• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть VIII. Кабуто

На самом деле кабуто состоит из двух частей: хати (тулья, "купол" шлема) и сикоро (защита затылка и шеи). В этой главе я рассмотрю самые распространенные типы обеих. В следующей главе объясню различные методы изготовления.

 

Хати
Круглые хати были мало распространены в конце XVI века, но были общепринятыми с XI по XIV век. В XVI веке было много различных форм хати, но большинство более и менее повторяли форму головы при взгляде сверху.

 

Многопластинчатые
Хотя очень немногие шлемы сделаны из одной пластины, термин "многопластинчатый" используется для обозначения шлемов, у которых купол собран из множества пластинок, формой напоминающих куски пирога. Следовательно, так называемые трехпластинчатые (также известные как хинэно или эттю) шлемы дзунари ("имеющие форму головы"), хотя и состоят более чем из одной пластины, в категорию многопластинчатых не попадают.

 

Существует несколько типов многопластинчатых шлемов, которые различаются по форме. Количество пластин купола значения не имеет. Шлемы одного типа могут иметь 8, 16 или даже 120 пластин с ребрами, выступающими заклепками или зашлифованной поверхностью.


Основные формы многопластинчатых хати.
Сверху вниз, слева направо: Косэйдзан, Акода-нари, Госёдзан, Хэйтёдзан, Тэнкокудзан, Дзэнсёдзан.

 

 

Многопластинчатые купола шлемов второй половины XVI века были трех типов: судзи кабуто, кобоси кабуто или харибати ["кабуто" в названии означает "шлем", купола же этих типов имели названия судзибати, кобосибати и харибати. - Здесь и далее в квадратных скобках - примечания переводчика].

 

Судзи кабуто могут быть идентифицированы по ребрам, расположенным на гранях каждой пластины ("судзи" значит "сухожилие" или "линия"). Кобоси кабуто отличаются мириадами мелких выпуклых заклепок ("кобоси" означает "маленькая звезда"). Харибати - это многопластинчатый купол, не имеющий ребер на пластинах и клепки которого, как правило, не выдаются над поверхностью ("хари" означает "распределять").


Судзибати (обратите внимание на отверстия в косимаки для крепления сикоро, а также на ситэн-но-бё и хибики-но-ана непосредственно на хати)

 

Харибати (экземпляр в центре - на самом деле восьмипластинчатый харибати, с помощью лакировки имитирующий 62-пластинчатый судзибати)

 

Кобосибати

 

Практически все без исключения многопластинчатые шлемы имели ситэн-но-бё и хибики-но-ана. Эти элементы - пережиток старых методов изготовления. Ситэн-но-бё представляют собой четыре небольшие выпуклые клепки с тем же узором, что кобоси. Каждая клепка расположена высоко на тулье (примерно там, где заканчивается изгиб купола) и соответствует северо-восточной, северо-западной, юго-восточной и юго-западной части шлема, если за север принять центр передней части. Сразу под этой клепкой находится небольшое отверстие, хибики-но-ана. Изначально в каждом отверстии находился узел шнуровки, являвшейся частью подвесной системы внутри шлема; в более поздний период отверстия сохранились в качестве "традиции".

 

Дзунари
Дзунари ("по форме головы") кабуто обычно описывается как трехпластинчатый шлем. Он также зовется хинэно кабуто. Несмотря на название, в дополнение к условно приближенным к форме головы моделям существовали почти круглые варианты тульи, остроконечные, варианты с высокой куполообразной тульей и даже экземпляры с угловатым куполом.

 

Если говорить о структуре, выделяется два основных типа тульи: в первом косимаки достигает только козырька (его можно определить по маленьким точкам шнура, удерживающего подкладку внутри купола, вдоль края козырька), во втором косимаки представляет собой замкнутое кольцо. Картинка - пример последнего варианта. В чем разница? В варианте с цельным косимаки завязки, удерживающие подкладку шлема, не видны; в варианте с усеченным косимаки подкладка пришнуровывается к козырьку, поэтому видны строчки шнура.

 

Вид спереди и сбоку типичного хинэно кабуто.

