило, были с петлями. Они же на окаси-до практически без вариантов были жестко соединенными.)


Завязки и застежки
До удерживался закрытым под правой рукой (или под обеими руками, если это рё-авасэ до) с помощью такахимо. Это петля на спинной части доспехов и пара шнуров на передней стороне: один шнур продевался через петлю и тянулся обратно, и два шнура связывались бантом.


В маэкакэ-до (АКА хараатэ) очень длинные плечевые ремни застегивались под противоположной рукой (пересекая спину крест-накрест), а комбинация длинной завязки и петли внизу стягивала талию.


Пара кохадзэ (петелек) выходит из верха мунаита, к ним крепятся соответствующие концы застежек с ватагами. Кроме того, пары петелек торчат по бокам ватагами, чтобы крепить котэ и/или содэ.


В шнурованных до в отличие от склепанных или моделей из сплошной пластины верхние панели крепились к ватагами или очень маленькими парами застежек, или шнурами. Комплекты цельной конструкции (в которых татэагэ проклепан или состоит из цельной пластины) не нуждались в этой дополнительной поддержке.


Фурнитура
Распространенной деталью в большинстве наиболее дорогих доспехов был гёё, маленькая пластина в форме листа, свисающая с края каждого ватагами. Предназначением гёё было защитить шнуры, которыми ватагами пристегивался к мунаита. Гёё украшались в том же стиле, что и остальной канагу мавари, и часто также имели небольшой накладной герб.

 

В компактном юкиносита-до он принимал форму расширенной откидной створки на петлях, подвешенной к краю каждого ватагами.

 

Доспехи, изготовленные примерно с 1620 г. либо переделанные или отремонтированные после этой даты, часто имеют пару позолоченных колец на передней части до, это вычурная вещица эпохи Эдо, и, хотя они часто встречаются в сохранившихся доспехах, им не место в настоящих комплектах периода Сэнгоку.


Многие доспехи, предназначенные для вассалов, оснащены маленькими чашевидными кармашками внизу спины и скобкой на уровне лопаток, чтобы удерживать древко для сасимоно, геральдического флажка, используемого для идентификации подразделений в поле. Эти флажки постоянно мелькают в фильмах Ран и Кагэмуся.


Доспехи, в которых не предусмотрено использование содэ, могут иметь кохирэ («маленькие крылья»), выступающие из ватагами в сторону плеч.


Многие доспехи содержат мягкую панель на плечах, крепящуюся к ватагами. В самых дешевых доспехах, имеющих такое приспособление, эта подкладка представляет собой простую U-образную секцию вдоль плеч. Более дорогие версии включали в себя маленькие крылышки из бригантины, простирающиеся по плечам, и стоячий воротник из бригантины для защиты задней части шеи. Кроме этих амортизирующих удары деталей в японских доспехах нет смягчающих элементов.


Цельные до в большинстве случаев выстилались слоем тонкой кожи, которая приклеивалась, а затем покрывалась лаком. Однако до, сделанные из чешуек, обычно не имели подобной подкладки. Многие более дешевые доспехи подбивались плотной тканью или парчой, приклеиваемой изнутри кирасы. Эта подбивка делается в последнюю очередь: сначала завершается вся шнуровка, фурнитура прикрепляется на нужное место, и лишь потом крепится подкладка. Только самые дешевые доспехи оставлялись «голыми».


Подкладка предназначена лишь для основной части до. Она не включала в себя канагу мавари, которые (если требовалось) подбивались перед сборкой.


Кусадзури
Чтобы внести ясность, я должен разъяснить терминологию. Когда я говорю «наборы» кусадзури, я имею в виду вертикальные ряды тассет. Когда я говорю «полосы», я имею в виду индивидуальные пластины в наборе. До может иметь пять наборов кусадзури с четырьмя полосами, т.е. пять тассет окружают тело, каждая состоит из четырех висящих пластин.
Нет установленных правил относительно числа наборов кусадзури или полос. Меньшее число полос — более дешевые доспехи. Доспехи низших вассалов, как правило, состоят из трех или четырех полос, в то время как доспехи для рядовых — из пяти и (редко) шести. Наиболее распространенные доспехи будут содержать шесть или семь наборов. Если число было нечетным, нечетный кусадзури был, конечно же, спереди по центру, прикрывая пах. Одна из особенностей юкиносита-до — исключительно большое число наборов, часто одиннадцать.


Доспехи для вассалов имели юруги-ито (подвешивающую шнуровку) в сугакэ. Все остальные доспехи имели юруги-ито, прошнурованную в кэбики, даже если все остальные части брони были прошнурованы в сугакэ одоси. Юруги-ито имел длину 10–15 см; однако в о-ёрой она не длиннее, чем любой другой ряд поддерживающей шнуровки.


Единственная альтернатива подвешивающей шнуровке, появившаяся во второй половине XVI столетия, — подвешивающая панель. Кожаная панель или ткань с легкой подбивкой, покрытая кольчугой, заняла место юруги ито. Иногда несколько рядов одосигэ акцентировано проходят вверх и вниз по каждой панели, создавая впечатление шнуровки.


Другая деталь, появившаяся примерно в то же время, — это съемный кусадзури. Вместо того чтобы крепиться непосредственно к до, кусадзури свисал с узкого пояса из кожи, который, в свою очередь, крепился к до в нескольких местах парами завязок, проходивших через маленькие отверстия. Сакакибара Кодзан признавал, что съемный кусадзури был практичной вещью, позволяя сделанным таким образом доспехам легче складываться, а кроме того, они позволяли облегчить переправу через мелкие речки простым снятием кусадзури, чтобы те не намокали.


Кусадзури, изображенный слева сверху, содержит обе вышеупомянутые детали: он съемный и использует покрытую кольчугой панель для подвески.


Художественное оформление
Самое заметное украшение многих доспехов, которые можно увидеть в фильмах (особенно в фильме «Сёгун»), — это изображение герба владельца на передней части до размером с тарелку. Фактически это обычная вещь, но только на доспехах вассалов — в этом случае герб принадлежит их клану или господину. Самураи высокого ранга — те, кто мог позволить себе более заметные доспехи, — в основном узнавались по стилю их шлема, по украшениям шлема или даже по их собственному персональному штандарту, который в битве носил хорошо обученный слуга. Многие сохранившиеся доспехи для вассалов имеют эту деталь, но ее нет на доспехах даймё.


Цвет пластин и шнуровка — вот истинная форма «украшения» японских доспехов. Вопреки часто повторяемому избитому анекдоту, цвет шнуровки ничего не говорит о владельце или его намерениях. Если бы это имело место, он должен был бы волей-неволей всегда иметь несколько комплектов доспехов, с разными цветами шнуровки («сегодня я жесток», «сегодня я собираюсь умереть» и т.п.) или изобрести способ изо дня в день расшнуровывать и опять прошнуровывать доспехи, при этом не разбирая их.

 

This page and all contents copyright ©2019 by Sengoku Daimyo, LLC and the authors.

Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Перевод публикуется с разрешения правообладателя
Перевод - Погодаев Александр

Редактура - Ивакири Дзёю

Редактура/корректура - Фрадкина Виктория.