• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Костюм


Часть II. Полные комплекты мужской одежды

 

В этой части я представлю только историческую информацию по различным полным комплектам одежды и костюмам, носившимся мужчинами. Здесь все подробности касаются полных комплектов. Чтобы узнать особенности отдельных одежд и аксессуаров, смотрите статьи о них в соответствующих главах.

       Обычно люди, носившие комплект одежды, называемый так-то и так-то описываются как в "такой-то и такой-то сугата" - это  сложно перевести на английский, но слово "сугата" обозначает "форма" и "внешний вид".

 Арадзомэ сугата

      Этот комплект - каригину из розового льна или поскони, носимое поверх черных четырехпанельных хакама. Его надевали носильщики зонтов, подаватели сандалий и другая подобная прислуга семей имперских принцев и государственных министров. Название (буквально “окрашенный розовым”) происходит от цвета каригину.

 

Части арадзомэ сугата:
Одежда Косодэ, (хитоэ), черные кукури-бакама, розовая катагину.
Дополнения
 Варадзи, маленькая татэ эбоси
   

Букан сокутай (кэттэки но сокутай) сугата

      Это официальная придворная одежда военных чиновников (что является значением “букан”). Его носили только военные чиновники четвертого придворного ранга и ниже. Мужчины с первого по третий ранг носили бункан сокутай даже если они имели военные должности.


      Основной одеждой является кэттэки но хо.


      Хотя хампи иногда была необязательна при ношении бункан сокутай, ее никогда не снимали при ношении букан сокутай.

 

Части букан сокутай:
Одежда
 
Ситодзу, косодэ, огути, акомэ, хитоэ, ситагасанэ, хампи, увабакама, окатабира, кэттэки но хо.
Дополнения
 
 Канокуцу, сэкитай, (гётай), хирао, тато, хиоги, сяку, хосо тати, хираянагуй, юми, каммури.
+++++++++++

Бункан сокутай (хоэки но сокутай) сугата

      Это официальная придворная одежда гражданских чиновников (что является значением “бункан”). Его носили все мужчины в должности. Его носили все мужчины, имеющие назначения гражданского правительства и все правительственные чиновники выше четвертого придворного ранга. Так же этот комплект одежды носил Император.


      Основной одеждой был хоэки но хо.


      При ношении бункан сокутай хампи иногда могла не одеваться, особенно в жаркое лето.
      Мечи с бункан сокутай не носили, исключая военных чиновников, нагон (членов совета) и санги (советников), и чиновников  Накацукасё (Министерства  Центральных Дел), имеющих разрешение.

 

Части бункан сокутай:
Одежда
 
Ситодзу, косодэ, огути, акомэ, хитоэ, ситагасанэ, (хампи), увабакама, окатабира, хоэки но хо
Дополнения
 
Асагуцу, сэкитай, (гётай), хирао, тато, хиоги, сяку, кадзари тати, каммури
++++++()+++++

Добуку сугата

      Состав добуку сугата не имеет единого стандарта, поскольку это одежда для отдыха. Дома некоторые могли не надевать хакама — в этом случае добуку надевался просто поверх косодэ. Более непринужденной одеждой, чем это, было только носить одно косодэ.


      На протяжении периодов Муромати - Момояма, добуку часто встречались на улицах надетыми на всех от торговцев до самураев. В этот период даже некоторые из придворной знати носили добуку дома — хотя в этом случае они были исключительно роскошными и яркими.


      Нет большой разницы, имеет добуку рукава или нет, хотя самураи часто предпочитали безрукавные добуку с разрезом на спине  — одежду, которая выглядела по крою не сильно отличающейся от дзинбаори.

