• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть VII. Изготовление ДО

   

Первым делом, само собой, надо определиться какой до вы хотите сделать. Я предоставлю инструкции для окэгава до и юкиносита до, а так же основную информацию для изготовления хотокэ до. С этой информацией вы можете сделать любое количество вариантов до.

 

Дополнительно, я так же предоставляю информацию по изготовлению “лажи-на-скорую-руку” версии окэгава до, той, некоторое число которых мы изготовили в Тримарисе из-за простоты их конструкции. С помощью этого нетрадиционного и не аутентичного — хотя визуально терпимого — метода вы можете уверенно изготовить весь до за одни выходные.

 

      Вместо того, чтобы снова и снова повторять инструкции, в этом разделе я разбил подробности изготовления на “части”, так что вне зависимости от того, что вы делаете, где то в этом разделе есть подробности по конструированию, вследствие  этого вы не найдете всю информацию по изготовлению полного окэгава до под этим заголовком, вам придется смотреть так же канагу мавари, кусадзури и прочее.

 

      Перед тем, как планировать или начинать любой проект, я настоятельно рекомендую вам два или три раза прочитать всю эту главу, чтобы быть уверенным, что вы поняли всю информацию и инструкции, которые вам понадобятся.

 

Материалы

      По моему мнению, единственным подходящим для боевых доспехов SCA материалом — если вы не делаете что-то из пластинок — является металл. Это то, что они использовали, и лучше до сих пор ничего не придумали. Сейчас я предпочитаю всегда  использовать для до оцинкованную сталь. Поскольку тут не используются набивные элементы, только необязательная тканевая или кожаная подкладка между потным вами и металлом, я предпочитаю не рисковать.

 

Для полос и различных небольших пластин в большинстве до, боевых или нет, целесообразно использовать 1,2 мм. Для доспехов из бОльших пластин лучше подходит 1,5 мм. Если вы планируете драться в доспехах и у вас будет сильная выгибка на торсе (скажем, в хотокэ до), неплохой идеей будет использовать 1,9 мм хотя бы на нагрудной пластине.

 

      Я планирую провести несколько экспериментов с пластиком, но в данном случае я не верю в него как в исходный материал для большинства японских доспехов. Если, тем не менее, вы найдете причину, по которой вы должны использовать пластик, я умоляю вас хотя бы попытаться придать вещи вид настоящих японских доспехов, а не просто обрезанной бочки. В идеале в том случае, если вы используете пластик, ваши листы пластика вырезаны по правильным шаблонам, или, в крайнем случае, обрежьте свою бочку до правильных форм.

 

Я предлагаю вам остановится на моей статье в Tournaments Illuminated на тему пластиковых доспехов. Пожалуйста, если вы должны использовать бочку, попытайтесь хотя бы использовать реальные выкройки для доспехов, и не оставлять на них каких-либо рельефных надписей, на подобие тех, что мне доводилось видеть.

 

      В общем, я твердо  убежден в том, что пластик в качестве материала для пластин отвратителен для ками и людей. Не поступайте так, чтобы боги японских изготовителей доспехов не заставили вас разбивать ваш большой палец молотом со сферической головкой. Снова и снова.

 

      Если вы делаете парадные доспехи из пластинок или псевдо-пластинок, то приемлемо использование материалов, описанных в главе “Кодзанэ”. Вы просто не можете использовать более толстую кожу или техники куир буилли, такая кожа слишком толстая и это полностью портит вид и пропорции доспехов.

 

Размеры

      Выкройки, которые я предоставляю, взяты с настоящих до, и предназначены для персоны ростом 168- 183 см с талией 81-97 см. Если вам нужен более широкий до, вы должны увеличить размеры, предпочтительно путем некоторого увеличения центра спереди и сзади, и на обоих боках.


      Чтобы сделать до для ношения кем-то более высоким, равномерно увеличьте ширину полос. Помните, что между полосами должно быть наложение в 1,3 см. Если до не ламеллярной конструкции, просто удлините шаблоны до нужных вам размеров.

 

      Не забывайте о наложении в 1,3 см во всех пластинах выкроек ламеллярного до — оно требуется, чтобы разместить заклепки или шнуровку.

     

Размеры, которые вам будут нужны, это: A. Окружность груди; B. окружность талии (талией будет “уровень вашего пупа”); C. окружность верха бедер; D. окружность ягодиц (в самой широкой точке); E. расстояние между сосками; F. вдоль лопаток до конца торса; G. от подмышки до талии; H. от пупа до начала горла. Они соответствуют размерам, отмеченным на некоторых шаблонам.

 

Окэгава/Ёкохаги до

      Учитывая относительную схожесть в их структуре, эти шаблоны позволят вам изготовить горизонтально проклепанный окэгава до, пятисекционный окэгава до, окэгава харамаки до (из пяти или трех частей), или любой из этих вариантов с использованием шнура вместо заклепок.

 

Ёкохаги - это технический термин для любого подобного панциря с горизонтальными пластинами, в то время как татэхаги - название для тех, где пластины вертикальные. Фотографии здесь изображают два типичных ёкохаги ни-май до (горизонтально проклепанных двучастных панциря) — верхний является “старой” моделью, нижний “современной” — и ёкохаги го-май до (горизонтально проклепанный пятичастный панцирь). Обратите внимание, что самый нижний пример, го-май до, имеет петли в четырех местах.

