Часть
XII. Содэ
Развитие
Доспехи, сделанные до 1400-х гг., комплектовались большими содэ
из семи полос шириной 30 см. Столетиями это было типовым шаблоном.
Приблизительно в 1300-х гг. появилась вариация под названием
хиро-содэ ("широкий рукав"), сужавшаяся кверху.
Спустя несколько десятилетий возникла перевернутая форма. Иногда
этот вариант называли цубо-содэ ("рукав-кувшин"),
и это название создает путаницу с поздним типом содэ,
который был меньше и уже действительно хорошо изогнутым, что
обеспечивало хорошую посадку на плече.
Во второй половине XVI в. содэ напоминали прямоугольные
кусадзури - в том смысле, что они были сделаны в одном
стиле и декоре с кусадзури, как и остальные болтающиеся
детали.
Поздняя версия содэ называлась бисямон-готэ, в
нем содэ встроены непосредственно в рукав доспеха. Полосы
этого содэ имели в двух местах петли, обеспечивавшие
комфорт при носке. Фактически только одна или две нижние полосы
висели свободно, поскольку предпоследняя полоса (или полоса,
предшествующая предпоследней) была пришита к рукаву.
РАННИЕ СОДЭ
За исключением очень немногих экземпляров, самая верхняя пластина,
венчающая содэ - каммури-ита ("коронная пластина"),
была покрыта тисненой кожей и обрамлена позолоченным фукурин.

Два
о-содэ снаружи и изнутри. Обратите внимание на вертикальную
панель изнутри, не дающую стрелам проскользнуть между полосами.
Она бывает только на правом содэ
Содэ обычно делались из кодзанэ, как и остальные
части доспеха. Длинные шнуры на передней и задней части связывают
содэ с ватагами, в то время как шнур, идущий от
декоративного приспособления на задней части, фиксирует содэ
на месте.
На внутренней стороне правого содэ обычно находится длинная
кожаная полоса. Она нужна для того, чтобы полосы содэ защищали
от порчи стрелы, хранящиеся в колчане, который носится на правом
бедре. Эта длинная полоса приклепана маленькими медными заклепками
у низа каждой полосы.
Период
Эдо породил таких монстров, как о-содэ, сделанные из
цельных полос со шнуровкой сугакэ. Эта картинка изображает
одно такое недоразумение, чтобы вы посмеялись. Пожалуйста, не
делайте такого. Никогда
ТОСЭЙ СОДЭ
В
начале XVI столетия кому-то пришла в голову идея сделать содэ
меньше и не таким тяжелым. Поскольку чаще они носились с могами-до,
они стали называться могами содэ. Эти меньшие модели
называли также тосэй содэ или косодэ (последнее
название - как противоположность их "большим" кузенам,
о-содэ). Исходные большие квадратные модели получили
название о-содэ.
Тосэй
содэ делались по тому же самому шаблону, что и другие болтающиеся
детали. Ширина полос - та же самая, что и в кусадзури
(обычно совпадающая и с шириной полос до).
Тосэй
содэ иногда подбивались панелью из ткани в полную ширину
содэ и длиной до предпоследней полосы. Ее назначением
было уменьшить бряцанье и, кроме того, служить некоей дополнительной
подложкой. (Она также сокращала трение с пластинками котэ.)
Эта панель состояла из двух или трех слоев ткани, возможно обрамленных
косой бейкой, пришитых к краям полос вдоль верха самой первой
и по низу предпоследней полосы через пары маленьких отверстий.
Эти панели ни в коем случае не были стандартной вещью, но и
чем-то необычным не являлись.
Самая
верхняя пластина - каммури-ита - загибается под острым
углом. В дорогих доспехах этот угол мог обрамляться фукурин.
Две пары отверстий делаются в каммури-ита в основании
отворота. Через эти отверстия продеты шнуры кохадзэ -
застежек, удерживающих содэ на ватагами.
Часто
позади второй или третьей полосы находится маленькое кольцо.
Это кольцо предназначено для шнура, который мог использоваться
(либо же не использоваться), чтобы удерживать содэ на
месте, совсем как кольцо на когай канамоно в о-содэ.
