• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть VIII. Кабуто

 

На самом деле кабуто состоит из двух частей: хати (тулья, купол шлема) и сикоро (защита затылка и шеи). В этой главе я рассмотрю самые распространенные типы и того и другого. А в следующей главе объясню различные методы изготовления.

 

Хати


Круглые хати были мало распространены в конце XVI века, но были общепринятыми с XI по XIV век. В XVI веке было много различных форм хати, но большинство более или менее повторяли форму головы при взгляде сверху.

 

Многопластинчатые


Хотя очень немногие шлемы сделаны из одной цельной пластины, термин "многопластинчатый" используется для обозначения шлемов, у которых купол собран из множества пластинок, формой напоминающих куски пирога. Следовательно, так называемые трехпластинчатые (также известные как хинэно или эттю) шлемы дзунари ("по форме головы"), хотя и состоят из нескольких пластин, в категорию многопластинчатых не попадают.


Существует несколько типов многопластинчатых шлемов, отличающихся формой. Количество пластин купола бывает разным. Шлемы одного типа могут иметь 8, 16 или даже 120 пластин; с ребрами, выступающими заклепками или гладкими пластинами.


Основные формы многопластинчатых хати.
Сверху вниз, слева направо: Косэйдзан, Акода-нари, Госёдзан, Хэйтёдзан, Тэнкокудзан, Дзэнсёдзан.

 

Купола многопластинчатых шлемов, изготовленных в течение второй половины XVI в., были трех типов: судзи кабуто, кобоси кабуто или харибати ["кабуто" в названии означает "шлем", купола же этих типов имели названия судзибати, кобосибати и харибати. - Здесь и далее в квадратных скобках примечания переводчика]. Судзи кабуто могут быть идентифицированы по ребрам, расположенным на гранях каждой пластины ("судзи" означает "сухожилие" или "линия"). Кобоси кабуто отличаются мириадами мелких заклепок, похожих на шпильки ("кобоси" означает "маленькая звезда"). Харибати - это многопластинчатый купол, не имеющий ребер на пластинах, заклепки которого, как правило, стачиваются заподлицо ("хари" означает "растекаться").


Судзибати (обратите внимание на отверстия в косимаки для крепления сикоро, а также на ситэн-но-бё и хибики-но-ана непосредственно на хати)

 

Харибати (экземпляр в центре - на самом деле восьмипластинчатый харибати, с помощью лакировки имитирующий 62-пластинчатый судзибати)

 

Кобосибати

 

Практически все многопластинчатые шлемы имели ситэн-но-бё и хибики-но-ана. Эти элементы - пережиток старых методов изготовления. Ситэн-но-бё представляют собой четыре небольшие выпуклые клепки с тем же узором, что кобоси. Каждая клепка расположена высоко на тулье (примерно там, где заканчивается изгиб купола) и соответствует северо-восточной, северо-западной, юго-восточной или юго-западной части шлема, если за север принять центр передней части. Сразу под этой клепкой находится небольшое отверстие, хибики-но-ана. Изначально в каждом отверстии находился узел шнуровки, являвшейся частью подвесной системы внутри шлема; в более поздний период отверстия сохранялись "по традиции".

 

Дзунари


Дзунари кабуто ("по форме головы") обычно описывается как трехпластинчатый шлем. Его еще называют хинэно кабуто. Несмотря на название, в дополнение к условно приближенным к форме головы моделям существовали варианты с почти круглой тульей, остроконечные, с высокой куполообразной тульей и даже с угловатым куполом.


С точки зрения структуры существует два основных типа: в первом косимаки достигает только козырька (его можно определить по маленьким точкам шнура, удерживающего подкладку внутри купола, вдоль края козырька), во втором косимаки представляет собой замкнутое кольцо. На картинке - пример последнего варианта. В чем разница? В варианте с цельным косимаки завязки, удерживающие подкладку шлема, не видны; в варианте с усеченным косимаки подкладка пришнуровывается к козырьку, поэтому видны строчки шнура.

 

Вид спереди и сбоку типичного хинэно кабуто

 

Технически существует два типа "трехпластинчатого шлема": первый - это хинэно кабуто, второй - эттю кабуто. Они почти идентичны, за исключением одного ключевого различия: центральная пластина на хинэно кабуто располагается под козырьком, а в эттю кабуто она перекрывает козырек.