 

Части добуку сугата:
Одежда 
Дзюбан, косодэ, (ситабакама), хакама, добуку.
Дополнения Варадзи, таби, эбоси, веер, (клинковое оружие).
++()++

Хакутё сугата

      Одежда сверху и снизу сделаны из одной ткани — а именно, белого льна или поскони. Верхняя вещь по существу идентична по крою с каригину, хотя чуть короче и с менее полными рукавами. Хакама - короткие кукури-бакама четырехпанельной разновидности, с манжетами, обычно туго затянутыми ниже колена. Одежда была без подклада в не зависимости от того, предназначалась она для зимы или для лета.


      Комплект специально предназначалось быть белым. Его носили слуги при дворе, а так же прислуга кугэ и букэ, и их различные гонцы и носители факелов в дороге. (Эта одежда была настолько распространена среди этой прислуги, что их так же стали называть хакутё). Этот комплект дополнялся варадзи и черной татэ эбоси. Татэ эбоси,  которое носили хакутё, было короче, чем те, что носила знать, и из менее импозантных тканей.


      С этим комплектом никакое оружие не носилось.

 

Части хакутё сугата:
Одежда
 
Косодэ, (хитоэ), белые кукури-бакама, белое хакутё каригину
Дополнения  Варадзи, маленькая татэ эбоси
+()+++

Хитатарэ (камисимо) сугата

      Придворная знать, нося хитатарэ, без вариантов надевала татэ эбоси, в то время как военные могли носить ори эбоси (т.е., самурайский эбоси). Хитатарэ и хакама почти всегда имели одинаковый узор, ткань и покрой, что делало одежду верха и низа (камисимо) соответствующим друг другу комплектом.
     

Под влиянием стилей военных домов, этот комплект в период Камакура стал носиться в качестве придворной знатью в качестве предельно неформального одеяния. Для военных это было стандартной повседневной одеждой с конца Хэйан до конца шестнадцатого века, когда катагину камисимо стало занимать его место в качестве повседневной одежды, а хитатарэ становиться (для военных) более парадной вещью.


      С этим комплектом военные обычно носили как минимум танто, если не  полноразмерные мечи, в то время как придворная знать носили его без оружия.


      Поскольку эта одежда была излюбленной у военных, иногда ее носили поверх доспехов, вместо того, чтобы носить под ними, но в этом случае шлем не одевали. Надевались котэ и до, а затем поверх них надевались хитатарэ и хакама. Рукава тогда обычно подвязывались около локтя, что давало свободу движений.

 

Части хитатарэ камисимо:
Одежда Дзюбан, косодэ, соответствующие хакама и хитатарэ.
Дополнения Варадзи, таби, эбоси, (клинковое оружие)
++++(/)

Хоко сугата

      Это полуофициальный комплект. Его носили тогда, когда не выполняли официальных функций, и он слегка опережает по формальности икан. Поскольку основой его был хоэки но хо, он подчинялся  регулирующим цвета ограничениям.


      Название дословно означает "суконные хакама", подчеркивая разницу в использовании сасинуки вместо более официальных шелковых увабакама.


      Как правило, лишь военные чиновники или люди высокого ранга носили с этим комплектом меч, и даже они при желании могли не носить его.

 

Части хоко сугата:
Одежда
 
Ситодзу, косодэ, ситабакама, акомэ, хитоэ, ситагасанэ, (хампи), сасинуки, хоэки но хо
Дополнения
 
Асагуцу, сэкитай, (гётай), хирао, тато, хиоги, сяку, кадзари тати, каммури
++++++()++++

Икан сугата

      Этот наряд по формальности чуть ниже, чем хоко, и на шаг ниже, чем сокутай. В нем используется хоэки но хо, но официальные увабакама заменяются более простыми сасинуки (как это делается в хоко), и исключаются ситагасанэ и иси но оби (входящие в состав хоко). Изначально его носили дома, но около середины периода Хэйан он становится допустимым для ношения во дворце. Его носили и те, кто носил кэттэки, и те, кто носил хоэки сокутай.


