• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть XII. Содэ

Развитие

Доспехи, сделанные до 1400-ых годов имели большие содэ из семи пластин шириной 30 см. В течении столетий это был типичный вид. Вариантом, появившемся приблизительно в 1300-х годах, стали хиро-содэ ("широкий рукав"), имевшие верх более узкий, чем низ. Перевернутая форма появилась несколько десятилетий спустя. Иногда такой вариант называли цубо-содэ ("рукав-кувшин"), названием, противоречащим более позднему типу содэ, который был уже и меньше, и к тому же хорошо изогнутым, чтобы прилегать к верху руки.

Содэ в конце шестнадцатого столетия напоминали прямоугольный кусадзури, так как тогда они изготовлялись с кусадзури набором, в том же самом стиле и по таким же выкройками, как и остальная часть “болтающихся деталей”.

Последним вариантом содэ был бисямон-готэ, в котором содэ включается непосредственно в рукав доспеха. Пластины этого содэ имели петли в двух местах, обеспечивающие более комфортное ношение. Фактически, только одна или две нижние пластины висели свободно, поскольку предпоследняя пластина (или пластина перед предпоследней) была пришита к рукаву.

Ранние содэ

За исключением очень немногих примеров, самая верхняя пластина содэ - каммури-ита ("коронная пластина") - венчающая деталь, была покрыта тисненой кожей и обрамлена позолоченным фукурин.

 

О-содэ изнутри и снаружи
Внутренняя и внешняя часть двух о-содэ. Отметьте вертикальную панель на внутренней части;

она только на правом содэ, не дающую стрелам проскользнуть между пластинами

.

Содэ обычно был из кодзанэ, как и остальные части доспеха. Длинные шнуры на передней и задней части связывают содэ с ватагами, в то время как шнур, идущий от декоративного приспособления на задней части, удерживает содэ на месте.

Крапулоус о-содэ периода ЭдоНа внутренней стороне правого содэ обычно находиться длинная кожаная полоса. Она ставиться для того, чтобы защитить стрелы, хранящиеся в колчане, носимом на правом бедре, от порчи пластинами содэ. Эта полоса приклепана на место маленькими медными заклепками у низа каждой пластины.

Период Эдо породил таких монстров, как о-содэ, сделанный конструкцией из сплошных пластин и со шнуровкой сугакэ. Эта картинка изображает одно такое недоразумение, чтобы вы посмеялись. Пожалуйста, не делайте это. Никогда.

Тосэй Содэ

 В начале шестнадцатого столетия кому-то пришла в голову идею сделать содэ меньше и не таким тяжелым. Поскольку чаще они носились с могами-до, они стали называться могами-содэ. Так же эти меньшие модели называли тосэй-содэ или косодэ (последнее название как противоположность их большим кузенам, о-содэ). Исходные большие квадратные модели получили название о-содэ.

Два тосэй-содэ Тосэй-содэ делались к тому же самому шаблону, как и другие “болтающиеся детали”. Ширина пластин та же самая, что и в кусадзури (кроме того, обычно такая же, как в до).

Тосэй-содэ иногда подбивались панелью из ткани в полную ширину содэ и длиной до предпоследней пластины. Она делалась, чтобы уменьшить бряцанье и, кроме того, создать некоторое дополнительное смягчение. (Она, также, сокращала трение на пластинах котэ.) Эта панель была двумя или тремя слоями ткани, возможно оправленными окантовкой, и пришитыми к краям пластин, вдоль верха самой первой и низу предпоследней пластины, через пары маленьких отверстий. Эти панели ни в коем случае не были стандартной вещью, но не были и чем-то необычным. Два тосэй-содэ изнутри и снаружи

 Самая верхняя пластина - каммури-ита - сгибается под острым углом. В более дорогих доспехах этот угол может быть оправленным. Две пары отверстий делаются в каммури-ита в основе отворота. Через эти отверстия продеты кохадзэ пуговицы и шнуры, удерживающие содэ на ватагами.

Часто на сзади второй или третьей пластины находится маленькое кольцо. Это кольцо предназначено для шнура, который мог использоваться, либо же не использоваться, чтобы фиксировать содэ на месте, совсем как кольцо на когай канамоно в о-содэ. Неприятный содэ периода Эдо

Иногда в период Эдо меньшие содэ были сделаны с большими сплошными панелями (иногда одной пластина, иногда несколько пластинок, склепанных вместе), которые быть украшены чеканкой или каким-либо другим способом, при этом свободно висела лишь одна самая нижняя секция. Здесь справа - один подобный образчик, покрытый тисненой кожей и украшенный двумя огромными позолоченными летучими мышами из меди. Опять же, пожалуйста, не делайте это.