Кроме того, есть еще одно структурное отличие. В некоторых моделях косимаки имеет длину только от одного края козырька до другого по окружности. Более распространенные модели имеют полный косимаки. В моделях с более коротким косимаки подкладка крепится непосредственно к козырьку - подобная техника заметна даже при беглом взгляде на кабуто (шнуры, которыми крепится подкладка, видны в парах отверстий внизу козырька).


Гротески


Кавари кабуто ("измененные", или "гротескные", шлемы) названы так из-за их отличия от обычных шлемов. Обычно они состоят из лака, папье-маше, дерева и т.п., прикрепленных на купол хинэно кабуто, однако в отдельных случаях изготавливались непосредственно из металла. Украшения этих шлемов имеют форму морских чудовищ, голов животных, морских раковин, придворных головных уборов или других необычных объектов.

 

Сиинари ("в форме желудя") кабуто

 

Момонари ("в форме персика") кабуто. Эта модель была очень популярна в период Сэнгоку и была навеяна формой европейского кабассета

 

 

 

 


Характерные черты

 

Пластины хати скрепляются вместе при помощи косимаки, или пластины-юбки, которая окружает их у основания. Косимаки - это цельная металлическая полоса, которая соединяется спереди по центру, под козырьком. Защита шеи всегда крепится к косимаки и никогда не крепится непосредственно к пластинам купола.


У многопластинчатых шлемов имеется отверстие, называемое тэхэн, в центре вверху шлема, где встречаются многочисленные пластинки в форме кусков пирога. Это отверстие декорируется при помощи тэхэн-но-канамоно. Эта деталь была настолько распространенной, что к концу XVI в. ею могли похвастаться даже некоторые трехпластинчатые шлемы, хотя очевидно, что им она была не нужна.


В затылочной части многопластинчатых (а изредка и трехпластинчатых) шлемов крепилось касадзируси-но-кан - кольцо, предназначенное для крепления идентификационных значков. На практике это кольцо не выполняло никаких функций.


Татэмоно (нашлемное украшение) мог быть прикреплен спереди, сзади, с боков и даже наверху шлема; при этом использовалось крепление, называемое охарайдатэ. Некоторые шлемы украшались одновременно несколькими типами нашлемных украшений. Татэмоно обычно были съемными. Подобные украшения могли крепиться даже к гротескам.


Мабидзаси (козырек) был слегка выпуклым и часто имел либо позолоченную оправу (фукурин), крепящуюся по краю, либо слегка отбортовывался. Некоторые мабидзаси покрывались кожей с печатным рисунком, которая удерживалась клеем и несколькими удачно расположенными
сакура-бё.

 

Сикоро


Сикоро - это многополосная юбка из чешуек или цельных полос, которая крепится к косимаки для защиты задней части шеи.


Характерные выносы сикоро, называемые фукигаэси, изначально имели весьма утилитарное назначение. Они были спроектированы, чтобы защитить шнуровку от нисходящих ударов меча, которые могли ее перерубить. К XVI в. фукигаэси стали более рудиментарными, хотя продолжали выполнять свои функции.

 

Существовало множество стилей, от огромных вариантов, использующих две полосы (или как вариант расширение из отдельной пластины), до простых крылышек в форме ушей. Они украшались просто прорезанными, накладными или нарисованными гербами мон на прикрепленных панелях узорчатой кожи и тисненными позолотой геральдическими элементами.

 

Существует много вариантов сикоро:

 

Хинэно-дзикоро


Хинэно-дзикоро, творение оружейника, известного под именем Хинэно Орибэ-но-ками, была очень популярна во второй половине XVI в. Оно было хорошо подогнано, неплохо защищало и было легким. Все это служило аргументом в пользу его популярности.
Фукигаэси у хинэно-дзикоро практически без исключений были небольшими, по форме похожими на уши и представляли собой единое целое с пластиной хатицукэ-но-ита. Количество полос варьировалось от четырех до шести; обычно пять.