      Поскольку основной одеждой был хоэки но хо, здесь следовали регулирующим расходы законам, определяющим, какой цвет следовало носить. Фактически, использование хоэки но хо проблематично, поскольку хотя на самом деле это хоэки но хо, его носили и делали подобно носи. Это значит, что хакоэ (“карман” на спине) носили наружу, а не во внутрь, и даже хакоэ имел завязки на каждом конце, как носи. Таким образом, хо, носившееся с икан, не рыба ни мясо, это отчасти хоэки но хо, отчасти носи (хотя в том, что касается кроя, это всецело носи — но во всем, что касается цвета и узора, это хоэки но хо).


      Некоторые в слои под икан могли добавлять хитоэ, в этом случае его могли называть хитоэ икан. Хитоэ делался по тем же размерам, что и в сокутай, но ткань хитоэ имела больше вариантов, она могла быть ёкосигэбиси (как в хитоэ сокутай), или она так же могла быть тобиси, ханабиси томон, или даже одноцветный шелк без узоров. Для молодых людей предписанным цветом хитоэ был коки иро, для мужчин в цвете лет - моэги, и для пожилых это был белый или ао.


      Акомэ, носимая с икан (здесь обычно называемая просто “коромо” вместо “акомэ”) была похожа на ту, что носили с сокутай, но ее поверхность была или катадзиая или укиоримоно, и цвет с узором оставлялись на усмотрение носителя и его вкус. Подклад был из одноцветного шелка, сочетающегося по цвету с поверхностью. Когда акомэ носилось так, что его передняя кромка выглядывала из под переда хо (очень модный стиль), это называлось “идасигину”.


      В период Эдо те, кто носил икан стали надевать сасико вместо сасинуки как более легкую и удобную форму платья. Другим изменением со временем стала замена хиоги на более фамильярный современный покрытый перьями оги во время периода Муромати.
      Обычно с икан не носили меч или другое оружие. Стандартно в икан ходили босиком, но пожилым и немощным было разрешено носить ситодзу.


      Этот комплект так же назывался “тонойгину” или “тоной содзоку”.

 

Части икан сугата:
Одежда (Ситодзу), дзюбан, ситабакама, акомэ, (хитоэ), сасинуки или сасико, хоэки но хо
Дополнения Асагуцу, тато, хиоги, сяку, каммури
++++()+++

Дзикитоцу сугата

      Это был еще один тип комплекта одежды, часто надевавшейся буддистскими монахами с середины Хэйан и включая период Эдо. С годами были незначительные стилистические изменения, но сам комплект остался в повседневном использовании.


      Владелец мог выбрать кукури-бакама или обойтись без них, но обычно он надевал кяхан даже в том случае, когда находился в дороге.

 

Части дзикитоцу сугата:
Одежда Косодэ, кукури-бакама, дзикитоцу,
Дополнения Кяхан, кэса, каса, варадзи.
+()+

Катиэ сугата

      Это униформа императорской гвардии на дежурстве. Комплект так назван из-за катиэ, которая была основным предметом одежды.


      Носившейся с ней меч часто был кэнукигата тати, или тати  в  черной оправе.

 

Части катиэ сугата:
Одежда Косодэ, хитоэ, хампи, онохакама, катиэ
Дополнения
 
Варадзи или варагуцу, оги, тати, цубоянагуй, юми, хосоэй каммури ойкакэ), итибихабаки, сираоби
+++++

Каригину сугата

      С каригину  традиционно носили сасинуки, но начиная с раннего Эдо, на замену пришли суйко или онохакама. Со времен Муромати хёги был заменен на веер в стиле бомбори. Хитоэ было необязательным и могло носится или нет по желанию владельца.


      Император в отставке мог носить татэ эбоси или кадзаори эбоси, как велела их фантазия. Те, кому было позволено, надевали во дворец татэ эбоси, и дзигэ носили кадзаори эбоси.


      Для облегчения передвижения, левый нижний угол, свисающий сзади у каригину, мог быть заткнут в её пояс на талии. Этот стиль назывался “осиори”.