Okeagawa dô     

Как я упоминал в предыдущих частях, существует два шаблона для окэгава до, один с нагагава до старого стиля в четыре полосы, и один с более новым  пятиполосным нагагава до. Я даю шаблоны для обоих. Какой бы стиль до вы не делали — из пластинок, псевдо-пластинок, сошнурованных сплошных полос, склепанных полос или любой их комбинации — все делаются с использованием этих шаблонов. Фотография слева - это до, предназначенный для вассалов, сделанный по старому шаблону (обратите внимание на число и расположение полос). Фотография внизу - это похожий до на новом шаблоне.

 

      Не считая наложения в 1,3 см, старый шаблон полос обычно имеет 5 см открытой поверхности. Новый шаблон имеет около 3,8 см. Это, плюс наложение, и есть ширина ваших пластин.

 

      Только если вы низкорослы (скажем, ниже 162 см), или высокий (выше 183 см), вам придется менять ширину полос. До должен сидеть примерно на ваших бедрах, так что снимите размеры, начиная с 16,5 см ниже подмышки до бедра. Поделите результат на 3 для старого и на 4 для нового стиля. Это даст вам требуемую ширину ваших полос. (Не волнуйтесь — я знаю, что эта цифра на единицу меньше, чем число полос: самая нижняя полоса отличается от  “нормальной” ширины, так что я учел ее в избыточной глубине “подмышечного проема”.) Для самой нижней полосы добавьте или вычтите то же число, что и в остальных полосах (т.е., если ваш размер увеличивает каждую пластину на сантиметр, добавьте сантиметр и к нижней полосе). Pattern for making the front of an old-style okegawa dô

Okegawa dô     

Используйте шаблон, который вы предпочитаете и масштабируйте его, чтобы он подошел вам. Разметьте ваши полосы и вырежьте их. Единственная вариация в размерах, к которой я прибегаю, состоит в том, что в боевых доспехах я использую татэагэ шириной от соска до соска. Это подгонка под зону комфорта для диапазона яростных движений. Благодаря этому вы не прищемите ваши подмышки, махнув рукой внутрь.

Pattern for making the rear of an old-style okegawa dô     

Отметьте вертикальные лини центра спереди и сзади, это ваши “кили”. Поставьте отметки через каждые 6,4 см от этих килей.

     

Если вы склепываете доспехи, отметки будут для клепок, если вы делаете сугакэ одоси, отметки будут центральными точками между парами отверстий, которые вы должны сделать под шнуровку. Поскольку размер отверстий и промежутки между ними зависят от используемой вами шнуровки,  этот шаблон дает вам промежутки для ваших отверстий. Если вы шнуруете доспехи в кэбики, удачи вам, делайте базиллион наборов отверстий, поскольку они вам понадобятся (помня о минимальных горизонтальных промежутках, требуемых для тотального покрытия поверхности шнуровкой).

     

Если вы делаете склепанный до, вы можете или сточить заклепки плоскими, или оставить их торчать (в этом случае они должны быть слегка куполообразными). Заклепки обычно идут прямыми вертикальными линиями, хотя вы можете при желании расположить их зигзагом. Они не должны смещаться от центра более чем на 6,4 см.

      Проделайте все отверстия, которые вам нужны.

 

      Выгните пластины до правильной формы. Передний татэагэ будет иметь очень небольшой изгиб, в то время как задний, так же в основном плоский, имеет идущее вверх-вниз-снова вверх сечение. Пластины живота будут изогнуты посерьезней, а задние пластины будут иметь более выраженный М-образный изгиб (обратите внимание на фото спины до слева, и вы поймете, как это должно смотреться). Выгните наружу — делая нечто вроде губы — 1,3 см низа самых нижних полос.

 

      Соберите доспехи от верха к низу, склепывая или шнуруя по мере необходимости. Помните, что полосы перекрываются вверху, так что верхний край пластины №2 закрывает нижний край пластины №1.

 

      Если вакиита (подмышечные пластины) вы будете приклепывать, оставьте самые дальние отверстия для заклепок в татэагэ пустыми до тех пор, пока не будете готовы ставить их.

Pattern for making the front of a new-style okegawa dô

Okegawa dô detail      Только тогда вы должны склепывать пластины друг с другом и с вакиита. Если вакиита будет пришнуровываться (к примеру, при изготовлении до на шнуровке), убедитесь, что на краю первой полосы в татэагэ есть дополнительное отверстие, чтобы пропустить шнур.

      Убедитесь, что левый бок до (это значит, левая сторона при ношении) прямая, такая, что вы сможете  разместить петли и открыть до безо всяких проблем. Обрежьте или сточите любые выступы. Используя полосу скотча в качестве временных петель, испытайте до. Помните, что спина должны заходить на перед на вашем правом боку.

 

      Если все сидит хорошо, возьмите ножницы по металлу и обрежьте петли для пианино до требуемой длины. Петли для пианино - длинные, плоские петли, которые можно найти в любой скобяной лавке. Вы должны обрезать петли, до такой длины, чтобы оставался промежуток в 6 мм между низом и верхом до (без вакиита) — обычно это около 18-20 см.