 

Итимай-дзикоро

 

Итимай-дзикоро - сикоро, состоящее всего из одной полосы (отсюда название), - встречалось очень редко. Тем не менее несколько экземпляров сохранилось, и большинство из них - на момонари кабуто.

 

Итимай-дзикоро имело одно явное преимущество - значительное снижение массы и веса, влекущее за собой и снижение защитных свойств. Некоторые экземпляры, возможно, были изготовлены с узким сикоро, однако те, что сохранились, - почти все широкие и высокие, похожие на первую пластину в каса-дзикоро.
Фукигаэси у итимай-дзикоро практически без исключений были небольшими, похожими на уши.

 

Каса-дзикоро


Каса-дзикоро получило свое название от каса, т.е. зонта. Ранние варианты каса-дзикоро располагались практически параллельно земле. В XVI в. они были уже загнутыми вниз, но все еще имели широкий силуэт и потому сохранили свое название.


Фукигаэси использовали всю гамму вариантов - от гипертрофированных до редуцированных. Обычно каса-дзикоро состояло из трех полос.

 

Итимандзю-дзикоро

 

Итимандзю означает "один изгиб" и названо так, поскольку хоть какой-то изгиб есть только у хатицукэ-но-ита. Подобно каса-дзикоро, оно слегка выпукло в дополнение к своей оборачивающей голову форме. Однако в отличие от каса-дзикоро итимандзю-дзикоро сделано из пяти или шести полос, идущих вниз и в стороны, а не просто в стороны.
Как и у каса-дзикоро, любой тип фукигаэси приемлем, однако большие варианты кажутся более практичными. Большинство сикоро этого типа имеет пять полос.

 

Командзю-дзикоро

 

Предыдущий тип сикоро иногда путают с командзю, что значит "слегка выгнутая". Для сикоро с очевидным плавным изгибом на протяжении всех полос самым точным термином будет "командзю", однако не все их различают. На самом деле это был практически стандартный образец сикоро.
Во всех других отношениях, таких как стили и типы фукигаэси, оно полностью соответствует итимандзю-дзикоро. Обычно этот тип также имеет пять полос.

 

Эттю-дзикоро

 

У этого типа сикоро практически прямые ламели с плоским профилем. Они могут опускаться строго вниз или немного расходиться наружу. В большинстве случаев эттю-дзикоро подражает эстетическим и декоративным стилям хинэно-дзикоро, поэтому также имеет маленькие фукигаэси. Обычно количество полос тоже совпадает с хинэно-дзикоро.
Этот тип сикоро может иметь фукигаэси любой формы.

 

Гэсан-дзикоро

 

Гэсан-дзикоро имеет обычную хатицукэ-но-ита, но остальные полосы - их может быть три, четыре, пять или больше - делались из трех отдельных комплектов полос, подобно секциям кусадзури. Фактически в этом и состоит смысл термина "гэсан". Часто небольшие полоски металла использовались для поддержки пластин и придания им нужной формы.
Специалист по истории доспехов Сакакибара Кодзан восхвалял гэсан-дзикоро за практичность, хотя этот тип использовался довольно редко.

 

Кусари-дзикоро

 

Кусари-дзикоро образовано "юбкой" из единственной покрытой кольчугой панели из ткани - отсюда название: "кусари" ("кольчужный") сикоро. Иногда юбка изготовлялась из нескольких секций, подобно гэсан-сикоро. Кроме того, "юбка" часто могла покрываться небольшими металлическими пластинками в дополнение или вместо кольчуги. Такое сикоро относилось к "низкому одалживаемому" доспеху, и высокоранговые воины подобное, как правило, не носили.
Очевидно, что к данному типу невозможно прикрепить фукигаэси.

 

Фукигаэси

 

Изначально фукигаэси (дословно - "отводящие удар" ["отводящие удар" все же литературный перевод, буквальный будет "отворот дуновения" ]) делались из передних частей всех полос сикоро либо из всех полос, за исключением самой нижней. Первоначальное назначение фукигаэси заключалось в том, чтобы предотвратить проскальзывание меча между пластинами сикоро и разрезание поддерживающей шнуровки при нисходящем ударе. К XV в. они сильно редуцировались и состояли только из двух верхних пластин сикоро, немного отогнутых назад. К концу XVI в. они стали совсем рудиментарными и часто были не более чем похожими на уши отбортовками самой верхней пластины (хатицукэ-но-ита). По факту некоторые шлемы были вообще без фукигаэси.