 

Части каригину сугата:
Одежда Косодэ, ситабакама, коромо (также утиги или акомэ), (хитоэ), сасинуки, каригину.
Дополнения Асагуцу, хиоги, тато, ситодзу, эбоси, сяку, собственный пояс
+++()+++

Карисодзоку сугата

      Это классический охотничий костюм Хэйан, который стал фактической униформой для всех, занимающихся охотой, или другой деятельностью, связанной со стрельбой из лука с лошади. Первоначально его носила гражданская аристократия, но к концу периода Хэйан его использование распространилось и на военные классы.


      Носившие этот комплект изначально имели выбор между суйкан и хитатарэ (последнее предпочиталось военными), но ко времени Эдо суйкан, кажется, перестал быть частью карисодзоку сугата.

 

Части карисодзоку сугата:
Одежда Дзюбан, косодэ, хакама, суйкан или хитатарэ, мукабаки
Дополнения (Таби), куцу, тати, эбира, юми, шляпа, югакэ, иготэ
+++[/]++

Канноси сугата

      Это неофициальный комплект, обычно носившийся придворной знатью дома, при визитах и в часы досуга. Так как цвет носи не следовал предписаниям регулирующих расходы законов, владелец был свободен (более или менее) в своих фантазиях. С разрешения этот комплект даже во дворце, в этом случае обычно надевался канноси сугата. Единственное функциональное отличие между ним и икан но сугата в том, что вместо хоэки но хо верхней одеждой было носи.


      Обычно с этим комплектом оружие не носили и не надевали.


Части канноси сугата:
Одежда
 
Ситодзу, косодэ, ситабакама, акомэ, хитоэ, ситагасанэ, (хампи), сасинуки, носи
Дополнения Асагуцу, тато, оги, каммури
++++++()+++

Катагину камисимо

      Одежда, которая является сочетанием катагину и хакама, выполненных в подходящих друг другу узорах/цветах. Завязки на талии хакама делались той же ткани и цвета, что и хакама. Когда говорят “камисимо”, обычно имеют ввиду комплект— так часто, что он стал подразумевающимся по умолчанию комплектом, с которым соотносится термин.


      Существовало две основных формы: модель до 1630-х годов (на фото внизу слева) и классическая версия Эдо (на фото справа). В эпоху Эдо в более формальных случаях обычно надевали нагабакама, в то время как в менее формальных обстоятельствах могли носится не такие официальные обычные хакама.


      В периоды Муромати - Момояма катагину и катагину камисимо стали обычными повседневными одеждами самураев. В период Эдо они были зарезервированы для более официальных случаев, и в качестве повседневной одежды заменены одним косодэ с хакама.


      В ранний период все стили цветов и узоров были широко доступны, в то время как многие имели (в дополнение к другим украшениям) мон владельца в трех местах. Катагину версии Эдо без неизменно имел более сдержанный, официальный и “униформенный” вид.

 

Части катагину камисимо:
Одежда Дзюбан, косодэ, хакама, катагину,
Дополнения Варадзи, таби, катана и/или вакидзаси, оги, (ори эбоси)
++++

Кютай сугата

Этот комплект характерен для высокоранговых представителей общества (императоров в отставке, принцев, чиновников ранга санги и выше), которые приняли обет в некоторых буддийских сектах. Кютай появился на стыке эпох Хэйан и Камакура и являлся показателем элитного статуса. Изначально хофуку был вариантом мирского сокутай, но для священнослужителей. В то время как кютай – это буддистский клерикальный вариант обывательского дофуку. Внешний слой мог содержать рисунок, в то время как подклад изготовлялся из белой ткани, так же, как и остальные слои комплекта. Скорей всего комплект носили зимой или в холодную погоду.


Основное отличие от похожего комплекта сокэн сугата в наличии широкого воротника, который оставляли в поднятом состоянии. Отсюда происходит альтернативное название комплекта – согоэри.