 

Технически существует два типа "трехпластинчатого шлема": первый - хинэно кабуто, второй - эттю кабуто. Они почти идентичны, за исключением одного ключевого различия: центральная пластина на хинэно кабуто располагается под козырьком, а в эттю кабуто она идет поверх козырька.

 

Кроме того, есть еще одно структурное отличие. В некоторых моделях косимаки имеет длину только от одного края козырька до другого по окружности. Более распространенные модели имеют полный косимаки. В моделях с более коротким косимаки подкладка крепится непосредственно к козырьку - подобная техника заметна даже при беглом взгляде на кабуто (шнуры, которыми крепится подкладка, видны в парах отверстий внизу козырька).

 

Украшенный (гротескный)
Кавари ("измененный") кабуто - "украшенный" - назван так потому, что он отличается от обычных шлемов. Обычно такие шлемы надстраивались с помощью лакированной кожи, папье-маше, дерева и прочего на куполе хинэно кабуто, однако в отдельных случаях шлемы изготавливались целиком из металла.

 

Украшения шлемов принимают форму морских монстров, голов животных, морских раковин, придворных головных уборов или других необычных объектов.

 

Сиинари ("в форме желудя") кабуто

 

Момонари ("в форме персика") кабуто. Эта модель была очень популярна в период Сэнгоку и была навеяна формой европейского кабассета.

 

 

 

 


Характерные черты

Пластины хати скрепляются вместе при помощи косимаки, или пластины-юбки, которая окружает их у основания. Косимаки представляет собой единую полосу метала, которая соединяется спереди по центру, под козырьком. Защита шеи всегда крепится к косимаки и никогда не крепится непосредственно к пластинам купола.

 

У многопластинчатых шлемов имеется отверстие, называемое тэхэн, в центре вверху шлема, где встречаются многочисленные пластинки, имеющие форму кусков пирога. Это отверстие декорируется при помощи тэхэн-но-канамоно. Эта деталь была настолько распространенной, что к концу XVI века ею могли похвастаться даже некоторые трехпластинчатые шлемы, хотя очевидно, что там она была не нужна.

В затылочной части многопластинчатых шлемов (а изредка и трехпластинчатых) крепилось касадзируси-но-кан - кольцо, предназначенное для крепления идентификационных значков. На практике это кольцо не выполняло никаких функций.

 

Датэмоно (нашлемное украшение) могло быть прикреплено спереди, сзади, с боков и даже наверху шлема; при этом использовалось крепление, называемое охарайдатэ. Некоторые шлемы украшались одновременно несколькими типами украшений. Датэмоно обычно были съемными. Даже гротескные шлемы могли иметь прикрепленные к ним датэмоно.

 

Мабидзаси (козырек) был слегка выпуклым и часто имел либо позолоченную оправу (фукурин), крепящуюся по краю, либо слегка отбортовывался. Некоторые мабидзаси покрывались кожей с печатным рисунком, которая удерживалась клеем и несколькими удачно расположенными сакура-бё.

 

Сикоро
Сикоро - это многополосная юбка из пластинок или цельных полос, которая крепится к косимаки для защиты задней части шеи.

 

Характерные выносы сикоро, называемые фукигаэси, изначально имели весьма утилитарное назначение. Они были спроектированы, чтобы защитить шнуровку от вертикальных ударов меча, которые могли ее перерубить. К XVI веку фукигаэси стали более рудиментарными, хотя продолжали выполнять свои функции.

 

Есть много стилей, начиная от огромных вариантов, использующих две полосы [сикоро] (или как вариант - отдельную пластину-надставку), до простых крылышек по форме ушей. Они украшались просто прорезанными, накладными или нарисованными гербами мон на прикрепленных панелях узорчатой кожи и рельефными позолоченными геральдическими элементами.

 

Существует много вариантов сикоро:

 

Хинэно-дзикоро


Хинэно-дзикоро, творение доспешника, известного под именем Хинэно Орибэ-но-ками, была очень популярна во второй половине XVI веке. Она была хорошо подогнана, неплохо защищала и была легкой. Все это служило аргументом в пользу ее популярности. Фукигаэси у хинэно-дзикоро практически без исключений были небольшими, по форме похожими на уши и представляли собой единое целое с пластиной хатицукэ-но-ита. Количество полос варьировалось от 4 до 6; обычно 5.