 

Detail of hinge on a tôsei dô      Вы можете либо приклепать петли (обычно для доспехов, предназначенных для вассалов), либо пришнуровать их. Более качественные комплекты, вроде изображенного слева, были сделаны с крошечными вертикальными парами отверстий на краю каждой полосы, через которые, и соответствующие им отверстия вдоль всех петель, узкий шнур “скрепками” привязывал петли, удерживая их на месте. Для боев SCA заклепки будут вашим лучшим выбором. Pattern for making the rear of a new-style okegawa dô

 

      Если вы хотите, чтобы петли были разборными, удалите из них проволочный стержень. Придется потрудиться, но это выполнимо. Возьмите плоскогубцы и c силой потяните, тяните петли взад и вперед. Когда вытащите его, возьмите кусок проволоки с диаметром, слегка меньшим, чем отверстие, и обрежьте до длины петель плюс 1,9 см. Сделайте маленькую петлю из этого излишка и вставьте эту шпильку. Эта петля будет вашей рукояткой, так что теперь вы сможете вытащить шпильку и отделить нагрудник от спины. Это упрощает упаковку в дорогу — нагрудник помещается в спинную пластину.

 

      Если отделка канагу мавари была выполнена в отличной манере, или будет пришнуровываться на место, выполните отделку до теперь. Вы можете отделать его любым методом, который вам нравится — порошковое покрытие, окраску или что там у вас. Если канагу мавари будет отделываться комплектом с до, сначала прикрепите его, а затем проведите отделку до.

 

      Прикрепите мунаита вашим любимым методом (заклепками, поддерживающей шнуровкой или перекрестьями шнура). Точно так же вы будете делать с вакиита и осицукэ-но-ита. Обратите внимание, что осицукэ-но-ита уже будет иметь ватагами, приделанные на место.

 

      Пришло время прикрепить кусадзури и металлические приспособления (хассо бё, геральдические аппликации, крепеж сасимоно и т.д.), а так же шнуры и застежки.

 

      Чтобы застегивать до, вам будут нужны шнуры длиной 25,4 и 45,7 см. Они образуют такахимо, закрывающие завязки. Сделайте из короткого шнура небольшую петлю, проденьте концы через пару отверстий на открытой стороне спинной пластины, и завяжите их внутри. Проденьте длинный шнур наружу через отверстия на открытой стороне нагрудной пластины. Вытяните его так, чтобы один конец был вдвое длиннее другого, и завяжите узлом возле до. Получится неравная длина.

 

      Чтобы застегнуть до, вы проденете длинный конец через петлю, а затем вперед, и свяжите его с коротким концом бантом.

      Если вы делаете рё-авасэ до, который застегивается по обоим сторонам и не имеет петель,  ваша конструкция упрощается. Смотрите на фото слева типичный рё-авасэ до.

 

      Когда все это сделано, вы должны сделать на до подкладку. Отрежьте какой-нибудь мягкой черной кожи или черной ткани соответственно передней и задней частям (без канагу мавари), и приклейте панели подкладки на место.

 

      Если вы помещаете подкладочную секцию в верхней части до, чтобы смягчить ватагами и получить защищающий стоячий воротник, сделайте ее в соответствии с шаблоном в dkdkd. Это совершенно необязательно. Стоячий воротник и крылышки - бригантные (кикко) в то время как часть непосредственно под доспехами просто подбит. Тканевая секция делается в той же манере, как описано в части “Перед тем, как начать”. Единственная разница в том, что в них есть дополнительно 1,3 см ватина между холщовым внутренним слоем и лицевой тканью.

 

      Эта подкладка крепится к ватагами парами маленьких отверстий, которые вам придется проделать по краю ватагами и по верхнему внутреннему краю осицукэ-но-ита. Это отверстия для “шнурков-скрепок”, которые должны быть вам уже знакомы.

 

      Если вы планируете носить мантира (смотрите главу “Дополнительные доспехи”), подкладочная секция совсем не нужна, а, напротив, будет мешать.

 

До с сошнурованными полосами

      Обратите внимание что, вопреки распространенному заблуждению, шнурованные японские доспехи — по крайней мере, современных стилей — не были подвижными, и полосы не были гибкими. Доспехи жестко держались с помощью специальных частей шнуровки, называемых “томэгава” (досл. “останавливающие кожи”).

 

Если до, который вы делаете, на шнуровке, неважно, шнуруется всего одна полоса или все целиком, вы должны проделать специальные отверстия в своих пластинах в дополнение к тем, что предназначены для одоси, для этих томэгава. Томэгава - это короткие отрезки хорошего шнура (я рекомендую искусственные сухожилия), которые проходят через эти дырки и самый верхний ряд шнуровочных отверстий. Это то, что делает шнурованные доспехи жесткими. Для сугакэ одоси делается один набор отверстий на каждый ряд шнуровки, для кэбики один набор отверстий на каждые 7,6 см или около того.

 

      Фотография показывает доспехи, прошнурованные в сугакэ одоси, которые износились, и томэгава проглядывает там, где должны была быть шнуровка.

 

      Иллюстрация слева показывает правильный метод достижения этого. Если вы будете сражаться в этих доспехах, вы можете решить, что метод сделать до цельным с помощью шнуровки не выдержит избиения — и, пожалуй, будете правы. Вместо этого можно поместить склепать две пластины через отверстие между верхними шнуровочными отверстиями. Эта заклепка, конечно, будет спрятана под перекрестьями шнура. Вы должны будете сначала вытянуть кэдатэ через два верхних отверстия, затем вставить заклепку и расклепать ее, и в конце вставить шнуровку во второй ряд отверстий, пряча заклепку.

 

Tomegawa detail      Можно было бы и не напоминать, что, если вы сошнуровываете свои доспехи, вы должны завершить отделку — лакировку и пр.  — перед тем, как начинать шнуровать. Ссылка справа снабдит вас размерами правильных промежутков между отверстиями в зависимости от ширины шнуровки, используемой вами.Templates for proper spacing of odoshi


      За исключением шнуровки, конструкция идентична склепанным до. Единственная разница в том, что в до, имеющих прошнурованную конструкцию, были небольшие секции доспешной шнуровки с обоих концов татэагэ (как спереди, так и сзади), чтобы помочь удерживать их.