Иногда
в период Эдо небольшие содэ изготавливались с большими
сплошными панелями (иногда цельными, иногда состоящими из нескольких
склепанных вместе полос), которые могли быть украшены чеканкой
или каким-либо другим способом, при этом свободно висела лишь
одна, самая нижняя секция. Справа - один подобный образчик,
покрытый тисненой кожей и украшенный двумя огромными летучими
мышами из позолоченной меди. И снова: пожалуйста, не делайте
подобного, если вы пытаетесь изготовить содэ периода
Сэнгоку
КОХИРЭ
Кохирэ
представляли собой крылышки (дословный перевод означает "маленькое
крыло"), крепящиеся к ватагами (плечевые лямки)
и выступающие над плечами. Кохирэ - это особенность исключительно
тосэй гусоку, в ранних доспехах их не бывает.
Кохирэ
изготавливались из бригантины, цельных пластин или даже двух
или трех маленьких полос, сошнурованных в традиционной манере.
Бригантные кохирэ было легче надевать вместе с содэ,
в то время как цельный кохирэ или кохирэ из полос
затрудняли такое ношение. Фактическим стандартом были бригантные
кохирэ.
Использование цельного кохирэ либо кохирэ из полос
означало, что носить содэ с такими доспехами будет неудобно.
Однако часто такие доспехи все равно комплектовались содэ
- просто потому, что так было положено.
Изготовление
О-СОДЭ
Некоторые
оружейники делают только содэ, используя их как образцы
для демонстрации различных узоров шнуровки и кожи. Возможно,
и вы захотите сделать несколько; из них получаются оригинальные
украшения на стену.
Сделайте полосы из чешуек (шириной 30 см) или сразу вырезайте
полосы этой длины. Вам понадобиться по семь полос/пластин на
сторону. Если вы используете хон кодзанэ, помните, что
в этом случае самая верхняя пластина (ити-но-ита) должна
быть сделана из мэнаси дзанэ.
Обрежьте две каммури-ита по ширине ваших готовых полос.
Если вы работаете с чешуйками, никогда не вырезайте канагу-мавари
до тех пор, пока чешуйки не будут сошнурованы. Это поможет вам
избежать неприятных сюрпризов. После того как будут проделаны
необходимые отверстия, придайте ей изображенную на иллюстрации
форму.
Вырежьте две деревянных полосы 0,7 см толщиной, 1,3 см шириной
и длиной, равной длине вашего содэ. Поместите одну каммури-ита
позади деревянной полосы и просверлите насквозь три пары отверстий.
В эти отверстия установите декоративные заклепки, которые прикрепят
ити-но-ита - первую полосу - к каммури-ита.
Если вы используете цельные полосы (что для кирицукэ-дзанэ
о-содэ, что для поздних итамоно о-содэ), выберите,
какая полоса должна будет стать самой верхней, а какая - самой
нижней, и отложите их.
Проделайте
отверстия в остальных полосах так, как понадобится для шнуровки
кэбики или сугакэ. На самой нижней полосе пробейте
все нижние наборы отверстий для хисинуи. Возьмите ити-но-ита,
положите деревянную полосу вдоль ее края и с помощью маркера
отметьте места для шести отверстий.
Следующий шаг - отделка поверхности полос краской или тем, что
у вас для этого предназначено.
Подготовьте панели из тисненой кожи для лицевой и задней сторон
каммури-ита (или, если хотите, нарисуйте ее). Смотрите
раздел о тисненой коже в главе "Перед
тем как начать", чтобы узнать, как это сделать. Если
вы используете кожу, проделайте несколько маленьких отверстий
для кодзакура-бё (досл. "маленькие заклепки - вишневые
цветы"), помогающих удерживать кожу на месте. Щедро смажьте
поверхность каммури-ита клеем и придавите кожу. Дайте
ей высохнуть. Используя острый нож, прорежьте в коже отверстия,
соответствующие отверстиям в металлической пластине, и вставьте
заклепки.
Сделайте кольца для завязок - по три для каждого содэ
- согласно методу, описанному в главе "Перед
тем как начать". После установки на содэ обрежьте
концы кольца до требуемой длины. Вставьте стержни трех колец,
которые вы только что сделали, в три независимых отверстия (не
три набора парных отверстий!) на основании каммури-ита.
Эти кольца на внутренней стороне каммури-ита служат для
того, чтобы привязывать его. Переднее и заднее кольца должны
быть вертикальными, центральное - горизонтальным.