 

Итимай-дзикоро

 

Итимай-дзикоро - сикоро, состоящее всего из одной полосы (отсюда название), - встречалось очень редко. Сохранилось всего несколько экземпляров, и большинство из них - на момонари кабуто. Итимай-дзикоро имело одно явное преимущество - значительное снижение массы и веса, однако это влекло за собой и снижение защитных свойств. Некоторые экземпляры, возможно, были изготовлены с узким сикоро, однако те, что сохранились, - почти все широкие и высокие, похожие на первую пластину в каса-дзикоро.
Фукигаэси у итимай-дзикоро практически без исключений были небольшими, похожими на уши.

 

Каса-дзикоро


Каса-дзикоро получила свое название от каса, т.е. зонта. Ранние варианты каса-дзикоро располагались практически параллельно земле. В XVI веке они были уже загнутыми вниз, но все еще имели широкий силуэт и потому сохранили свое название.
Фукигаэси использовали всю гамму вариантов - от гипертрофированных до редуцированных. Обычно каса-дзикоро состояла из трех полос.

 

Итимандзю-дзикоро

 

Итимандзю означает "один изгиб", т.к. только пластина хатицукэ-но-ита реально имеет намек на изгиб. Как и у каса-дзикоро, она слегка вогнута в дополнение к своей панорамной форме. Однако в отличие от каса-дзикоро, расширяющейся только наружу, итимандзю-дзикоро имеет 5 или 6 полос, расширяющихся вниз и наружу.
Как и у каса-дзикоро, любой тип фукигаэси приемлем, однако большие варианты кажутся более логичными. Большинство сикоро этого типа имеют 5 полос.

 

Командзю-дзикоро

 

Предыдущий тип сикоро часто путают с командзю, что значит "слегка выгнутая". Более правильным будет использовать термин "командзю" для сикоро с очевидным плавным изгибом на протяжении всех полос, однако не все делают такое различие. В сущности, этот тип был обычным для сикоро.
В отношении стилей и типов фукигаэси он полностью соответствует итимандзю-дзикоро. Обычно этот тип имеет 5 полос.

 

Эттю-дзикоро

 

Эта сикоро состоит из прямых полос с плоским профилем. Они могут опускаться строго вниз или немного расходиться наружу. В большинстве случаев эттю-дзикоро подражает эстетическим и декоративным стилям хинэно-дзикоро и поэтому также имеет маленькие фукигаэси, а также количество полос, сходное с хинэно-дзикоро.
Этот тип сикоро может иметь любой тип фукигаэси.

 

Гэсан-дзикоро

 

Гэсан-дзикоро имеет обычную хатицукэ-но-ита, но остальные полосы - их может быть 3, 4, 5 или больше - состоят каждая из трех отдельных секций полос, подобно секциям кусадзури [юбки кирасы до]. Фактически в этом смысл термина "гэсан". Часто небольшие полоски металла использовались, чтобы поддерживать полосы в нужной конфигурации.
Историк-доспеховед Сакакибара Кодзан восхвалял гэсан-дзикоро за практичность, хотя этот тип довольно редко использовался.

 

Кусари-дзикоро

 

Кусари-дзикоро образован "юбкой" из одной панели покрытой кольчугой ткани (отсюда название: "кусари" - "кольчуга"). Иногда юбка изготовлялась их нескольких секций, как на гэсан-сикоро. Часто "юбка" также могла покрываться небольшими металлическими пластинками в дополнение или вместо кольчуги. Такая сикоро относилась к "одалживаемому" доспеху и, как правило, не использовалась высокоранговыми воинами.
Очевидно, что к данному типу было невозможно крепление фукигаэси.

 

Фукигаэси

Изначально фукигаэси (дословно - "отводящие удар") делались из передних частей всех полос сикоро либо из всех полос, за исключением самой нижней. Первоначальной функцией фукигаэси было предотвращение разрезания шнуровки шлема при вертикальном верхнем ударе меча.