 

Переделка шаблона: харамаки до

Изменение: Чтобы сделать харамаки до из любого из приведенных шаблонов, надо взять картонные шаблоны, найти центральную точку на спинных пластинах, и провести вертикальную линию в 2,5 см с каждой стороны от нее. Обрежьте шаблон по проведенным вами линиям и приклейте скотчем “внутренние” края к краям передних полос. У вас получится одна длинная, изогнутая пластина для каждой полосы (но обязательно проигнорируйте расширение для перекрытия передних пластин, когда вы будете чертить их!). Так же, это даст промежуток в 5 см шириной вдоль середины вашей спины. Вы можете вырезать более широкий промежуток, чтобы снизить вес, если вы планируете делать “пластину труса”, прикрывающую спину.

 

      Соедините шаблоны полос вместе с помощью нескольких полос липкой ленты и прижмите их к своему телу. Используя карандаш, разметьте линии под петли (либо два, по одной на каждом боку, либо четыре, по углам). Вам понадобиться две петли, чтобы сделать сакура до и четыре петли для го-май харамаки до. Вырежьте шаблоны в соответствии с этими отметками. Убедитесь, что номер и идентификатор различных частей полос (т.е., номера полос 1, 2, 3, и их сегментов, вроде 4a, 4b, 4c, и т.д.) четко видны, поскольку они могут очень быстро запутать вас.

 

      Разметьте, вырежьте и выгните полосы. Пометьте их. Сохраняйте порядок в ваших частях!

 

      С этого момента, доспехи собираются более или менее похоже на нормальные, за исключением того, что вы будете помещать четыре набора петель (или два) вместо стандартного одного на левом боку.

 

      Когда вы будете готовы крепить осицукэ-но-ита, вы должны будете вырезать две этих пластины вместо одной единственной. Ширина осицукэ-но-ита, конечно же, соответствует ширине верха заднего татэагэ. Ватагами крепятся к ним как обычно.

 

      Поместите один набор кохадзэ на внутренних краях пластин осицукэ-но-ита, обращенный к позвоночнику. При застегивании он удерживает спину закрытой. Если вы планируете делать пластину труса (смотрите ниже), вы можете поместить второй набор кохадзэ внизу, на пояснице.

 

      Если пластина труса у вас не предусматривается, прикрепите отрезки шнура на нижнем краю каждой из спинных пластин как раз под подвешивающей шнуровкой кусадзури. Этих шнуров должно хватать для того, чтобы обернуть ваш торс и завязать спереди, закрывая доспехи.

 

Изготовление пластины труса: Это тонкая секция доспехов, идентичная по стилю остальному до, которая носилась в центре спины, чтобы защищать ее от атак. Считалось, что она нужна только трусам, оттуда она и получила свое несколько ироничное название. Технически ее часто называли “сэ-ита”, или “спинная пластина“.

 

Coward's plate detail      Ширина сэ-ита повторояет любую соответствующую секцию спины, если каждая пластина осицукэ-но-ита имеет ширину 12,7 см, такой же будет и осицукэ-но-ита в пластине труса. Если до сделан из склепанных полос, такой же будет и пластина труса, если до сделан из пластинок, то же самое. С пластины труса свисает единственный набор кусадзури.

 

      В каждом углу осицукэ-но-ита пластины труса прикрепите кохадзэ. Эти застежки имеют свои пары в основании ватагами, к которым они крепятся, чтобы удерживать на месте пластину труса.

 

      В центре второй полоса, или третьей, если вы пользуетесь шаблоном с большим числом полос, прикрепите агэмаки-но-кан (как описано в части “Перед тем, как начать”).

 

      С каждой стороны основания сэ-ита (прямо под подвешивающей шнуровкой кусадзури) прикрепите отрезки шнура, которых  должно хватать для того, чтобы обернуть ваш торс и завязать спереди, закрывая доспехи.

 

Переделка шаблона: го-май доWakiita attachment detail

      Когда вы делаете го-май (пятичастный) до, вы должны лишь слегка модифицировать шаблон. Для начала склейте скотчем левые стороны шаблонов задних полос с левыми сторонами соответствующих им передних полос. Поскольку го-май до, по существу, просто модифицированный двучастный с четырьмя петлями вместо одной, все, что надо сделать, это убрать один набор петель и разметить другие.  Размечайте и делайте модифицированный шаблон (отмечая точки петель) как описывается в разделе, “Изготовление харамаки до“ выше.


      Во всем остальном, кроме числа и расположения петель, изготовление, в сущности, идентично обычному до. Одно важное отличие в том, что вакиита никак не может быть приклепан к татэагэ, в противном случае петли не смогут двигаться. В го-май до вакиита крепится к татэагэ небольшим количеством шнура, как это было описано ранее для шнурованных доспехов.

     

Вы должны запомнить одну крайне важную вещь: будь петель четыре или одна, как описано выше, до везде образует нежную кривую. В нем не должно быть “углов” или “краев” в месте расположения петель. До - это круг, а не квадрат.

 

Сэндай до

      Это пятичастные доспехи из сплошных пластин. Он необычен тем, что это единственная форма панциря, не имеющая большой взаимозаменяемости с другими стилями.