В документе 1396 г. комплект описывается следующим образом: кютай (зимой), длинное («удлиненное») белое хитоэ (с рисунком павловнии), длинная окатабира, сасикари (сасинуки для буддистских священников), кэса (из того же материала, с рисунком павловнии), простой белый оби, надушенный оги (веер) и нэндзю (для молитвы). Термин «длинный» для одежды подразумевает длину до пола, в отличии от коротких версий, используемых, например, в уэнохакама и сокутай сугата.


     


Части кютай сугата:
Одежда Косодэ, ситабакама, хитоэ, акомэ, сасинуки, окатабира, кютай.
Дополнения Годзё кэса
++++++

Моцукэ коромо сугата

      Это облик среднего буддистского монаха, особенно в пути, с позднего Хэйан до конца Эдо. Различные секты буддистов конечно же имели отличающийся вид одежды. Вы должны обратиться с вопросом в секту и посмотреть, есть ли у них какие-либо особенные ткани и традиционные цвета.


      Ношение хакама (конкретно кукури-бакама) было необязательным, поскольку некоторые носили удлиненное косодэ, которое выглядывало из-под нижней кромки моцукэ коромо.

 

Части моцукэ коромо сугата:
Одежда Косодэ, кукури-бакама, моцукэ коромо.
Дополнения Кяхан, кэса, каса, варадзи, собственный пояс.
+++

Носи сугата

      Это неофициальный комплект, обычно носившийся придворной знатью дома, при визитах и в часы досуга. Так как цвет носи не следовал предписаниям регулирующих расходы законов, владелец был свободен (более или менее) в своих фантазиях. С разрешения этот комплект даже во дворце, в этом случае обычно надевался канноси сугата (разница была в головном уборе).


      Обычно с этим комплектом оружие не носили и не надевали.

 

Части носи сугата:
Одежда Косодэ, ситабакама, хитоэ, акомэ, сасинуки, носи.
Дополнения  Асагуцу, тато, хиоги, сяку, татэ эбоси,
++++++

Райфуку

      Буквально “райфуку” означает “церемониальная одежда” и оно записывается двумя символами, которые по идее должны читаться как “рэйфуку”. Обычно он относится к сокутай и другим подобным одеждам, хотя “райфуку” так же относится к определенной особой группе одежд, которые практически идентичны придворной одежде Ханьского Китая, и надевались императором по особым случаям. Они не похоже на обычный сокутай, имеющий японский стиль. Однако, это значение райфуку настолько эзотерично, что его нет нужды описывать его здесь.


      Райфуку, как официальная одежда, появился как формальная одежда, носившаяся при дворе, но стал по функциям церемониальной. Он был сравнительно неизменным со дней Фудзивара/Хэйан в течении периода Камакура, но прошло время, и стали появляться изменения в моде на одежду.


      Две школы одежды периода Камакура — Микадо и Токудайдзи — стали соответственно школами Такакура и Ямасина. Эти две школы определяли форму придворной моды, и каждая имела небольшие отличия в крое (например, смотрите статью по хампи в Части Один), и предпочтительные стили ношения (например, Такакура-рю носила сокутай в одной манере, в то время, как Ямасина-рю в другой). К периоду Эдо Такакура-рю стала признанным авторитетом в методах ношения, в то время как Ямасина-рю стала экспертами в исторических аспектах и значениях.


Сокэн сугата

Комплект священников (хофуку) основывался на сокэн.

 

Он вошел в моду во время правления императора Мураками, во времена Рёгэн (Х в.), первосвященника монастыря Энрякудзи на горе Хиэй. Этот храм принадлежал к секте Тэндай и играл важную роль в религиозной и мирской жизни столицы. Этот комплект использовался священниками во время исполнения государственных церемоний.


Существовали как длинные, так и короткие версии сокэн. Он считался основой японских (и ранее китайских) буддистских одеяний, а также другой одежды, как, например, кютай, который, как считается, от него произошел. Как и другие буддистские комплекты, он был бы неполным без кэса. Сасинуки с ситабакама носились поверх нижних слоев, самым распространенным из которых было простое косодэ.