 

К XV веку они сильно редуцировались - выполнялись только на двух верхних секциях сикоро и с небольшим отворотом назад. К концу XVI века они стали практически рудиментарными и часто представляли собой похожие на уши отбортовки самой верхней пластины сикоро (так называемой хатицукэ-но-ита). По факту некоторые шлемы вообще не имели фукигаэси.

 

Часто фукигаэси несли на себе мон владельца. Это могла быть аппликация из позолоченной меди, нарисованный лаком герб или даже прорезной вариант. Если мабидзаси покрывался узорчатой кожей, фукигаэси обычно оформлялся так же (и в этом случае герб должен был быть отдельной накладной пластинкой металла).

 

 

 

 

Экземпляр на фото справа - с редко встречающимся креплением на петлях, он складывается или отгибается от купола.


 

Другие элементы

 

Некоторые сикоро крепились к косимаки при помощи декоративных заклепок (хассо бё), устанавливавшихся на хассо канамоно (подробности см. в разделе "Перед тем как начать"). Единственная разница между ними и прочими обычными хассо канамоно состоит в том, что те из них, что предназначены для сикоро, слегка выгнуты, следуя изгибу хатицукэ-но-ита. Впрочем, в большинстве шлемов нет этих деталей.

 

Самая нижняя секция сикоро также следовала традиции оформления других свисающих частей доспеха. В большинстве доспехов самая нижняя секция отделывалась одним или двумя рядами крестообразной шнуровки, даже в том случае, если доспех сошнурован в стиле сугакэ одоси. В редких случаях, как, например, на экземпляре кобоси кабуто выше, нижняя секция сикоро была покрыта полоской медвежьего меха.

 

Иногда под сикоро носилась свисающая вторая защита. Она называлась сита-дзикоро (дословно - "под сикоро"). Большинство сита-дзикоро делалось в форме юбки или нескольких панелей по форме юбки и имело бригантинное бронирование [пластинки металла, вшитые в ткань], тогда как другие экземпляры покрывались кольчугой или даже пластинками санэ, нашитыми на ткань.
У Уэсуги Кэнсин было несколько шлемов с такой дополнительной защитой.

 

Один из шлемов Кэнсин с сита-дзикоро. Этот экземпляр выполнен из санэ, нашитых на ткань и формирующих трехпанельную юбку, которая защищает шею в тех местах, где с этим не справляется каса-дзикоро. Обратите внимание, что перехлест слоев идет в обратном направлении по отношению к обычному варианту.


Галерея кабуто

 

Следующие картинки содержат ссылки на изображения в большем разрешении (иногда очень большие).

 

Хати-кэн судзи-бати кабуто (восьмипластинчатый шлем с ребрами). Раннее Эдо.

 

Хати-кэн хари-бати кабуто (восьмипластинчатый гладкий шлем). Позднее Муромати (?)

 

Нидзю-кэн судзи-бати кабуто (24-пластинчатый шлем с ребрами). [Возможно, у автора опечатка: 24-пластинчатый по-японски будет "нидзюён-кэн", а "нидзю-кэн" - это 20-пластинчатый]. Позднее Момояма - раннее Эдо. Обратите внимание, что передняя пластина примерно в три раза шире остальных.

 

Рокудзюни-кэн судзи-бати (62-пластинчатый шлем с гранями). Стоит обратить внимание на ситэн-но-бё и хибики-но анна. Позднее Мамояма (?)

 

Это вид с разных сторон типичного для Сэнгоку 62-пластинчатого шлема.

 

Хякунидзю-кэн хоси-бати (120-пластинчатый шлем с высокими клепками). Период Эдо.

 

Хякунидзю-кэн судзи-бати (120-пластинчатый шлем с ребрами). Период Эдо.

 

Это классический момонари кабуто - хотя у него присутствуют ребра, искусственно созданные при помощи лакировки.

 

Нидзюхати-кэн судзи кабуто (28-пластинчатый шлем с гранями). Обратите внимание на большие крепления для вакидатэ (боковых украшений) на тулье шлема.

 

Классический дзунари кабуто (шлем "по форме головы").

This page and all contents copyright © 2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.

Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Энтони Дж. Брайанту.
Перевод Ивакири Дзёю, редактура/корректура Погодаев Александр, Фрадкина Виктория (с) 2011