 

Это значит, что стиль ватагами в этих доспехах, с их крепящимися кохирэ и вытянутыми, посаженными на петли гёё, уникален для сэндай /юкиносита до, так же и кусадзури с числом наборов, доходящих до одиннадцати. Кроме того, юкиносита до исключительно простые доспехи, и не украшались тисненой кожей и другими причудливыми деталями.

 

Layout of plates on a sendai dô      Представленная выкройка годится для нашего уже упоминавшегося “типичного японского парня”. Чтобы изменить приведенные шаблоны для под свои размеры, возьмите объем вашей груди (прибавив 5 см), объем бедер (прибавив 2,5 см), расстояние от подмышки до бедра (за вычетом 13 см).

 

Поделите эти размеры пропорционально согласно шаблону (т.е., ширина низа боковых и передней пластины примерно одинаковы, задняя пластина примерно на 20 процентов шире, и разные размеры на уровне груди). Иллюстрация слева показывает расположение пластин в шаблоне.


      Используя скотч вместо приклепанных петель для удержания шаблона торса цельным, убедитесь, что все сидит как положено. Используя полосу скотча, закройте до под правой рукой. Немного покрутитесь. Убедитесь, что вы можете свободно двигаться в стиле, в котором вы сражаетесь. Когда вы будете довольны шаблоном, перенесите его на сталь толщиной 1,2 мм (1,5 мм или даже 2 мм, если вы планируете сражаться в этом) и вырежьте пластины. Возможно вам потребуется некоторая помощь, чтобы убедиться, что ватагами и кохирэ оказались на правильных местах, так, что когда вы уберете вырезы под петли, они окажутся в нужных местах.

     

Выгните боковые пластины и канагу мавари.Pattern for making a yukinoshita (sendai) dô

      Если вы не делаете до для кого-то очень худого, передняя пластина должны быть слегка выгнута, чтобы вместить живот. Это очень небольшая вытяжка, не более 2,5 см глубиной. Левый и правый края, однако, должны быть плоскими, чтобы разместить петли.

     

Задняя пластина выгибается по сложной кривой, похожей на рукописную m. Этот же изгиб, но в меньшей степени, повторяется в осицукэ-но-ита.

     

Перед установкой петель прикрепите все канагу мавари.

     

Выгните ватагами и сделайте вытяжку кохирэ. Проверьте, что они хорошо совпадают перед тем, как ставить петли. Петли идут под пластинами, при этом ребро петель занимает промежуток между вырезами.

 

Sendai dô gyôyô      Выгните гёё, следуя линии ватагами, и приклепайте их петли на место спереди на краю. В этом типе доспехов застежка проходит под ватагами (собственно, под гёё), вместо того, чтобы находится сверху.

 

      Приклепайте петли, соединяющие ватагами с осицукэ-но-ита.

 

      Петли на корпусе у большинства юкиносита до располагаются на внешней стороне доспехов, вместо внутренней стороны, как это делается обычно. Возьмите свои петли для пианино и обрежьте по длине, дающей допуск по 6 мм вверху и внизу между петлями и пластинами торса. Приклепайте петли на место, сровняйте головки с плоскостью и проверьте, хорошо ли все сидит.

Отделайте/окрасьте доспехи. Будьте осторожны, работая с петлями, разработайте их несколько раз во время высыхания лака, чтобы быть уверенными, что их не заест. На самом деле я знаю оружейников, которые отделывают доспехи и петли до сборки, затем аккуратно стачивают заклепки в плоскость и накладывают краску или лак только на поврежденные участки.

     

Теперь пришло время для установки всех шнуров и завязок. Если вы будете ставить застежку впереди по центру низа для поддержки хайдатэ, поставьте сейчас и ее. Так же сейчас надо ставить крепеж для сасимоно.

     

Последний шаг - установка любых канамоно (бронзовой или медной позолоченной гарнитуры), которые вы хотите поместить на доспехи. Это включает любые хассо бё, хассо канамоно и вставки.

     

Теперь вы переходите к кусадзури, описанным ниже. Помните, что вам потребуется как минимум девять, а скорее одиннадцать наборов. Только когда они отделаны и пришнурованы на место, вы можете делать на до подкладку. Вырежьте тонкую кожу или черную ткань, чтобы закрыть внутри каждую пластину торса и приклейте ее куда требуется. Подкладка должны быть из пяти отдельных частей, как пластины торса. Помните, что подкладка не закрывает канагу мавари за исключением любых краев, крепящихся к пластинам торса.

 

Хотокэ до

Hotoke dô      Это двучастные доспехи из двух цельных пластин. Шаблон приведен, а подробности по изготовлению должны быть понятны из того, что я написал ранее. Очевидно, в этом до должна быть выполнена сильная вытяжка.Pattern for making a hotoke dô

     

Распространенный вариант - хатомунэ до, гладкий панцирь с вертикальным ребром, идущим по центру спереди, источником вдохновения для которого послужили европейские доспехи. Этот же шаблон вы будете использовать для изготовления нио-до или любой другой формы рельефных доспехов.

     

Рекомендации по дизайну и изготовлению частей для этих доспехов, таких как кусадзури, ватагами, и пр., идентичны приведенным для окэгава до, так что обращайтесь за шаблонами и инструкциями выше в раздел по их изготовлению.

 

      Никакой узорной кожи тут использоваться не должно, это просто лакированный до, который мог иметь нарисованный краской геральдический герб или даже иметь чеканку с картинками из  японской мифологии. Я даже не буду давать советы, как это сделать, я просто дал вам выкройку. Наслаждайтесь.