 

Кохирэ

Кохайр на Сендае-dУ Кохирэ были крылышками (дословный перевод слова "маленькое крыло"), крепящимися к ватагами (плечевые лямки) и расширявшиеся вдоль плеча. Кохирэ это вещь, найденная исключительно на тосэй-гусоку, на более ранней броне их нет.

Кохирэ делались из кольчуги, сплошных пластин, или даже двух или трех маленьких пластинок, шнуровавшихся в традиционной манере. Бригантные кохирэ было легче одевать вместе с содэ, в то время как сплошной или пластинчатый кохирэ для этого подходили хуже. Фактически, бригантные кохирэ были стандартной вещью.

 Использование сплошного или пластинчатого кохирэ означало , что содэ практически не мог удобно носится с доспехами, но часто комплекты все равно оснащались содэ, поскольку считалось, что они должны там быть.

Изготовление

О-содэ

Некоторые оружейники делают только содэ, используя их как образцы для демонстрации различных образцов шнуровки и кожаных узоров. Вы, возможно, захотите сделать несколько; из них получаются оригинальные украшения на стенку.

Сделайте полосы из чешуй (шириной 30 см.) или сразу вырезайте пластины под эту длину. Вам понадобиться по семь полос/пластин на сторону. Если вы используете хон кодзанэ, помните, что в этом случае самая верхняя пластина (ити-но-ита) должна быть сделана из мэнаси-дзанэ.Выкройки для изготовления о-содэ каммури-ита

Вырежьте две каммури-ита по итоговой ширине ваших пластин. Если вы работаете с чешуёй, никогда не вырезайте канагу-мавари до тех пор, пока чешуи не будут сошнурованы. Это поможет вам избежать неприятных неожиданностей. После того, как будут проделаны необходимые отверстия, выгните ее как показано на иллюстрации.

Вырежьте две деревянных полосы 6,5 мм толщиной, 12,7 мм шириной, и длинной, равной длине вашего содэ. Поместите одну каммури-ита позади деревянной полосы, и просверлите три пары отверстий. В эти отверстия встанут декоративные заклепки, которые крепят ити-но-ита - первую пластину - к каммури-ита.

Если вы используете сплошные пластины (что для кирицукэ-дзанэ о-содэ, что для поздних итамоно о-содэ), выберите, какая пластина должна будет стать самой верхней, а какая - самой нижней, и отложите их. Проделайте отверстия в остальных пластинах так, как понадобиться для шнуровки кэбики или сугакэ. На самой нижней пластине, пробейте все нижние наборы отверстий для хисинуи. Для ити-но-ита, положите деревянную полосу вдоль ее края, и с помощью. маркера разметьте шесть отверстий для пробоя.

Следующий шаг – покрытие поверхности пластин краской или тем, что у вас для этого предназначено.

Подготовьте ваши панели из тисненой кожи для к лицевой и задней сторон каммури-ита (или, если вы предпочитаете, нарисуйте ее). Смотрите раздел о тисненой коже в главе "Перед тем, как начать", чтобы узнать, как это сделать. Если вы используете кожу, проделайте несколько маленьких отверстий для кодзакура-бё (лит. "маленькие заклепки - вишневые цветы "), помогающих удерживать кожу на месте. Щедро смажьте поверхность каммури-ита клеем "Barge Cement", и придавите кожу. Позвольте ей высохнуть. Используя острый нож "X-Acto", прорежьте отверстия в коже, соответствующие отверстиям в металлической пластине, и вставьте заклепки.

Сделайте кольца для завязок - три в каждом содэ - согласно методу, описанному в главе "Перед тем, как начать." Отрежьте концы кольца до требуемой длины после установки его в содэ. Через три независимых отверстия (не три набора парных отверстий) в основании каммури-ита, просуньте стержни трех колец, которые вы только что сделали. Эти кольца на внутренней части каммури-ита служат для того, чтобы привязывать его. Кольца в передней и задней части должны быть вертикальными, находящееся в центре - горизонтальным.