Вырежьте
две панели из черной кожи (толщиной как у тканевого подклада,
скажем 0,4-0,8 мм), достаточно больших, чтобы обернуть деревянные
планки. Приклейте кожу на место и удостоверьтесь, что кожа полностью
покрывает лицевую сторону, верх и низ, с выпуском сверху и по
бокам. Когда вы собираете изделие (согласно иллюстрации), края
подворачиваются в манере, напоминающей "больничные уголки"
на кровати.
Возьмите
четыре проволочных полосы длиной 30,5 см (провод диаметром 1,3
мм будет в самый раз, хотя, если вы найдете тростинки толщиной
0,8 мм, будет просто великолепно) - по две на сторону - и по
две полосы красной и белой ткани. Эта ткань должна быть размерами
30,5 см на 6 мм. Поместите проволоку/тростинки по центру ткани,
добавьте клей и сверните ткань пополам - так, чтобы тростинки
сформировали на ткани четко видимое ребро. Смотрите иллюстрацию,
чтобы понять, как это все собирается.
Возьмите
ити-но-ита, затем одну из белых полос, затем красную
полосу. Расположите их по центру, чтобы они нависали над краями
примерно на 2,5 см, при этом тростинки тянутся только на длину
полосы. Они должны быть около верха. Проделайте ножом отверстия
в ткани в тех местах, где будут декоративные заклепки. Подверните
ткань под полосу и установите на место деревянную планку, покрытую
кожей, подворачивая оставшийся лоскут кожи, затем поместите
под полосу каммури-ита. Вставьте три пары декоративных
медных заклепок и разогните расщепленные стержни или расклепайте
их поверх маленьких шайб.
Сошнуруйте содэ, используя выбранный вами шнуровочный
материал и рисунок.
После шнуровки второй полосы вы можете закончить отделку каммури-ита.
Нанесите клей Barge Cement на заднюю часть ити-но-ита
и, поместив на место тисненую кожу, придавите ее. Просверлите
маленькое отверстие на каждом краю внизу пластины и одно или
два возле середины для большей точности, вставьте маленькие
заклепки и заклепайте их. Это будет удерживать кожу на месте.
Возьмите латунную полоску толщиной 1,2 мм и обрежьте ее по приведенному
здесь шаблону для когай-канамоно, затем подверните ее
под саму себя. Вставьте возле края бронзовое кольцо приблизительно
19 мм в диаметре и прикуйте его на место. Эта полоска приклепывается
к внешней стороне четвертой пластины таким образом, что кольцо
свисает сзади. Оно нужно для того, чтобы крепить шнур к агэмаки
на спине доспеха, удерживая содэ на месте. Проделайте
в полоске отверстия. Наметьте местоположение отверстий в четвертой
полосе, затем сверлите.
Теперь вы можете закончить шнуровку содэ.
Как только вы закончили шнуровать четвертую полосу, вы можете
прикрепить когай-канамоно (полоску с кольцом) с помощью
декоративных латунных заклепок (предпочтительно использовать
расщепленный стержень).
Протяните полоску тисненой кожи шириной 3,8 см вдоль заднего
края изнутри правого содэ (как на иллюстрации). Приклепайте
оба края полоски к низу каждой полосы.
Прикрепите длинные шнуры к передним и задним кольцам на внутренней
стороне каммури-ита.
Вы только что закончили модные о-содэ.
МОГАМИ СОДЭ
Одно
из различий между о-содэ и могами содэ - каммури-ита.
Для первого термин относится только к отдельной пластине, венчающей
первую полосу; для второго термин относится к венчающей пластину
секции и к первой полосе, которые либо являются цельной деталью,
либо по крайней мере намертво скреплены. Обратите внимание на
эту разницу при чтении указаний.
Ваши тосэй содэ (альтернативное название "тосэй"
означает "современные") или могут соответствовать
по ширине вашим кусадзури и до, или вы можете
вырезать их приблизительно на 6 мм уже. Я всегда предпочитаю
более изящные содэ. Так, если вы используете полосы для
до в 6,3 см, двигайтесь вперед и вырезайте содэ
5,7 см шириной. Обрежьте полосы до длины 23 см. Помните, что,
если вы делаете полосы у содэ более узкими, чем у до,
вы должны будете также использовать более узкую шнуровку, чтобы
сохранить верные пропорции.
Пробейте или просверлите необходимые отверстия (вашей мантрой
должно быть "как на кусадзури"). Если вы используете
хон кодзанэ, те, что пойдут на верхнюю полосу, должны
быть мэнаси-дзанэ.