     

У вас есть выбор, вы можете сделать канагу мавари (мунаита, осицукэ-но-ита и вакиита) как отдельные пластины, это  делалось довольно часто, и это один из способов сделать хотокэ до чуточку менее “простым”. Шаблон, приведенным мной, для более простой версии, фактически идентичной фото сверху.

 

Кусадзури

Шаблон и размеры

      Поскольку современные доспехи были более приближены по форме к телу, они имели большую окружность на уровне подмышек, чем на талии. Классический шаблон зеркально повторяет размеры до в кусадзури. Это значит, что полный размер самых верхних полос кусадзури равен размеру талии до, а полный размер низа самых нижних полос должен быть равен окружности верха нагагава до.

 

      Кроме того, если до более старой модели, в нем должно быть четыре полосы в каждом наборе кусадзури, а если нового образца, то их должно быть пять. Этому правилу следовали не всегда, но это общепризнанный идеал.

     

Кусадзури почти никогда не вырезался в виде ровных прямоугольников. Они были трапецоидами. Когда вы разложите ваш шаблон, помните, что должно быть наложение в 1,2 см между пластинами, так что учтите это число при измерениях и вырезке. В противном случае у вас будет кусадзури с зубчатыми краями. Конечно, если ваш кусадзури из хон кодзанэ или кирицукэ-дзанэ (т.е., пластинчатой или псевдо-пластинчатой конструкции), тогда они на самом деле будут прямоугольниками.

     

Нет никакой причины, мешающей увеличить ширину на долю дюйма от “идеальных размеров”, чтобы поддержать хорошее, чистое наложение — я так и делаю.

     

Определитесь, сколько наборов полос вы хотите (шесть, или, обычно, семь будут самыми распространенными числами), и разделите талию до на это число, чтобы получить ширину верхней пластины вашего кусадзури. Для некоторых доспехов вам придется немного отклониться от этих размеров. Другими словами, если вы делаете двучастные доспехи, которые вы планируете разбирать (т.е., убирать стержень из петель и отделять перед от спины для хранения), вам придется сделать отдельные измерения для спины (четыре панели) и переда (три панели). Это, конечно, может сделать передние панели слегка шире, чем задние, но в этом нет ничего плохого. Если вы делаете юкиносита до и имеете талию более 114 см, вы, возможно, согласитесь сделать 13 наборов кусадзури вместо 11.

     

Полосы должны быть такой же ширины, как в до, так что если ваш до сделан из полос шириной 6,4 см, то такими же должны быть и ваши кусадзури — хотя не будет ничего плохого, если сделать их чуть-чуть уже (но если вы так сделаете, не забудьте так же сделать уже содэ, чтобы сохранялся стиль комплекта).

     

Число полос, как вы уже могли догадаться, обычно основывается на числе полос в нагагава до. Тем не менее, это не начертано на камне. К примеру, доспехи вассалов или типичные окаси до могли иметь только три (часто слегка шире нормы) полосы. В общем, будет безопасней делать четыре или пять, в зависимости от нагагава до.

 

Подвеска

Detail on removable kusazuri      Шнуровка: Шнуровка подвески — юруги ито — традиционно кэбики, даже когда доспехи прошнурованы в сугакэ одоси. Только самые дешевые или самые преднамеренно упрощенные доспехи имели юруги ито, выполненную в сугакэ одоси. В то время как в старых доспехах юруги ито не превышала по длине кэдатэ (шнуровку между обычными полосами), в современных доспехах ее размер увеличился. Юруги ито обычно имела полных 10 см от отверстия для шнуровки в до, до верха полосы кусадзури.

 

     

Подпоясывающиеся кусадзури: Хотя традиционно шнуровалось прямо от до к кусадзури, особенностью поздних доспехов стала шнуровка, уходящая в некую разновидность пояса, который уже привязывался в нескольких местах к до. Это делалось для съемных кусадзури. Это прекрасная альтернатива, если вы делаете доспехи, которые можно разобрать для упаковки.

     

Пояс имеет ширину около 2,5 см, и длину достаточную, чтобы достать от одного конца доспехов по кругу до другого конца. Если вы используете этот способ крепления, вы можете сделать все наборы кусадзури одного размера, игнорируя проблему различной ширины пластин. Более чем часто, пояс был натуральным темно-коричневым, хотя ничего не мешает вам окрасить его в черный или красный, чтобы он соответствовал вашим доспехам.

 

      Пояс удерживается простыми узлами бантом через каждые 10 см или около того, завязки при это выходят из до на талии. В любом случае, все это будет закрыто, когда вы завяжете пояс на своей талии.

 

      Альтернативы: если вы не хотите делать для подвески шнуровку, вы можете использовать кожу, или покрытые кольчугой набивные панели из ткани. Вырежьте панель длиной 12,7 см. Ширина внизу - это ширина верхней пластины кусадзури.

 

Для верхнего размера, вы должны поделить талию на число наборов полос, и использовать получившиеся число. (К примеру, если талия вашего до 98 см и вы планируете семь наборов полос, тогда верх должен быть 14 см шириной.)

     

Самые верхние 1,2 см подгибаются, поскольку вы пришиваете панель к до. Низ просто исчезает за спиной самой верхней полосы кусадзури, и пришивается рядами перекрестной шнуровки или навамэ одоси.

     

Если вы используете ткань, делайте все точно так же, как и в других частях из ткани, описанных здесь (т.е., из трех слоев) с краями, покрытыми черной окантовкой.