Верхняя часть о-содэ в разрезе Вырежьте две панели черной кожи (толщиной как у подкладочной ткани - скажем 1 - 2 унции), достаточно большой, чтобы обернуть деревянные планки. Приклейте кожу на место и удостоверьтесь, что кожа полностью покрывает лицевую сторону, верх, и низ, с выпуском сверху и по сторонам. Когда вы собираете изделие (согласно иллюстрации), края подворачиваются в манере, вроде "больничных углов" на кровати.

Возьмите четыре проволочных полосы длиной 30,5 см (провод диаметром 1,3 мм будет в самый раз, хотя, если вы найдете соломинки толщиной 8 мм, будет просто великолепно!) – по две на сторону - и по две полосы красной и белой ткани. Эта ткань должна быть размерами 30,5 см на 6 мм. Поместите проволоку/тростинки по центру ткани, добавьте клей, и сверните ткань пополам так, чтобы тростники были четко на ребре ткани. Смотрите иллюстрацию, чтобы понять, как это все собирается вместе.

Возьмите ити-но-ита, затем одну белую полосу, затем красную полосу. Расположите их по центру, чтобы они выступали над краями примерно на 2,5 см, при этом тростник идет только по длине пластины. Они должны быть около верха. Проделайте ножом "X-Acto" в ткани отверстия, в которые будут вставляться декоративные заклепки. Сверните ткань под пластиной и установите на место деревянную планку, покрытую кожей, подворачивая оставшийся лоскут кожи, и поместите каммури-ита под пластину. Вставьте три пары декоративных медных заклепок, и разогните расщепленные стержни, или расклепайте их поверх маленьких шайб.

Сошнуруйте содэ, используя выбранный вами шнуровочный материал и рисунок.

После того, как вторая пластина прошнурована, вы можете закончить детализировать каммури-ита. Нанесите клей Barge Cement на заднюю часть ити-но-ита и придавите тисненую кожу, поместив ее на место. Просверлите маленькое отверстие на каждом краю нижней пластины и одной или две возле середины для хорошей меры, вставляйте маленькие заклепки, и кромку заклепка вниз. Это будет удерживать кожу на месте.

Возьмите медную полосу 1,2 мм и обрежьте ее по приведенному здесь шаблону для когай-канамоно, переверните ее. Вставьте бронзовое кольцо приблизительно 19 мм в диаметре возле конца и прикуйте его на место. Эта полоса приклепывается к внешней стороне четвертой пластины так, что кольцо свисает на задней части. Оно требуется, чтобы крепить шнур к агэмаки на задней части доспеха, удерживая содэ на месте. Проделайте в полосе отверстия. Наметьте местоположение отверстий в четвертой пластине, затем сверлите.

Теперь вы можете закончить шнуровку содэ.

Как только вы закончили шнуровать четвертую пластину, вы можете прикрепить когай-канамоно (полосу с кольцом) с помощью декоративных медных заклепок (расщепленный стержень раскола – предпочтительный метод).

Приложите полосу тисненой кожи шириной 3,8 см вдоль заднего края внутренней части правого содэ (как на иллюстрации). Приклепайте ее к низу каждой пластины за оба края полосы.

Прикрепите длинные шнуры к передним и задним кольцам в каммури-ита.

Вы только что закончили ваш вычурный о-содэ.

Могами содэ

Одно из различий между о-содэ и могами содэ - каммури-ита. Для первого термин относится только к отдельной детали, венчающей первую пластину; для второго термин относится к венчающей пластину секции и к первой пластине, которые были или одной деталью или, по крайней мере, были намертво скреплены. Обратите внимание на эту разницу при чтении указаний.

Ваш тосэй содэ (альтернативное название "тосэй" означает "современные") может или соответствовать по ширине вашим кусадзури и до, или вы можете вырезать их приблизительно на 6мм уже. Я всегда предпочитаю более изящные содэ, так, если вы используете пластины для до в 6,3 см, двигайтесь вперед и вырезайте содэ 5,7 см шириной. Обрежьте пластины 23 см. в длину. Помните, что если вы делаете содэ с более узкими, чем в до, пластинами, вы должны будете так же использовать более узкую шнуровку, чтобы сохранить верные пропорции. Выкройки для могами-содэ

Пробейте или просверлите необходимые отверстия (вашей мантрой должно быть, "как на кусадзури"). Если вы используете хон кодзанэ, те, что пойдут на верхнюю пластину, должны быть мэнаси-дзанэ.