В период Муромати синтоисткие священники часто носили этот комплект из золотой парчи и сатиновых хакама во время приема посетителей.



Части сокэн сугата:
Одежда Косодэ, ситабакама, сасинуки, сокэн.
Дополнения Кэса, веер.
++++

Сокутай сугата

       В период Муромати сокутай был упрощен. Ситагасанэ, хитоэ, и катабира стали делаться одной вещью (иногда даже из одного слоя), но сконструированной так, чтобы смотреться как будто все три по отдельности были надеты. Сокутай - это не особая одежда, и не комплект одежды: скорее, это манера одеваться, аналогичная в употреблении выражениям “белая завязка” или “завязка и шлейф”. Изначально, как было объявлено императором Суйко, цвет куртки и шляпы менялись в соответствии с рангом владельца.  Как и во многих других одеяниях, узор, цвет, и наличие подкладки менялись от сезона к сезону и зависели от ранга и функций.


      Мечи с сокутай носили только военные чиновники, за исключением чиновников Министерства Центральных Дел (Накацукасё), тех, кто имел должность/ранг консультанта или советника (санги и нагон) и выше, или других членов кугё, которым это было специально разрешено. Военные чиновники в строю или при назначении в дворцовую стражу, носили так же луки и полный колчан. Было две версии (смотрите соответственно): бункан сокутай сугата, и букан сокутай сугата.

 


Суйкан сугата

            Этот комплект изначально носили придворные пятого ранга и выше (как альтернатива хитатарэ). Когда к власти пришли буси, т.е. класс военных, этот комплект стал еще более популярным.


Ранние варианты суйкан сугата шли в паре с кукури-бакама, но с начала эпохи Камакура стали распространяться хакама, сделанный из той же ткани, что и суйкан. Это были суйкан-но-хакама (также известные под названием суйканбакама или, позднее, кудзубакама, т.к. часто изготовлялись из ткани кудзу). Обычно суйкан заправляли в хакама, ношение же суйкан навыпуск и без пояса называлось оисуйкан сугата и считалось более неформальным. Аналогично, воротник либо завязывали под горлом, либо оставляли открытым, в стиле тарикуби. Последний вариант был популярен среди буси, которые использовали аналогию с хитатарэ.


Эти придворные пятого ранга и выше носили с суйкан татэ эбоси, те, кто ниже рангом, носили кадзаори эбоси. Обычные самураи могли носить просто самурай эбоси (т.е. ори эбоси).

 

В случае, когда суйкан и хакама изготовлялись из одной ткани, это называлось «суйкан камисимо», и это возможно было первым употреблением термина камисимо для парного комплекта из одинаковой ткани.

 

Части суйкан сугата:
Одежда Белый катабира, белый косодэ или дзюбан, суйкан, кудзубакама или суйканбакама
Дополнения Куцу или обуто, татэ эбоси или кадзаори эбоси или самурай эбоси, хиоги.
++++[//]

Дзосикинин сугата

      Дзосикинин были слугами во дворцах самой высокой аристократии. Их обмундирование фактически идентично таковому у хакутё, за исключением цвета каригину, имевшей один из нескольких пастельных оттенков (кукури-бакама могли быть того же цвета или белыми).

 

Слово дзосики” дословно означат “случайные цвета”, так что люди, носящие их, были дзосикинин.


      Оба вещи были сделаны из одной ткани, а именно из поскони или льна.


      С этим комплектом оружие не носили.

 

Части дзосикинин сугата:
Одежда
 
Косодэ, (хитоэ), кукури-бакама,  дзосики каригину пастельного оттенка
Дополнения  Варадзи, маленькая татэ эбоси
+()+++

 

This page and all contents copyright © 2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Энтони Дж. Брайнту.
Перевод Холодовой Л.В. КИФР "Хаттори" и Ивакири Дзёю