• Назад в раздел
• На главную
• На сайт "Сэнгоку Дзидай"

 

 

 

________________

 

 

ВСЯКОЕ-РАЗНОЕ О ЯПОНИИ


Транспорт


Японские электрички

 

 

История японских железных дорог началась в 1872 г. постройкой 29-километровой линии между городами Токио и Йокогама. В строительстве принимали участие английские инженеры, которые порекомендовали Японии узкую (Капскую) 1067-миллиметровую колею в качестве национального стандарта железных дорог. Считалось, что узкая колея окажется оптимальным вариантом для Японии с учетом ее гористого рельефа и что строительство такой колеи обойдется дешевле. Ныне более 22 тыс. км из общих 27 тыс. км железных дорог страны приходиться на этот тип колеи.

 

По многим параметрам современные японские железные дороги держат планку мирового технического первенства. Достаточно вспомнить всемирно известные скоростные поезда-пули синкансэны. О синкансэнах можно почитать в моей отдельной статье.

 

В настоящее время основным оператором пассажирских перевозок на японских железных дорогах является корпорация Japan Railways (JR Group). Это группа из шести компаний, которые появились в результате приватизации в 1987 г. государственной компании Japanese National Railways (Нихон Кокую Тэцудо). Три из них (компании JR West, JR Central и JR East) "поделили" основной остров Хонсю, а три - работают на остальных трех крупных островах и называются соответственно (JR Hokkaido, JR Kyushu и JR Shikoku).

 

 

Несмотря на приватизацию, контроль как минимум трех компаний (не основного острова) остался за государством. На долю JR Group приходится около 70% пассажирских перевозок в стране и почти 100% перевозок на дальних маршрутах. Остальные 30% приходится на частные компании, в число которых входит 16 довольно крупных. Например, Tobu Railway, Kintetsu Railway, Keisei Electric Railway и др. Совсем мелкие частные компании, как правило, имеют всего пару составов и обслуживают участок дороги в десяток станций.

 

Поезда в Японии разделяются на несколько категорий в зависимости от количества остановок. "Местные" (Фуцу рэсся / Local train) останавливаются на всех станциях и полустанках. Более быстрые имеют названия "скоростной" (Кайсоку / Rapid), "экспресс" (Кюко / Express) и "быстрый экспресс" (Токкю / Limited Express). На загруженных линиях с разветвленной системой маршрутов к типам поездов прибавляются также приставки "полу-", "пригородный", "ускоренный" и т.д. - например, пригородный полуэкспресс (Section Semi-Express) на линии Тобу Исэсаки. Синкансэны исключены из этой классификации и проходят под именем "суперэкспресс".

 

Большинство междугородних и некоторое количество пригородных маршрутов поездов имеют собственные названия, и цифровое обозначение в этом случае не используется. Например, аэроэкспресс из аэропорта Кансай в город Киото называется Харука, а один из экспрессов между Саппоро и Хакодатэ на Хоккайдо носит название Супер Хокуто, и т.д.

 

Экспресс Харука

 

Экспресс Супер Хакуто


Однако хотелось бы остановиться на обычных электричках, этаких железнодорожных трудягах. На загруженных линиях между большими городами, как правило, курсируют привычные нам составы из десятка вагонов. На небольших же линиях это обычно пара-тройка, а то и всего один вагон-мотриса. В большинстве случаев такие поезда "одеты" в довольно скучные ливреи типа такой:

 

 

Однако в некоторых городах поезда местных электричек ярко раскрашены и несут на себе мотивы местных достопримечательностей, изображения героев местного фольклора или современных мультимедийных персонажей. Такие "дизайнерские" ливреи поездов я пока встречал только в Японии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это уже не совсем электричка, а трамвай. Однако, несмотря на законодательное разделение в Японии рельсовых систем на железнодорожные (тэцудо) и трамвайные (кидо), грань между электричками и трамваями часто довольно зыбка. Особенно это заметно на примере некоторых городских метрополитенов, которые используют в качестве подвижного состава не привычные нам подземные поезда, а обычные электрички, которые могут часть пути проходить по подземным коммуникациям, а затем выйти на поверхность и продолжить путь за город. Так вот, к примеру, муниципальное метро города Осака относится к трамвайной системе линий, а метро многих других городов - к железнодорожной. На фото выше и ниже - вагоны частной трамвайной линии Рандэн в Киото. Линия Рандэн принадлежит компании Keifuku Electric Railroad, являющейся, как ни странно, единственным трамвайным оператором в этой древней столице.

 

Марчук Иван , сентябрь 2017 г.

редактура/корректура - Фрадкина Виктория