Самая нижняя пластина также должна соответствовать таковой на
кусадзури, т.е. вы должны воспроизвести здесь узор. Замечательно,
если используется шнуровка хисинуи. Вы можете также обрезать
по кривой нижние углы. Вы можете решить оставить последнюю полосу
гладкой - распространенный стиль доспехов для слуг. Вы можете,
если хотите, нарисовать на полосе ваш мон. Вы можете, если желаете,
сделать очень слабую кромку вдоль верхнего, переднего и заднего
краев пластин, а также по всему периметру нижней полосы. Помните
только: все это должно соответствовать нижней пластине всех
"болтающихся деталей".
Если вы планируете использовать подкладочную ткань, сделайте
пары маленьких отверстий по краю пластины, горизонтально вдоль
каммури-ита ниже сгиба и вдоль низа последней или предпоследней
пластины.
Для
цельных содэ, выполненных в стиле доспехов для слуг,
вырежьте изгибающийся гребень для каммури-ита, загните
выступы вверх и приклепайте каммури-ита к венчающему
ее гребню. Выровняйте заклепки в плоскость, чтобы они не выглядывали.
Покрасьте и отделайте пластины содэ (повторяя мантру
"как на кусадзури").
Для
содэ, украшенных богаче, вам понадобится шесть хассо-бё
(декоративных медных заклепок) на одну деталь: по две с каждой
стороны и две в середине. Они помещаются на латунные полосы
(хассо-канамоно), как показано в образце в главе "Перед
тем как начать". Проделайте отверстия в этих посадочных
пластинках, верхней полосе содэ и в каммури-ита.
Клепайте через все три пластины, но не сплющьте заклепки. Для
парадной брони вы должны использовать заклепки с расщепленным
стержнем.
Сошнуруйте содэ (как на кусадзури).
Проденьте полосу шнуровки через каждую из пар отверстий и сделайте
застежки тем же самым методом, как и в случае застежек для до.
Если вы хотите добавить кольцо для шнура позади содэ,
сделайте его согласно иллюстрации для о-содэ, но отрежьте
его короче по пунктирной линии. Понадобится только две заклепки
вместо четырех.
Теперь пришло время сделать подкладочную панель (если вы ее
используете). Сшейте вместе два слоя ткани, соответствующей
основе ваших котэ, вложив один или два слоя холста между
ними.
Ширина законченной панели на волос меньше ширины содэ,
а длина соответствует расстоянию от верха каммури-ита
до низа пластины, к которой вы собираетесь ее крепить. Пришейте
ее на место несколькими нитями шелка для вышивания (соответствующего
цвету шнуровки или лака настолько точно, насколько у вас только
получится) и завяжите узлы на внутренней стороне содэ.
Ваши могами содэ закончены.
ЦУБО
СОДЭ
Цубо
содэ (периода Сэнгоку) сделаны подобно обычным тосэй
содэ, но с большей глубиной изгиба. Согните их, чтобы к
ним подходила каммури-ита из шаблона, и собирайте их
тем же способом, как и могами содэ.
Шаблон для остальных пластин идентичен шаблону для тосэй
содэ, хотя часто они сужаются к низу.
КОХИРЭ
Если
вы не хотите носить содэ и ваша броня выполнена в стиле
конца XVI столетия, вы имеете право вместо них сделать и использовать
кохирэ. Если вы делаете кохирэ из полос, они должны,
конечно же, соответствовать правилу соответствия оформления
и конструкции с болтающимися деталями.
Лично
я предпочитаю для защиты плеча кохирэ, а не содэ.
Они намного меньше сковывают движения, когда дело доходит до
боя в стиле SCA, а защищают, пожалуй, лучше.
Следуйте
приведенному здесь шаблону для кохирэ из сплошной пластины
или чешуи. Выкройку бригантного кохирэ ищите в разделе
о подкладках под броню в главе "Изготовление До".
Галерея содэ
Приведенные ниже картинки ссылаются на большие изображения (некоторые
даже очень большие), которые всплывают в отдельных окошках,
чтобы вы могли рассмотреть несколько содэ.
Тосэй
содэ из кирицукэ-дзанэ (имитация чешуи) ламеллярной
конструкции, сплошная шнуровка.
Период
Эдо.

Могами содэ (или тосэй содэ). Это - основная,
классическая, совершенная форма общераспространенных в период
Сэнгоку содэ.