Часто фукигаэси несли на себе мон владельца. Это могла быть аппликация из позолоченной меди, нарисованный лаком герб или даже прорезной вариант. Если мабидзаси покрывался узорчатой кожей, фукигаэси, как правило, тоже (и в этом случае герб должен был быть отдельной накладной пластинкой металла)
.

 

 

 

 

Экземпляр на фото справа - с редко встречающимся креплением на петлях, он складывается или отгибается от купола.


 

Другие элементы

 

Некоторые сикоро крепились к косимаки при помощи декоративных заклепок (хассо бё), устанавливавшихся на хассо канамоно (подробности см. в разделе "Перед тем как начать"). Единственная разница между ними и прочими обычными хассо канамоно состоит в том, что те из них, что предназначены для сикоро, слегка выгнуты, следуя изгибу хатицукэ-но-ита. Впрочем, в большинстве шлемов нет этих деталей.

 

Самая нижняя секция сикоро также следовала традиции оформления других болтающихся деталей доспеха. В большинстве доспехов самая нижняя полоса отделывалась одним или двумя рядами крестообразной шнуровки, даже в том случае, если доспех сошнурован в стиле сугакэ одоси. В редких случаях, как, например, на экземпляре кобоси кабуто выше, нижняя секция сикоро была покрыта полоской медвежьего меха.


Иногда под сикоро подвешивали вторую защиту. Она называлась сита-дзикоро ("под сикоро"). Большинство сита-дзикоро были юбками из бригантины, или же юбку образовывало несколько таких панелей, хотя некоторые экземпляры покрывались кольчугой или даже пластинками санэ, нашитыми на ткань. Уэсуги Кэнсин владел несколькими шлемами с подобной дополнительной защитой
.

 

Один из шлемов Кэнсин с сита-дзикоро. Этот экземпляр выполнен из санэ, нашитых на ткань и формирующих трехпанельную юбку, которая защищает шею в тех местах, где с этим не справляется каса-дзикоро. Обратите внимание, что перехлест слоев идет в обратном направлении по отношению к обычному варианту.


Галерея кабуто

 

Следующие картинки содержат ссылки на изображения в большем разрешении (иногда очень большом), открывающиеся в отдельных окошках, чтобы вы могли смотреть на несколько шлемов сразу.

 

Хати-кэн судзи-бати кабуто (шлем из восьми пластин с ребрами). Раннее Эдо

 

Хати-кэн хари-бати кабуто (гладкий шлем из восьми пластин). Вероятно, позднее Муромати

 

Нидзю-кэн судзи-бати кабуто (шлем с ребрами из 24 пластин). [Возможно, у автора опечатка: 24-пластинчатый по-японски будет "нидзюён-кэн", а "нидзю-кэн" - это 20-пластинчатый]. Позднее Момояма - раннее Эдо. Обратите внимание, что передняя пластина примерно в три раза шире остальных.

 

Рокудзюни-кэн судзи-бати (шлем из 62 пластин с гранями). Стоит обратить внимание на ситэн-но-бё и хибики-но анна.

Вероятно, позднее Момояма

 

Это виды с боков классического для периода Сэнгоку шлема из 62 пластин

 

Хякунидзю-кэн хоси-бати (шлем из 120 пластин с клепками). Период Эдо

 

Хякунидзю-кэн судзи-бати (шлем из 120 пластин с ребрами). Позднее Мамояма или Эдо

 

Момонари кабуто. Это классический момонари кабуто, невзирая на ребра, искусственно созданные при помощи лака

 

Нидзюхати-кэн судзи кабуто (шлем из 28 пластин с гранями). Обратите внимание на большие крепления для вакидатэ (боковых украшений) на тулье шлема.

 

Классический дзунари кабуто (шлем "по форме головы").

This page and all contents copyright ©2019 by Sengoku Daimyo, LLC and the authors.

Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Перевод публикуется с разрешения правообладателя

Перевод Ивакири Дзёю, редактура/корректура Погодаев Александр, Фрадкина Виктория (с) 2011, 2022