Рэннё
(1415-1499)

Портрет
Рэннё, рисунок эпохи Муромати
Рэннё
был сыном Дзоннё, 7-го председателя (монсю) буддийской
школы Дзёдо-синсю. Про мать ничего не известно. Признано, что
она была из незнатного рода. В 1421 году Дзоннё разлучил Рэннё
с матерью. В Рэннё возник конфликт с мачехой Ниоэнни, которая
пыталась сделать наследником школы своего сына Огэна. Однако благодаря
дяде Ниодзё, Рэннё избран наследником Дзоннё. В 1457 году после
смерти отца он возглавил Дзёдо-синсю, став ее 8-м патриархом.
Тогда же Рэннё начал активную работу как миссионер в провинции
Оми для содействия повышению благосостояния школы. Однако продвижение
идей школы Дзёдо-синсю обижало монахов старейших храмов школы
Тэндай, и Рэннё был вынужден бежать в провинцию Оми, когда был
атакован монахами Энрякудзи в 1465 году. В 1469 году перебирается
в провинцию Канто.
В 1471 году Рэннё снова был вынужден бежать. Он отправился к Ёсидзаки,
где построил храм, который привлёк множество последователей. Идеи
Рэннё во многом предназначались для крестьян, которые позже формируют
движение икко-икки.
Рэннё был пацифистом, однако, признавая опасность для своих последователей
и их храмов от других религиозных направлений от даймё,
он поддерживал укрепление храмов и обучение икко-монто (последователей)
военному делу.
В 1475 году он вернулся в Киото и создаёт новые храмы, а также
новую базу школы - монастырь Ямасина Хонгандзи. В это же время
Рэннё установил новую форму литургии (хонгё), включая элементы,
которые станут основой Хонгандзи-синсю буддизма. Он также переписал
множество буддийских текстов в азбуку кана, делая тексты
более доступными для обычного малограмотного человека.
В 1496 году
Рэннё удалился в сельский район реки Ёдо, где построил келью.
Эта область была известна как "о-сака" ("большой
склон"). Его небольшая келья быстро выросла в храм и наполнилась
последователями. Уже ко времени смерти Рэннё в 1499 году этот
комплекс зданий стал известен как монастырь
Исияма Хонгандзи, который оказался крупнейшим укреплённым
монастырём в японской истории.
Велика была значимость Рэннё в учении Синран. Его пасторальные
письма известные как "Гобун сё" или "Офуми",
часто прочитывались вслух во время проповедей. В то же время были
и разговоры о правильности политики Рэннё. С одной стороны, Рэннё
организовал Синсю в последовательную структуру - перевёл учение
Синран на более простой язык и развивал простую литературу. С
другой стороны, Рэннё внедрял в Синсю некоторые элементы, относящиеся
к доктрине конкурента Сэйдзан Дзёдо и также допускал веру в синто-ками
(богов из синтоизма) в большей степени, чем это было характерно
для Синрана. Вместе с тем без усилий Рэннё секта Дзёдо-синсю почти
наверняка была бы разрушена и поглощена другими школами. Последователи
записывали проповеди и высказывания Рэннё, которые вошли в сборник
"Гойтидай Кикагаку" ("Запись услышанного").
Движение
икко-икки (последователей Дзёдо-синсю) увеличило своё влияние
в провинциях Кага и Этидзэн и становилось все более неуправляемым.
В 1488 году они вытеснили губернатора провинции Кага на имя Тогаси
и фактически взяли под свой контроль всю провинцию. Движение икко-икки
раз за разом наносило поражение воинам клана Асакура из Этидзэн,
которых послало бакуфу, чтобы утихомирить восставших. После
смерти в 1499 году Рэннё влияние его школы продолжало расти.
Статуя
Рэннё в храме Тёфукудзи
|