Воин
икко-икки (современная реконструкция)

Аркебузир
икко-икки. Современная историческая реконструкция. Воин
одет в черный доспех могами-хараатэ с иссиня-черными шнурами,
соединяющими горизонтальные пластины доспеха. Такое попарное плетение
шнура называлось сугакэ-одоси. Доспех из трех частей -
нагрудной и двух боковых - оставляет спину воина открытой. Между
собой нагрудник и боковины соединяются железными петлями. Внизу
к каждой из трех секций доспеха шнурами прикреплен трапециевидный
набедренник - гэссан. Каждый гэссан состоит из четырех
горизонтальных пластин, соединенных двойными шнурами.
Верхнюю
часть руки закрывают небольшие наплечники тосэй-содэ, также
с по парным плетением, однако нижняя пластина наплечников переплетена
в классическом стиле хисинуи - снизу вверх расположены
два горизонтальных ряда х-образных перехватов шнура, а затем один
ряд шнура, пропущенного через отверстия в пластине как бы пунктиром.
Отступлением от классического рисунка является одинаковый цвет
шнуров во всех рядах, в то время как х-образные перехваты должны
быть красными, а "пунктирный" шнур - пестрым. Нижнюю часть руки
защищают сино-готэ из узких черных пластин, присоединенных
звеньями кольчуги к черной основе из плотной ткани. Обращает на
себя внимание характерный шлем из железных пластин, соединенных
ковкой и заклепками, причем и ковка, и заклепка выполнены нарочно
выпукло. Впечатление некоторой грубоватости шлема еще более подчеркивается
чеканкой. В целом шлем (т.н. Сайка-бати, или Харута-бати) характерен
для школы оружейников Сайка, располагавшейся в одноименном городе
провинции Кии.
Некоторый
диссонанс в образ вносит полумаска ханбо. Покрытая красным
лаком, она явно относится к другому доспеху. Воин вооружен аркебузой,
которая выглядит несколько короче сохранившихся аркебуз XVI в.,
и двумя мечами. За пояс заткнут режущей кромкой лезвия кверху
короткий меч косигатана, а на боку висит лезвием книзу
длинный меч тати. Такое сочетание было более характерно
для всадника, чем для пехотинцев, которые уже с середины XVI в.
носили мечи катана и вакидзаси.
Два
предмета дают понять, что перед нами солдат секты Икко: шлем украшен
навершием маэдатэ, выполненным в виде знаков санскритского
алфавита, употреблявшегося только в сакральных целях, а на красном
знамени сасимоно изображен черный трехногий ястреб, являвшийся
символом святилища Кумано в провинции Кии.
Воин
не похож на рядового пехотинца асигару, которые обычно
довольствовались простой кирасой и треугольной шляпой дзингаса,
однако и на знатного самурая, которых было немало в рядах икко-икки,
он тоже не похож. Скорее всего, это мелкий самурай-землевладелец
в ранге тэппо ко-гасира (старшина аркебузиров), командующий
отрядом в 10-30 человек.
|