 

Украшение

      Вы должны копировать украшение своих кусадзури с других болтающихся деталюшек. Это означает, конечно, что они не обязаны совпадать по шаблону и стилю с до.

 

Канагу мавари

      Для до канагу мавари состоит из мунаита, вакиита, осицукэ-но-ита и ватагами.

 

Формируем пластины

Types of kanagu mawari on a dô      Вырежьте мунаита и осицукэ-но-ита по приведенному шаблону, приведенному к ширине верха татэагэ. Ширина вакиита так же зависит от требуемого вам размера подмышечного выреза.

 

Существует несколько различных способов крепления канагу мавари к до, щелкните по маленькой иллюстрации слева, и всплывет PDF, показывающий в деталях, как можно модифицировать для себя доспехи, которые вы делаете.

 

      Если вы крепите эти пластины к до, сделанному из хон кодзанэ или кирицукэ кодзанэ, либо планируете использовать ряды перекрестной шнуровки, чтобы удерживать их, положите самую верхнюю полосу вдоль соответствующей пластины и разметьте все отверстия от самой верхней линии шнуровки. Дополнительные выступы по обоим краям и в середине служат посадочными гнездами для хассо бё, проходящих через первую пластину и пластину канагу мавари. Разметьте отверстия так же и для первого, и для второго рядов. Через них пойдет шнур.Munaita patterns

     

Если вы будете приклепывать канагу мавари к до, обрежьте низ по прямой, поскольку вам понадобятся посадочные места для заклепок по всей длине пластины. Эту разницу в обрезке можно увидеть в шаблоне мунаита, в котором я даю вам три различных стиля верха мунаита и две различные линии низа.

 

      Если вы хотите использовать для крепления канагу мавари к до шнуровку подвески — необычный, но встречающийся вариант — пробейте линию отверстий для кэбики или сугакэ, по вашему выбору, с промежутками, подходящими для используемой вами шнуровки. Эта линия должна давать длину шнуровки равную кэдатэ остальных частей доспеха (если таковая где-либо есть). Это может быть невозможно в мунаита, и вам придется либо делать короче шнуровку, либо увеличить высоту мунаита. Wakiita patterns

     

Вне зависимости от типа отделки, которую вы планируете делать на канагу мавари, распространенная вещь, которую вы можете так же захотеть сделать, это отогнуть верхние 6 - 12 мм вакиита, чтобы избежать защипывания. Иногда такой же изгиб делается на мунаита, но осицукэ-но-ита неизменно плоская.

     

Сложнее всего сделать правильно такую деталь, как ватагами, поскольку шаблон реально зависит от ваших размеров. Помните, что для этой части надо использовать метал 2 или 2,5 мм. Металл испытывает нагрузки, и я люблю делать их крепкими. Oshitsuke no ita pattern

     

Шаблон, приведенный здесь - для типичного до, вероятно вам придется изменить его. Для длины, принято, что промежуток между концом ватагами и верхом мунаита должен быть 7,6 - 10,1 см. Ширину вы не должны сильно изменять. Положитесь на эмпирическое правило, что основание каждого ватагами составляет около четверти от ширины осицукэ-но-ита.

     

Разметка на боках ватагами предназначена для застежек, удерживающих содэ и/или котэ. Учитывая, что вы будете менять этот шаблон, я рекомендую вам сделать картонную модель ватагами и осицукэ-но-ита, приклеить ее к до, и попросить друга помочь вам разметить их в правильном месте. Если верх вашего плеча находится в точке А, каждая застежка должна быть примерно в 6,4 см впереди и 6,4 см позади этой точки. Watagami patterns

     

У вас есть выбор делать на ватагами одну пару застежек для котэ (если вы планируете обходиться без содэ), или  две пары (для котэ и содэ). Если ваши котэ одни из тех, что привязываются, вам понадобится только одна пара для содэ. Тем не менее, вы так же можете застегивать и те и другие одной парой, и лично я предпочитаю этот метод. Он описан в главе “Одеваем все это”.

     

Если ваш ватагами имеет прикрепленный пластинчатый или ламеллярный кохирэ, ваши застежки будут выходить под ватагами, а не поверх них. Это из-за того, что вы не можете пристегивать ваши котэ поверх крылышек.

 

Отделка пластин

      Как уже было написано в предыдущих частях, вы можете выполнить отделку канагу мавари одни из нескольких способов. Если вы выбрали панели из тисненой кожи, эти панели делаются по методикам, изложенным  в главе “Перед тем, как начать”. Они идут до концов пластин, с кобэри (окантовочная кожа) на краях. Эти края всегда покрыты фукурин, помогающим удерживать кожу на месте.

 

      Если вы украшаете канагу мавари любым способом, кроме лакировки в тот же цвет, что и в до, вы должны полностью закончить отделку до того, как делать что-либо еще. Это включает тисненую кожу или фукурин. 

 

     Отделанная пластина крепится к отделанной пластине. Другими словами, отделанный ватагами крепится к отделанной осицукэ-но-ита, и эта соединенная деталь крепится к отделанному до.

 

Крепление для сасимоно

      Чтобы сделать детали для крепления сасимоно вам понадобится опыт работы с металлом на горячую. Используйте сантиметровый брусок (круглый или квадратный).

 

A kattari      Начинайте с изготовления центральной рамки со следующими внутренними размерами: либо квадрат 3,8 см, либо круг 1,9 см. Квадрат применяется, поскольку некоторые флажки сасимоно фактически помещаются в длинный, похожий на коробку футляр, который собственно и крепится к доспехам. Если вы используете только древко флажка, делайте держатель круглым, а не квадратным.