Ваша самая нижняя пластина должна также соответствовать таковой на кусадзури, т.е. вы должны воспроизвести здесь рисунок. Замечательно, если это шнуровка хисинуи. Вы можете также обрезать по кривой нижние углы. Вы можете решить оставить последнюю пластину гладкой, в соответствии с общим стилем брони для слуг. Вы можете, если хотите, нарисовать на пластине ваш мон. Вы можете сделать очень небольшой валик вдоль верхнего, переднего и заднего краев пластин, и по всему периметру нижней, если желаете. Только помните, что все это должно соответствовать нижней пластине всех “болтающихся деталей”.

Если вы планируете использовать подкладочную ткань, сделайте пары маленьких отверстий по краю пластины, горизонтально по каммури-ита ниже сгиба, и вдоль низа последней или предпоследней пластины.

Детали: угол содэ Для гладких, в стиле доспеха для слуг, содэ, вырежьте изгибающийся гребень для каммури-ита, загните ушки вверх, и приклепайте каммури-ита к венчающему его гребню. Сточите заклепки плоскими, таким образом, чтобы они не выглядывали. Покрасьте и отделайте пластины содэ (повторяя мантру: "как на кусадзури").

Детали: угол содэ Для более богато украшенного содэ, вам понадобиться шесть хассо-бё (декоративных медных заклепок) на одну деталь: по два с каждой стороны и два в середине. Они помещаются на латунные полосы (хассо-канамоно) как показано в образце в главе "Перед тем, как начать”. Проделайте отверстия в этих посадочных пластинках, верхней пластине содэ, и в каммури-ита. Клепайте через все три пластины, но не сплющьте заклепки. Для парадной брони вы должны использовать заклепки с расщепленным стержнем.

Сошнуруйте содэ (как на кусадзури).

Проденьте полосу шнуровки через каждую из пар отверстий и сделайте застежки тем же самым методом, как и в случае застежек для до.

Если вы хотите добавить кольцо для шнура позади содэ, сделайте его согласно иллюстрации для о-содэ, но отрежьте его короче по пунктирной линии. Понадобиться только две заклепки вместо четыре.

Теперь пришло время сделать подкладочную панель (если вы используете таковую). Сшейте вместе два слоя ткани, соответствующей основе ваших котэ, вложив один или два слоя холста между ними.

 Ширина законченной панели на волос меньше ширины содэ, а длина соответствует расстоянию от верха каммури-ита до низа пластины, к которой вы собираетесь крепить ее. Пришейте ее на место несколькими нитями вышивального шелка (соответствующего цвету шнуровки или лака настолько, насколько у вас получится), и завяжите узлы на внутренней стороне содэ.

Ваши могамиi содэ закончены.

Цубо содэ

Выкройки для изготовления цубо-содэ каммури-ита

Цубо содэ (периода Сэнгоку) сделаны подобно обычному тосэй-содэ, но с большей глубиной изгиба. Согните их до соответствия каммури-ита на рис. 12.12, и собирайте их в той же самой манере, как и могами-содэ.

 Образец для остальной части пластин идентичен образцу для тосэй-содэ, хотя часто они сужаются к низу.

Кохирэ

Если вы не хотите носить содэ, и ваша броня - в стиле конца шестнадцатого столетия, вы имеете право вместо содэ сделать и использовать кохирэ. Если вы делаете кохирэ из пластин, они должны, конечно же, соответствовать правилу подобия оформления и изготовления с “болтающимися деталюшками”.  Выкройки для изготовления кохирэ

Лично я предпочитаю для защиты плечей кохирэ, а не содэ. Они намного меньше сковывают движения, когда дело доходит до боя в стиле SCA, а защищают, пожалуй, лучше.

Следовать приведенному тут шаблону для кохирэ из сплошной пластины или чешуи. Выкройку для бригантного кохирэ ищи в разделе о подкладках под броню в главе " Изготовление До."


Галерея содэ

Следующие картинки связаны с большими изображениями (некоторые являются очень большими), которые появляются в отдельных окнах, чтобы вы могли посмотреть на несколько содэ.

 

Кэбики-одоси тосэй-содэ
Тосэй-содэ из кирицукэ-дзанэ (имитация чешуи) ламеллярной конструкции, полностью прошнурованы.

Период Эдо.

 

Могами-содэ
Могами-содэ (или тосэй-содэ).

Это - основная, классическая, прекрасная форма общераспространенного содэ в течение периода Сэнгоку.

 

This page and all contents copyright © 2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Энтони Дж. Брайнту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР "Хаттори".

 

Выкройки по ссылкам находятся на сайте КИФР "Хаттори"