 

      Затем сделайте две ручки. Если вы используете квадратный пруток, скруглите на 1,2 см от края каждую ручку примерно до 1 см, чтобы они смогли поворачиваться в гнездах. Если вы используете круглый пруток, слегка уменьшите диаметр на 1 см от края.

Pattern for making a kattari

      Приварите ручки к центральной рамке и спилите или сточите все выпуклости и выступы. Вы только что завершили деталь, называемую “каттари”.

 

      Поместите отделанную каттари (скобку) на осицукэ-но-ита. (Проще сделать это до того, как крепить осицукэ-но-ита к до.) Убедитесь, что середина находится на центральной линии, а края примерно на две трети ниже верха. Обведите края карандашом. Это будет отметки, по которым вы будете ставить зажимы. Для зажимов вы можете использовать либо пару шплинтов, или использовать пару лишних кусочков стержня. Хотя на самом деле это будут просто большие шплинты.

 

      Иногда вам может захотеться поставить шплинты на скобку, а затем сделать “головки” (как на заклепке или гвозде) на концах ручек, чтобы скобка не могла елозить туда-сюда в шпильках. Затем вы прикрепите шпильки к до.

      Закрепите зажимы, затем завершите осицукэ-но-ита, так, как делаете обычно. Ваш последний шаг, когда все закончено - покрыть лаком каттари и запихать ее на место в зажимы.

 

      Если вы хотите сделать нечто простое, быстрое и нарочито дешевое, вырежьте приведенный шаблон из 8-10 мм фанеры (оставшейся от изготовления вашего сундука для доспехов) и покройте черным лаком. Это крепится к до с помощью пары шнуров с каждого конца, которые приходят через пары отверстий в осицукэ-но-ита и завязываются внутри. Это предназначено для недорогих, предназначенных для вассалов типов доспехов.

An uketsubo     

Чтобы сделать кармашек для основания, матиюкэ, разметьте шаблон “чашку” на куске металла 1,2 мм, и “спинку” на куске металла 2-2,5 мм, а затем вырежьте их. Пробейте все отверстия. Pattern for an uketsubo

     

Закруглите наружу верх чашки, как показано, чтобы смягчить края, и сложите, как показано на иллюстрации. Пока ничего не клепайте.

      Выгните и выгладьте низ спинки, и поместите ее позади чашки. Вставьте две заклепки, головками внутрь чашки. Расклепайте заклепки. Ваш укэцубо закончен.

 

      Поместите его по центру низа спины до, так чтобы низ чашки был на уровне отверстий шнуровки подвески кусадзури. Разметьте отверстия карандашом, просверлите из и прикрепите матиюкэ на место с помощью коротких шнуров, завязанных внутри.

 

Изготовление маэкакэ до (хараатэ)

A three-section môgami haramaki      Если вы делаете маэкакэ до, или хараатэ, следуйте основной информации, приведенной выше (конечно, за исключением любых спинных пластин и петель). Так же разметьте края, поскольку тут нет дополнительной длины на правом боку для перекрытия с обоих сторон. На обоих краях самой нижней пластины у самой кромки пробейте отверстия для завязки на талии. Отделайте все как обычно. Иллюстрация слева показывает один из самых дорогих типов маэкагэ-до, трехсекционный могами харамаки.

 

      Ватагами для маэкакэ до мягкие. Я рекомендую крепкую кожу для ремней шириной 2,5 - 3,7 см. Для большей эстетичности вы можете разрисовать их, чтобы было похоже на тисненую кожу, или можете просто окрасить в черный или красный (оба приемлемые варианты).

 

      Отрежьте два ремня достаточной длины, чтобы достать от угла вакиита через вашу спину и вдоль противоположного плеча. Ремень должен заканчиваться примерно в 2,5 см от верха мунаита. Скруглите угла на конце и вырежьте другой конец полукругом. Полукруглый конец, конечно же, спереди. Пробейте два отверстия возле конца кохадзэ и четыре  отверстия (два раза по две пары) на другом конце для крепления перекрестной шнуровкой к вакиита.

 

      Установите кохадзэ.Detail of a haramaki wakiita

     

Пробейте две вакиита, так, чтобы отверстия соответствовали отверстиям для перекрестной шнуровки в ремнях, и прикрепите ремни на место отрезками шнура. Если вы планируете носить с этим до котэ и/или содэ, наденьте его и найдите кого-нибудь, кто поможет вам пометить место отверстий на ваших ватагами для требующихся кохадзэ. Установите кохадзэ так же, как если бы это был ватагами из твердой пластины.

     

Последняя вещь, которую вам потребуется сделать, это отрезать два куска шнура для завязок на талии.  Прикрепите шнуры. Длина должны быть достаточной, чтобы вы могли обернуть шнуры вокруг спины и завязать их спереди. Если вы предпочитаете, вы можете отрезать их еще длиннее, чтобы завязывать их на спине.

 

 

Примечание от АРФЯ "Сэнгоку Дзидай": советы, данные Брайантом в разделе Материалы относятся к мероприятиям SCA, где разрешено использования материалов-заменителей (пластик, алюминий и т.п.). Согласно требованиям реконструкции в АРФЯ все материалы должны быть как минимум натуральными.

 

 

 

This page and all contents copyright © 2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.


Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Энтони Дж. Брайанту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР "Хаттори".

 

Выкройки по ссылкам находятся на оригинальном сайте Брайанта